Развитие познавательной сферы в образовательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 00:15, курсовая работа

Описание работы

В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В ней занято более миллиарда учащихся и почти 50 млн педагогов. Заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. Образование рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

Содержание работы

Содержание
Введение………………………………………………………………….....3
I Теоретические аспекты развития интереса старших школьников……7
Познавательная активность: понятие и содержание…………………7
Познавательный интерес как естественный двигатель поведения у старших школьников…………………………………..…………….15
II Экспериментальная работа по развитию познавательных интересов у детей старшего школьного возраста……………………………….…….……..29
2.1 Методы диагностики по развитию познавательных интересов у старших школьников…………………………………………………………...29
2.2 Программа деятельности педагога-психолога по развитию познавательных интересов старших школьников……………..…………….37
2.3 Анализ и оценка результатов экспериментальной работы по развитию познавательных интересов старшего школьного возраста………..40
Заключение……………………………………………………………...…44
Список использованных источников……………………………………..47
Приложения………………………………………………………………….…..49

Файлы: 1 файл

развитие познавательной сферы в образовательном процессе.docx

— 102.84 Кб (Скачать файл)

Проблема интереса в школе  решается каждым учителем и каждым педагогическим коллективом с учетом конкретных условий и возможностей. Однако общие принципы подхода к  проблеме позволяют выделить три  основных уровня решения проблемы, которые вполне могут быть и этапами  усложняющейся деятельности по формированию интересов.

Первый — эмпирический. В основе лежит опытное представление  о необходимости воспитания у  детей интереса к знаниям, особенностях его пробуждения на различных  этапах урока, при проведении воспитательных мероприятий и т. д.

Второй уровень — творческий с элементами научно-исследовательского подхода. Он свойствен учителям и  руководителям школ, проработавшим  не менее трех — пяти лет, проявившим достаточно развитые научно-педагогические и психолого-методические интересы. Можно сказать, что все талантливые  педагоги, раскрывшие себя как учителя-исследователи, начинали с развития у себя творческого  педагогического мышления в процессе овладения научно-исследовательским  подходом к обучению и воспитанию детей. На этом этапе деятельности усложняются  задачи, которые выдвигает перед  собой учитель, и как результат  — усложняются требования, предъявляемые  педагогом к учащимся.

Третий, высший уровень решения  проблемы — научно-исследовательский. Он соединяет воедино эмпирическое начало и творческое отношение с  исследовательским подходом к изучению детских интересов, склонностей, способностей. На этом этапе, с учетом состояния  здоровья учащихся, уровня их предшествующей учебной подготовки, создаются самые  благоприятные условия для проявления и развития творческой личности ученика. Учитель, успешно решающий проблему интереса — это прежде всего педагог-исследователь.

Итак, главные условия, определяющие решение задачи, — сформировать глубокий интерес к учебным предметам  у одних школьников и развить  его у других: всесторонняя активизация  познавательной деятельности учащихся, творческое применение учителем и всем педагогическим коллективом принципов  и методов обучения на основе исследовательского подхода, развитие у детей потребности  в самообразовании. Все это может дать как педагогу, так и его питомцам несколько направлений для работы и учебы, чтобы успешно решить основные задачи обучения: приобретение школьниками новых знаний, творческое использование имеющихся, потребность в самообразовании и привычка к серьезному умственному труду, овладение методами рационального мышления и умением ориентироваться в новейших достижениях науки и техники, способность профессионального выбора, освоение практики первоначальных научных изысканий, опытов, наблюдений, экспериментов, проявление любознательности как черты личности.

Вывод: под интересом в психологии понимается активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет или явление действительности. Интерес всегда, так или иначе, связан с эмоционально окрашенным мышлением и познанием объективно реальности. Такое отношение к познанию мира обуславливается, также функциями внимания, памяти, воли подростка, поэтому интерес служит одним из составных частей творчества человека. Знания при наличии устойчивого интереса усваиваются основательно и прочно, а при отсутствии интереса ребенок усваивает учебный материал с трудом, легко и быстро забывает. Качества интереса могут быть охарактеризованы широтой, глубиной, устойчивостью, силой и т.д. Развитие интереса у подростков определяется множеством причин, среди которых следует выделить интересы окружающих, близких ребенка, условия воспитания в школе, а также его собственную активность.

В любое время, в каждой школе и классе есть дети, которые  отстают в учении от своих одноклассников по причине нежелания учиться, т.е. по причине отсутствия ценнейшего и  самого важного из мотивов учения — познавательного интереса. У  старшеклассников познавательный интерес  занимает различное положение в  структуре мотивов учения, чем  в значительной мере определяется характер и результативность учебной деятельности.

Именно в старшем подростковом возрасте дети начинают связывать интерес  к предмету с внешкольными интересами, то четко выражается в посещении  ими различных секций при домах  пионеров, культуры, дворцах, клубах. Однако интерес детей этого возраста характеризуется неустойчивостью, которую нельзя считать абсолютно отрицательной чертой подросткового возраста. Дети этого возраста «примеривают» себя к той или иной деятельности, ищут себя, поэтому их интерес к неопределенному, неизвестному тоже является необходимым компонентом развития интеллектуального уровня учащихся 7—8 классов. Заметно возрастает интерес подростков к происхождению живого, будущему человечества, к проблемам мирознания, что проявляется в их попытках по-своему объяснить явления окружающего мира. В этом возрасте наблюдается возрастание интереса детей к художественной литературе, театру, кино, к новейшим течениям в области музыки. Учителю очень важно суметь показать подлинную, красоту искусства, научить детей различать временное и мимолетное от истинно народного, общечеловеческого в культуре вообще, не выделяя его отдельные элементы. Одним словом, интересы детей к 7—9 классу начинают дифференцировать, что определяет некоторое сужение их объема и направленности.

В старших классах интересы школьников к школьным предметам  и внешкольной деятельности связаны с вопросами личного самоопределения в жизни. У юношей и девушек по сравнению с подростками углубляется интерес к внутреннему миру человека, к его ценностям, образу жизни. Исходя из цели самоопределения, старшеклассник оценивает мир, друзей, литературу и искусство. Проблема самоопределения обуславливает круг его интересов, знакомых, отношение к учебе и внешкольным занятиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II Экспериментальная работа по развитию познавательных интересов у детей старшего школьного возраста

 

2.1 Методы диагностики  по развитию познавательных интересов  у старших школьников

 

В первой главе мы теоретически обосновали важность форм и методов  по развитию познавательных интересов  у старших школьников. Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого необходимо осуществить  диагностику, по развитию познавательных интересов у старших школьников.

Цель экспериментальной работы: разработать, внедрить и апробировать программу деятельности педагога-психолога по развитию познавательных интересов у старших школьников.

Задачи опытно-экспериментальной работы:

1. Определить наиболее  эффективные формы и методы, способствующие  развитию познавательных интересов  у детей старшего школьного  возраста.

2.Провести диагностику  уровня развития познавательных  интересов у старших школьников.

3. Разработать и экспериментально  проверить программу развития  познавательных интересов у старших  школьников.

4. Сделать анализ и  оценку результатов экспериментальной  работы.

Базой для проведения экспериментального исследования стала МОУ Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Комсомольска – на Амуре. Исследование было проведено в 9 А классе, по учебному пособию Диагностика личностной креативности (Е.Е.Туник) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Просвещение, 2005. – 575 с., с детьми в возрасте 15-16 лет в количестве 15 человек; из них 10 мальчиков и 5 девочек.

Нами была проведена диагностика, где использовались следующие методики: методика «Диагностики личностной креативности» (Туник Е.Е.), методика «Диагностики направленности учебной мотивации» (Дубовицкая Т.Д.), анкета по выявлению направленности и характера познавательных процессов (Островский О.Б.).

В школьной практике интересы детей обычно изучаются в двух аспектах: выявление интересов учащихся к учебным предметам и определение  внешкольных интересов. Качественные показатели, необходимые для диагностики, следующие:

а) широта интереса (определяется по количеству охвата ребенком различных аспектов реальной действительности);

б) глубина интереса (укорененность интереса в систему потребностей сферы ребенка);

в) направленность интереса (социальная, асоциальная);

г) устойчивость интереса (постоянство побуждений интереса);

д) сила интереса (качество интереса, определяющее настойчивость стремлений ребенка).

Для диагностики каждого  качества интереса пока еще нет специальных  методик. Поэтому для диагностики  познавательных интересов старших  школьников мы воспользовались такими методиками как «Диагностика личностной креативности и «Диагностика направленности учебной мотивации»

При использовании «Диагностики личностной креативности» (автор Е.Е. Туник) нами определялись особенности творческой личности (см. Приложение 1). Результаты диагностики в таблице 1.

Таблица 1

Результаты методики «Диагностика личностной креативности» на констатирующем этапе эксперимента

№ п\п

Фамилия, имя ребенка

Любозна

тельность

Мах 24

Воображение

Мах 24

Сложность

Мах 26

Склонность к риску

Мах 26

Всего баллов

Уровень

1.

Анна С.

23

19

16

10

68

с

2.

Борис С.

11

13

10

18

52

с

3.

Григорий А.

9

8

6

9

32

н

4.

Константин В.

17

16

16

20

69

с

5.

Елена .А.

20

21

20

22

83

в

6.

Михаил О.

10

7

9

8

34

н

7.

Наталья П.

6

6

5

7

24

н

8.

Андрей М.

15

14

11

19

59

с

9.

Оксана П.

21

23

25

21

90

в

10.

Полина Ю.

22

15

16

14

67

с

11.

Роман С.

9

14

18

22

63

с

12.

Сергей  К.

7

10

9

12

38

н

13.

Алексей Р.

15

12

17

21

65

с

14.

Александр Р.

14

16

12

13

55

с

15.

Юрий С.

21

18

25

23

87

в


Анализируя данные таблицы  по диагностике личностной креативности нами было выявлено, что:

- высокий уровень личностной креативности – 70-100 баллов имеют

3 человека (20,1%)

- средний уровень личностной креативности – 40-69 баллов у 8 человек

(53,6%)

- низкий уровень личностной креативности – 0-39 баллов имеют

4 человека (26,3%)

Анализ табличных  данных показывает, что у учащихся в классе средний уровень личностной креативности.. Большинство детей на уроках пассивны, действуют по шаблону, как скажет учитель, боятся выражать свое мнение, редко используют на уроках дополнительный материал. Учащиеся не проявляют интереса к сложным вещам и идеям; трудные задачи и слишком сложные пути решения проблемы их пугают; нет самостоятельности и стремления к достижению цели.

При использовании «Диагностика направленности учебной мотивации» (автор Т.Д. Дубовицкая) нами определялась направленность и уровень развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов (см. Приложение 2). Результаты диагностики в таблице 2.

Таблица2

Результаты методики «Диагностика направленности учебной мотивации» на констатирующем этапе эксперимента

№ п\п

Фамилия, имя ребенка

Мотивация

Уровень внутренней мотивации

Внешняя

Внутренняя

1.

Анна С.

 

14

с

2.

Борис С.

7

 

н

3.

Григорий А.

2

 

н

4.

Константин В.

9

 

с

5.

Елена .А.

 

18

в

6.

Михаил О.

5

 

н

7.

Наталья П.

8

 

н

8.

Андрей М.

10

 

с

9.

Оксана П.

 

19

в

10.

Полина Ю.

 

12

с

11.

Роман С.

 

14

с

12.

Сергей  К.

4

 

н

13.

Алексей Р.

 

13

с

14.

Александр Р.

3

 

н

15.

Юрий С.

 

16

в

Информация о работе Развитие познавательной сферы в образовательном процессе