Развитие познавательной сферы в образовательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 00:15, курсовая работа

Описание работы

В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В ней занято более миллиарда учащихся и почти 50 млн педагогов. Заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. Образование рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

Содержание работы

Содержание
Введение………………………………………………………………….....3
I Теоретические аспекты развития интереса старших школьников……7
Познавательная активность: понятие и содержание…………………7
Познавательный интерес как естественный двигатель поведения у старших школьников…………………………………..…………….15
II Экспериментальная работа по развитию познавательных интересов у детей старшего школьного возраста……………………………….…….……..29
2.1 Методы диагностики по развитию познавательных интересов у старших школьников…………………………………………………………...29
2.2 Программа деятельности педагога-психолога по развитию познавательных интересов старших школьников……………..…………….37
2.3 Анализ и оценка результатов экспериментальной работы по развитию познавательных интересов старшего школьного возраста………..40
Заключение……………………………………………………………...…44
Список использованных источников……………………………………..47
Приложения………………………………………………………………….…..49

Файлы: 1 файл

развитие познавательной сферы в образовательном процессе.docx

— 102.84 Кб (Скачать файл)

Анализируя внутреннюю и  внешнюю мотивацию, мы пришли к выводу, что:

Внешняя мотивация у 8 человек (53,6%)

Внутренняя мотивация  у 7 человек (46,4%)

Анализируя табличные данные, нами было выявлено, что:

высокий уровень внутренней мотивации имеют 3 человека (20,1%)

средний уровень внутренней мотивации у 6 человек (39,9%)

низкий уровень внутренней мотивации у 6 человек (39,9%)

Вывод: В классе преобладает внешняя мотивация, т.е. учебная деятельность для этих детей становится средством достижения других целей, а именно получение хорошей оценки (аттестата), похвалы, признания товарищей, подчинение требованию учителя и др. Здесь знание не выступает целью учения, учащийся отчужден от процесса познания. Изучаемые предметы для учащихся не являются внутренне принятыми, внутренне мотивированными, а содержание учебных предметов не становится личностной ценностью.

Учитель, должен быть заинтересован  в повышении эффективности своей  деятельности, обращать внимание на мотивацию  учения, и стремится к ее активизации и поддержанию на высоком уровне, а также определить наличный уровень мотивации учащихся и ее динамику при использовании различных форм, методов обучения, подбора содержания предмета.

Были использованы 2 анкеты по выявлению направленности и характера познавательных интересов учащихся (автор О.Б. Островский, к.п.н., доцент кафедры методики обучения истории и обществознанию РГПУ им. А.И. Герцена) (см. Приложение 3). Результаты анкетирования в таблице 3-4.

Результаты методики «Анкета  по выявлению направленности и характера  познавательных интересов» на констатирующем этапе эксперимента

Методика разработана  О.Б. Островским, к.п.н., доцент кафедры методики обучения истории и обществознанию РГПУ им. А.И. Герцена и направлена на выявление выявить направленности и характера познавательных интересов

Таблица 3

Рейтинг учебных предметов

№ п/п

Предмет

Рейтинг

1

Изобразительное искусство

291

2

Физкультура

289

3

Алгебра

269

4

Физика

245

5

Геометрия

243

6

Музыка

207

7

Английский язык

203

8

Русский язык

191

9

Химия

188

10

Технология

183

11

География

181

12

Родной язык

171

13

История

167

14

Биология

160

15

Литература

159

16

Обществознание

137


Вывод: По предметной направленности познавательные интересы в этом классе физико-математические (физика, алгебра, геометрия), практические (физкультура), эстетические (ИЗО, музыка).

Существует небольшой  разрыв между предметами одной группы. Это показатель несформированности и неосознанности интересов – признак аморфности познавательных интересов, нежелания или неспособности преодолеть лень, свидетельство целенаправленного педагогического противодействия (со стороны товарищей из числа тех, у кого интересы не сформированы; со стороны недальновидных родителей, привыкших за много лет к формальному выполнению домашних заданий, и часто жалующихся на перегрузку своих детей; со стороны «сердобольных», т.е., как правило, малоквалифицированных учителей и классных руководителей, которые на фоне специалистов, работающих по программе повышенного уровня, неуклонно теряют свой авторитет и влияние на детей).

При ответе учащимися на второй вопрос анкеты, нами была выявлена мотивация интереса учащихся к изучению русского языка и литературы. Были получены следующие результаты.

