Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 12:26, курсовая работа
Задачи исследования:
1) Изучить теоретические основы формирования словаря дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой;
2)Изучить особенности восприятия поэтических произведений детьми дошкольного возраста;
3) выявить особенности словаря детей старшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………2
Глава 1.Теоретические ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
1.1. Лингвистические основы формирования словаря……………..4
1.2. Особенности восприятия поэтических произведений детьми дошкольного возраста ……………………………………………………. 7
1.3.Вопросы формирования словаря в процессе ознакомления с художественной литературой в педагогической литературе…………13
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1.Особенности словаря детей дошкольного возраста…………………20
2.2.Выявление эффективности предложенной методики по развитию словаря старших дошкольников…………………………………………26
Заключение……………………………………………………………….29
список литературы………………………………………………….31
17. Гризик Т.И. Тимащук Л.Е. Развитие речи детей 4-5 лет .- М.: Просвещение, 2005.
18. Жуковская Р.И. Чтение книги в детском саду. – М.Педагогика , 1969.
19. Звегинцев В.А. Язык и его лингвистическая теория.- М.Просвещение,1973
20. Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. – Новосибирск, 1975. – С. 3-5.
21. Иванова Н.П.Упражнения по лексике//Дошкольное воспитание.-1978-№7.
22. Колунова Л.А., Ушакова О.С. «Умноватый
мальчик». Работа над словом в
процессе развития речи
23. Колотяжная Т.П. Маркарян И.А.
Речевое развитие детей
24. Кудыкина Н. Активизация словаря
в творческих играх//
25. Карпинская Н.С.Художественное слово в воспитании детей .-М.: Педагогика,1972.
26. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. -М.: Просвещение ,1979.
27. Лурия А.Р. Речь и мышление. – Изд-во МГУ, 1969.- С.22
28. Михайлова О.В. Толковый словарь русского языка. – СПб: ООО «Виктория плюс», 2007.
29. Иваненко А.П. Словарная работа в детском саду. – Запорожье,1975.
30. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А.Сохина.- М.: Просвещение, 1984.
31. Рубинштейн С.Л. Развитие речи у детей./ Основы общей психологии: В 2т.- М.: Просвещение, 1989.-Т.1.
32. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. - М.: Изд. центр Академия, 2006.
33. Струнина Е.М. Работа над смысловой стороной слова // Развитие речи детей дошкольного возраст /Под. ред. Ф.А. Сохина. - М. : Просвещение,1984.
34. Струнина Е. М., Ушакова О.С.Семантический
аспект В развитии речи
35. Тихеева Е.И.Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста).-М.: Просвещение,1981.
36. Удальцова Е.И.Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – Минск: Пламя ,1976.
37. Усова А.П.Устное народное творчество в детском саду. - М.:Просвещение,1972.
38. Ушакова О.С.Развитие речи
при ознакомлении детей с
39. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи детей 3-5 лет. М.: ТЦ Сфера,2010.
40. Ушакова О.С. Методика развития
речи детей дошкольного
41. Ушакова О.С. Придумай слово. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
42. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста.- М. : ТЦ Сфера, 2010.
43. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2008.
44. Ушакова О.С. Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. - М. : ТЦ Сфера, 2004.
45. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка/ Избранные произведения. – М. : Просвещение, 1968.
46. Флёрина Е.А. Эстетическое
воспитание дошкольников.// Хрестоматия
по теории и методике развития
речи детей дошкольного
47. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А.,
Лотарев В.К. Методика развития
речи детей дошкольного
48. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой:
Для работы с детьми
49. Швачкин Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М.; Л.; 1948. – С. 94-95.
50. Яшина В.И. Некоторые особенности развития словаря детей пятого года жизни (на материале ознакомления с трудом взрослых) // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./ Сост. М.М.Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Изд. Центр.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
1.Дидактическая игра «Кукла Катя проснулась».
Цель игры. Закрепить знания детей о названии одежды куклы; о последовательности процесса одевания; упражнять в действиях одевания куклы; активизировать речь детей.
Для игры педагог использует две разные по величине куклы Таню и Катю, две соответствующие кроватки и постельные принадлежности. Отдельно лежит кукольная одежда для большой и малой куклы соответственно. Педагог предлагает детям отобрать нужную одежду (по величине) и положить рядом с большой куклой большие предметы одежды, рядом с маленькой – маленькие. Сначала дети подбирают одежду для большой куклы. Затем дети называют одежду в той последовательности, в какой они будут надевать ее на куклу. Приглашая детей к себе, педагог просит одного ребенка надеть на куклу трусики, другого – майку, третьего – платье и т.д. Таким же образом одевают и другую куклу. Одетых кукол дети берут с собой на прогулку. Важно, чтобы процесс одевания не был оторванным от дальнейшей их деятельности.
Выводы. Эта игра доставила детям большую радость. Они с интересом находили соответствующую кукольную одежду. При одевании куклы проявляли наблюдательность, внимание и двигательную активность. Достаточно хорошо запомнили последовательность одевания. Все дети правильно стали называть предметы одежды, использовать в речи обобщающее слово «одежда». Дети правильно называли действия куклы («кукла подняла руку», « кукла сидит», «кукла пошла гулять»). Деятельность детей явилась перспективой сюжетной игры с куклами.
2. Дидактическая игра «Что изменилось?».
Цель игры. Упражнять детей в правильном назывании предметов и их действий, замечать и называть различие в цвете одежды и размере матрешек, развивать речь.
На столе педагог расставляет матрешек разных по величине и одетых в разные сарафаны и платочки. Вместе с детьми воспитатель называет цвета одежды матрешек, отмечает их величину. Затем предлагает отгадать, какая матрешка спряталась, закрыв их ширмой. Дети должны отвечать по одному, когда поймут, какой матрешки не хватает на столе.
Выводы. В начале игры дети пропускали глаголы в своей речи. Но к концу игры большинство детей использовали в речи слова, обозначающие действия матрешек: «матрешка спряталась», «матрешка прибежала», «она стоит на месте». Так же дети активно использовали слова, обозначающие цвет и величину предметов.
3. Дидактическая игра «Найди предмет по описанию».
Цель игры. Воспитывать умение находить предмет по его характерным признакам; учить детей описывать предмет, не называя его.
Игру ведет Буратино. Вместе с педагогом он предлагает рассмотреть игрушки, приготовленные для игры (кошку, ведерко, мяч, куклу, машину). Педагог обращает внимание детей на внешний вид предметов, их форму, цвет, из чего сделаны, для чего нужны. Затем Буратино предлагает детям отвернуться и в это время раскладывает все предметы по разным местам. Он загадывает загадки про эти предметы, а дети отгадывают их и находят предметы в группе.
Выводы. Все дети активно участвовали в игре. В итоге все дети знают из чего сделаны эти предметы и как с ними можно играть. Благодаря использованию такого дидактического приема, как присутствие Буратино, практически все дети научились описывать предметы, более активно стали использовать слова, обозначающие предмет и действие с ним, активизировали в речи существительные и прилагательные.
4. Дидактическая игра «Чьи детки?»
Цель игры. Закрепить знания детей о домашних животных, их детенышах, кто как кричит; вырабатывать умение соотносить изображение детенышей с картинкой большого животного.
Педагог предлагает детям рассмотреть картинки с изображением животных и их детенышей: кошка и котенок, коза и козленок, собака и щенок, корова и теленок, лошадь и жеребенок. Затем раздает картинки с изображением котенка, щенка, теленка, козленка, жеребенка детям и объясняет, что нужно найти и поставить на фланелеграф рядом с взрослым животным того детеныша, мама которого его зовет. После того, как все мамы найдут своих детенышей, игру заканчивают повторением слов хором и по одному.
Выводы. Эта игра способствовала запоминанию детьми детенышей животных, правильному звукоподражанию. Дети научились так же правильно произносить окончание слов: котенком, щенком, козленком.
В этой игре малоактивные дети получили возможность проявить свои способности.
Конспект игрового занятия во второй младшей группе по развитию речи на тему «Игрушки» по стихотворениям А.Л.Барто.
Цели :
Обучающие:
1. Приучать детей к вежливости.
2. Побуждать детей к активности, самостоятельности.
Развивающие:
1. Развивать речь.
2. Активизировать словарь.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
2. Воспитывать желание выполнять действия
с эмоциональным
подъёмом.
Материал: сундук с игрушками: мишка, заяц, мячик, 5 самолетов.
Предварительная работа:
1. Разучивание с детьми стихи А. Л. Барто.
2. Рассматривание иллюстраций к стихотворениям А. Барто.
3. Беседа о прочитанных стихотворениях.
Ход занятия:
Дети рассаживаются на стульчиках полукругом. Рядом с воспитателем находится сундук.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что находится в этом сундуке?
Дети: Не знаем. (воспитатель открывает сундук и достает игрушечного медвежонка).
Воспитатель: Я сейчас расскажу вам одну историю:
Подарили Илюшке
В день рожденья игрушки:
Мясорубку, книжку, луноход,
Медвежонка, зайца, пароход.
Больше всех игрушек ему понравился медвежонок. С ним Илюша ложился спать, ходил гулять, но вскоре медвежонок ему надоел. Захотелось узнать, почему он такой мягкий. Взял Илюша, да и оторвал медвежонку лапу. Увидев, что внутри обыкновенная вата, бросил Илюша медвежонка и ушел. Медвежонку было очень обидно. Вдруг в комнату вошла Ксюша. Она увидела медвежонка, подняла его и сказала:
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.
Воспитатель: Ребята, давайте все вместе пожалеем медвежонка. (Дети вместе с воспитателем читают стишок).
Воспитатель: А кто вам больше понравился Илюша или Ксюша?
Дети: Ксюша, потому что она заботливая.
Воспитатель: Чтобы медвежонку не было скучно, давайте мы с ним поиграем.
Проводится подвижная игра под музыку «Мишка косолапый».
Мишка косолапый
Манит деток лапой.
Приглашает погулять,
В догонялки поиграть.
воспитатель с медведем в руке
подзывает детей к себе
дети подходят
мишка догоняет детей.
Воспитатель достает из сундука другую игрушку – зайчика:
Теперь я вам расскажу другую историю. Этого зайчика я нашла на улице. Хозяйка зайчика забыла его на скамеечке. Ему было очень холодно, и я взяла его к нам в группу. Кто его пожалеет?
Приглашает ребенка, дает ему в руки зайчика. Игра-ситуация «Поможем зайке»:
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Потом все дети вместе с воспитателем еще раз читают стихотворение.
Воспитатель: А вы, ребята, хотите стать зайчиками?
Дети: Хотим.
Проводится игра «Зайка беленький сидит».
Зайка беленький сидит, Дети шевелят кистями рук,
И ушами шевелит. подняв их к голове.
Вот так, вот так,
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, Дети хлопают в ладоши
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок, скок, скок, скок, Дети подпрыгивают
Надо зайке поскакать. на двух ногах на месте
Мишка зайку испугал, Воспитатель показывает мишку,
Зайка прыг…и ускакал. дети убегают на свои места
Воспитатель достает из сундука самолеты, расставляет их на ковре. Игра-ситуация «Летчики готовы к полету».
Воспитатель: Сегодня хорошая погода, небо чистое, голубое. Самолеты всегда летают в такие погожие деньки. Кто со мной на аэродром? Вот стоят самолеты. Нужны механики, чтобы подготовить самолеты к полету (Вызывает 4 детей).
Вы механики. Я тоже механик. Буду с вами вместе осматривать самолеты. У меня самолет в порядке, надо только залить бензин. А у вас как дела? Осмотрели самолеты? Надо их ремонтировать? Залили бензин? Теперь самолеты готовы к полету и мне нужны летчики. (Вызывает еще 4 детей). Вы у меня летчики. Самолеты поднимаются высоко в небо и летят.
Все дети читают стихотворение:
Самолет построим сами,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.
Информация о работе Развитие речи детей 4-5 лет в игровой деятельности