Развитие речи детей 4-5 лет в игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 12:26, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
1) Изучить теоретические основы формирования словаря дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой;
2)Изучить особенности восприятия поэтических произведений детьми дошкольного возраста;

3) выявить особенности словаря детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………2

Глава 1.Теоретические ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

1.1. Лингвистические основы формирования словаря……………..4

1.2. Особенности восприятия поэтических произведений детьми дошкольного возраста ……………………………………………………. 7

1.3.Вопросы формирования словаря в процессе ознакомления с художественной литературой в педагогической литературе…………13


ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1.Особенности словаря детей дошкольного возраста…………………20

2.2.Выявление эффективности предложенной методики по развитию словаря старших дошкольников…………………………………………26
Заключение……………………………………………………………….29

список литературы………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ( КОЛЛЕДЖ)ОРИГИНАЛ.doc

— 386.50 Кб (Скачать файл)

   Н.С.Карпинская  отмечала, что в процессе слушания  у детей возникают ассоциации  с явлениями  действительности, которые  они воспринимали в жизни. По  мере того как у дошкольника  образуются связи между конкретными явлениями  окружающего мира и словами, их обозначающими, те и другие начинают выступать в их сознании как единое  целое. У ребят складываются наглядные  представления об изображаемых словами жизненных фактах, которые принимают конкретные формы в том случае, если опираются на   непосредственный     личный   опыт  слушателей    [24, с. 69].

24. Карпинская  Н.С. Художественное слово в воспитании  детей – М.:Просвещение , 1972.

 

    Восприятие  литературного произведения зависит  от  развития отдельных психических функций и свойств  личности, но не определяется только ими. Весь психический склад личности ребенка, обусловленный всем комплексом  взаимоотношений с окружающей его средой, влияет  на процесс восприятия произведения искусства. А.В.Запорожец писал: «Ребенок проходит длительный путь развития отношения к художественному произведению: от непосредственного наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия, которые для правильной оценки явления требуют умения занять позицию вне их, глядя на них как бы со стороны».[22,с.468].  Эта способность ребенка определяет особенности его восприятия книги.

22.Запорожец А.В. Психология восприятия ребёнком-дошкольником   литературного произведения //Хрестоматия  по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Изд. цент Академия,2000.

    

      При восприятии литературного произведения ребенок невольно выделяет в нем конкретные детали, эпизоды. И уже от них идет к более глубокому восприятию ситуации, произведения в целом. Часто, передавая  свои впечатления о прочитанном, дошкольник  пропускает в своем рассказе существенные моменты содержания, но никогда не забывает несущественные детали. Особое удовольствие дети испытывают  от комической детали (в манере поведения, облике, даже имени героя), которая влияет на оценку героя.

   Дошкольники острее  воспринимают поступки и действия  героя, чем мотивы их действий. В    то   же     время, как      показало    исследование 

Л.М. Гурович, дети старшего дошкольного возраста способны к пониманию мотивов поведения героя. Это зависит от самого  художественного произведения, от того, как автор раскрывает мотивы поведения, причины переживаний,

      Чтобы  художественное произведение вызывало  у детей образы знакомого им реального мира и вместе с тем расширяло их знания о нем, необходимо учитывать  особенности восприятия книги, которыми отличаются дети  того или иного возраста, обозначенные в трудах   Е.А.Флериной, Н.С.Карпинской, Л.М.Гурович, Л.Б.Береговой, В.И.Логиновой  и др.

   Для  младших  дошкольников характерны следующие  моменты:

-тесная зависимость  понимания художественного произведения  от  непосредственного личного  опыта ребенка;

-детей интересует, прежде  всего, фабула (цепь связанных между собой событий);

-установление наиболее легко осознаваемых связей, когда   события четко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего;

-способность некоторое  время сосредоточенно слушать, не  отвлекаясь;

-в центре внимания  детей - главный персонаж;

-эмоциональное отношение к героям ярко выражено:

-ребенок, прежде всего, видит действия и поступки персонажа, но не понимает  мотивов его поведения;

-тяга к ритмической  структуре речи, рифме (дети повторяют  слова, которые в тексте ритмически  чередуются, качают головой, хлопают в ладоши и пр.)

-открытое непосредственное  выражение эмоций (улыбка, смех, радостные  восклицания, выразительная мимика).

   Дети среднего  дошкольного возраста:

-способны глубже вникать  в содержание произведения, осознавать  в известной мере возникающие у них чувства и, руководствуясь ими, определять свое отношение к событиям, героям;

-уже в состоянии  не просто слушать, но и вслушиваться  в звучание художественной речи, отличать присущие ей особенности;

-легко устанавливают  причинные связи в сюжете;

-характеризуя героев, чаще всего высказывают правильное  суждение об их поступках, опираясь  при этом на свои представления  о нормах поведения и личный  опыт;

-проявляют ярко выраженную  реакцию на слово, интерес к  нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать.[ 20, с.17]

 

 20.Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И., Пирадова В.И. Ребенок и книга. – СПб.: Изд-во « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1999.

       Совершенствование  восприятия  у старших  дошкольников  идет по линии все большего  осмысления  прослушанных литературных  произведений и обогащения чувств. Для детей этой группы характерно  следующее:

-пристальный интерес  к содержанию произведения, установление многообразных связей;                                

-формирование умения  воспринимать литературное произведение  в единстве содержания и формы;

-рост внимания к  выразительным средствам языка;

-герои произведения  становятся им ближе и понятнее;

-сочувствие персонажам, волнение за их судьбу приобретают  осознанный характер;

-понимание сложных  скрытых мотивов поведения героев;

-чувства и переживания  детей при слушании произведений  уже достаточно глубоки и устойчивы, разнообразны и способы их  выражения: в одних случаях ребята улыбаются, громко смеются, откидываются на спинку стула,  поворачиваются  друг к другу, в других же - их внешняя активность тормозится (они затихают, сидят  неподвижно, напряженно слушают читающего);

-способность к элементарному  анализу литературных произведений [20,с.23].

       С  поэтическими произведениями дети знакомятся рано. Они оказывают на ребят огромное воздействие: обостряют  чувства, способствуют более эмоциональному восприятию содержания произведения; открывают богатство интонаций и звукового состава слова; развивают чувство ритма, рифмы, творческое воображение, чувство юмора; помогают  увидеть и выразить в словах впечатления от многоцветного мира; учат любить  образное, меткое слово.

        Н.С.Карпинская  отмечает, что многочисленные наблюдения, а также специальная опытная работа в детских садах дают основание утверждать, что дошкольники способны испытывать при слушании художественных произведений радость, удовольствие. Это ещё не осознанная эстетическая радость. Детей увлекает не только фабула. Они выражают большое удовольствие, когда слушают стихотворения, в которых нет развернутого сюжета. Они чувствуют ритмичность произведения, напевность, рифму стиха, проявляют большую чуткость языка, замечая и нередко повторяя образные выражения, удачные сравнения. К.И. Чуковский, с большим интересом относившийся к вопросам художественного восприятия дошкольников, провел большое исследование и на основании материала, который он собирал в течение многих лет, утверждает, что дети обладают чуткостью к языку, к ритмичным, звучным сочетаниям слов, тяготеют к ритмичным, напевным стихам, сказкам, «приговоркам».

     Опыт показывает, что дети способны отличать  прозу от стихов, замечая особенности  стихотворной формы, улавливают  некоторые свойства поэтической речи - ритмичность, рифму. Дети чувствуют организацию слова в стихотворных строках (употребляют, например, выражение: «стихи, как будто песни»). Это показывает, что они слышат ритмичность, музыкальность стихотворной формы.

       Особенно привлекает детей рифма, когда они уясняют, что в стихотворении равномерно перемежаются рифмующиеся слова, это вызывает у них интерес, радостное удивление. Рифмующиеся слова можно услышать в тексте, проговорить, наконец, подобрать самим, т.е. придумать ряд слов, близких по звучанию. Придумывание рифмы носит игровой характер и радует детей. Внимание к ритмическому построению, к рифме развивает  в детях чувство формы. Если это чувство развивается на образцах подлинной поэзии, оно содействует художественному воспитанию, формирует у детей способность наслаждаться стихами.[5, с.45].

 

 5.Алиева Т. Как ребенок воспринимает художественную литературу //Дошкольное воспитание.-1996.- № 3.

 

Как показали исследования Р.И.Жуковской, В.Н.Андросовой, А.И.Полозовой и других, дети по-разному воспринимают поэтические произведения и по-разному относятся к ним.

Одни дошкольники довольно длительное время, не отвлекаясь, могут слушать чтение поэтических произведений. Они легко воспринимают содержание и форму, с полной ясностью определяют, о чем говорится в произведении, поэтому охотно вступают в разговор по поводу прочитанного, высказывают свои суждения о средствах выразительности, определяют характер поэтического произведения. Эти дети знают наизусть стихотворения и охотно читают их в группе, на праздниках, дома, проявляют интерес к тому, кто и как пишет стихи.

Другие дошкольники при положительном в целом отношении к поэзии не дифференцируют понятие содержания и формы, проявляют интерес лишь к некоторым понравившимся им стихам. Они не могут выделить в стихотворениях главное и второстепенное, им все нравится. Представления таких детей схематичны. Они без особого желания вступают в беседу о прочитанном, легко запоминают стихи, но и очень быстро их забывают, поэтому самостоятельно прочесть всё стихотворение затрудняются. Некоторые ребята запоминают стихи, но не воспроизводят их в силу робости, застенчивости.

И наконец, есть дети, которые не понимают содержания поэтических произведений, тем более их подтекста, не воспринимают их специфических особенностей. Такие дошкольники слушают стихотворения с частыми и длительными отвлечениями, поэтому они не знают наизусть ни одного из них  [34,с.46].

34. Полозова А.И. Некоторые особенности восприятия детьми содержания и формы стихотворений // Дошкольное воспитание.- 1970.-№ 7.

 

    В стихотворении  рассматривают две стороны: содержание  художественного образа и поэтическую  форму (музыкальность, ритмичность). Необходимо научить ребёнка понимать и воспринимать эти две стороны в их единстве.

 Облегчает восприятие  поэзии любовь детей к звукам  и игре с ними, к повтору, особая  чувствительность к рифме. Легче  воспринимают стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребенка отличается образностью. Воспринимая стихотворение, дети мысленно «рисуют» его содержание. Поэтому и хорошо запоминаются стихи, в которых налицо образность, предметность, лаконизм.

 Малыши лучше воспринимают  короткие стихи, в которых много глаголов и существительных, где конкретность, образность сочетаются с динамикой действия. В старшем дошкольном возрасте дети способны воспринимать достаточно большие стихотворные произведения с эпитетами и метафорами.

    На характер  запоминания положительное влияние оказывает интерес к содержанию стихотворения и мотивация. Установка мотивирует восприятие, мобилизует память ребенка [34.с.48].

    Более  глубокому воздействию стихов  на ребенка помогает предварительная  подготовка к их восприятию: объяснение непонятных слов, рассматривание картинок, экскурсии, наблюдения в природе и др.   

 

1.3.Вопросы  формирования словаря  в процессе  ознакомления с художественной  литературой в педагогической  литературе

 

Художественная литература признана одним из основных средств речевого развития детей.

На важность  приобщения детей к красоте родного слова указывали  педагоги, психологи, лингвисты (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, Л.С.Рубинштейн, А.В.Запорожец, Ф.А.Сохин,      Н.С. Карпинская, М.М. Конина, А.М. Бородич, В.И. Яшина  и другие).        К. Д. Ушинский подчеркивал  важность развития у детей стремления к совершенствованию, душевной потребности в прекрасном. Считал, что  первостепенная задача взрослого  - научить  ребенка владеть « сокровищами родного слова», пополнять  словарный  запас сообразно с требованиями родного языка [45,c. 242].

  По мнению  К.Д. Ушинского, ребенок должен понимать, что означает,  обладать даром  слова: « Я понимаю то, что мне  говорят, могу выражать мои  мысли  и желания словами, так что меня понимают  и другие люди, у меня есть дар слова» [45,с. 348]. Для общения с людьми, для выражения  чувств и мыслей детям необходим определенный словарный опыт. У детей к шести годам же есть запас нужных слов, но они не всегда умеют им пользоваться. Как отмечал  К.Д. Ушинский, у детей этого возраста  гораздо больше слов и оборотов для выражения чувств и  мыслей, чем самих чувств и мыслей. Вместе с тем накопленный запас слов позволяет детям усвоить опыт предыдущих поколений, является той основой, на которой впоследствии развивается письменная речь.

Работа над пополнением словаря детей рассматривается  великим педагогом как одно из средств развития дара слова. Важным условием  освоения детьми  лучших форм отечественного языка К. Д. Ушинский считал овладение тем содержанием, той мыслью, тем чувством, которые в этих формах выразились.        

   Разрабатывая пути  достижения этих условий, Ушинский,  прежде всего,  отобрал  для  детского чтения сказки, загадки, пословицы, прибаутки, произведения  Пушкина, Кольцова, Крылова. Кроме того он сам  пишет для детей маленькие рассказы. Раскрывая методику работы с этими произведениями, педагог обращает внимание наставников  на необходимость, прежде всего, разобраться в содержании  выбранного для чтения текста и подготовки детей к его восприятию и пониманию. Такая подготовка преследует цель  помочь ребенку не только понять, но и почувствовать произведение – осознать нравственный поступок, насладиться изяществом форм.  Подготовка включает беседу с детьми, обращенную к их опыту, который поможет им понять мысль, заключенную в  басне или в сказке, пословице или загадке, стихотворении или рассказе. К.Д. Ушинский предостерегает от длинных разъяснений или толкования  содержания и достоинства того или иного произведения, в этом случае лучшие формы  отечественного языка  станут достоянием ребенка.

Информация о работе Развитие речи детей 4-5 лет в игровой деятельности