Развитие речи детей 4-5 лет в игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 12:26, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
1) Изучить теоретические основы формирования словаря дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой;
2)Изучить особенности восприятия поэтических произведений детьми дошкольного возраста;

3) выявить особенности словаря детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………2

Глава 1.Теоретические ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

1.1. Лингвистические основы формирования словаря……………..4

1.2. Особенности восприятия поэтических произведений детьми дошкольного возраста ……………………………………………………. 7

1.3.Вопросы формирования словаря в процессе ознакомления с художественной литературой в педагогической литературе…………13


ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1.Особенности словаря детей дошкольного возраста…………………20

2.2.Выявление эффективности предложенной методики по развитию словаря старших дошкольников…………………………………………26
Заключение……………………………………………………………….29

список литературы………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ( КОЛЛЕДЖ)ОРИГИНАЛ.doc

— 386.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Экспериментальная  работа  по  изучению  словаря  дошкольников   

 

2.1. Особенности  словаря   детей  дошкольного  возраста

 

Одной из главных задач словарной работы является обогащение, расширение и активизация словарного запаса, основу которого составляет введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.  
При развитии лексической стороны речи (активного и пассивного словаря) перед педагогами ДОУ стоят следующие задачи:  
- развивать пассивный и активный словарь на основе углубления и расширения представлений детей об окружающем мире;  
- учить детей различать и называть части предметов;  
- знакомить со словами-обобщениями, обозначающими родовые понятия (игрушки, посуда, овощи, фрукты и т. д.);  
- расширять словарь, обозначающий действия (деятельность и действия людей; движения животных).  
 
Многозначность слова показывается дошкольником на хорошо знакомых словах с конкретным предметным значением (ручка, игла, молния и т.д.) Составляя предложения с многозначными словами, дети показывают, на какой смысл того или иного слова они ориентируются. Работа над многозначными словами может идти по таким направлениям: называние слова, подбор к нему признаков и действий – составление словосочетаний, затем предложений и использование многозначных слов в связном тексте.  
Анализ программы по речевому развитию детей младшего дошкольного   возраста позволил выделить следующие критерии для оценки развития словаря детей данного возраста:  
1)понимание обобщающих слов;  
2) понимание названий детенышей домашних и диких животных;  
3) правильное образование глаголов, обозначающих действия животных;  
4)состояние атрибутивного словаря.  
По этим критериям нами были разработаны диагностические задания.  
Нами проводилось исследование сформированнсти словаря у детей младшего дошкольного  возраста.

Экспериментальная работа по изучению словаря детей старшего     дошкольного возраста проводилось  в  период   с  01 ноября  2013 г. по 01  апреля  2014г.  в  старшей  группе на базе    Центра     развития  ребёнка детского  сада  №953 г.  Москвы. В исследовании принимали участие 18детей  старшей  группы, составляющие контрольную и экспериментальную группу исследования.

 

 

 

Выявление уровня развития словаря у детей старшего возраста.

 

Цель: подборка диагностирующей  методики и выявление уровня развития словаря у детей контрольной и экспериментальной групп исследования.

На данном этапе исследования использовалась методика О.С. Ушаковой «Выявление уровня владения речевыми умениями и навыками».

Цель методики - выявить умения:

1.называть слова, обозначающие  предмет, выраженные именем существительным  и отвечающие на вопросы: «Кто  это?» или «Что это?»;

2.обозначать признаки и качества  предмета, выраженные именем прилагательным и отвечающие на вопросы: «Какой?» или «Какая?»;

3.называть действия (глаголы), связанные  с движением, состоянием, отвечающие  на вопросы: «Что делает? Что можно  с ним делать?»;

4.употреблять обобщающие слова (игрушки);

5.понимать противоположные значения слов (большой – маленький, громко – тихо, бежать – стоять).

Задание № 1. «Кукла».

Методика проведения.

Педагог показывает ребенку куклу, задает вопросы в следующей последовательности:

1.Как зовут куклу. Придумай ей имя.

1) называет имя в предложении (« Я хочу назвать ее Марина»);

2) дает имя (одним словом);

3) не дает имя (повторяет слово  «кукла»).

2.Скажи какая Марина?

1) называет два слова и более;

2) называет одно слово;

3) не называет качеств, признаков (повторяет слово «кукла»).

3.Что на ней (Марине) надето?

1) самостоятельно называет более  двух предметов одежды;

2) с помощью вопросов педагога: «Что это? Покажи…»;

3) показывает предметы одежды, но  не называет их.

4.Как назвать одним словом? (педагог называет: платье, носочки – это…)

1) называет обобщающие слова;

2) называет другие виды одежды;

3) повторяет слова, которые назвал  педагог.

5.Какая одежда надета на тебе?

1) называет более двух слов;

2) называет два предмета одежды;

3) называет только одно слово  или перечисляет обувь.

6.Что делает Марина? (педагог выполняет действия: кукла садится, поднимает руку, машет ею).

1) называет все действия;

2) называет два действия;

3) называет одно слово – действие.

7.Что можно делать с куклой?

