Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 20:18, курсовая работа
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему исследования;
2. Выявить уровень сформированности фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень).
3.Разработать и апробировать комплекс упражнений и заданий, направленный на формирование фонематического слуха у детей изучаемой категории.
-принцип индивидуального подхода предполагает учет индивидуальных речевых особенностей у детей. Это объясняется наличием различных по структуре и тяжести речевых нарушений у детей, и неоднородностью их преодоления на логопедических занятиях.
-принцип развития
-онтогенетический принцип реал
- принцип обходного пути, т. е
формирование новой
-дидактический принцип объясня
Эксперимент осуществлялся по следующим направлениям:
Условия организации обучающего эксперимента:
Обучающий эксперимент проходил в детском дошкольном учреждении комбинированного вида № 56 г. Омска.
Обучение осуществлялось в экспериментальной группе с дошкольниками с общим недоразвитием речи (III уровень), на занятии по формированию звукопроизношения и развития фонематического слуха. Занятия проходили в первой половине дня, два раза в неделю по 30 минут. Всего было проведено 30 занятий. Форма проведения - фронтальная работа.
Сроки обучающего эксперимента – с 28.09.2009г. по 22.01.2010г.
Коррекционно - развивающая работа проходила в соответствии с программным планом данного учреждения.
Темы занятий подбирались по тематическому планированию логопеда данного учреждения (см. приложение 7).
На фронтальных занятиях дети дифференцировали звуки, расширяли словарный запас, развивали связную речь. В каждом занятии по развитию фонематического слуха включались задания на формирование психофизической сферы детей: психогимнастика, релаксация, игры на развитие общей и мелкой моторики, голосовые и дыхательные упражнения. Велась работа по усвоению слоговых структур и слов доступного звукослогового состава. Формирование фонематического восприятия на основе четкого различения звуков по признакам (глухость – звонкость; твердость – мягкость и др.). Воспитывалась готовность к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза.
Анализируя методики Г. В. Чиркиной (2005); Т. Б. Филичевой (2004) Г. А. Каше(1985) по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень) следует учесть: последовательность, дифференцированность, индивидуальный подход, процесс контроля за деятельностью детей, доступность, игровые и наглядные приёмы и так далее. Все эти аспекты присутствуют в методиках данных авторов, что является показанием универсальности и хорошей методической опорой для применения в коррекционной работе.
На этапе обучающего эксперимента нами была апробирована система упражнений и заданий, предложенные Р.И. Лалаевой, И.В. Лопухиной, Т.А. Ткаченко, М.Ф. Фомичевой, Г.А. Тумаковой, Т. Б. Филичевой, Г. А. Каше, Г. В. Чиркиной.
Часть заданий была разработана нами, модифицированы некоторые упражнения и подобран соответствующий речевой материал.
В соответствии с результатами, полученными на констатирующем этапе педагогического исследования, мы выделили и реализовали четыре направления коррекционно-педагогической работы:
1. формирование произношения;
2. развитие у детей фонематического восприятия;
3. формирование фонематических представлений;
4. развитие фонематического анализа и синтеза.
Разграничение носило условный характер, так как в процессе работы данные направления были тесно взаимосвязаны и на каждом занятии применялись задания из каждого блока.
В процессе реализации каждого из указанных направлений работы нами был апробирован составленный комплекс упражнений.
Далее остановимся на описании каждого направления формирующего эксперимента.
1 направление работы – формирование произношения.
Цель: закрепить в собственной речи правильное произношение звуков;
автоматизировать и корректировать искаженно произносимые звуки в соответствии с данными первичного обследования детей.
Нами был
подобран комплекс заданий и
упражнений, способствующий закреплению
правильного произношения
В процессе
реализации этого направления
на групповых занятиях проводилась
работа над активизацией мышц
речевого аппарата, уточнялись, автоматизировались
и дифференцировались
На занятии
сначала дети учились
Методика обучения
включала в себя подробное
объяснение каждого упражнения,
чтобы ребенок мог лучше
На данном этапе подбирался
речевой материал таким
Упражнения такого типа способствовали корректировке искаженно произносимых звуков, закреплению правильного звукопроизношения.
Остановимся на особенностях реализации следующего направления коррекционно-педагогической работы.
2 направление работы – развитие фонематического восприятия.
Цель: учить детей различать слова, близкие по звуковому составу, различать слоги, фонемы родного языка.
Нами была
проведена работа по
I этап –учить узнавать неречевые звуки.
Для достижения поставленной цели нами были использованы специальные задания и упражнения, которые развивали способность узнавать и различать неречевые звуки. Например, «Посмотри на картинку и скажи, как звенит комар, шипит гусь, жужжит жук». Эти занятия способствовали также развитию слухового внимания и слуховой памяти (см. приложение 9).
II этап – учить различать высоту, силу, тембр голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;
На протяжении данного этапа дошкольников учили различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Например, логопед говорит слова громко, а дети повторяют тихо, и наоборот. Так же этим целям служил целый ряд упражнений (см. приложение 10).
III этап – учить различать слова, близкие по своему звуковому составу.
На этом этапе дети учились различать слова, близкие по звуковому составу, также предлагались задания на подбор картинок, на которых изображены предметы со сходными по звучанию названиями, различающиеся по своему составу одним звуком сходным по акустико-артикуляционным параметрам. Например, коза – коса, точка – дочка, игра – игла. ( см. приложение 11).
IV этап –учить дифференцировать слога.
На данном этапе с помощью упражнений и заданий детей учили различать слоги. Например, сли…(вы), бук…(вы), гро…(зы), уз…(лы). Детям предлагалось определить лишний слог: па-ба-па-па (ба) (см. приложение 12).
V этап – учить дифференцировать фонемы.
На этом этапе дети учились различать фонемы родного языка. Работа начиналась с дифференциации гласных звуков. Например: « Поезд гудит у-у-у». Затем произносился каждый звук отдельно (у-у-у), а дети поднимали соответствующие картинки (см. приложение 12).
Аналогичным образом проводилась работа по дифференциации согласных фонем.
Специальные упражнения и задания предъявлялись дошкольникам в определенной последовательности, согласно этапам. В ходе занятий активно использовался метод беседы. Мы задавали вопросы, использовали наглядный материал, дети охотно отвечали. Выполнение заданий облегчала четкая постановка цели перед детьми. По мере необходимости мы исправляли ошибки. Частые ошибки допускались при различии слов, близких по своему звуковому составу, а так же при дифференцировании слога. В этих случаях повторялось задание, приводились примеры.
На основе фонематического восприятия шла работа по развитию фонематических представлений. Далее остановимся на описании третьего направления коррекционно-педагогической работы.
3 направление работы – развитие фонематических представлений.
Цель: развивать образное мышление, память, внимание у детей, активизировать мыслительные процессы.
В заданиях данного блока решались следующие задачи:
В процессе развития фонематических представлений наглядный материал не демонстрировался, а если предъявлялся, то только после называния слов детьми. Проводились упражнения на развитие слухового внимания.
Сначала мы развивали умение детей подбирать слова, где слог стоит в определенной последовательности. Например, ка - каша, канал; бу – букет, буря; да – награда, помада. Далее учили детей различать твердые и мягкие согласные. Например, угол – уголь, кони – конь, стал – сталь. Это задание проводилось в игровой форме с мячом, что поспособствовало активности детей. Затем детям было предложено задание «Звуковая цепочка». Детям предлагалось подобрать картинки, начинающиеся с того звука, которым заканчивается предыдущее слово. Далее учили детей самостоятельно находить слова с определенными звуками, находящимися в конце или в начале слова. Было предложено задание «Найди слово». В нем дети должны были разложить картинки на группы, по наличию звуков. В одну стопку со звуком (с) в начале, в другую со звуком (н) в конце слова. Это задание проводилось в виде эстафеты. Выигрывает тот, кто не только быстро, но и верно выложит свои картинки. Дети выполняли задания такого рода более активно, стремились выполнять правильно. Некоторые дети не понимали задание с первого раза и не справлялись с ним. Но им была оказана помощь, мы еще раз повторяли, приводили примеры.
На занятии использовались слова, включающие одну или несколько родовых групп (птицы, звери, посуда, пища и т.д.), что способствовало развитию логической памяти. Параллельно с решением перечисленных задач на данном этапе велась работа над усвоением грамматических категорий языка. Вопросы предъявлялись таким образом, чтобы дети повторяли одно и то же слово в разных падежах, в единственном и множественном числе, в настоящем или прошедшем времени и с разными приставками. Например, «У меня в руках…» (кукла); «У … длинные волосы» (куклы) (см. приложение 13).
Фонематические представления составили основу для развития фонематического анализа и синтеза. Опишем данное направление работы подробно.
4 направление работы - развитие фонематического анализа и синтеза.
Цель: формировать навык элементарного звукового анализа и синтеза, обучать детей осознанному анализу и синтезу звукового состава слова.
Учитывая различную сложность форм фонематического анализа и синтеза, мы предполагали следующую последовательность логопедической работы:
I этап. Учили выделять звук на фоне слова, т.е. определять наличие звука в слове.
II этап. Учить вычленять звук в начале и в конце слова. Определять первый и последний звук в слове, а также его место (начало, середина, конец слова).
III этап. Учить определять последовательность, количество и место звука по отношению к другим звукам.
Остановимся на каждом этапе подробнее.
В процессе развития элементарных форм фонематического анализа нами учитывалось, что умение выделять и вычленять звук зависит от его характера, положения в слове и произносительных особенностей (например, ударные гласные легче выделяются из начала слова, чем из конца или середины и т.д.). Детям предлагалось определить наличие или отсутствие звука в словах различной сложности: односложных, двусложных, трехсложных, без стечения и со стечением согласных. Например, звук (с) сок-сани-коса-маска. Предлагались слова, как с отрабатываемым звуком, так и без него. Заданный звук находился в начале, середине и в конце слова (кроме звонких согласных). Например, хлопни в ладоши, если услышишь звук [С].
Определение первого звука в начале слова проводилось в трех вариантах: