Развитие фонематического слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему исследования;
2. Выявить уровень сформированности фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень).
3.Разработать и апробировать комплекс упражнений и заданий, направленный на формирование фонематического слуха у детей изучаемой категории.

Файлы: 1 файл

razvitie_fonematicheskogo_sluha_u_detei_s_obshim_nedorazviti.doc

— 875.50 Кб (Скачать файл)

 На этом этапе работа проходила  в следующих направлениях:

  1. Вычленение первого ударного гласного из слова.

Предлагалось следующее задание, например, «Мой гласный».

Цель - научить детей выделять заданный звук из слова.

  Каждому ребенку выдавалась  картинка. Он должен был назвать  ее, выделяя первый звук. Произносились  слова, ребенок поднимался с места, если заданное слово начиналось с такого же звука как у него. Например, елка, яблоко, утка, яхта.

  1. Вычленение первого согласного из слова.

         Логопед  предлагал задание «Шифровальщик».

3.Определение последнего согласного  в слове.

Это умение воспитывалось последовательно и вначале проводилось на обратных слогах (ам, ус, ох и т.д.), затем предъявлялись слова, сходные по составу с ранее предъявляемыми слогами  (ам – сам, уп – суп и т.д.).

4.Определение места в слове (начало, середина, конец).

Эту работу мы  начинали с уточнения,  если звук не первый и не последний, то он находится в середине. Вначале детям предлагалось определить место ударного гласного в односложных - двусложных словах. Например,  (а) – улитка, мак, мука.

III  Этап: Определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам.

Работа по формированию сложных форм фонематического анализа проводилась следующим образом:

    1. формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, внешние действия.
    2. формирование действий фонематического анализа в речевом плане.
    3. формирование действия фонематического анализа в умственном плане.

На этом этапе дети определяли количество, последовательность и место звуков, не называя слова (например, они отбирали картинки, в названиях которых пять звуков, без называния картинок).

Детям предлагалось задание «Заколдованное слово». Логопед рассказал детям историю о заколдованных словах. Дети должны были расколдовать их, назвав последовательно звуки, из которых состоит слово (ум, бал, лужа, лампа).

Все задания, предложенные на развитие фонематического анализа и синтеза (см. приложение 14).

По завершении формирующего этапа исследования потребовалось установить степень его эффективности. В этой связи был организован и проведен контрольный этап педагогического эксперимента.

 

2.4. Результаты экспериментальной  работы

 

Цель: выявить эффективность проведенной работы, направленной на развитие  фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень).

Задачи данного эксперимента:

  • провести обследование детей по отобранным ранее диагностическим методикам;
  • проанализировать полученные на контрольном этапе данные, подвергнув их качественному и количественному анализу;
  • представить сопоставленный анализ результатов констатирующей и контрольной частей педагогического эксперимента;
  • выявить эффективность реализованной коррекционно-педагогической работы.

Условия организации эксперимента

В контрольном этапе исследования приняли участие обе группы дошкольников с ОНР (ЭГ и КГ).

Сроки контрольного этапа эксперимента –  с 25.01.2010 г. по 02.02.2010 г.

Для диагностики и установления динамики развития фонематического слуха  и звукопроизношения у  дошкольников с ОНР (III уровень) в результате логопедической работы были использованы задания констатирующего этапа с измененным речевым материалом.

Анализируя данные, можно констатировать, что у детей с ОНР в ЭГ на контрольном этапе у 50 % встречаются нарушения произношения только соноров (см. приложение  15, таблица 1).

Анализ  данных  в КГ показал, что у 40 % детей  наблюдаются нарушения группы сонорных звуков. Это проявляется в заменах и искажениях во всех речевых ситуациях. Другие звуки групп доступны правильному произношению, но в спонтанной речи встречаются искажения и замены (см. приложение  15, таблица 2).

Для сравнения уровня сформированности звукопроизношения мы вычислили средний балл по каждой группе звуков в экспериментальной и контрольной группах.

