Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 20:18, курсовая работа
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему исследования;
2. Выявить уровень сформированности фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень).
3.Разработать и апробировать комплекс упражнений и заданий, направленный на формирование фонематического слуха у детей изучаемой категории.
Условия организации эксперимента:
Для проведения эксперимента были выбраны две группы (экспериментальная и контрольная). Экспериментальную группу (ЭГ) составили дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) в количестве 10 человек. Контрольную группу (КГ) составили дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) также в количестве 10 человек.
Условия исследования:
Сроки констатирующего эксперимента - 14.09.2009г. по 25.09.2009 г.
С целью диагностики уровня развития фонематического слуха у дошкольников с ОНР (III уровень) нами были использованы методики О.Б Иншаковой, Г.В. Чиркиной, Н.А. Чевелёвой, Т.Б. Филичевой, и др.
Исследование включало в себя четыре блока.
Обработка и анализ результатов обследования звукопроизношения у детей дошкольного возраста в ЭГ представлены в таблице 1 (см. приложение 1).
В результате обследования звукопроизношения у детей 6-7 лет с ОНР в ЭГ нами было выявлено, что нормальное произношение звуков не наблюдалось ни у одного ребёнка. Чаще всего у детей с ОНР нарушена не одна, а несколько групп звуков. Прежде всего, это сложные по артикуляции переднеязычные звуки: свистящие, шипящие и сонорные. Несформированность звуковой стороны речи выражалась в заменах (50 %), пропусках (30 %). Искаженное произношение отмечалось у 100 % детей, смешение звуков у 20 %. (см. рисунок 1).
Рис.1. Гистограмма уровней сформированности звукопроизношения у детей ЭГ на констатирующем этапе исследования
В КГ нормальное произношение обследуемых звуков не наблюдалось ни у одного ребёнка. Несформированность звуковой стороны речи выражалась в заменах - 90 %, искаженное произношение отмечалось у 100 % дошкольников. Смешение звуков, пропуски у данной группы детей не наблюдались. (см. рисунок 2).
Рис.2. Гистограмма уровней сформированности звукопроизношения у детей КГ на констатирующем этапе исследования
Обработка и анализ результатов обследования звукопроизношения у детей дошкольного возраста КГ приведены в таблице 2 (см. приложение 1).
Анализ полученных данных позволяет констатировать, что чаще всего у детей с ОНР нарушена не одна, а несколько групп звуков. Cамыми распространенными у дошкольников оказались нарушения произношения сонорных звуков [Р], [Л], которые являются наиболее яркими в акустическом плане и наиболее сложными в артикуляторном (30 %). Звук [Л] либо первоначально отсутствовал, либо имел место губно-губной ламбдацизм. Звук [Р] был представлен одноударным вариантом, велярным ротацизмом или отсутствовал. За ними следуют группы свистящих и шипящих. Звуки, входящие в эти группы, являются акустически близкими между собой в противовес сонорным. Нарушение свистящих в большинстве случаев было представлено межзубным сигматизмом. Несформированность звуковой стороны речи выражалась в заменах (50 %), пропусках (30 %), в смешении звуков у 20 %. Искаженное произношение отмечалось почти у всех детей.
2. Блок. Обследование фонематического восприятия.
Для оценки состояния фонематического восприятия в диагностический комплекс были включены задания, направленные на узнавание, различение и сравнение отдельных звуков в ряду звуков и слов-паронимов. Особое внимание в заданиях обращено на различение свистящих и шипящих, глухих и звонких, твердых и мягких фонем (см. приложение 2).
3. Блок. Обследование фонематических представлений.
Для определения состояния фонематических представлений использованы задания на дифференциацию звонких и глухих согласных и подбор слов на заданный звук (см. приложение 3).
4. Блок. Обследование фонематического анализа и синтеза слов.
Оценка уровня фонематического анализа проводилась посредством заданий на определение и сравнение первого звука в рядах слов, определение последовательности звуков в словах, а также на определение количества звуков в словах. Кроме того, предлагалось задание на оценку фонематического синтеза (см. приложение 4).
Критерии оценок по блокам зафиксированы в приложении 5.
Изучив уровень сформированности фонематического слуха у детей с ОНР ЭГ и КГ на констатирующем этапе эксперимента (см. приложение 6, таблицы 1, 2,), мы получили следующие результаты.
1. В ЭГ 30 % детей набрали количество баллов, соответствующее начальным показателям высокого уровня фонематического развития; 50 % детей набрали от 4 до 6 баллов, что соответствует среднему уровню. Низкий уровень развития фонематического слуха показали 20 % дошкольников (см. рисунок 3).
Рис.3. Гистограмма уровней сформированности фонематического слуха у детей ЭГ на констатирующем этапе исследования
2. Только один ребенок из КГ имеет низкий показатель фонематического развития, что составляет 10 %; 70 % детей набрали от 4 до 6 баллов, что соответствует среднему уровню, 20 % дошкольников набрали количество баллов, соответствующее начальным показателям высокого уровня фонематического развития (см. рисунок 4).
Рис.4. Гистограмма уровней сформированности фонематического слуха у детей КГ на констатирующем этапе исследования
Изучив данные диагностики, можно констатировать следующее.
Сформированность фонематического слуха у детей с ОНР находится на среднем и низком уровне в ЭГ низкий уровень отмечен у 20 %, средний у 50 %, высокий у 30 %; в КГ низкий уровень выявлен у 10 %, средний у 70 % и высокий у 20%.
При исследовании фонематического слуха было выявлено, что задания на исследование фонематического восприятия больших затруднений не вызывало. Дети самостоятельно исправляли ошибки по ходу работы или же после замечания экспериментатора. Ошибки проявлялись в том, что дети смешивали заданные звуки с близкими им по звучанию, что позволяет говорить о недостаточно тонкой дифференциации не только акустических, но и артикуляционных образов слов у детей.
Исследование фонематических представлений включало в себя две серии заданий: 1-я серия - отбор картинок с заданным звуком [Д], 2-я серия - нужно было самому придумать слова со звуком [С]. Лишь 10 % детей выполнили оба задания в полном объеме. При отборе картинок на заданный звук дети, усвоив принцип отбора, не всегда откладывали все имеющиеся картинки с этим звуком, т.к. у дошкольников с ОНР прослеживается недостаточная устойчивость внимания. Детям этой категории очень сложно составить программу своих действий.
Было установлено, что все три картинки, содержащие в названии звук [Д], правильно выбрали 25 % детей с ОНР.
При обследовании дошкольников по 2-ой серии были получены следующие результаты.
Смогли придумать слова на заданный звук [С] 60 % испытуемых с ОНР. Но и здесь не обошлось без ошибок. Ошибки проявлялись в замене артикуляторно и акустически близких звуков [C] – [Ц], [С'], [З], (например, слова на звук [С]: зонтик, цветы) - 20% детей.
Отмечалось также следующее: испытуемые, начав правильно выполнять задание, переключались на придумывание слов, не содержащих заданный звук (пример, слова на звук [С] - собака, коска) - 10 % дошкольников.
В основном испытуемые придумывали слова, где заданный звук стоял только в начале слова (40% детей). И всего 15% детей придумали слова, где этот звук стоит и в конце слова и в середине. Например, доска, автобус, коса.
Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о недоразвитии фонематических представлений у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень).
Наибольшие затруднения у испытуемых вызвали задания на определение уровня фонематического анализа и синтеза.
Выделение первого звука в словах у детей не вызвало затруднений, но практически всегда приходилось прибегать к интонационному выделению звуков. Тем не менее, это не всегда помогало. Максимальную сложность представил полный анализ слов, т.е. определение последовательности и количества звуков. Характерной ошибкой был пропуск гласных. Еще одной характерной ошибкой было перечисление слогов вместо звуков (пример, БУСЫ 1-ый звук БУ, 2-ой СЫ). Такая ошибка встречалась у 20% детей. При определении количества звуков дошкольниками тоже допускалось множество ошибок. Зачастую дети число звуков определяли наугад. Например, слово МАК разложили на звуки [М] и [К]; на вопрос о количестве звуков в этом слове отвечали: «три».
Следует отметить, что невозможность определить последовательность и количество звуков в словах является следствием отставания в развитии аналитико-синтетической деятельности мозга у детей рассматриваемой категории.
Исследование фонематических функций включало в себя исследование фонематического синтеза слов. Дети должны были синтезировать из звуков слова (односложные и двухсложные). 5% детей безошибочно составили все слова из данных звуков. 10% детей с выполнением этого задания не справились. Эти дошкольники либо назвали слова наугад, либо вообще ничего не могли сказать. Нередко, синтезируя звуки, дошкольники получали совершенно другие слова. Например, ПАПА вместо ЛАПА, УТКА вместо РУКА. Эта ошибка встречалась у 15 % детей. 40 % испытуемых не смогли осуществить синтез односложных и 30 % двухсложных слов.
Проведенное исследование языкового анализа и синтеза детей с ОНР позволило выявить недоразвитие этих операций. Это ярко проявилось как при анализе, так и при синтезе. Дети недостаточно сознательно оперировали элементами языка. Дети либо недостаточно, либо абсолютно не усвоили разницу между понятиями «звук», «слог». Все это свидетельствует о неготовности детей к овладению грамотой.
Анализ результатов констатирующего этапа исследования позволяет сделать следующие выводы.
Таким образом, наиболее характерными для детей с общим недоразвитием речи являются нарушения звукопроизношения, проявляющиеся одновременно в искажении и заменах различных групп звуков. Причинами неправильного произношения звуков является недостаточная сформированность артикуляционной моторики и недостаточная сформированность фонематического слуха, в результате чего дети произносят звук не точно и не слышат разницы между звуком и его заменителем.
2. Сформированность фонематического слуха у детей с ОНР находится на низком и среднем уровне. При исследовании слуховой дифференциации звуков на материале слов - паронимов, слоговых дорожек было выявлено, что испытуемые плохо справлялись с заданиями.
Правильное выполнение этого задания было отмечено в 23% случаев. Наиболее часто дети неверно указывали на картинку из-за недостатка лексического запаса, а также, если в её названии содержались звуки, отличающиеся по признаку звонкости, глухости. Дошкольники не могли повторить слоговые дорожки с первого раза. Наблюдались перестановки слогов, нарушение различия звуков, сложность в переключении с одного слога на другой.
В ЭГ низкий уровень был выявлен у 20% детей (по признаку твёрдости и мягкости). Это ещё раз указывает на слабость слуховых дифференцировок у испытуемых. КГ выполнила это задание на среднем уровне. Правильные ответы зафиксированы у 20% дошкольников. Ошибки у детей ЭГ наблюдались в различении слов - паронимов по признаку акустически близких, но артикуляторно далёких (коза-коса). Вероятно, относительно низкий показатель неправильных ответов при воспроизведении слов по данному признаку может свидетельствовать о том, что большую роль в нарушении дифференциации играет трудность в артикулировании некоторых звуков. Это объясняется тем, что у детей с ОНР в силу пониженной познавательной деятельности обеднён словарный запас - как активный, так и пассивный.
3. Анализируя результаты заданий в целом, можно сказать, что дети с общим недоразвитием речи показали более низкие результаты сформированности фонематических процессов, что позволяет говорить о недостаточно тонкой дифференциации не только акустических, но и артикуляционных образов звуков у детей. Такой характер выполнения заданий на фонематический анализ можно объяснить трудностями расчленения слова на составляющие его звуки, определения порядка их следования; недостаточно дифференцированными между собой представлениями об элементах речи, несформированностью фонематического анализа как умственного действия. У детей с ОНР отсутствует четкое представление о звуковом составе слова.
4. С учетом полученных данных можно отметить, что логопедическую работу по развитию фонематического слуха необходимо направить на:
По завершении констатирующего этапа исследования был проведен формирующий.
Цель: разработать и апробировать комплекс упражнений и заданий, направленный на развитие фонематического слуха у детей с ОНР (III уровень).
Процесс развития фонематического слуха у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) строился с учетом общедидактических принципов:
- принцип системности и последовательности предполагает адаптацию содержания методов и приемов логопедического воздействия. Поэтапность в работе, обусловлена представлением о речи как о системе усвоения, элементы которой протекали взаимосвязано и в определенной последовательности.