Развитие познавательной сферы в образовательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 00:15, курсовая работа

Описание работы

В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В ней занято более миллиарда учащихся и почти 50 млн педагогов. Заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. Образование рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

Содержание работы

Содержание
Введение………………………………………………………………….....3
I Теоретические аспекты развития интереса старших школьников……7
Познавательная активность: понятие и содержание…………………7
Познавательный интерес как естественный двигатель поведения у старших школьников…………………………………..…………….15
II Экспериментальная работа по развитию познавательных интересов у детей старшего школьного возраста……………………………….…….……..29
2.1 Методы диагностики по развитию познавательных интересов у старших школьников…………………………………………………………...29
2.2 Программа деятельности педагога-психолога по развитию познавательных интересов старших школьников……………..…………….37
2.3 Анализ и оценка результатов экспериментальной работы по развитию познавательных интересов старшего школьного возраста………..40
Заключение……………………………………………………………...…44
Список использованных источников……………………………………..47
Приложения………………………………………………………………….…..49

Файлы: 1 файл

развитие познавательной сферы в образовательном процессе.docx

— 102.84 Кб (Скачать файл)

Со школы, учителей спрос  за развитие интересов детей особый. И здесь на первый план выступает  увлеченный учитель, интересный для  ребят человек. Если в семье один ребенок и то с ним не всегда ладят, представляете себе, какой личностью должен быть педагог, способный удивить, увлечь и повести за собой целый класс.

Буквальный перевод латинского слова «интерес» — «иметь значение», «быть между». Чувствовать недостаточность того, что есть, и стремиться к тому, чтобы достичь большего, одолеть неведомое. А если к интересу приложить и стремление, и долг, то человек уже не просто решает поставленную перед ним нормальную учебную задачу, но и переиначивает ее на испытание самого себя. Интерес направлен на то, чтобы применить к делу и реализовать свои собственные силы, силы своего существа [3, c. 61-62].

 «...Посмотрите, как работает  ребенок, когда ему интересно.  Удовольствие буквально написано  на его лице. Светятся глаза,  движения легкие, свободные, быстрые.  Да и как может быть иначе  — ведь сейчас он раскован, раскрепощен в своих желаниях. Он делает свое дело, интересное  и важное ему самому. Делает  успешно! Положительная эмоция  как тень сопровождает интерес,  она — точный сигнал о том,  что деятельность нам приятна,  доставляет наслаждение.

... Мысль работает ясно, четко, откуда-то приходят решения,  которые иначе как красивыми  не назовешь, настолько точно  они отвечают характеру задачи. Она поглощает его целиком,  всю его личность, отключает от  остального мира: ко всему остальному  он в данный момент глух  и слеп. И потому так трудно  бывает отвлечь ребенка от  выполнения других, может быть, не  менее интересных и важных  дел.

... Но вот ребенок, которому  неинтересно. Как он томится  над книгой, которую надо прочесть, или заданием, которое нужно обязательно  выполнить. Его тело напряжено,  он то ерзает, то беспокойно  оглядывается по сторонам, как  бы ищет откуда-то спасения  от немилой духовной или иной  пищи. Или застывает, погруженный  в себя, как в сон, из которого  его может вывести только резкий  окрик или замечание» [17, c. 57-58].

Объективные трудности, встающие перед каждым учителем при решении проблемы интереса, связаны со многими факторами. Важнейшие из них: 1) качественно новые требования, обусловленные реформой школы, предъявляемые сегодня педагогу в связи с повышением качества обучения и воспитания детей; 2) усиливающееся влияние научно-технической революции на подрастающее поколение, выдвинувшее задачу—формирование личности педагога-исследователя, обладающего многосторонними профессиональными и общекультурными интересами, непрерывно совершенствующего свои качества; 3) постоянно меняющиеся ситуации в учебно-воспитательном процессе, связанные прежде всего с новым уровнем знаний учеников. Это в свою очередь выдвигает на первый план достаточно сложную задачу постоянного изучения, учета индивидуальных интересов и склонностей учащихся, мотивов их поведения и учения.

Вполне естественно, что  необходимо иметь точный научный  ориентир, определяющий решение педагогических задач. Этот ориентир вырастает из знания методологических и теоретических  основ решения проблемы.

Столетиями система школьного  обучения строилась по одной схеме: учитель передавал знания, преподавал свой предмет, ученик усваивал знания, изучал этот предмет. Педагоги, притом не только в школе, а фактически в  любом учебном заведении, оставались главным и решающим источником воздействия  на умы и сердца детей.

Дело в том, что интерес  необходимо рассматривать не только как цель или средство, но и результат  обучения, организованного на научных  основах. Для достижения высоких  качественных результатов при решении  проблемы интереса и некоторых других смежных проблем, связанных, например, с развитием творческих способностей и дарований учеников, учитель  может не ставить перед собой  специально задачу, о которой мы говорим.

Учитель ставит перед собой  в качестве главной, решающей цели —  воспитание, творческой личности ученика, выявление и развитие творческой индивидуальности. Это для него как  пусковой механизм, который должен работать, по его педагогическому убеждению, всегда, при любых обстоятельствах, в любых ситуациях. И конечно, такой выбор цели срабатывает вполне успешно, так как целенаправленно организованный процесс обучения выявляет у учащихся внутренние резервы к познанию собственной личности и ее всестороннему совершенствованию.

Выбор главной цели, связанной  с воспитанием у детей познавательных интересов и потребностей, определяется тремя основными направлениями: методологическими; психолого-педагогическими; узкометодическими.

Творческое методическое решение проблемы интереса находится  в прямой и неразрывной взаимосвязи  с постоянным и глубоким изучением  методологических и теоретических  основ развития и воспитания познавательных интересов, творческих способностей.

Что же необходимо взять  на вооружение каждому педагогу, изучающему методологические и теоретические  основы решения проблемы? Какую реальную помощь может оказать обращение  к специальной научной литературе, в том числе не связанной непосредственно  с практическим решением данной проблемы?

Прежде всего, следует подчеркнуть три главных момента.

1. Изучение методологических  и теоретических основ вооружает  каждого учителя, преподавателя  любого учебного заведения научной  программой деятельности, точной  ориентировкой, педагогической целью.

2. Знание таких основ позволяет вовремя вносить коррективы в меняющийся характер профессиональной деятельности по воспитанию и развитию познавательных интересов и потребностей, осуществлять с глубоко научных позиций всестороннее изучение учащихся с учетом возрастающего влияния на подрастающее поколение современной жизни общества, средств массовой информации, семьи, внешкольных учреждений, неформального общения со сверстниками и т. д.

3. Глубокое изучение методологических и теоретических основ дает возможность по-новому подойти к созданию и совершенствованию личной творческой психолого-педагогической и методической лаборатории в разработке основных целей, задач общей и специальной программы деятельности на кратковременный и длительный периоды; определении основных методов, средств, приемов достижения цели, реализации программы; составлении, подборе, создании для учащихся различных классов значимого дидактического и методического материала.

Роль интереса и его  значение в успешном обучении признавали все выдающиеся педагоги. Так, К. Д. Ушинский писал: «Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса, и взятое только силою принуждения... убивает в ученике охоту к  ученью, без которой он далеко не уйдет...». Великий русский педагог разработал оригинальную систему пробуждения любознательности и развития интереса к знаниям, связанную с воспитанием внимания, искусством классного рассказа, изучением научных основ процесса воздействия на детей в школе.

Теория интереса Л. Н. Толстого — это, по существу, результат соединения научного эксперимента и перспективного творческого опыта. Если бы на основе современных требований к педагогическому  исследованию мы попытались найти в  педагогической системе Толстого и  его опыте ту исходную научную  гипотезу, которая помогла автору ставить эксперимент, уточнять задачи и методику исследования, то без  особого труда можно было бы это  сделать. Эта гипотеза была сформулирована им следующим образом: «Школа учреждается  не так, чтобы детям было удобно учиться, но так, чтобы учителям было удобно учить. Учителю неудобны говор, движение, веселость детей, составляющие для  них необходимое условие учения, и в школах, строящихся как тюремные заведения, запрещены вопросы, разговоры  и движения. Вместо того, чтобы убедиться, что для того, чтобы действовать успешно на какой-нибудь предмет, нужно изучить его (а в воспитании этот предмет есть свободный ребенок), они хотят учить так, как умеют, как вздумалось, и при неуспехе хотят переменить не образ учения, а самую природу ребенка...» [5, c. 34].

Л. Н. Толстого прежде всего интересует личность человека, его нравственный облик и место на земле, «в человечестве и вселенной», формирование творческой личности ребенка, а не отдельных его черт ума и характера.

Чтобы успешно решать проблему интереса на практике, надо знать главные  источники и решающие предпосылки, оказывающие в наше время наибольшее влияние на пробуждение познавательных интересов и потребностей у молодежи.

Есть и еще одно противоречие: между устойчивым познавательным интересом  ученика и возможностью его развить  на уроках и в процессе внеклассной  работы. Прочитав нередко много книг и статей по любому предмету, владея некоторыми навыками и умениями самостоятельной  работы в процессе самообразования, такой ученик предъявляет все  более высокие требования к учителю. Противоречие это неразрешимо без  критического подхода каждого учителя  к своим собственным знаниям, общей культуре, научно-педагогическому  мышлению.

Совместная работа, школы, семьи и общественности, соединенная  с системой общегосударственной  пропаганды, поможет разработки научной  системы воспитания интереса к знаниям  и её творческому воплощению на практике.

Познавательные интересы и потребность в самообразовании. В психологии ряд авторов определяют интерес как специфическую познавательную направленность личности на предметы и явления действительности. С точки зрения воспитания интереса в плане развития общей познавательной направленности, активности и любознательности как чертой личности эту проблему можно рассматривать как цель обучения и воспитания. Когда мы создаем с помощью элементов занимательности, вводимых на различных этапах урока, лекции, доклада, внимание к теме, мы пользуемся интересом как средством обучения и воспитания. У ученика в этом случае появляется новый мотив учебного действия: ему интересно слушать объяснение учителя. Учитель идет дальше, он шире смотрит на цель своего обучения, и вот уже ученику трудно, но интересно выполнять сложнейшую умственную работу. Эта работа все чаще связана с самообразованием. Совершенствуя всю систему учебно-воспитательной работы в любом учебном заведении, создаются условия для формирования глубокого и устойчивого общего интереса, повышенной избирательной направленности в отдельной области знаний, активизируем процесс самообразования и самовоспитания. Здесь уже интерес выступает как результат обучения и воспитания. Это как раз и позволяет объединить в системе преподавания все три особенности интереса как цели, средства и результата.

Познавательный интерес  связан со стремлением к углублению процесса собственно познания.

Познавательные интересы возникают под влиянием различных  факторов и могут иметь различное  содержание, глубину, направленность, устойчивость и т. д. В психологии принято различать эпизодические  и постоянные интересы. Первые возникают  эпизодически в процессе деятельности (чтения статьи, книги, слушания лекции, доклада, объяснения урока и т. д.) И угасают с ее окончанием. Вторые характеризуются устойчивостью, не зависят от конкретной ситуации и  побуждают человека к деятельности в интересующей области в любых  обстоятельствах. Надо учитывать, что  желание что-то делать, изучать, читать и т. д.— это всего лишь первая, хотя и необходимая ступень формирования устойчивых интересов и потребности  в самообразовании.

От любопытства к заинтересованности, от заинтересованности к стойкой  познавательной активности, от них  к пробудившейся научной любознательности и все более устойчивой направленности личности на глубокое изучение различных  предметов, к проявлению особого  внимания к некоторым из них —  таков путь зарождения и развития интереса к знаниям, связанный с  мобилизацией воли, энергии, трудолюбия.

В процессе обучения необходимо воспитывать прежде всего общий интерес к знаниям у каждого школьника. Научить ребенка удивляться и быть наблюдательным — едва ли не самое важное в школьном преподавании.

Главные условия и основные предпосылки успеха на пути к цели. Воспитание у учащихся глубокого  интереса к знаниям потребности  в самообразовании — сложный  процесс, связанный с изучением  личности школьника, мотивов его  поведения и учений, что необходимо для развития индивидуальных интересов  и склонностей всех учащихся.

Разработка конкретного  дидактического и методического  материала для учащихся включает: 1) дифференцированные задания для  самостоятельной работы различной  степени трудности; 2) варианты кратковременных  и длительных программ самовоспитания и самообразования для учащихся; 3) методические указания и рекомендации по изучению отдельных наиболее сложных  вопросов, тем, проблем учебной программы, по написанию рефератов, докладов, сообщений; 4) отрывки из научной и научно-популярной литераторы о жизни ученых, изобретателей, новаторов промышленности и сельского  хозяйства, а также программы  познавательных бесед, вечеров, дискуссий.

Развитие системы народного  образования в нашей стране сформировало учителя нового типа. Ему органически  присущи такие существенные качества личности, как разносторонняя научная  любознательность, глубина общей  и психолого-педагогической культуры, развитое профессиональное мышление, потребность к проявлению своей  индивидуальности, творческих интересов, способностей и дарований. Новый  тип учителя, глубокая заинтересованность социалистического государства  во всестороннем развитии подрастающего  поколения-главные условия, которые  обеспечивают результат решение  воспитательных задач в школе. А отсюда те гласные условия, которые обеспечивают результат решения конкретной задачи—развитие познавательных интересов учащихся; активное проявление каждым педагогом достаточно развитых научно-педагогических и психолого-методических интересов; умение выделить главное, существенное при решении проблемы интереса в общей системе обучения и воспитания учащихся конкретного класса; привлечение разностороннего материала для проведения эффективной учебно-воспитательной работы; внесение соответствующих коррективов в воспитательный процесс с учетом меняющихся обстоятельств.

Информация о работе Развитие познавательной сферы в образовательном процессе