Развитие речи детей 4-5 лет в игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 12:26, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
1) Изучить теоретические основы формирования словаря дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой;
2)Изучить особенности восприятия поэтических произведений детьми дошкольного возраста;

3) выявить особенности словаря детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………2

Глава 1.Теоретические ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

1.1. Лингвистические основы формирования словаря……………..4

1.2. Особенности восприятия поэтических произведений детьми дошкольного возраста ……………………………………………………. 7

1.3.Вопросы формирования словаря в процессе ознакомления с художественной литературой в педагогической литературе…………13


ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1.Особенности словаря детей дошкольного возраста…………………20

2.2.Выявление эффективности предложенной методики по развитию словаря старших дошкольников…………………………………………26
Заключение……………………………………………………………….29

список литературы………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ( КОЛЛЕДЖ)ОРИГИНАЛ.doc

— 386.50 Кб (Скачать файл)

   Е.И. Тихеева  много  внимания уделяла обогащению  содержания речи.   В ее трудах  представлена стройная система  работы над словом.

Говоря о  знакомстве детей с новыми  словами  в процессе  восприятия поэтических произведений, подчеркивала, что « ценно общее впечатление, а новые слова и понятия  постепенно усваиваются детьми из общего смысла речи. Это  целиком и безоговорочно относится к понятиям отвлеченным, общим » [35,c.88]. Иначе предполагается работа над словами,  обозначающими конкретные понятия, предметы.    

   Е.И. Тихеева  говорила  о необходимости  закрепления  и активизации новых слов, которые  дети черпают из  литературных  произведений. Она писала: «Новое  предлагаемое слово пополнит словесный активный  запас детей только в том  случае, если оно будет закреплено. Мало произнести его раз, другой. Дети должны воспринимать его слухом и сознанием возможно  чаще » [35,c. 91].   Е.И. Тихеева   советовала возвращаться  к новым словам, употреблять самому воспитателю, «содействовать тому, чтобы слово мало-помалу переходило из пассивного запаса в активный» [35,c.92].        Большое значение  использованию художественной литературе  придавала  Е.А. Флерина,  употребляя  термин «художественное слово» для характеристики литературных произведений, знакомство с которыми  считала главным средством развития художественной речи.  Художественные произведения активизируют воображение детей, учат их воспроизводить образы событий, видеть невидимые предметы и явления.       « Литературное  произведение – пишет Е.А. Флерина – дает для этого готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок, важно лишь правильно понять их и усвоить, правильно практически ими пользоваться» [46, c.471]. 

   Рассматривая  методику  художественного чтения, Е. А. Флерина  касается   вопросов понимания  и усвоения  новых слов, фраз  и оборотов речи.  Она предостерегает,  что не всегда нужно объяснять  новые слова  и фразы. Часто сам текст  и действие делают вполне ясным их смысл, ребенок это улавливает. 

   Иногда новое  слово, фраза  требуют объяснения, тогда слово можно  объяснить  до чтения.  При чтении книг  познавательного характера объяснять  новое вполне  возможно в процессе чтения. В этом случае считает             Е.А. Флерина: « Непонятные слова и фразы могут помешать  правильному восприятию читаемого в целом, и объяснение их « после чтения» нецелесообразно; последующим объяснением  отдельных слов восприятие уже  не может быть исправлено» [ 46,c. 477].       Бывают случаи, когда при чтении  рядом с новым словом можно поставить знакомое, поясняющее, не прерывая рассказа объяснением.  

   По мнению Евгении  Александровны, полезны  разнообразные  приемы в отношении незнакомых слов,  таким образом, ребенок приучается к большему вниманию к слову, возникает возможность догадаться по ситуации, осмыслить новое слово, фразу. «Однако - предупреждает Флерина- при этом непременно  следует соблюдать  чувство меры в смысле  количества и степени трудности новых слов, иначе художественное произведение превратится в средство усвоения новых слов»[46,c.477].

   Развитию речи  в процессе ознакомления с  художественной литературой большое  внимание уделяла Р.И. Жуковская  в своих работах о чтении и рассказывании  произведений  в детском саду.  

Р.И. Жуковская обращает внимание, что словарная работа в связи с чтением привлекает внимание детей к точным, выразительным словам, образным выражениям, которыми пользуется автор .

Под влиянием систематически проводимой  словарной работы у детей формируется чуткость  к слову, стремление включать в свою собственную речь  яркие, выразительные слова.       

Р.И. Жуковская считает, что  одним из действенных приемов словарной работы  может быть постановка вопросов детям  после чтения. « В тех  случаях, когда в рассказе есть слова, которые затрудняют понимание читаемого, воспитательница объясняет их перед чтением» [18,c.50].             Л.П. Федоренко  рекомендует приемы, которые помогают детям  понять литературный текст, обогатить речь новыми словами и грамматическими формами, дают  новые знания об окружающем.

Эти приемы следующие:

  1. объяснение непонятных слов, встречающихся в тексте;
  2. введение слов – этических оценок поступков героев;
  3. привлечение внимания детей  к грамматическим  конструкциям текста, замена их синонимическими конструкциями;
  4. сравнение двух произведений, из которых второе продолжает и уточняет этическую тему, начатую в первом, или противопоставляет поведение в сходных ситуациях двух героев – положительного и отрицательного [47,c. 210].          

   Л. П. Федоренко  обращает внимание, что  содержание  новой лексики при чтении художественных  произведений определяется тематикой  данного произведения, и новые  слова отражают ту область жизни, которая запечатлена в художественных образах. Например, из сказки « Морозко» дети узнают, кого называют  мачеха, падчерица.  Воспитатель  должен объяснить  это детям перед чтением сказки. Но такие пояснения даются только к тем новым словам, без которых текст не может быть понят.          Л.П. Федоренко   предупреждает, что не целесообразно объяснять слова, точный смысл которых дети не смогут понять из-за недостаточного жизненного опыта. Излишнее увлечение толкованием слов во время чтения может привести к тому, что  эмоциональное воздействие  произведения будет сведено на нет.

   По мнению Л.П. Федоренко, словарь  дошкольников  может быть расширен за счет  слов, которыми  воспитатель дает  оценку героям  прочитанного произведения: храбрец - трусишка; трудолюбивый- бездельник; простодушный – хитрый; щедрый – жадный, корыстный; оценивает  их отношения : дружба –вражда, любовь –ненависть. 

   А.М. Бородич внесла  заметный вклад в  разработку  методики словарной работы. Она  рассматривает чтение художественной литературы как один из главных методов обогащения словаря. Алиса Михайловна  напоминает,  что «важно  осторожно подходить к выбору приемов объяснения слов, которые почему-либо непонятны детям. Как правило, воспитатель  дополнительно объясняет  слова, которые затруднят  восприятие всего произведения и не будут понятны в контексте» [7,c.46].

   Она считает, что  нет необходимости  объяснять  архаизмы, слова деревенского обихода, которые встречаются в народных  сказках, произведения классической  литературы, если  детям понятен общий смысл, настроение, подтекст ( который воспитательница часто ярко передает своей интонацией, мимикой), например, сказка « Колобок», стихотворение         Н.А. Некрасова « Дед Мазай и  зайцы». Но в некоторых случаях слова нуждаются в объяснении, если это существенно влияет на понимание  содержания  произведения. Например,  в  сказке « Маша и медведь»  слово  «короб» - большой плетеный «ящик» с крышкой; или наглость лисы из сказки « Лисичка со скалочкой» именно в том, что она скалочку – простую деревяшку - умела выменять на ценных животных.

   Для объяснения  слов в тексте А.М. Бородич  предлагает применять различные  приемы: предварительный, задолго до  чтения, показ предметов и явлений, обозначаемых трудными  словами; показ на занятии до чтения соответствующей картинки или книжной иллюстрации; объяснение  трудного понятия; подстановка синонима в процесс чтения и некоторые другие. Она  предупреждает : « особенно бережно нужно объяснять образные выражения в стихах, чтобы не разрушить художественность произведения»     [ 7, c.47].

 Алиса Михайловна  обращает внимание, что детям  трудно самостоятельно, без предварительной  подготовки  выделить из текста  новые и непонятные слова. Она  рекомендует обращать внимание  детей на  то, как удачно, точно  или красиво, необычно написал автор, как он по-своему выразил мысль, в  последующем в своей речи воспитателю постараться употребить слова и выражения из художественных произведений,  на прогулках, в играх, во время  творческих занятий находить случаи напомнить новые слова, образные выражения. 

   В своих работах  Н.С. Карпинская, Л.М. Гурович и другие  подчеркивают  влияние  образцового  языка литературных произведений  на речевое развитие дошкольников. 

Исследователи  А.Е. Шибицкая, Л.М. Гурович, С.М. Чемортан, О.С. Ушакова,  Н.А. Орланова, А.И. Полозова показали,  что дошкольники способны воспринимать различные средства художественной выразительности и использовать их в своей речи, здесь  большое значение имеет целенаправленное руководство взрослых.    

   В.И. Яшина  рассматривает художественную литературу как одно из  средств обогащения словаря. Словарная работа определяется как важнейшее звено в работе над текстом. Качество  восприятия текста  находится в прямой зависимости от понимания языковых средств, особенно значений слов. В связи с этим работа над лексическим значением  слов углубляет понимание замысла автора. В процессе ознакомления с литературным произведением наряду с воспитательными задачами  рекомендуется предусмотреть объем и характер работы над словом.  

   По мнению В.И. Яшиной, эффект усвоения слова  может быть усилен, если в дальнейшей  работе оно будет использовано  в разных видах речевой деятельности  детей.         

Она  отмечает, что особую роль  литературное произведение выполняет в обогащении речи образными словами и выражениями. 

   Ценными для  практической деятельности воспитателей  являются конкретизированные В.И  Яшиной  приемы работы над словом  в связи с чтением и рассказыванием.

Это следующие  приемы:         

- накопление  содержания  речи в предварительной работе, обогащений знаний об окружающем с целью  подготовки детей к восприятию  произведения;           

- акцентирование внимания  на словах, несущих основную смысловую  нагрузку;          

- лексический анализ  языка художественного произведения (выявление знаний незнакомых слов и выражений, уточнение  оттенков значений слов, употребляемых в переносном смысле, анализ изобразительных средств языка текста;         

- объяснение  педагогом  значений слов;      

- проговаривание слов  детьми;        

- замена авторских слов, близкими по значению;     

- подбор слов для  характеристики героев;      

- употребление слов  в разном контексте в связи  с беседой по содержанию произведения [4,c. 112].

   Произведения художественной  литературы  и устного народного творчества  О.С. Ушакова  считает важнейшими  источниками развития выразительности детской речи. Выразительность речи предполагает отбор  языковых средств соответствующих условиям и задачам общения.      Она подчеркивает, что знакомство дошкольников  произведениями устного народного творчества «влияет на понимание  роли выразительных средств ( сравнений, метафор, эпитетов, синонимов, антонимов), в любом художественном тексте» [38,c.24].  Речь становится образной, непосредственной и живой, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в речи  самые разнообразные выразительные средства.              Н.А. Стародубова  в пособии « Теория и методика развития речи дошкольников» использует термин « изобразительные средства  языка». Она  отмечает,  что работа над  изобразительными средствами языка воспитывает  внимание к слову, чуткость, понимание оттенков его значения, его скрытого смысла и эмоциональных красок. Определяя основные приемы работы над изобразительными  средствами языка, она выделяет следующие:  

- обнаружение в тексте  « образных слов»;     

- объяснение педагогом  значений слов и оборотов речи;   

- специальные упражнения  на подбор сравнений, эпитетов и т.п.; 

- воссоздание образа  по вопросу педагога: « Какую картину вы себе представляете?»;         

- словесное рисование;         

- подготовка к выразительному  чтению  стихотворений  и т.д.[32,c.136]. 

Таким   образом, проблема  обогащения  словаря посредством  художественной литературы   всесторонне раскрывается в трудах и исследованиях  известных педагогов и исследователей.

Овладение  словарным запасом составляет основу  речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей  языка. В словаре отражается содержание речи.         

Главное в развитии детского словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии  с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.  

 На  каждом возрастном  этапе понимание  ребенком значений  слова имеет определенные особенности. В течение  дошкольного детства  осознание ребенком смысла слова проходит  длительный путь.   

Дошкольник первоначально понимает слово только в его основном, прямом значении. С возрастом ребенок начинает  понимать  смысловые оттенки слова, знакомиться с его многозначностью, учится понимать образную сущность художественной  речи, переносное значение  фразеологизмов, загадок, пословиц.

  В практике работы  дошкольных учреждений большое  внимание уделяется   расширению  объема  словаря, увеличению словарного запаса. Кроме того, словарная работа направлена на то, чтобы подвести ребенка к пониманию значения слова, обогатить его речь смысловым содержанием, т.е. на качественное развитие словаря.      

Художественная литература является важнейшим источником и средством развития словаря дошкольников. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.

В художественном  тексте слова их сочетания создают  яркие образы. Выразительные  средства  языка  (эпитеты, сравнения, метафоры и пр.) метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют  словарь детей. Работа над  выразительными  средствами языка воспитывают внимание  к слову, чуткость, понимание оттенков его значения, его скрытого смысла и эмоциональных красок.

 

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Развитие речи детей 4-5 лет в игровой деятельности