     Уровень звукопроизношения у дошкольников экспериментальной группы значительно улучшился. Все 100 % испытуемых показали положительную динамику, набрав на контрольном этапе большее количество баллов.

Динамика в развитии звукопроизношения   у дошкольников с ОНР (III уровень)  ЭГ отражена на рисунке 5.

 

              

 Рис. 5. Гистограмма, отражающая динамику развития звукопроизношения у детей ЭГ

    

Уровень звукопроизношения в КГ  изменился незначительно,  трое  дошкольников набрали такое же количество баллов, как на констатирующем этапе. Количественные данные получили отражение на рисунке 6.

Рис. 6. Гистограмма, отражающая динамику

развития звукопроизношения у дошкольников КГ

 

Анализируя результаты, полученные в ходе диагностики, мы можем проследить динамику развития фонематического слуха у испытуемых.

На контрольном этапе эксперимента в ЭГ средний уровень сформированности фонематического слуха продемонстрировали  20 % испытуемых; 80% детей  набрали количество баллов, соответствующему высокому уровню фонематического развития, причем 30% детей набрали максимальное количество - 9 баллов  (см.приложение 16, таблица 1).

В КГ  низкий показатель фонематического развития  составляет 10 %. В то же время  60 % детей набрали от 4 до 6 баллов, что соответствует среднему уровню. Высокий уровень фонематического развития обнаружен у 30 % дошкольников (см. приложение 16, таблица 2).

Таким образом, на контрольном этапе мы получили следующие данные. В экспериментальной группе высокий уровень выявлен у 80 % детей; средний  уровень отмечается у 20% детей. Низкий уровень у детей не отмечался. В контрольной группе  высокий уровень показали 30 % детей; средний  уровень обнаружен у 60 % детей. Низкий уровень выявлен в  10 % случаев. Следовательно, в экспериментальной группе результаты сформированности фонематического слуха улучшились (см. рисунок 7).

                                 

Рис. 7 . Гистограмма, отражающая динамику

развития фонематического слуха у детей ЭГ

 

Сопоставительный анализ полученных данных позволяет отметить, что дети ЭГ справились с заданиями лучше, чем их сверстники КГ, что говорит об эффективности проведенной экспериментальной логопедической работы (см. рисунок 8).            

                            Рис. 8. Гистограмма, отражающая динамику

 развития фонематического  слуха у детей ЭГ

     

У всех дошкольников ЭГ отмечается положительная динамика в развитии фонематического слуха, при этом 30 % детей набрали максимальное количество баллов. В свою очередь дошкольники КГ набрали то же количество баллов, что и на констатирующем этапе (60%), только 40% испытуемых набрали больше баллов, чем раньше.

     

Данные эмпирического исследования обобщены и представлены в таблице 1 (см. приложение  17).

Сведения, отраженные в таблице позволяют констатировать, что разница между констатирующим и контрольным этапом составила 50 %, в контрольной группе - 10% (см. приложение 17).

Таким образом, у детей с ОНР (III уровень) благодаря специально организованной коррекционно-логопедической работе уровень развития фонематического слуха повысился, что проявлялось в более точном выполнении заданий, детьми было допущено меньшее количество ошибок. Однако необходимо продолжать работу по развитию фонематического слуха.

Проведенный контрольный этап эксперимента свидетельствует о наличии положительной динамики в развитии фонематического слуха у названной категории детей.

В целом в процессе исследования нами была достигнута поставленная цель, задачи решены, выдвинутая гипотеза подтвердилась.

 

Выводы по 2 главе

 

Проведённый педагогический эксперимент в констатирующем, формирующем, контрольном вариантах позволяет сделать следующие выводы.