1) называет более двух слов;

2) называет два действия;

3) называет одно слово («играть»).

8.Попроси Марину вежливо, чтоб она встала, села.

1) использование прямой речи  и вежливых форм;

2) название двух глаголов в  повелительной форме («встань, сядь»).

3) название действий не в требуемой  форме.

9.Составление совместного  рассказа по схеме:

Это…кукла, она …(красивая). Ее зовут…(Марина). У нее есть …(красное платье, белый бант). С куклой можно…( играть).

1) заканчивает все предложения;

2) заканчивает два предложения;

3) называет одно слово (или говорит о другом, рассказывает про другую куклу).

Оценка результатов: 

3 балла ставится за точный  и правильный ответ, данный ребенком  самостоятельно.

2 балла получает ребенок, допустивший  незначительную неточность, отвечающий  по наводящим вопросам и уточнениям взрослого.

1 балл ставится ребенку, если  он не соотносит ответы с  вопросами взрослого, повторяет  за ним слова, демонстрирует непонимание  задания.

Примерные ответы детей даются после каждого задания в следующей последовательности: 1) правильный ответ; 2) частично правильный; 3) неточный ответ.

При условности количественных оценок за высказывания разной полноты и правильности они помогают выявить уровни речевого развития: 1(высокий), 2 (средний), 3 (ниже среднего).

Анализ результатов выполнения задания №1 отражены в таблицах 1, 2.

 

Таблица 1.               Контрольная группа.

 

 

Ф. и., п/№

1вопр.

балл

2вопр.

балл

3вопр.

балл

4вопр.

балл

5вопр.

балл

6вопр.

балл

7вопр.

балл

8вопр.

балл

9вопр.

б.ур.

1.Катя.А

3

2

3

2

3

3

2

2

2.МаксимБ.

3

1

2

1

3

2

2

2

3.Алиса Д.

3

2

2

2

2

2

2

1

4.  Самара  А.

3

3

3

2

3

3

2

2

5.Саша В.

3

2

3

2

2

3

2

2

6.Полина З.

3

2

2

1

2

2

1

2

7.Вова  К.

2

2

2

1

2

1

1

2

1н/с

8.Саша К.

1

2

1

2

2

1

1

1н/с

1н/с


 

 

Таблица №2.                    Экспериментальная группа.

 

 

Ф.и., п./№

1вопр.

балл

2вопр.

балл

3вопр.

балл

4вопр.

балл

5вопр.

балл

6вопр.

балл

7вопр.

балл

8вопр.

балл

9вопр.

б.,ур.

1.Катя

К.

2

2

2

1

2

2

2

2

2.Миша У.

3

3

3

2

3

2

2

3

3.Алика

С.

3

2

2

2

3

2

2

2

4.Вика 

О.

2

2

1

1

1

2

1

2

1н/с

5.Витя О.

3

2

2

1

2

2

2

1

6.Даша Н.

3

2

2

1

3

2

2

2

7.Варя

 Ч.

3

3

3

1

2

2

2

2

8.Лина  У.

3

3

2

3

2

3

3

2


 

По данным, представленным в таблицах 1, 2 можно сделать вывод, что у большинства детей довольно слабо развито обобщение. Кроме того, полученные результаты показали, что 4 ребенка обеих групп испытывали трудности в самостоятельном назывании слов, обозначающих предмет. У половины  детей отмечались затруднения в составлении совместного  рассказа.

 

Задание № 2. Картина «Кошка с котятами».

Методика проведения.

Педагог показывает ребенку картину и задает вопросы в следующей последовательности.

1.Кто это? (кошка). Какая она?

1) самостоятельно называет;

2) отвечает по вопросам педагога;

3) описывает своего кота (из опыта).

2.Как назвать детеныша кошки?

1) правильное выполнение (единственное  число – котенок, котик);

2) вместо единственного называет  множественное число (котенки, котята);

3) не выполнил задание.

3.Когда много детенышей, как сказать?

1) называет множественное число (котятки, много котят);

2) вместо множественного числа называет единственное число (котеночек, котик);

3) не выполнил задание.

Оценка результатов: аналогично заданию № 1.

Анализ результатов выполнения задания № 2 отражены в таблице 3.

 

Таблица 3.

Контрольная группа.                                            Экспериментальная группа.

 

Ф.И.

п /№

1вопрос

балл

2вопрос

балл

3вопрос

Б.,ур.

Ф.И.

п /№

1вопрос

балл

2вопрос

балл

3вопрос

б.,ур.

1.Катя А.

2

2

1.Катя К.

2

1

1н/с

2.Максим Б.

2

2

2.Миша У.

3

3

3.Алиса Д.

3

2

3.Алика С.

3

2

4.Самара А.

3

3

4.Вика О.

2

1

1н/с

5.Саша  В .

2

2

5.Витя О.

2

2

6.Полина З.

3

2

6.Даша  Н.

3

2

7.Вова К.

2

1

1н/с

7.Варя  Ч.

3

2

8.Саша К.

1

2

1н/с

8.Лина  У.

3

2

Информация о работе Развитие речи детей 4-5 лет в игровой деятельности