Развитие речи детей 4-5 лет в игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 12:26, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
1) Изучить теоретические основы формирования словаря дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой;
2)Изучить особенности восприятия поэтических произведений детьми дошкольного возраста;

3) выявить особенности словаря детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………2

Глава 1.Теоретические ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

1.1. Лингвистические основы формирования словаря……………..4

1.2. Особенности восприятия поэтических произведений детьми дошкольного возраста ……………………………………………………. 7

1.3.Вопросы формирования словаря в процессе ознакомления с художественной литературой в педагогической литературе…………13


ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1.Особенности словаря детей дошкольного возраста…………………20

2.2.Выявление эффективности предложенной методики по развитию словаря старших дошкольников…………………………………………26
Заключение……………………………………………………………….29

список литературы………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ( КОЛЛЕДЖ)ОРИГИНАЛ.doc

— 386.50 Кб (Скачать файл)

 

Констатирующий эксперимент показал, что к началу обучения уровень развития детей был примерно одинаковым. Дети контрольной и экспериментальной групп практически все знают и правильно называют слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным. Трудности определились в употреблении обобщающих слов, в назывании действия, связанного с движением, состоянием предмета. Не все дети могут пользоваться прилагательными, обозначающими признаки и качества предмета. Также некоторые дети затрудняются в составлении рассказа по схеме, данной педагогом. Выявились уровни развития словаря детей данных групп в первом задании. Двое детей в контрольной группе имеют уровень развития  ниже среднего, 4 ребенка – средний уровень, 2детей – высокий уровень развития.

В экспериментальной группе выявились следующие результаты: 1 ребенок имеет уровень развития ниже среднего, 5детей – средний уровень, 2ребенка – высокий уровень развития словаря.

Во втором задании некоторые дети затруднялись называть детеныша кошки самостоятельно, как в единственном числе, так и во множественном. Мы получили следующие результаты развития детей контрольной и экспериментальной групп. Двое детей в контрольной группе имеют уровень развития ниже среднего, пять детей – средний, один ребенок – высокий. Соответственно такие же результаты и в экспериментальной группе. 

 

Формирующий эксперимент проходил в течение 1 месяца.

Были разработаны и проведены интегрированные занятия по развитию словаря малышей .

Разработанная система дидактических игр (см. приложение 1) и апробация этой системы предусматривала отбор дидактических игр в соответствии со следующими критериями:

- соответствие игрового материала  задачам исследования;

- включенность тех психических процессов, которые несут преимущественную нагрузку в процессе обучения;

- доступность и эмоциональная привлекательность игрового материала.

Игры использовались во всех формах работы по формированию словаря у детей младшего дошкольного возраста; в повседневной жизни; активном отдыхе и непосредственно, в самостоятельной поисковой деятельности.

В формирующем эксперименте исследовательская работа проводилась индивидуально с каждым ребенком. Для развития словаря у младших дошкольников были проведены следующие дидактические игры:

1. «Кукла Катя проснулась» - закреплять  знания детей о названиях одежды  куклы: майка, трусики, платье, туфли, ночная рубашка, колготки.

2. «Что изменилось?» (игра с матрешками) – упражнять детей в правильном  назывании предметов и их действий.

3. «Найди предмет по описанию» - воспитывать умение находить  предмет по его наиболее характерным  признакам.

4. «Чьи детки?» - формировать знания  о домашних животных и их  детенышах.

Таким образом, в процессе систематической работы в формирующем эксперименте, у детей расширяется словарный запас. Формирующий эксперимент показал, что при использовании дидактических игр, специальных занятий, в процессе индивидуального обучения, у детей  уровень развития словаря  стал повышаться. Это подтверждают данные контрольного эксперимента (см. далее).

 

2.2.Выявление эффективности предложенной методики по развитию словаря младших дошкольников

 

После формирующего эксперимента с экспериментальной и контрольной группой детей был проведен контрольный   эксперимент по этой же методике, целью которого было выявление успешности развития словаря младших дошкольников по разработанной системе индивидуальных дидактических игр и занятий. Результаты его приведены в таблицах 4, 5.

 

Таблица 4.                     Экспериментальная группа.

 

Ф.и., п./№

1вопр.

балл

2вопр.

балл

3вопр.

балл

4вопр.

балл

5вопр.

балл

6вопр.

балл

7вопр.

балл

8вопр.

балл

9вопр.

б.,ур.

1.Катя

К.

3

3

3

2

2

3

2

2

2.Миша У.

3

3

3

2

3

2

2

3

3.Алика С.

3

3

2

2

3

2

2

2

4.Вика 

О.

3

2

2

2

2

3

3

2

5.Витя О.

3

3

3

2

2

2

3

2

6.Даша Н.

3

3

2

2

3

2

2

2

7.Варя Ч.

3

3

3

2

2

2

2

3

8.Лина  У.

3

3

2

3

2

3

3

3


 

 

Таблица 5. Экспериментальная группа.

 

Ф.И.

п /№

1вопрос

балл

2вопрос

балл

3вопрос

б.,ур.

1.Катя

У.

3

2

2.Миша К.

3

3

3.Алика С.

2

2

4.Вика

 О.

3

2

5.Витя  О.

3

2

6.Даша Н.

3

2

7.Варя Ч.

3

2

8.Лина У.

3

3


 

Сопоставительный анализ полученных данных результатов всех диагностирующих методик показал, что в экспериментальной группе 5 детей  находятся на среднем уровне, 3 детей на высоком уровне развития словаря, детей с низким уровнем развития словаря нет.

 У детей контрольной группы  знания остались на прежнем уровне (2 детей имеют уровень развития ниже среднего, 4 детей средний уровень, 2 детей высокий уровень развития словаря в задание №1, 2 детей – уровень ниже среднего, 5детей – средний, 1 ребенок – высокий в задание №2).

 

По результатам всей диагностики мы построили сравнительную диаграмму уровней развития словаря у детей экспериментальной группы (Рис.1, 2).

 

Рис. 1 - Сравнительная диаграмма уровней развития словаря у  детей экспериментальной группы в задание №1.

 

 

Рис. 2 – Сравнительная диаграмма уровней развития словаря у детей экспериментальной группы в задание № 2.

 

 

Вывод.

Проанализировав данные контрольного эксперимента, можно сказать, что

данные исследования могут служить основанием для подтверждения выдвинутой гипотезы.

Констатирующий эксперимент  показал достаточно низкий уровень развития словаря детей 3 – 4 лет. Для формирующего эксперимента была подобрана система дидактических игр, занятий. Проводя дидактические игры и занятия, дети расширяли свои знания, что привело к повышению уровня развития словаря малышей. После этого был проведен контрольный эксперимент, который выявил, что уровень развития словаря  у детей возрос по сравнению с констатирующим экспериментом.

Результаты, полученные в ходе экспериментов, дают полное основание говорить, что использование в обучающем процессе словесных дидактических игр и упражнений, а также занятий положительно сказываются на расширении словаря детей. Дети стали больше использовать в своей речи слова, обозначающие существительные, прилагательные, действия предметов, слова – антонимы, сложные предложения. Содержание совместной игровой деятельности стало обогащаться.

Таким образом, специально проводимые дидактические игры и упражнения действительно являются ведущим методом обучения детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.  
Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории.  
Прежде всего, бросаются в глаза количественные изменения в словаре ребенка. В 1 год малыш активно владеет 10–12 словами, а к 6 годам его активный словарь увеличивается до 3–3,5 тысяч.  
Говоря о качественной характеристике словаря, следует иметь в виду постепенное овладение детьми социально закрепленным содержанием слова, отражающим результат познания. Этот результат познания закрепляется в слове, благодаря чему осознается человеком и передается в процессе общения другим людям.  
В силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает прежде всего названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко.  
Наша работа была ориентирована на развитие словаря детей 3 – 4 лет в процессе ознакомления с творчество  А.Л. Барто. В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализированы особенности развития и формирования словаря дошкольников.

Во второй главе рассмотрены методики работы по обогащению словаря детей в процессе ознакомления с  творчество  А.Л. Барто, приемы и формы работы.

Анализ теоретических положений и методических выводов позволил представить результаты опытно-экспериментальной работы. На начальном этапе формирования эксперимента уровень развития детей в контрольной  и экспериментальной группах находился на одинаковом уровне. Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов. Экспериментальная группа улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития сократился. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития также увеличился.

Развитие  словаря  детей младшего  дошкольного возраста в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Свою работу мы строили на следующих основных принципах:

во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;

во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;

в-третьих, активного включения детей.

Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что наша гипотеза о том, что содержание работы , в значительной степени будет развивать словарь ребенка, подтвердилась.

Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили необходимость серьезной работы с детьми 3 – 4  лет по развитию словаря .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Аверкин И. Е. Физкультурные минутки  и динамические паузы в ДОУ. - М.:Айрис -пресс, 2008.

2. Аджи А.В. Конспекты интегрированных  занятий в средней группе детского  сада. – Воронеж :ИП Локоценин С.С. 2008.

3. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач  речевого развития детей на занятиях//Воспитание умственной активности детей дошкольного возраста.- М,Просвещение,1983.

4. Алексеева М.М, Яшина В.И. Методика  развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М. : Изд. центр Академия,2000.

5. Алексеева М.М. Яшина В. И. Речевое  развитие детей.- М. : Изд. центр Академия, 1999.

6. Арушанова А.Г.Речь и речевое  общение детей 3-7 лет.- М.:Мозаика-Синтез, 2005.

7. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение,1981.

8. Бородич А.М. Методика словарной  работы в детском саду.- М.:Просвещение, 1968.

9. Бондаренко А.К. Дидактические  игры в детском саду. - М.:Просвещение,1985.

10. Волчкова В.Н. Степанова Н.В. Конспекты занятий в средней группе детского сада.- Воронеж : ИП Лакоценин С.С,2009.

11. Выготский Л.С. Мышление и речь.- М.: Просвещение ,1966

12. Гербова В.В. Занятия по развитию  речи в средней группе детского  сада. - М.:Мозайика-Синтез,2008.

13. Гербова В.В.Обобщающая функция слова//Дошкольное воспитание.-1969.-№8.

14. Гербова В.В. Использование детьми  третьего года жизни словарного  запаса в повседневной жизни  и деятельности // Ученые записки: МГЗПИ. – 1970. Вып.31.

15. Гурович Л.М. и др. Ребенок и  книга.- СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.

16. Гризик Т.И. В мире слов : пособие  по изучению и развитию словаря  детей 4-5 лет .- М: Просвещение, 2006.

Информация о работе Развитие речи детей 4-5 лет в игровой деятельности