На констатирующем этапе эксперимента был выявлен начальный уровень сформированности звукопроизношения и фонематического слуха у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

В результате обследования звукопроизношения у детей 6-7 лет с ОНР  в ЭГ нами было выявлено, что нормальное произношение звуков не наблюдалось ни у одного ребёнка. Чаще всего у детей с ОНР  нарушена не одна, а несколько групп звуков. Прежде всего, это сложные по артикуляции переднеязычные звуки: свистящие, шипящие и сонорные. Несформированность звуковой стороны речи выражалась в заменах (50 %), пропусках (30 %). Искаженное произношение отмечалось  у  100 % детей, смешение звуков  у 20 %. В КГ нормальное произношение обследуемых звуков  не наблюдалось ни у одного ребёнка. Несформированность звуковой стороны речи выражалась в заменах - 90 %, искаженное произношение отмечалось у 100 % дошкольников. Смешение звуков, пропуски у данной группы детей не наблюдались. Анализ полученных данных позволяет констатировать, что чаще всего у детей с ОНР нарушена не одна, а несколько групп звуков. Cамыми распространенными у дошкольников оказались нарушения произношения сонорных звуков [Р], [Л], которые являются наиболее яркими в акустическом плане и наиболее сложными в артикуляторном (30 %). Звук [Л] либо первоначально отсутствовал, либо имел место губно-губной ламбдацизм. Звук [Р] был представлен одноударным вариантом, велярным ротацизмом или отсутствовал. За ними следуют группы свистящих  и  шипящих.  Звуки,  входящие  в  эти  группы,   являются акустически близкими между собой в противовес сонорным. Нарушение  свистящих   в большинстве случаев было представлено межзубным сигматизмом. Несформированность звуковой стороны речи выражалась в заменах (50 %), пропусках (30 %), в смешении звуков  у 20 %.  Искаженное произношение отмечалось  почти у всех детей.

В соответствии с результатами, полученными на констатирующем этапе педагогического исследования, мы выделили и реализовали четыре направления коррекционно-педагогической работы:

1. формирование  произношения; 

2. развитие у детей фонематического  восприятия;

3. формирование фонематических  представлений;

4. развитие фонематического анализа  и синтеза.

Разграничение носило условный характер, так как в процессе работы данные направления были тесно взаимосвязаны и на каждом занятии применялись задания из каждого блока.

В процессе реализации каждого из указанных направлений работы нами был апробирован составленный комплекс упражнений.

Особое внимание было направлено на развитие фонематического анализа и синтеза. Задания предъявлялись детям на занятии по формированию звукопроизношения и развитию фонематического слуха.

В результате исследования мы получили подтверждение выдвинутой в работе гипотезы, доказав, что развитие фонематического слуха у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня эффективно, если на логопедических занятиях применять комплекс упражнений и заданий, направленный на формирование правильного произношения; фонематического восприятия, фонематического представления, фонематического анализа и синтеза.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования  позволяет говорить о своеобразии формирования фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи III уровня и о необходимости постоянного поиска новых упражнений и заданий для логопедической работы по формированию фонематического слуха.

Для диагностики уровня сформированности фонематического слуха на констатирующем и контрольном этапах эксперимента нами использовались  методики О.Б. Иншаковой, Г.В. Чиркиной, Н.А. Чевелёвой, Т.Б. Филичевой и др. на исследование частоты фонематического восприятия и звукопроизношения.

Исследование включало в себя четыре блока:

  1. обследование звукопроизношения;
  2. обследование фонематического восприятия;
  3. обследование фонематических представлений;
  4. обследование фонематического анализа и синтеза слов.

Данные констатирующего этапа показали уровень сформированности фонематического слуха   у детей с ОНР. В ЭГ - у 30 % детей наблюдались начальные критерии высокого уровня; в КГ у 20 % детей.

Качественный и количественный анализ ответов детей позволил установить типы ошибок у дошкольников с ОНР (III уровень). Были выявлены специфические ошибки. К ним можно отнести следующие:

  1. смешение и замены по акустико-артикуляторному признаку.
  2. не верное  выделение первого согласного звука (называют первый слог, или все слово);
  3. пропуск гласных (пример, МАК звуки [М] и [К]).

Информация о работе Развитие фонематического слуха