Развитие фонематического слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему исследования;
2. Выявить уровень сформированности фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень).
3.Разработать и апробировать комплекс упражнений и заданий, направленный на формирование фонематического слуха у детей изучаемой категории.

Файлы: 1 файл

razvitie_fonematicheskogo_sluha_u_detei_s_obshim_nedorazviti.doc

— 875.50 Кб (Скачать файл)

 

1.4. Методические  аспекты коррекционно-педагогической  работы по развитию фонематического  слуха у дошкольников с общим  недоразвитием речи

 

Г.А.Каше, В.К. Орфинская, Н.Н.Трауготт, Н.Х. Швачкин, и др. в своих работах указывают на необходимость развития фонематического слуха у детей, поскольку это является основой овладения грамотой. Основное требование к обучению – научить детей правильно узнавать, различать и выделять на слух все элементы слова – звуки и слоги, их последовательность в слове [25].

Разработкой методик формирования и развития фонематического слуха у рассматриваемой категории детей занимались такие ученые, как Г.А.Каше, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Т.Б.Филичева, Н.Х. Швачкин, и др.

Рассматривая сформированность фонематического слуха как основу овладения     грамотой,     А.Н.     Корнев     выделяет     следующие     этапы логопедической работы [23]:

1. Совершенствование  фонематического восприятия и  воспитание правильных фонематических представлений.

Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка (от звуков, уже освоенных детьми, до тех, которые только еще ставятся и вводятся в самостоятельную речь).

Параллельно с самых первых занятий, согласно рекомендациям А.Н. Корнева, следует проводить работу по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия. Это очень важно, так как неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.

В процессе логопедических занятий ребенок должен, прежде всего, приобрести умения контролировать свое произношение и исправлять его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих.

На этом этапе коррекционно-логопедической работы авторы рекомендуют следующие виды деятельности:

  • упражнения, способствующие развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы). Например, «Угадай, кто кричит?», «Угадай, что делают?» [46].
  • упражнения, на осознание звуковой стороны речи (игры: «Кто придумает конец...», «Какой звук потерялся?», подводят ребенка к самостоятельному осознанию того факта, что непрерывный речевой поток можно членить на слова, слоги, звуки.
  • подбор картинок к словам-паронимам (например, «бак - рак», «сук -лук» и т. п.), благодаря чему дети усваивают смыслоразличительную роль отдельных звуков.
  • упражнения на различение и дифференциацию близких по слухопроизносительным признакам звуков изолированно и на фоне слова (такие упражнения проводятся одновременно с постановкой правильного звукопроизношения ).

Для воспитания правильных фонематических представлений проводится работа со словами, данными в различной грамматической форме (например, ребенка просят показать на картинках, где нарисован дом, а где дома, где мальчик рисует карандаш, а где карандашом и т.п.).

2. Формирование  навыков фонематического анализа и синтеза. На этом этапе А.Н.Корнев предлагает делать акцент на выполнение операций со слогами. В этой связи могут быть использованы следующие упражнения:

1)  отхлопывание слоговой структуры  слов;

2)  игра «Телеграф»: педагог отстукивает  слоговую структуру слова, а дети должны догадаться, какое это могло бы быть слово;

3)  игра «Слоговой аукцион»: педагог  называет слог, а дети должны  закончить слово, подобрав слог  по смыслу.

Р.И. Лалаева утверждает, что фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ - это выделение (узнавание) звука на фоне слова. А более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова). И, наконец, самая сложная форма фонематического анализа - определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком), [24].

Работа по формированию фонематического слуха у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня должна строится таким образом, чтобы дети к концу обучения должны были обладать навыками осознанного фонематического анализа и синтеза слов.

Г.А. Каше предлагает следующую последовательность логопедическойработы по обучению действию звукового анализа слов [18].

На каждом занятии проводятся упражнения по подготовке детей к анализу звукового состава слова. Сначала внимание дошкольников привлекают к отдельным звукам и звукам в составе слова. Детям предлагается определить наличие или отсутствие звука в словах различной сложности: односложных, двусложных, трехсложных, без стечения, со стечением согласных. Предлагаются слова как с отрабатываемым звуком так и без него. Заданный звук должен находиться в начале, середине и в конце слова (кроме звонких согласных), например, «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [у]; если услышишь слово со звуком [т]; слог со звуком [п]» и т. п. «Отбери картинку, в названии которых есть звук [к]» и т. п.

