Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 20:18, курсовая работа
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему исследования;
2. Выявить уровень сформированности фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень).
3.Разработать и апробировать комплекс упражнений и заданий, направленный на формирование фонематического слуха у детей изучаемой категории.
Дети, имеющие второй уровень ОНР, начинают активно пользоваться простыми предлогами, хотя не всегда верно употребляют их в спонтанной речи. Составляя словосочетания, простые распространённые предложения, допускают множество аграмматизмов. Словообразование для детей с ОНР II уровня является недоступным. Зачастую дошкольники заменяют процесс образования лексических единиц словоизменением. Например, лисий хвост- лисы хвост [12].
Третий уровень ОНР
Третий уровень ОНР характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
В речи ребёнка может наблюдаться от 2 до 16-20 дефектных фонем. Анализ произносительных возможностей детей позволяет определить следующие трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры:
- парафазии (например, черепаха - чепареха);
- персеверации (например, хоккеист - хихиист);
- вставки (например, тигр - тигар);
- усеченение слогов (например, телевизор - тезор);
- замена звуков (например, лебедь - лебудь);
- добавление слогов (например, молоко - комоляко) [42].
В высказываниях детей появляются не только 3-х сложные, но и 4-х и 5-ти сложные слова. По сравнению с предыдущим уровнем ОНР, полностью отсутствуют слова-звукоподражания. В речи детей сокращается количество антиципации и контаминации.
Дети успешно справляются с заданием на дифференциацию звуков различных по акустико-артикуляционным параметрам, однако затрудняются при различении сходных по параметрам звуков. Операции слогового анализа и синтеза оказываются недостаточно сформированными, а это в свою очередь служит препятствием для овладения чтением и письмом (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).
Для бытовых ситуаций словарный запас дошкольников вполне достаточен, но при подробном обследовании речи выясняется незнание мало употребляемых ребёнком слов. Сохраняется тенденция к множественным семантическим заменам (например, корзина – сумка; перчатки – эти на руки которые)[12]. Типичным для детей с третьим уровнем ОНР является неточное понимание и употребление обобщающих понятий (например, одежда - вещи, транспорт - машины). Наряду с лексическими ошибками у дошкольников отмечается недостаточный уровень сформированности связной речи. Монологической речи присущи следующие недостатки:
- ограниченно малый объём
- пропуск отдельных членов
- инверсия;
- нарушение логико-временных
- замена рассказа простым перечислением предметов [42].
В самостоятельной речи дошкольников с ОНР третьего уровня сокращается число ошибок, связанных с изменением слов по грамматическим категориям рода, числа и падежа, лица и времени и т.д. Наиболее часто встречаются ошибки при изменении флексий существительных в Р.п. мн.ч. (например, воробьев – воробеев). Детям с данным уровнем ОНР становятся доступными словообразовательные операции. Отмечается положительная динамика в овладении системой морфем и способов манипулирования ими. Ребёнок с ОНР III уровня понимает и может самостоятельно образовывать новые лексические единицы по некоторым наиболее распространённым словообразовательным моделям.
Но наряду с этим дошкольники допускают ряд типичных ошибок:
- неадекватное использование суффиксов (например, хвост лисы –лисячий хвост);
- неправильный подбор
- дефектное произношение звуков (например, при замене фонемы «щ» на «ч», слово «мойщик» будет звучать как «мочик»);
- неверное образование
Нерезко выраженное недоразвитие речи (НОНР).
Мыло выделено и описано в исследованиях Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной как пограничное состояние между нормой и детьми с третьим уровнем ОНР.
Изучение речи 6-7- летних дошкольников позволило учёным установить, что выделяется ещё одна категория детей, которая оказывается за пределами описанных уровней и может быть определена как четвертый уровень речевого развития - нерезко выраженное недоразвитие речи [26].
У детей данной категории не отмечается явных нарушений звукопроизношения. Дошкольники в основном правильно произносят изолированные звуки, но в спонтанной речи могут отмечаться явления замен и смешений. Недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая дикция оставляют впечатление общей «смазанности» речи. Отметим также, что характерным нарушением слоговой структуры является то, что, понимая значение слова, ребёнок не удерживает в памяти его фонематический образ.
В результате наблюдаются ошибки слоговой структуры в 4-х сложных и более сложных словах:
- персеверации (например, библиотекарь - блиблиотекарь);
- парафазии (например, баскетболист - баксетболист);
- элизии - сокращение согласных при стечении (например, ткачиха -качиха) [42].
По сравнению с предыдущими уровнями, у детей с НОНР отсутствуют два вида ошибок: антиципации и контаминации.
Как правило, у детей имеет место лишь недостаточная дифференцированность звуков, в частности: «р, рь, л, ль, й», согласных парных звуков по мягкости - твёрдости, а также по звонкости - глухости.
Результаты исследований учёных показали, что при ответах дети смешивают родовые и видовые понятия (например, деревья - берёзка). При этом дошкольники достаточно легко справляются с подбором общеупотребительных антонимов (например, большой - маленький, плохой -хороший). Тем не менее зачастую дети заменяют исходное слово той же лексической единицей с частицей «не» (например, жадность - не жадность). Особую сложность для этих детей представляют конструкции предложений с разными придаточными, в которых дошкольники допускают следующие ошибки: пропуски союзов, замена союзов, инверсия [46].
В беседе, при составлении рассказа по заданной теме, по картине, по серии сюжетных картинок констатируются следующие нарушения:
- нарушения логической
- «застревание» на
- пропуски главных событий;
- неоправданный повтор отдельных эпизодов и др. [26].
Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ на свободную тему с элементами творчества, дошкольники используют в основном малоинформативные предложения. Остаются трудности при планировании высказываний и отборе соответствующих языковых средств (В.П. Глухов, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Г.В. Чиркина и др.). В научных исследованиях логопедов отмечается, что у дошкольников с НОНР отсутствуют ошибки в употреблении простых предлогов, проявляются незначительные затруднения в согласовании прилагательных с существительными. Однако остаются выраженные трудности в использовании сложных предлогов, в согласовании числительных с существительными.
Отмечаются некоторые ошибки в образовании слов:
- при обозначении лиц мужского и женского рода дети используют одну и ту же словоформу (например, он лётчик – она лётчик);
- при использовании
- при образовании
- при образовании
- при образовании сложных слов с соединительной гласной «о» (например, книголюб – книжник, ледокол – ледник), [41].
Таким образом, при ОНР отмечается позднее начало речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Речевое недоразвитие выражается у детей в разной степени - в зависимости от уровня речевого развития. Дети с третьим уровнем ОНР характеризуются появлением развернутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное употребление многих лексических единиц предостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка.
1.3. Специфика развития
фонематического слуха у
Звуковая сторона речи детей, находящихся на III уровне речевого развития, существенно улучшается по сравнению с первым и вторымуровнем. Исчезает смазанность, диффузность произношения артикуляторно простых звуков. Остаются лишь нарушения произношения некоторых артикуляторно сложных звуков [7]. Но при этом звукопроизношение детей III уровня не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают звуковую структуру и звуконаполняемость слов [24].
Третий уровень речевого развития детей характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Звуки, которые дети умеют правильно произносить изолированно, в самостоятельной речи звучат недостаточно четко. При этом характерным является:
1) недифференцированное произношение свистящих, шипящих, аффрикат и соноров, причем один может заменяться двумя или несколькими звуками данной или близкой фонетической четко произносимый, заменяет (звук съ заменяет звуки с,ш,ц,ч,щ), (сяпоги вместо сапоги, сапля вместо цапля) и др. [7];
2) замена некоторых звуков другими, более простыми по артикуляции, чаше это относится к замене соноров (ф или т заменяет группу свистящих или шипящих, звук и - звуки л, р), (дюта вместо рука, палоход вместо пароход), (тошна вместо сосна, дук вместо жук);
3) нестойкие замены звука, когда в разных словах звук произносится по-разному (паяход - пароход, палад- парад, люка -рука) [50];
4) смешение звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях - взаимозаменяет их. Это чаше всего касается йотированных звуков и звуков л, г, к, х (ямак вместо гамак, котенот вместо котенок) при этом наблюдается искажение артикуляции некоторых звуков (межзубное произношение свистящих и др.).
У некоторых детей наблюдается нечеткое произнесение звука ы (среднее между ы-и), недостаточное озвончение согласных б, д, г в словах и предложениях, а также замены и смешении звуков к, г, х, т, д, дъ, и, у (моля любка - моя юбка, тота тидит на атоте- кошка сидит на окошке, даль лябико - дай яблоко, (Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина).
Фонематическое недоразвитие у описываемой категории детей проявляется, в основном, в несформированности процесса дифференциации звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками, но иногда дети не различают и более контрастные звуки. Это задерживает овладение детьми звуковым анализом и синтезом. Недоразвитие фонематического восприятия при выполнении элементарных действии звукового анализа (например, узнавание звука) проявляются в том, что дети смешивают заданные звуки с близкими им по звучанию. При более сложных формах звукового анализа (например, придумывание слов на заданный звук) у этих детей оно проявляется в смешении заданных звуков с другими, менее сходными [50].
Диагностическим показателем речи детей описываемого уровня является нарушение слоговой структуры, которое по-разному видоизменяет слоговой состава слов. Характер ошибок слогового состава обусловлен состоянием сенсорных (фонематических) или моторных (артикуляционных) возможностей ребенка. Отмечаются ошибки в передаче слоговой структуры слов. Правильно повторяя вслед за логопедом 3-4 сложных слова, дети нередко в самостоятельной речи их искажают, сокращая обычно количество слогов (вместо дети слепили снеговика – дети сипили новика). Множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки и замены звуков и слогов, сокращение при стечении согласных в слове (товотик вместо животик, коловода – вместо сковорода, саф вместо шкаф, татика вместо ткачиха, кет вместо ткет) и т.д.
Типичными для детей являются персеверации слогов (хахист – хоккеист, вавяпотик – водопроводчик), антиципации (астобус – автобус, лилисидист – велосипедист) добавление лишних звуков и слогов (лимонт –лимон).
Преобладание ошибок, выражавшихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. У детей этой категории уподобление слогов и сокращение стечений согласных встречаются редко и имеют изменчивый характер.
Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы и носят более стабильный характер [43].
Таким образом, общее недоразвитие речи значительно затрудняет или делает невозможным дифференциацию на слух фонем родного языка.
Без умения четко дифференцировать на слух фонемы нельзя овладеть навыками звукового анализа и синтеза. Несовершенство анализа и синтеза у детей с ОНР (Ш уровень) приводит к затруднениям в делении слова на составные части; осложняет выявление каждого звука, установление звукового ряда слова и т.д. Нарушение звукопроизношения усугубляют недостатки фонематического анализа, а это делает невозможным и полноценное усвоение грамоты. Кроме того, нарушение фонематического слуха не дает возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем.