Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 12:26, курсовая работа
Задачи исследования:
1) Изучить теоретические основы формирования словаря дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой;
2)Изучить особенности восприятия поэтических произведений детьми дошкольного возраста;
3) выявить особенности словаря детей старшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………2
Глава 1.Теоретические ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
1.1. Лингвистические основы формирования словаря……………..4
1.2. Особенности восприятия поэтических произведений детьми дошкольного возраста ……………………………………………………. 7
1.3.Вопросы формирования словаря в процессе ознакомления с художественной литературой в педагогической литературе…………13
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1.Особенности словаря детей дошкольного возраста…………………20
2.2.Выявление эффективности предложенной методики по развитию словаря старших дошкольников…………………………………………26
Заключение……………………………………………………………….29
список литературы………………………………………………….31
Констатирующий эксперимент показал, что к началу обучения уровень развития детей был примерно одинаковым. Дети контрольной и экспериментальной групп практически все знают и правильно называют слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным. Трудности определились в употреблении обобщающих слов, в назывании действия, связанного с движением, состоянием предмета. Не все дети могут пользоваться прилагательными, обозначающими признаки и качества предмета. Также некоторые дети затрудняются в составлении рассказа по схеме, данной педагогом. Выявились уровни развития словаря детей данных групп в первом задании. Двое детей в контрольной группе имеют уровень развития ниже среднего, 4 ребенка – средний уровень, 2детей – высокий уровень развития.
В экспериментальной группе выявились следующие результаты: 1 ребенок имеет уровень развития ниже среднего, 5детей – средний уровень, 2ребенка – высокий уровень развития словаря.
Во втором задании некоторые дети затруднялись называть детеныша кошки самостоятельно, как в единственном числе, так и во множественном. Мы получили следующие результаты развития детей контрольной и экспериментальной групп. Двое детей в контрольной группе имеют уровень развития ниже среднего, пять детей – средний, один ребенок – высокий. Соответственно такие же результаты и в экспериментальной группе.
Формирующий эксперимент проходил в течение 1 месяца.
Были разработаны и проведены интегрированные занятия по развитию словаря малышей .
Разработанная система дидактических игр (см. приложение 1) и апробация этой системы предусматривала отбор дидактических игр в соответствии со следующими критериями:
- соответствие игрового
- включенность тех психических процессов, которые несут преимущественную нагрузку в процессе обучения;
- доступность и эмоциональная привлекательность игрового материала.
Игры использовались во всех формах работы по формированию словаря у детей младшего дошкольного возраста; в повседневной жизни; активном отдыхе и непосредственно, в самостоятельной поисковой деятельности.
В формирующем эксперименте исследовательская работа проводилась индивидуально с каждым ребенком. Для развития словаря у младших дошкольников были проведены следующие дидактические игры:
1. «Кукла Катя проснулась» - закреплять
знания детей о названиях
2. «Что изменилось?» (игра с матрешками)
– упражнять детей в
3. «Найди предмет по описанию»
- воспитывать умение находить
предмет по его наиболее
4. «Чьи детки?» - формировать знания о домашних животных и их детенышах.
Таким образом, в процессе систематической работы в формирующем эксперименте, у детей расширяется словарный запас. Формирующий эксперимент показал, что при использовании дидактических игр, специальных занятий, в процессе индивидуального обучения, у детей уровень развития словаря стал повышаться. Это подтверждают данные контрольного эксперимента (см. далее).
2.2.Выявление эффективности предложенной методики по развитию словаря младших дошкольников
После формирующего эксперимента с экспериментальной и контрольной группой детей был проведен контрольный эксперимент по этой же методике, целью которого было выявление успешности развития словаря младших дошкольников по разработанной системе индивидуальных дидактических игр и занятий. Результаты его приведены в таблицах 4, 5.
Таблица 4. Экспериментальная группа.
Ф.и., п./№ |
1вопр. балл |
2вопр. балл |
3вопр. балл |
4вопр. балл |
5вопр. балл |
6вопр. балл |
7вопр. балл |
8вопр. балл |
9вопр. б.,ур. |
1.Катя К. |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2с |
2.Миша У. |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3в |
3.Алика С. |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2с |
4.Вика О. |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2с |
5.Витя О. |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3в |
6.Даша Н. |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2с |
7.Варя Ч. |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3с |
8.Лина У. |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3в |
Таблица 5. Экспериментальная группа.
Ф.И. п /№ |
1вопрос балл |
2вопрос балл |
3вопрос б.,ур. |
1.Катя У. |
3 |
2 |
2с |
2.Миша К. |
3 |
3 |
3в |
3.Алика С. |
2 |
2 |
2с |
4.Вика О. |
3 |
2 |
2с |
5.Витя О. |
3 |
2 |
3в |
6.Даша Н. |
3 |
2 |
2с |
7.Варя Ч. |
3 |
2 |
2с |
8.Лина У. |
3 |
3 |
3в |
Сопоставительный анализ полученных данных результатов всех диагностирующих методик показал, что в экспериментальной группе 5 детей находятся на среднем уровне, 3 детей на высоком уровне развития словаря, детей с низким уровнем развития словаря нет.
У детей контрольной группы знания остались на прежнем уровне (2 детей имеют уровень развития ниже среднего, 4 детей средний уровень, 2 детей высокий уровень развития словаря в задание №1, 2 детей – уровень ниже среднего, 5детей – средний, 1 ребенок – высокий в задание №2).
По результатам всей диагностики мы построили сравнительную диаграмму уровней развития словаря у детей экспериментальной группы (Рис.1, 2).
Рис. 1 - Сравнительная диаграмма уровней развития словаря у детей экспериментальной группы в задание №1.
Рис. 2 – Сравнительная диаграмма уровней развития словаря у детей экспериментальной группы в задание № 2.
Вывод.
Проанализировав данные контрольного эксперимента, можно сказать, что
данные исследования могут служить основанием для подтверждения выдвинутой гипотезы.
Констатирующий эксперимент показал достаточно низкий уровень развития словаря детей 3 – 4 лет. Для формирующего эксперимента была подобрана система дидактических игр, занятий. Проводя дидактические игры и занятия, дети расширяли свои знания, что привело к повышению уровня развития словаря малышей. После этого был проведен контрольный эксперимент, который выявил, что уровень развития словаря у детей возрос по сравнению с констатирующим экспериментом.
Результаты, полученные в ходе экспериментов, дают полное основание говорить, что использование в обучающем процессе словесных дидактических игр и упражнений, а также занятий положительно сказываются на расширении словаря детей. Дети стали больше использовать в своей речи слова, обозначающие существительные, прилагательные, действия предметов, слова – антонимы, сложные предложения. Содержание совместной игровой деятельности стало обогащаться.
Таким образом, специально проводимые дидактические игры и упражнения действительно являются ведущим методом обучения детей.
Заключение
В дошкольном возрасте ребенок должен
овладеть таким словарем, который позволил
бы ему общаться со сверстниками и взрослыми,
успешно обучаться в школе, понимать литературу,
телевизионные и радиопередачи и т.д.
Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным
запасом, накопленным народом в процессе
его истории.
Прежде всего, бросаются в глаза количественные
изменения в словаре ребенка. В 1 год малыш
активно владеет 10–12 словами, а к 6 годам
его активный словарь увеличивается до
3–3,5 тысяч.
Говоря о качественной характеристике
словаря, следует иметь в виду постепенное
овладение детьми социально закрепленным
содержанием слова, отражающим результат
познания. Этот результат познания закрепляется
в слове, благодаря чему осознается человеком
и передается в процессе общения другим
людям.
В силу наглядно-действенного и наглядно-образного
характера мышления ребенок овладевает
прежде всего названиями наглядно представленных
или доступных для его деятельности групп
предметов, явлений, качеств, свойств,
отношений, которые отражены в словаре
детей достаточно широко.
Наша работа была ориентирована на развитие
словаря детей 3 – 4 лет в процессе ознакомления
с творчество А.Л. Барто. В связи с поставленной
целью в первой главе нашего исследования
рассмотрено состояние исследуемой проблемы
в психолого-педагогической науке, проанализированы
особенности развития и формирования
словаря дошкольников.
Во второй главе рассмотрены методики работы по обогащению словаря детей в процессе ознакомления с творчество А.Л. Барто, приемы и формы работы.
Анализ теоретических положений и методических выводов позволил представить результаты опытно-экспериментальной работы. На начальном этапе формирования эксперимента уровень развития детей в контрольной и экспериментальной группах находился на одинаковом уровне. Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов. Экспериментальная группа улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития сократился. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития также увеличился.
Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Свою работу мы строили на следующих основных принципах:
во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;
во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;
в-третьих, активного включения детей.
Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что наша гипотеза о том, что содержание работы , в значительной степени будет развивать словарь ребенка, подтвердилась.
Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили необходимость серьезной работы с детьми 3 – 4 лет по развитию словаря .
Список литературы
1. Аверкин И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. - М.:Айрис -пресс, 2008.
2. Аджи А.В. Конспекты интегрированных
занятий в средней группе
3. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях//Воспитание умственной активности детей дошкольного возраста.- М,Просвещение,1983.
4. Алексеева М.М, Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М. : Изд. центр Академия,2000.
5. Алексеева М.М. Яшина В. И. Речевое развитие детей.- М. : Изд. центр Академия, 1999.
6. Арушанова А.Г.Речь и речевое общение детей 3-7 лет.- М.:Мозаика-Синтез, 2005.
7. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение,1981.
8. Бородич А.М. Методика словарной работы в детском саду.- М.:Просвещение, 1968.
9. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.:Просвещение,1985.
10. Волчкова В.Н. Степанова Н.В. Конспекты занятий в средней группе детского сада.- Воронеж : ИП Лакоценин С.С,2009.
11. Выготский Л.С. Мышление и речь.- М.: Просвещение ,1966
12. Гербова В.В. Занятия по развитию
речи в средней группе
13. Гербова В.В.Обобщающая функция слова//Дошкольное воспитание.-1969.-№8.
14. Гербова В.В. Использование детьми
третьего года жизни
15. Гурович Л.М. и др. Ребенок и книга.- СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.
16. Гризик Т.И. В мире слов : пособие
по изучению и развитию
Информация о работе Развитие речи детей 4-5 лет в игровой деятельности