Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 00:15, курсовая работа
В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В ней занято более миллиарда учащихся и почти 50 млн педагогов. Заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. Образование рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.
Содержание
Введение………………………………………………………………….....3
I Теоретические аспекты развития интереса старших школьников……7
Познавательная активность: понятие и содержание…………………7
Познавательный интерес как естественный двигатель поведения у старших школьников…………………………………..…………….15
II Экспериментальная работа по развитию познавательных интересов у детей старшего школьного возраста……………………………….…….……..29
2.1 Методы диагностики по развитию познавательных интересов у старших школьников…………………………………………………………...29
2.2 Программа деятельности педагога-психолога по развитию познавательных интересов старших школьников……………..…………….37
2.3 Анализ и оценка результатов экспериментальной работы по развитию познавательных интересов старшего школьного возраста………..40
Заключение……………………………………………………………...…44
Список использованных источников……………………………………..47
Приложения………………………………………………………………….…..49
Содержание
Введение…………………………………………………………
I Теоретические аспекты развития интереса старших школьников……7
II Экспериментальная работа по развитию познавательных интересов у детей старшего школьного возраста……………………………….…….……..29
2.1 Методы диагностики по развитию
познавательных интересов у старших школьников……………………………………………………
2.2 Программа деятельности педагога-психолога по развитию познавательных интересов старших школьников……………..…………….37
2.3 Анализ
и оценка результатов экспериментальной
работы по
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………..47
Приложения……………………………………………………
Введение
В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В ней занято более миллиарда учащихся и почти 50 млн педагогов. Заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. Образование рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.
Но вместе с тем в последние 10-15 лет в мире все настойчивее дают о себе знать проблемы, которые не удается разрешить в рамках реформ, т.е. в рамках традиционных методических подходов, и все чаще говорят о всемирном кризисе образования. Сложившиеся образовательные системы не выполняют своей функции - формировать созидающую силу, созидательные силы общества.
Современное общество требует от педагогов подготовки интеллектуально развитых, самостоятельных, инициативных членов общества. Востребованы люди, которые не только могут усваивать опыт предшествующих поколений, но активно воздействовать на него, вырабатывая новые знания. Для этого необходимо воспитать в обучающихся такую позицию по отношению к процессу приобретения знаний, которая бы способствовала активному их усвоению. То есть, мы должны воспитать в обучающихся познавательную активность, от которой во многом зависит результат обучения и развития современного школьника.
Активная познавательная
позиция обучающегося ведет к
повышению эффективности и
Усвоение школьниками знаний, выработка умений и навыков формируются главным образом в познавательной деятельности. В ходе обучения проявляются интересы, способности, мотивы, темперамент, характер и другие стороны психики школьников, поэтому преподаватели должны знать, от каких психических процессов, состояний и свойств зависит достижение главной цели, как использовать учебный материал и условия обучения для всестороннего развития будущих специалистов, их теоретической и практической подготовки. Безукоризненная логика изложения материала, глубина его содержания, целеустремленность, учет природы, принципов конкретной науки - все эти важнейшие слагаемые научной методики не дадут ожидаемых результатов, если преподаватель не будет учитывать психологическую сторону процесса обучения.
Вопрос развития познавательной
активности обучающихся довольно остро
стоит перед педагогическими
кадрами образовательных
Проблема исследования заключается в том, чтобы на основе теоретических положений определить формы и методы, активизирующие развитие познавательных интересов старшеклассников.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в школе.
Предмет исследования – формы и методы развития познавательного интереса старших школьников.
Цель данной работы разработать формы и методы развития познавательного интереса старших школьников.
Гипотеза исследования: при правильном подборе форм и методов работы в школе, у старших школьников успешнее будет развитие познавательных интересов. Для устойчивости познавательных интересов старших школьников необходимо повысить уровень их внутренней мотивации.
В соответствии с указанной целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1.Провести анализ психолого-
познавательных интересов у старших школьников.
2. Подобрать психолого-
развития познавательных интересов у старших школьников
3. Разработать и апробировать
программу по развитию
интересов у старших школьников
4. Экспериментально проверить эффективность разработанной
программы.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
психолого-педагогические работы, где данная категория исследована в контексте общепедагогических проблем. В числе авторов, оставивших заметный след в изучении проблемы познавательного интереса Л.С. Выготский, считающий интерес "ключом" к развитию подростка, интерес как направленность личности рассмотрен в работах М.И. Волынкина, Л. А. Гордона, Н.Ф. Добрынина, П.И. Иванова, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, А.А. Смирнова и др. Интерес как отношение учащегося к предмету изучения рассмотрен в трудах А.Г. Ковалева, В.Г. Максимова, В.Н. Мясищева, Г.С. Щукиной. Также работая над проблемой, формирования познавательных интересов младших школьников в процессе обучения мы опирались на идеи и опыт тех педагогов и психологов, которые занимались исследованием этой проблемы: Б.Г. Ананьева, В.В. Давыдова, Е.И. Киричук, Л.И. Божович а так же Г.И. Щукиной, Н.Л. Погореловой, Н.Г.Морозовой, А.К. Маяковой, В.Б. Бондаревского, Г.К. Байдельдиновой, Н.Д. Хмель.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений на разных этапах исследования использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования:
- аналитические (теоретический
анализ психолого-
научно-методической литературы);
- диагностические (наблюдение, анкетирование, тестирование);
- формирующие (моделирование, эксперимент);
- статистические (анализ и обработка данных эксперимента).
Данная работа включает в себя две главы, введение, заключение, список литературы и приложение.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что определены критерии сформированности познавательного интереса; составлена система занятий по русскому языку и литературе, способствующая развитию познавательного интереса.
Практическая значимость
исследования состоит в том, что
разработанные и научно-
I Теоретические аспекты развития интереса старших школьников
1.1 Познавательная активность: понятие и содержание
Познавательная активность
- это интерес к учебной
Познавательная активность является одним из самых важных факторов учебного процесса. Постоянное развитие познавательной активности ведет к тому, что она становится основой положительного отношения к учебе. Познавательная активность имеет поисковый характер, в результате чего у обучающегося возникают вопросы, ответы на которые он ищет самостоятельно. Замечательно то, что поиск этот проходит с увлечением, на эмоциональном подъеме, принося радость от интеллектуальных успехов. Именно познавательная активность создает атмосферу радости, удовольствия в образовательной деятельности, делая эту деятельность чем-то важным и значимым в жизни обучающегося.
Таким образом, познавательная активность является одним из наиболее важных мотивов в образовательном процессе.
В процессе обучения происходит овладение знаниями, накапливание навыков и умений. В идеале в процессе образовательной деятельности цели и задачи обучения, которые ставятся перед обучающимся его педагогами, должны стать важными и интересными мотивами деятельности для самого обучающегося. Именно в процессе обучения закладываются основы познавательной активности. В процессе же обучения происходит и формирование, и развитие познавательной активности. Развитие это зависит от нескольких факторов, но чтобы правильно определиться с выбором методом и приемов обучения, которые будут способствовать развитию познавательной активности обучающегося, необходимо сначала понять структуру самого познавательного процесса и законов формирования этого процесса.
Познавательная деятельность состоит из нескольких взаимосвязанных действий, которые находятся в определенной связи друг с другом и составляют структуру познавательной деятельности.
Коган М.С. выделял несколько блоков, которые лежат в основе структуры любой деятельности, в том числе и познавательной:
Владение этими блоками обеспечивает самоуправление процессом обучения для каждого участника учебной деятельности.
Принято различать два типа познавательной активности: адаптивный и продуктивный.
Адаптивный тип активности предполагает, что отношение к познавательному процессу может быть пассивным и будет заключаться в элементарном усвоении предлагаемого материала, то есть того интеллектуального опыта, который накоплен многими поколениями. При адаптивном типе познавательной активности знания обучающийся получает в готовом виде, как данность. Поэтому он не имеет представления о том, как были сделаны выводы по изучаемому вопросу, где возможно применить эти знания, как их использовать на практике. Таким образом, знания остаются формальными, оторванными от жизни, и по сути дела, бесполезными. А если человек не понимает нужность приобретаемых знаний, то он считает их неинтересными и у него возникает вопрос: "Зачем это мне?".
При адаптивной активности
"формируются стереотипы поведения,
навыков, привычек, установок, составляющих
основу стандартных форм поведения
и деятельности. Развитие адаптивных
форм активности и адекватных им форм
поведения, деятельности и мышления
происходит по законам тренировки,
включающим …повторение, контроль (оценку)
как необходимые способы
Продуктивный тип
Развитие продуктивной познавательной
активности не подчиняется строгим
законам тренировки. Здесь широко
применяется метод
Продуктивный тип
Информация о работе Развитие познавательной сферы в образовательном процессе