Таблица 4

Фамилия, имя

Вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Анна С.

+

 

+

+

+

   

+

         

+

   

+

Борис С.

+

   

+

   

+

     

+

   

+

     

Григорий А.

+

     

+

     

+

+

+

+

+

+

+

   

Константин В.

+

 

+

 

+

 

+

       

+

+

 

+

   

Елена .А.

     

+

     

+

                 

Михаил О.

+

   

+

   

+

             

+

 

+

Наталья П.

+

                       

+

   

+

Андрей М.

+

     

+

     

+

     

+

+

     

Оксана П.

                               

+

Полина Ю.

                               

+

Роман С.

+

     

+

+

 

+

   

+

           

Сергей  К.

+

+

 

+

+

                     

+

Алексей Р.

+

+

 

+

+

   

+

   

+

         

+

Александр Р.

+

   

+

+

   

+

                 

Юрий С.

                               

+


Анализируя табличные данные мы пришли к выводу, что для класса характерно: широкие социальные мотивы – общечеловеческие, патриотические, региональные (позиции 1-3, позиция 17). Они не считаются показателями познавательного интереса, преобладает внешнее принуждение, отсутствуют серьезные мотивы учения, об интересе говорить не приходится.

Информационный мотив (позиция 4) – свидетельствует лишь о ситуативном  интересе.

Главным двигателем развития личности ученика, показателем эффективности  обучения и гарантией устойчивости интереса является мотив осознания  собственного роста (позиция 5). В сочетании  с информационным мотивом он способен компенсировать все остальные мотивы интереса.

Мотив “нравится учитель” (позиция 14) ученики с ярко выраженным интересом либо указывают этот мотив  в связи с другими, либо вовсе  не упоминают. Это отнюдь не значит, что роль учителя падает. Наоборот, говорит о высоком профессионализме. Роль учителя перестала осознаваться учениками, поскольку их интерес  достиг такой глубины и устойчивости, когда уже не нужны внешние  побудители.

Вывод: Таким образом, при обобщении полученных в ходе диагностики результатов было выявлено, что наиболее значительными проблемами, для старших школьников являются:

1.Повышение уровня внутренней  мотивации

2.Развитие познавательных  интересов

Следовательно, в программу  деятельности педагога-психолога необходимо внести следующие направления работы:

1.Повышение уровня внутренней  мотивации. 

2.Развитие познавательных  интересов старших школьников.

 

 

 

 

 

2.2 Программа деятельности  педагога-психолога по развитию  познавательных интересов старших  школьников

Программа разработана на основе результатов диагностического обследования старших школьников, где  использовались методики, позволяющие  выявить особенности развития у  них познавательных интересов.

Цель программы: повысить уровень внутренней мотивации старших школьников на уроках русского языка и литературы.

Пояснительная записка

Интерес! Вечный двигатель  всех человеческих исканий, неугасающий  огонь пытливой души.

Воспитание у учащихся глубокого интереса к знаниям  потребности в самообразовании  — сложный процесс, связанный  с изучением личности школьника, мотивов его поведения и учений, что необходимо для развития индивидуальных интересов и склонностей всех учащихся. Процесс обучения в школе — главный и решающий источник систематического воздействия на ученика, на его мысли и чувства, мотивы поведения и учения, сферу мышления, психических состояний и свойств личности. Именно поэтому в процессе обучения зарождаются и развиваются познавательные интересы и потребности, формируется мотивационная сфера и система познавательных ценностей. Отсюда следует, что в процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления.

Учебные предметы «Русский язык» и «Литература» в современной  школе имеют познавательно-практическую направленность, т.е. они дают учащимся знания о родном языке и литературе и формируют у них языковые и речевые умения. Вместе с тем  русский язык и литература выполняют  и общепредметные задачи.

Задачи программы

1.Подобрать задания на  развитие познавательных интересов  старших

школьников на уроках русского языка и литературы.

2.Повысить уровень развития  познавательных интересов у старших

школьников на уроках русского языка и литературы.

3. Воспитать учащихся  средствами данных предметов,  развить их логическое мышление, обучить школьников самостоятельно  пополнять знания по русскому  языку и литературе, формировать  общеучебные умения - работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.

Содержание программы : «Развитие познавательных интересов».

Содержание  деятельности

Формы и методы

Методическое  сопровождение

1

Формирование  общеучебных компетенций

Внеклассное мероприятие «Путешествие по литературным произведениям»

Габуева З.У., Гаврина Е.В., Дымова Н.Н. Сценарии внеклассных тематических мероприятий по литературе. – с. 75-77

2

Развивать логическое и творческое мышление

Изложение с элементами сочинения 

Влодавская Е. А.Поурочные разработки по русскому языку, с. 25-26

3

Развивать творческое мышление

Домашняя  работа по русскому языку

Богданова Г. А. Уроки русского языка в 9 классе, с.35-37

4

  Развитие критического мышления

Виды  придаточных предложений

Влодавская Е. А.Поурочные разработки по русскому языку, с. 68-70

5

Развивать творческие и познавательные интересы

Урок-задание  – Развитие творческих и познавательных интересов на тему: «Работа над  ошибками» 

Влодавская Е. А.Поурочные разработки по русскому языку, с. 80-83

6

Развивать познавательный интерес к истории  России

Урок-праздник "Ради жизни на земле"

Орехова Г.А.Эхо военных лет, с. 135-141

7

Формировать интерес к чтению и изучению литературы

Уроки на свободные темы

урок–диспут

урок рекомендации произведения

урок–спектакль

урок–интервью

урок–эссе

интегрированный урок

урок–конференция и т. д.

 

Формы проведения читательских конференций  могут быть разными:

турнир литературных героев,

театр миниатюр,

литературный ринг,

литературная гостиная писателя,

литературная встреча.

Ганженко М.Б., Аристова М.А Конспекты уроков для учителя литературы: 7-8 классы: Литература XIX-XX вв.

 

 

 

 

 

 

Савченко Е.В., Жиренко О.Е., Лобачева С.И. Внеклассные мероприятия

8

Развитие  ценностных ориентаций учащихся в школе

Тест К чему я стремлюсь в жизни

Вульфов Б.З. и др. Интересы и потребности  современных детей и подростков

9

На  развитие личности подростка

Тест  Автобиография будущего

Вульфов Б.З. и др. Интересы и потребности  современных детей и подростков

10

Развитие  познавательных интересов

Опросник  «Портрет идеального ребенка»

Вульфов Б.З. и др. Интересы и потребности  современных детей и подростков

11

Классическая  музыка

Лунная соната (Бетховен)

Ballade pour Adeline

A comme Amour

К Элизе (Бетховен)

Ричард  Клайдерман

Ричард Клайдерман

Ричард Клайдерман

Ричард Клайдерман


 

Данную программу внедряли на этапе формирующего эксперимента.

 Деятельность была направлена на развитие познавательных интересов старших школьников. Для осуществления данной задачи проводили с детьми различные уроки и занятия, внеклассные мероприятия. Проведенные формы и методы работы способствовали развитию познавательных интересов старших школьников

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Анализ и  оценка результатов экспериментальной  работы по развитию познавательных  интересов старшего школьного  возраста

После разработки и апробации  программы деятельности педагога психолога  по развитию мышления была проведена  контрольная диагностика.

В диагностике участвовали 15 человек в возрасте 14-15 лет. Индивидуальные результаты диагностики личностной креативности представлены в таблице 5.

Таблица 5 Результаты методики «Диагностика личностной креативности» на контрольном этапе эксперимента

№ п\п

Фамилия, имя

Любозна

тельность

Мах 24

Воображение

Мах 24

Слож ность

Мах 26

Склонность к риску

Мах 26

Всего баллов

Уровень

1.

Анна С.

23

21

18

12

74

в

2.

Борис С.

13

14

10

20

57

с

3.

Григорий А.

11

9

7

10

37

н

4.

Константин В.

20

17

16

21

75

в

5.

Елена .А.

22

21

23

24

90

в

6.

Михаил О.

12

8

9

9

38

н

7.

Наталья П.

8

7

8

9

32

н

8.

Андрей М.

17

15

12

21

65

с

9.

Оксана П.

23

24

26

22

95

в

10.

Полина Ю.

24

17

17

15

73

в

11.

Роман С.

10

15

19

23

67

с

12.

Сергей  К.

11

12

10

15

48

с

13.

Алексей Р.

17

13

19

23

72

в

14.

Александр Р.

15

17

15

18

65

с

15.

Юрий С.

23

20

26

25

94

в

Информация о работе Развитие познавательной сферы в образовательном процессе