Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 12:26, курсовая работа
Задачи исследования:
1) Изучить теоретические основы формирования словаря дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой;
2)Изучить особенности восприятия поэтических произведений детьми дошкольного возраста;
3) выявить особенности словаря детей старшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………2
Глава 1.Теоретические ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
1.1. Лингвистические основы формирования словаря……………..4
1.2. Особенности восприятия поэтических произведений детьми дошкольного возраста ……………………………………………………. 7
1.3.Вопросы формирования словаря в процессе ознакомления с художественной литературой в педагогической литературе…………13
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1.Особенности словаря детей дошкольного возраста…………………20
2.2.Выявление эффективности предложенной методики по развитию словаря старших дошкольников…………………………………………26
Заключение……………………………………………………………….29
список литературы………………………………………………….31
Глава 2.Экспериментальная работа по изучению словаря дошкольников
2.1. Особенности словаря детей дошкольного возраста
Одной из главных задач словарной работы
является обогащение, расширение и активизация словарного запаса, основу которого
составляет введение в языковое сознание
ребенка тематических групп слов, синонимических
рядов, антонимических пар, многозначных
слов.
При развитии лексической стороны речи
(активного и пассивного словаря) перед
педагогами ДОУ стоят следующие задачи:
- развивать пассивный и активный словарь
на основе углубления и расширения представлений
детей об окружающем мире;
- учить детей различать и называть части
предметов;
- знакомить со словами-обобщениями, обозначающими
родовые понятия (игрушки, посуда, овощи,
фрукты и т. д.);
- расширять словарь, обозначающий действия
(деятельность и действия людей; движения
животных).
Многозначность слова показывается дошкольником
на хорошо знакомых словах с конкретным
предметным значением (ручка, игла, молния
и т.д.) Составляя предложения с многозначными
словами, дети показывают, на какой смысл
того или иного слова они ориентируются.
Работа над многозначными словами может
идти по таким направлениям: называние
слова, подбор к нему признаков и действий
– составление словосочетаний, затем
предложений и использование многозначных
слов в связном тексте.
Анализ программы по речевому развитию
детей младшего дошкольного возраста
позволил выделить следующие критерии
для оценки развития словаря детей данного
возраста:
1)понимание обобщающих слов;
2) понимание названий детенышей домашних
и диких животных;
3) правильное образование глаголов, обозначающих
действия животных;
4)состояние атрибутивного словаря.
По этим критериям нами были разработаны
диагностические задания.
Нами проводилось исследование сформированнсти
словаря у детей младшего дошкольного
возраста.
Экспериментальная работа по изучению словаря детей старшего дошкольного возраста проводилось в период с 01 ноября 2013 г. по 01 апреля 2014г. в старшей группе на базе Центра развития ребёнка детского сада №953 г. Москвы. В исследовании принимали участие 18детей старшей группы, составляющие контрольную и экспериментальную группу исследования.
Выявление уровня развития словаря у детей старшего возраста.
Цель: подборка диагностирующей методики и выявление уровня развития словаря у детей контрольной и экспериментальной групп исследования.
На данном этапе исследования использовалась методика О.С. Ушаковой «Выявление уровня владения речевыми умениями и навыками».
Цель методики - выявить умения:
1.называть слова, обозначающие
предмет, выраженные именем
2.обозначать признаки и
3.называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы: «Что делает? Что можно с ним делать?»;
4.употреблять обобщающие слова (игрушки);
5.понимать противоположные значения слов (большой – маленький, громко – тихо, бежать – стоять).
Задание № 1. «Кукла».
Методика проведения.
Педагог показывает ребенку куклу, задает вопросы в следующей последовательности:
1.Как зовут куклу. Придумай ей имя.
1) называет имя в предложении (« Я хочу назвать ее Марина»);
2) дает имя (одним словом);
3) не дает имя (повторяет слово «кукла»).
2.Скажи какая Марина?
1) называет два слова и более;
2) называет одно слово;
3) не называет качеств, признаков (повторяет слово «кукла»).
3.Что на ней (Марине) надето?
1) самостоятельно называет более двух предметов одежды;
2) с помощью вопросов педагога: «Что это? Покажи…»;
3) показывает предметы одежды, но не называет их.
4.Как назвать одним словом? (педагог называет: платье, носочки – это…)
1) называет обобщающие слова;
2) называет другие виды одежды;
3) повторяет слова, которые назвал педагог.
5.Какая одежда надета на тебе?
1) называет более двух слов;
2) называет два предмета одежды;
3) называет только одно слово или перечисляет обувь.
6.Что делает Марина? (педагог выполняет действия: кукла садится, поднимает руку, машет ею).
1) называет все действия;
2) называет два действия;
3) называет одно слово –
7.Что можно делать с куклой?
1) называет более двух слов;
2) называет два действия;
3) называет одно слово («играть»).
8.Попроси Марину вежливо, чтоб она встала, села.
1) использование прямой речи и вежливых форм;
2) название двух глаголов в повелительной форме («встань, сядь»).
3) название действий не в
9.Составление совместного рассказа по схеме:
Это…кукла, она …(красивая). Ее зовут…(Марина). У нее есть …(красное платье, белый бант). С куклой можно…( играть).
1) заканчивает все предложения;
2) заканчивает два предложения;
3) называет одно слово (или говорит о другом, рассказывает про другую куклу).
Оценка результатов:
3 балла ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно.
2 балла получает ребенок, допустивший
незначительную неточность, отвечающий
по наводящим вопросам и
1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.
Примерные ответы детей даются после каждого задания в следующей последовательности: 1) правильный ответ; 2) частично правильный; 3) неточный ответ.
При условности количественных оценок за высказывания разной полноты и правильности они помогают выявить уровни речевого развития: 1(высокий), 2 (средний), 3 (ниже среднего).
Анализ результатов выполнения задания №1 отражены в таблицах 1, 2.
Таблица 1. Контрольная группа.
Ф. и., п/№ |
1вопр. балл |
2вопр. балл |
3вопр. балл |
4вопр. балл |
5вопр. балл |
6вопр. балл |
7вопр. балл |
8вопр. балл |
9вопр. б.ур. |
1.Катя.А |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3в |
2.МаксимБ. |
3 |
1 |
2 |
1 |
3 |
2 |
2 |
2 |
1с |
3.Алиса Д. |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2с |
4. Самара А. |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3в |
5.Саша В. |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
1с |
6.Полина З. |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2с |
7.Вова К. |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1н/с |
8.Саша К. |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1н/с |
1н/с |
Таблица №2. Экспериментальная группа.
Ф.и., п./№ |
1вопр. балл |
2вопр. балл |
3вопр. балл |
4вопр. балл |
5вопр. балл |
6вопр. балл |
7вопр. балл |
8вопр. балл |
9вопр. б.,ур. |
1.Катя К. |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1с |
2.Миша У. |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3в |
3.Алика С. |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2с |
4.Вика О. |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1н/с |
5.Витя О. |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2с |
6.Даша Н. |
3 |
2 |
2 |
1 |
3 |
2 |
2 |
2 |
1с |
7.Варя Ч. |
3 |
3 |
3 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3с |
8.Лина У. |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2в |
По данным, представленным в таблицах 1, 2 можно сделать вывод, что у большинства детей довольно слабо развито обобщение. Кроме того, полученные результаты показали, что 4 ребенка обеих групп испытывали трудности в самостоятельном назывании слов, обозначающих предмет. У половины детей отмечались затруднения в составлении совместного рассказа.
Задание № 2. Картина «Кошка с котятами».
Методика проведения.
Педагог показывает ребенку картину и задает вопросы в следующей последовательности.
1.Кто это? (кошка). Какая она?
1) самостоятельно называет;
2) отвечает по вопросам педагога;
3) описывает своего кота (из опыта).
2.Как назвать детеныша кошки?
1) правильное выполнение (единственное число – котенок, котик);
2) вместо единственного называет множественное число (котенки, котята);
3) не выполнил задание.
3.Когда много детенышей, как сказать?
1) называет множественное число (котятки, много котят);
2) вместо множественного числа называет единственное число (котеночек, котик);
3) не выполнил задание.
Оценка результатов: аналогично заданию № 1.
Анализ результатов выполнения задания № 2 отражены в таблице 3.
Таблица 3.
Контрольная группа. Экспериментальная группа.
Ф.И. п /№ |
1вопрос балл |
2вопрос балл |
3вопрос Б.,ур. |
Ф.И. п /№ |
1вопрос балл |
2вопрос балл |
3вопрос б.,ур. |
1.Катя А. |
2 |
2 |
2с |
1.Катя К. |
2 |
1 |
1н/с |
2.Максим Б. |
2 |
2 |
1с |
2.Миша У. |
3 |
3 |
2в |
3.Алиса Д. |
3 |
2 |
2с |
3.Алика С. |
3 |
2 |
2с |
4.Самара А. |
3 |
3 |
2в |
4.Вика О. |
2 |
1 |
1н/с |
5.Саша В . |
2 |
2 |
2с |
5.Витя О. |
2 |
2 |
3с |
6.Полина З. |
3 |
2 |
2с |
6.Даша Н. |
3 |
2 |
2с |
7.Вова К. |
2 |
1 |
1н/с |
7.Варя Ч. |
3 |
2 |
1с |
8.Саша К. |
1 |
2 |
1н/с |
8.Лина У. |
3 |
2 |
2с |
Информация о работе Развитие речи детей 4-5 лет в игровой деятельности