Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 20:18, курсовая работа
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему исследования;
2. Выявить уровень сформированности фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень).
3.Разработать и апробировать комплекс упражнений и заданий, направленный на формирование фонематического слуха у детей изучаемой категории.
Анализируя результаты заданий в целом, можно сказать, что дети с ОНР показали средние и низкие результаты сформированности фонематических процессов, что позволяет говорить о недостаточно тонкой дифференциации не только акустических, но и артикуляционных образов слов у детей.
Неудачное выполнение заданий на фонематический анализ можно объяснить трудностями расчленения слова на составляющие его звуки, определения порядка их следования; недостаточно дифференцированными между собой представлениями об элементах речи, не сформированностью фонематического анализа как умственного действия. У детей с ОНР отсутствует четкое представление о звуковом составе слова.
Полученные экспериментальные данные и современные представления науки об особенностях фонематического развития дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня составили основу комплекса коррекционно-развивающих упражнений и заданий и были направлены на:
Указанная система была апробирована во время обучающего эксперимента, целью которого являлось развитие фонематического слуха у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Учитывая, что для детей с ОНР характерны отвлекаемость, пониженная наблюдательность к языковым явлениям, плохое запоминание речевого материала, в системе коррекционного обучения были предусмотрены специальные упражнения, направленные на развитие внимания и произвольного запоминания, а так же проведенные в середине занятия динамической паузы.
Основу разработанного комплекса составили упражнения и задания, предложенные Р.И. Лалаевой, И.В. Лопухиной, Т.А. Ткаченко, М.Ф. Фомичевой, Г.А. Тумаковой и др.
Обучающая система состояла из четырех блоков. Задания первого блока были направлены на формирование произношения, задание второго блока – на развитие у детей фонематического восприятия, задания третьего блока - на формирование фонематических представлений, задания четвертого блока - на развитие фонематического анализа и синтеза. Разграничение носило условный характер, так как в процессе работы данные направления были тесно взаимосвязаны и на каждом занятии применялись задания из каждого блока.
Для оценки эффективности разработанного комплекса упражнений и заданий был проведен контрольный эксперимент, который продемонстрировал положительную динамику фонематического развития детей с общим недоразвитием речи в ЭГ. Разница динамики фонематического развития между констатирующим и контрольным этапом в ЭГ составила 50 %, в то время как в КГ (10 %).
Положительная динамика фонематического развития у детей с общим недоразвитием речи отражена не только в качественных показателях, но и в количественных. При анализе результатов исследования мы видим, что на контрольном этапе ни один ребенок не показал результатов ниже, чем на констатирующем. 70 % участников эксперимента улучшили количественные показатели, перешли на более высокий уровень фонематического развития, причем 30 % детей набрали максимальное количество баллов, что свидетельствует о высоком уровне фонематического развития. В контрольной группе показатели изменились не так значительно.
В результате исследования мы получили подтверждение выдвинутой в работе гипотезы, доказав, что развитие фонематического слуха у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня эффективно, если на логопедических занятиях применять комплекс упражнений и заданий, направленный на формирование правильного произношения; фонематического восприятия, фонематического представления, фонематического анализа и синтеза.