Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 20:18, курсовая работа
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему исследования;
2. Выявить уровень сформированности фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень).
3.Разработать и апробировать комплекс упражнений и заданий, направленный на формирование фонематического слуха у детей изучаемой категории.
Г.А.Каше, В.К. Орфинская, Н.Н.Трауготт, Н.Х. Швачкин, и др. в своих работах указывают на необходимость развития фонематического слуха у детей, поскольку это является основой овладения грамотой. Основное требование к обучению – научить детей правильно узнавать, различать и выделять на слух все элементы слова – звуки и слоги, их последовательность в слове [25].
Разработкой методик формирования и развития фонематического слуха у рассматриваемой категории детей занимались такие ученые, как Г.А.Каше, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Т.Б.Филичева, Н.Х. Швачкин, и др.
Рассматривая сформированность фонематического слуха как основу овладения грамотой, А.Н. Корнев выделяет следующие этапы логопедической работы [23]:
1. Совершенствование фонематического восприятия и воспитание правильных фонематических представлений.
Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка (от звуков, уже освоенных детьми, до тех, которые только еще ставятся и вводятся в самостоятельную речь).
Параллельно с самых первых занятий, согласно рекомендациям А.Н. Корнева, следует проводить работу по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия. Это очень важно, так как неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.
В процессе логопедических занятий ребенок должен, прежде всего, приобрести умения контролировать свое произношение и исправлять его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих.
На этом этапе коррекционно-логопедической работы авторы рекомендуют следующие виды деятельности:
Для воспитания правильных фонематических представлений проводится работа со словами, данными в различной грамматической форме (например, ребенка просят показать на картинках, где нарисован дом, а где дома, где мальчик рисует карандаш, а где карандашом и т.п.).
2. Формирование
навыков фонематического анализ
1) отхлопывание слоговой
2) игра «Телеграф»: педагог отстукивает слоговую структуру слова, а дети должны догадаться, какое это могло бы быть слово;
3) игра «Слоговой аукцион»: педагог называет слог, а дети должны закончить слово, подобрав слог по смыслу.
Р.И. Лалаева утверждает, что фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ - это выделение (узнавание) звука на фоне слова. А более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова). И, наконец, самая сложная форма фонематического анализа - определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком), [24].
Работа по формированию фонематического слуха у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня должна строится таким образом, чтобы дети к концу обучения должны были обладать навыками осознанного фонематического анализа и синтеза слов.
Г.А. Каше предлагает следующую последовательность логопедическойработы по обучению действию звукового анализа слов [18].
На каждом занятии проводятся упражнения по подготовке детей к анализу звукового состава слова. Сначала внимание дошкольников привлекают к отдельным звукам и звукам в составе слова. Детям предлагается определить наличие или отсутствие звука в словах различной сложности: односложных, двусложных, трехсложных, без стечения, со стечением согласных. Предлагаются слова как с отрабатываемым звуком так и без него. Заданный звук должен находиться в начале, середине и в конце слова (кроме звонких согласных), например, «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [у]; если услышишь слово со звуком [т]; слог со звуком [п]» и т. п. «Отбери картинку, в названии которых есть звук [к]» и т. п.
В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками и теми или иными формами анализа. Подготовка к анализу слова имеет четыре ступени [19].
Постепенно от умения услышать отдельный звук в составе слова дети подводятся к полному звуковому анализу простейших односложных слов.
По мере овладения детьми этими навыками в занятия включаются все большее количество упражнений, сочетающих в себе закрепление пройденных звуков с осознанным анализом и синтезом звукового состава слов. Эта работа помогает быстрейшему введению в речь детей поставленных звуков, что отмечается в работах многих ученых в области логопедии (Г.А Каше, А.Н.Корнев, Р.И. Лалаева, Т.Б.Филичева, Н.Х. Швачкин).
Постепенно основной единицей изучения становится слово. Детей учат делить слово на слоги, используя в качестве зрительной опоры схему. Обучают полному звукослоговому анализу односложных, двухсложных и трехсложных слов без стечения и со стечением (например, ваза, панама, стул, кошка и др.). Также дети узнают, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Гласные звуки выделяются красными кружочками, а согласные - синими. За это время дети овладевают терминами «звук», «слово», «гласный звук», «согласный звук». Такого рода методические указания представлены в работе Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной [46].
На данном этапе работа проводится следующим образом. Детям предъявляется картинка, название которой необходимо проанализировать (графическая схема слова, количество клеточек которой соответствует числу звуков в слове, фишки). По мере выделения звуков в слове ребенок заполняет схему - модель звукового строения слова. Использование картинки облегчает задачу, так как она напоминает, какое слово анализируется. Представленная схема служит контролем правильности выполнения задания (если в процессе анализа остается незаполненной одна из клеточек, то ребенок понимает, что задание он выполнил неправильно).
Учитывая наблюдаемую у детей рассматриваемой категории некоторую задержку лексико-грамматического развития, в системе обучения предусмотрены упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря и на воспитание связной речи, грамматически правильной речи в соответствии с требованиями программы и существующими методами развития речи и обучения родному языку в детском саду.
Так как для детей с общим недоразвитием речи характерны отвлекаемость, пониженная наблюдательность к языковым явлениям, плохое запоминание речевого материала, в системе логопедического обучения предусмотрены специальные упражнения, направленные на развитие внимания и произвольного запоминания, а также проведение в середине занятия динамической паузы. В качестве динамических пауз и с целью развития фонематического слуха можно использовать традиционное выполнение определенных физических упражнений под синхронное проговаривание слов с большим количеством определенных звуков (например, подпрыгнуть на правой ноге столько раз, сколько слогов в слове, или присесть столько раз, сколько звуков в слове и т.п.).
Анализ научно-методической литературы в области логопедии позволяет сделать следующий вывод. Развитие фонематического слуха у дошкольников с ОНР является первоочередной задачей обучения детей дошкольного возраста. В условиях СДОУ V вида логопедическую работу по развитию фонематического слуха необходимо направить на совершенствование фонематического восприятия воспитание правильных фонематических представлений формирование фонематического анализа и синтеза.
Анализ научно-методической литературы позволяет сделать следующие выводы.
Под фонематическим слухом следует понимать комплекс последовательно формирующихся фонематических процессов, а именно: фонематического восприятия; фонематических представлений; фонематического анализа и синтеза.
К двухлетнему возрасту у ребенка с нормальным развитием формируется первичный фонематический слух. Полная дифференциация всех звуков, как в чужой, так и в собственной речи (фонематическое восприятие), развивается спонтанно и заканчивает формироваться к пяти-шести годам. Развитие звукового анализа не возникает спонтанно, а требует планомерного специального обучения и формируется к окончанию школьного этапа обучения грамоте.
Деи с ОНР – разнородная категория. В тоже время при ОНР нарушаются все ее компоненты, в том числе и фонетико-фонематическая сторона речи.
Общее недоразвитие речи, так или иначе, вязано, с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произнесение. Кроме того, нарушение фонематического слуха не дает возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом. Это значит, что устранение тяжелых дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематического слуха.
Развитие фонематического слуха у дошкольников с ОНР является первоочередной задачей обучения детей на занятиях по формированию звукопроизношения и развития фонематического слуха. Коррекционно-педагогический подход к решению этой задачи предполагает постоянный поиск упражнений и заданий для логопедической работы в указанном направлении.
Нами был организован и проведён педагогический эксперимент с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень).
Экспериментальная работа осуществлялась в 2009-2010 учебном году на базе детского сада № 56 г. Омска (комбинированного вида). Экспериментальная выборка составила 20 человек. Контрольная группа составила 10 человек.
Педагогический эксперимент осуществлялся в III этапа.
На I этапе (констатирующий) посредством специальных диагностических методик выявлялся уровень сформированности звукопроизношения и фонематического слуха у детей 6- летнего возраста с общим недоразвитием речи (III уровень).
Констатирующий этап исследования проводился в течение 2-х недель: с 14 сентября по 25 сентября 2009 года.
На II этапе (формирующий) осуществлялась коррекционно-логопедическая работа по развитию звукопроизношения и фонематического слуха у детей 6 –летнего возраста с общим недоразвитием речи (III уровень). Формирующий этап исследования был реализован с 22 сентября 2009года по 22 января 2010 года (четыре месяца). Работа с дошкольниками осуществлялась на занятиях по формированию произношения 2 раза неделю. Всего по согласованию с администрацией детского сада было проведено 30 экспериментальных занятий.
На III этапе (контрольный) осуществлялась оценка эффективности реализованной коррекционно-логопедической работы. Длительность контрольного этапа эксперимента составила 2 недели: с 25 января по 2 февраля 2010 года.
Таким образом, организация педагогического эксперимента осуществлялась поэтапно. На каждом этапе происходило последовательное решение поставленных нами задач.
В целом длительность всей экспериментальной работы составила 5 месяцев.
На данном этапе проводилось изучение уровня развития звукопроизношения и фонематического слуха у детей 6- летнего возраста с общим недоразвитием речи (III уровень).
Цель этапа: выявление уровня развития фонематического слуха у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень).
Задачи исследования:
При исследовании уровня фонематического слуха у дошкольников с ОНР мы опирались на следующие принципы: