Развитие фонематического слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему исследования;
2. Выявить уровень сформированности фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень).
3.Разработать и апробировать комплекс упражнений и заданий, направленный на формирование фонематического слуха у детей изучаемой категории.

Файлы: 1 файл

razvitie_fonematicheskogo_sluha_u_detei_s_obshim_nedorazviti.doc

— 875.50 Кб (Скачать файл)

При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребёнком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа или синтеза сказывается на развитии произношения в целом.

Готовность к обучению грамоте заключается в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности ребенка, т. е. умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.

Итак, восприятие и воспроизводство звуков родного языка - это согласованная работа речеслухового и речедвигательного анализаторов, где хорошо развитый фонематический слух позволяет выработать четкую дикцию - подвижность и тонкую дифференцированную работу артикуляционных органов, обеспечивающих верное произношение каждого звук. Фонематический слух осуществляет контроль за восприятием слова как комплекса фонем различая и обобщая звуки в отдельные группы. Только при наличии фонематического слуха возможно четкое восприятие речи и смысла отдельных слов. Фонематический слух вырабатывается у ребенка в процессе речевого развития.

 

1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи

 

Общее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает наличие вторичных дефектов. Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа, синтеза), дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями.

Данные экспериментальных исследований Т.Д. Барменковой свидетельствуют о том, что дошкольники с ОНР по уровню сформированности логических операций значительно отстают от своих нормально развивающихся сверстников. Автор выделяет четыре группы детей с ОНР по степени сформированности логических операций.

Дети, вошедшие в первую группу, имеют достаточно высокий уровень сформированности невербальных и вербальных логических операций, соответствующий показателям детей с нормальным речевым развитием, познавательная активность, интерес к заданию высоки, целенаправленная деятельность детей устойчива и планомерна.

Уровень сформированности логических операций детей, вошедших во вторую группу, ниже возрастной нормы. Речевая активность у них снижена, дети испытывают трудности приема словесной инструкции, демонстрируют ограниченный объем кратковременной памяти, невозможность удержать словесный ряд.

У детей, отнесенных к третьей группе, целенаправленная деятельность нарушена при выполнении как вербальных, так и невербальных заданий. Для них характерны недостаточная концентрация внимания, низкий уровень познавательной активности, низкий объем представлений об окружающем, трудности установления причинно-следственных связей. Однако дети имеют потенциальные возможности для овладения абстрактными понятиями, если со стороны логопеда им будет оказана помощь.

Для дошкольников, вошедших в четвертую группу, характерно недоразвитие логических операций. Логическая деятельность детей отличается крайней неустойчивостью, отсутствием планомерности, познавательная активность детей низкая, контроль над правильностью выполнения заданий отсутствует.

Ряд авторов отмечают у детей с ОНР недостаточные устойчивость и объем внимания, ограниченные возможности его распределения (Р.Е.Левина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, А.В.Ястребова). При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

У детей с первым уровнем речевого развития низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

В работе «Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с ОНР и нормально развитой речью» Л.И.Белякова, Ю.Ф.Гаркуша, О.Н.Усанова, Э.Л.Фигередо представили результаты исследования психических функций.

При зрительном опознании предмета в усложненных условиях дети с общим недоразвитием воспринимали образ предмета с определенными трудностями, им требовалось больше времени для принятия решения, отвечая, они проявляли неуверенность, допускали отдельные ошибки в опознании. При выполнении задачи «приравнивание к эталону» они использовали элементарные формы ориентировки. Например, при выполнении заданий по моделирующему перцептивному действию дети с ОНР меньше применяли способ зрительного соотнесения. Исследование зрительного восприятия позволяет сделать вывод о том, что у детей с ОНР оно сформировано недостаточно.

Исследование мнестических функций позволяет заключить, что запоминание словесных стимулов у детей с ОНР значительно хуже, чем у детей без речевой патологии.

Исследование функции внимания показывает, что дети с ОНР быстро устают, нуждаются в побуждении со стороны экспериментатора, затрудняются в выборе продуктивной тактики, ошибаются на протяжении всей работы.

Итак, у детей с ОНР значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память.

Дети с ОНР малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют. В исследованиях Ю. Ф. Гаркуши и В. В. Коржевиной  отмечается, что:

-   у дошкольников с ОНР имеются нарушения общения, проявляющиеся в незрелости мотивационно-потребностной сферы;

-   имеющиеся трудности связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений;

-   преобладающая форма общения со взрослыми у детей 4-5 лет ситуативно-деловая, что не соответствует возрастной норме.

Наличие общего недоразвития у детей приводит с стойким нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.

Наряду с общей соматической ослабленностью детям с ОНР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: движения у них плохо координированы, скорость и четкость их выполнения снижены. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

У детей с ОНР отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики – общей, мимической, мелкой и артикуляционной. По результатам обследования моторной сферы дошкольники с ОНР (третий уровень речевого развития, подготовительная к школе группа) разделились на три подгруппы: дети с низким уровнем развития моторной сферы – 23,5 %, со средним уровнем – 28,55 %, с высоким – 48 %.

У детей с низким уровнем развития моторной сферы наблюдаются трудности переключения с одного вида движений на другой, недостаточная статическая и динамическая координация движений, недостаточная двигательная память и низкий уровень произвольного внимания.

У детей со средним уровнем развития моторики отмечаются сопутствующие движения при выполнении некоторых проб, им требуется длительное время для выполнения заданий. Лучше выполняются задания по показу, чем по словесной инструкции.

Дети с высоким уровнем развития моторики приближаются к возрастной норме: у них достаточно сформирована мелкая и артикуляционная моторика. Это можно объяснить тем, что с детьми подготовительной группы длительное время проводилась коррекционная работа.

Данные психолого-педагогической диагностики детей с ОНР позволяют логопеду определить наиболее адекватную систему организации детей в процессе обучения, найти для каждого наиболее подходящие индивидуальные методы и приемы коррекции.

Отечественный учёный в области логопедии, профессор Р.Е. Левина, изучая наиболее тяжелые речевые расстройства, выделила и подробно описала такую категорию детей, у которых наблюдается недостаточная сформированность всех языковых структур. Данное системное нарушение получило название «общее недоразвитие речи» ОНР []

Р.Е. Левина, а также её последователи единодушно отмечают, что общее недоразвитие речи представляет собой тяжелую речевую патологию, отмечающуюся у детей с первично сохранным слухом и интеллектом. При наличии данной патологии страдают все структурные компоненты речи, а именно: фонетика, фонематические процессы, лексико-грамматический строй.

Благодаря психолого-педагогическим исследованиям, проведённым Р.Е. Левиной, были выявлены специфические закономерности, определяющие переход от низкого уровня развития речи к более высокому. Установлено, что каждый уровень характеризуется соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование зависящих от него речевых компонентов. Разнообразие степеней выраженности речевого недоразвития в современной логопедии, согласно Р.Е. Левиной, принято условно делить на три уровня:

- первый уровень - отсутствие употребительной  речи; 

- второй уровень - начатки общеупотребительной  речи;

-   третий уровень - развернутая  речь с выраженными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития [26].  

Первый уровень ОНР.   

Согласно исследованиям учёных-логопедов, у детей с названным уровнем ОНР отсутствует большинство звуков родного языка. Чаще всего сохранными остаются звуки раннего онтогенеза. Отмечается нестойкость в произношении звуков, их диффузность. В речи дошкольников преобладают в основном 1-2-х сложные слова. При попытке воспроизвести более трудные слоговые структуры количество слогов сокращается (Л.Н. Ефименкова, С.А. Миронова, Л.Н. Смирнова и др.).

Согласно результатам исследований Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др., дети с первым уровнем ОНР испытывают значительные трудности в различении неречевых звучаний, не справляются с заданиями на дифференциацию фонем. Освоение элементарных основ грамоты ребёнку данной группы не доступно.

Дети способны пользоваться невербальными средствами общения. Бедность словаря стимулирует ребёнка применять целый ряд паралингвистических средств, таких как мимика, жесты, интонация. Среди вербальных языковых средств, используемых дошкольниками, можно выделить следующие:

1. аморфные или корневые слова (например, яблоко - яба, собака - ба);

2.  диффузные слова, или слова, не имеющие аналога в родном  языке (например, сметана - фа, машина – нг);

3.  «облегчённые» слова, которые  появляются в речи ребёнка, если  используются взрослыми при общении  с ним. Данный тип слов состоит  не более чем из 1-2-х слогов (например, конфета - наш, горячий - жига);

4. слова-звукоподражания (например, собака - ав-ав) [41].

Характерной    особенностью    детей    с    первым    уровнем    общего недоразвития речи является возможность многоцелевого использования имеющихся средств языка. Например, слово «би-би» может обозначать машину, передвижение на машине и гудок машины. В редких случаях дети указанной группы способны употреблять в спонтанной речи аграмматичные фразы типа «Мама-Авка уууууууу!» - Мама и Славка уехали!

В речи детей отсутствуют предлоги и союзы. Словоизменение и словообразование       дошкольникам       названной       категории       остаётся

недоступным.

Второй уровень ОНР.  

Второй уровень ОНР, по сравнению с первым, характеризуется возросшей речевой активностью ребёнка. Общение осуществляется посредством использования постоянного, хотя все ещё искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов (Л.Н. Смирнова, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва и др.).

Звукопроизношение грубо нарушено (в речи дошкольников со вторым уровнем ОНР отмечается до 20 дефектных фонем родного языка). Встречаются как антропофонические, так и фонологические ошибки, т.е. искажения, замены, смешения и отсутствие звуков. Слоговая структура лексических единиц грубо нарушена. Своеобразием в нарушении слоговой структуры является то, что, понимая значение слова, ребёнок не удерживает в памяти его фонематический образ.

В речи детей с данным уровнем ОНР встречаются следующие нарушения слоговой структуры:

-  персеверации – цикличное повторение одного и того же звука или слога (например, мышки - мимиски)

-   парафазии – перестановка звуков и слогов (например, пиджак -пиждак);

-   антиципации – замена предшествующих звуков последующими (например, автобус - астобус);

-    контаминации – смешение элементов двух и более слов (например, стакан и чашка - стакашка, белый потолок - белток) [27].

Дошкольники со вторым уровнем ОНР, согласно результатам исследований учёных, различают неречевые звуки, но допускают ошибки     при     дифференциации     фонем,     различных     по     акустико- фонематическим параметрам, например, «а» - «б»; не различают звуки, сходные по акустико-фонематическим параметрам, например, «с» - «ш» (Б.М. Гриншпун, Л.Н. Ефименкова, Н.В. Нищева и др.).

У детей данной категории наблюдается заметное улучшение состояния словарного запаса не только по количественным, но и по качественным параметрам. Расширяется объём употребляемых существительных, глаголов и прилагательных, появляются некоторые наречия, числительные. Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению увиденных событий и предметов (В.П. Глухов и др.).

Информация о работе Развитие фонематического слуха