В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками и теми или иными формами анализа. Подготовка к анализу слова имеет четыре ступени [19].

  1. На первой ступени обучения осуществляется уточнение артикуляции звуков у, а, и. Эти же звуки используются для наиболее легкой формы анализа - выделение первого гласного звука из начала слова. На материале этих же звуков детям дается первое представление о том, что     звуки     могут     быть           расположены     в     определенной последовательности - дети произносят указанные звуки, четко артикулируя, а затем определяют их количество и последовательность. Например: «Определите первый звук в словах (игра, ум, аист и т. д.)», «Отберите картинки, названия которых начинаются на ударные гласные (а, о, у)» и т.п.
  2. Вторая ступень по трудности подготовки - это анализ и синтез обратного слога типа an, ym выделение последнего согласного звука в односложных словах, например, по сюжетной картинке назвать слова, заканчивающиеся на заданный звук и др.
  3. Выделение ударных гласных из положения после согласных.
  4. После   указанных   упражнений   дети   легко   овладевают   четвертой ступенью - анализом и синтезом прямого слога типа са.

Постепенно от умения услышать отдельный звук в составе слова дети подводятся к полному звуковому анализу простейших односложных слов.

По мере овладения детьми этими навыками в занятия включаются все большее количество упражнений, сочетающих в себе закрепление пройденных звуков с осознанным анализом и синтезом звукового состава слов. Эта работа помогает быстрейшему введению в речь детей поставленных звуков, что отмечается в работах многих ученых в области логопедии (Г.А Каше, А.Н.Корнев, Р.И. Лалаева, Т.Б.Филичева, Н.Х. Швачкин).

Постепенно основной единицей изучения становится слово. Детей учат делить слово на слоги, используя в качестве зрительной опоры схему. Обучают полному звукослоговому анализу односложных, двухсложных и трехсложных слов без стечения и со стечением (например, ваза, панама, стул, кошка и др.). Также дети узнают, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Гласные звуки выделяются красными кружочками, а согласные - синими. За это время дети овладевают терминами «звук», «слово», «гласный звук», «согласный звук». Такого рода методические указания представлены в работе Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной [46].

На данном этапе работа проводится следующим образом. Детям предъявляется картинка, название которой необходимо проанализировать (графическая схема слова, количество клеточек которой соответствует числу звуков в слове, фишки). По мере выделения звуков в слове ребенок заполняет схему - модель звукового строения слова. Использование картинки облегчает задачу, так как она напоминает, какое слово анализируется. Представленная схема служит контролем правильности выполнения задания (если в процессе анализа остается незаполненной одна из клеточек, то ребенок понимает, что задание он выполнил неправильно).

Учитывая наблюдаемую у детей рассматриваемой категории некоторую задержку лексико-грамматического развития, в системе обучения предусмотрены упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря и на воспитание связной речи, грамматически правильной речи в соответствии с требованиями программы и существующими методами развития речи и обучения родному языку в детском саду.

Так как для детей с общим недоразвитием речи характерны отвлекаемость, пониженная наблюдательность к языковым явлениям, плохое запоминание речевого материала, в системе логопедического обучения предусмотрены специальные упражнения, направленные на развитие внимания и произвольного запоминания, а также проведение в середине занятия динамической паузы. В качестве динамических пауз и с целью развития фонематического слуха можно использовать традиционное выполнение определенных физических упражнений под синхронное проговаривание слов с большим количеством определенных звуков (например, подпрыгнуть на правой ноге столько раз, сколько слогов в слове, или присесть столько раз, сколько звуков в слове и т.п.).

Анализ    научно-методической    литературы    в    области    логопедии позволяет      сделать      следующий      вывод. Развитие фонематического  слуха у  дошкольников  с ОНР является первоочередной задачей обучения детей дошкольного возраста. В условиях     СДОУ     V     вида логопедическую     работу     по     развитию фонематического   слуха   необходимо   направить   на   совершенствование фонематического     восприятия воспитание    правильных    фонематических представлений формирование фонематического анализа и синтеза.

 

Вывод по 1 главе

 

Анализ научно-методической литературы позволяет сделать следующие выводы.

Под фонематическим слухом следует понимать комплекс последовательно  формирующихся фонематических    процессов,    а   именно:    фонематического    восприятия; фонематических представлений; фонематического анализа и синтеза.

К двухлетнему возрасту у ребенка с нормальным развитием формируется первичный фонематический слух. Полная дифференциация всех звуков, как в чужой, так и в собственной речи (фонематическое восприятие), развивается спонтанно и заканчивает формироваться   к   пяти-шести   годам.   Развитие   звукового   анализа не возникает спонтанно, а требует планомерного специального обучения и формируется   к   окончанию   школьного   этапа обучения грамоте.

Деи с ОНР – разнородная категория. В тоже время при ОНР нарушаются все ее компоненты, в том числе и фонетико-фонематическая сторона речи.

Общее недоразвитие речи, так или иначе, вязано, с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произнесение. Кроме того, нарушение фонематического слуха не дает возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом. Это значит, что устранение тяжелых дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематического слуха.

Развитие фонематического слуха у дошкольников с ОНР является первоочередной задачей обучения детей  на занятиях по  формированию  звукопроизношения  и развития фонематического слуха. Коррекционно-педагогический подход к решению этой задачи предполагает постоянный поиск упражнений и заданий для логопедической работы в указанном направлении.

 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ,  СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

2.1. Организация  педагогического эксперимента

 

Нами был организован и проведён педагогический эксперимент с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень).

Экспериментальная работа осуществлялась в 2009-2010 учебном году на базе детского сада № 56 г. Омска (комбинированного вида). Экспериментальная выборка составила 20 человек. Контрольная группа составила 10 человек.

Педагогический эксперимент осуществлялся в III этапа.

         На I этапе (констатирующий) посредством специальных диагностических методик выявлялся уровень сформированности звукопроизношения и фонематического слуха у детей 6- летнего возраста с общим недоразвитием речи (III уровень).

 Констатирующий этап исследования проводился в течение 2-х недель: с 14 сентября по 25 сентября 2009 года.

На II этапе (формирующий) осуществлялась коррекционно-логопедическая работа по развитию звукопроизношения и фонематического слуха у детей 6 –летнего возраста с общим недоразвитием речи (III уровень). Формирующий этап исследования был реализован с 22 сентября 2009года по 22 января 2010 года (четыре месяца). Работа с дошкольниками осуществлялась на занятиях по формированию произношения 2 раза неделю. Всего по согласованию с администрацией детского сада было проведено 30 экспериментальных занятий.

На III этапе (контрольный) осуществлялась оценка эффективности реализованной коррекционно-логопедической работы. Длительность контрольного этапа эксперимента составила 2 недели: с 25 января по 2 февраля 2010 года.

Таким образом, организация педагогического эксперимента осуществлялась поэтапно. На каждом этапе происходило последовательное решение поставленных нами задач.

В целом длительность всей экспериментальной работы составила 5 месяцев.

 

2.2. Особенности  и уровни развития фонематического  слуха у детей на констатирующем этапе исследования

 

На данном этапе проводилось изучение уровня развития звукопроизношения и фонематического слуха у детей 6- летнего возраста с общим недоразвитием речи (III уровень).

Цель этапа: выявление уровня развития фонематического слуха у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень).

Задачи исследования:

    1. Подобрать диагностические методики для обследования фонематического слуха у дошкольников с ОНР;
    2. Провести обследование детей по отобранным диагностическим методикам;
    3. Зафиксировать полученные данные, подвергнуть их анализу в количественном и качественном аспектах.

При исследовании уровня фонематического слуха у дошкольников с ОНР мы опирались на следующие принципы:

  1. комплексного изучения ребенка с речевой патологией (позволил обеспечить всестороннюю оценку особенностей его развития);
  2. динамического изучения детей;
  3. учета возрастных особенностей;
  4. качественного анализа результатов изучения ребенка  с речевыми нарушениями (являлся определяющим для выявления характера речевых нарушений у детей, что дало возможность определить основные направления логопедической работы для устранения пробелов в речевом развитии).

Информация о работе Развитие фонематического слуха