Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2015 в 19:42, курсовая работа
Цель работы: Разработать пути активизации речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи средствами театрализованной деятельности
Объект исследования: связная монологическая речь дошкольников с ОНР.
Гипотеза следования: предположение о том, что у детей с ОНР не сформированы навыки связной речи. Использование театрализованных игр как средства развития навыков связной речи позволит повысить эффективность коррекционного обучения.
Введение…………………………………………...................................................3
Глава1.Теоретические основы изучения развития связной речи у детей с ОНР…………………………………………………………........................................5
1.1Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка…………………………………………………………………………….5
1.2 Развитие связной речи в онтогенезе………………………………….........12
1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР………………..14
1.4 Особенности формирования устной речи у детей с общим недоразвитием речи………………………………………………………………………………18
Выводы по 1 главе……………………………………………………………………………..20
Глава 2 Организация работы по коррекции связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР………………………………………………………………………………21
2.1. Организация и методика проведения исследования……...............................................................................................22
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования………………….....24
2.3. Система работы по развитию связной монологической речи старших дошкольников с ОНР……………………………………………………………31
2.4. Результаты экспериментальной работы по преодолению нарушений монологической речи у старших дошкольников с ОНР……………………36
Выводы по 2 главе…………………………………………………………………………….40
Глава 3.Развитие связной речи у старших дошкольников средствами театрализованной деятельности…………………………………………………………………….41
3.1 Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников с нарушениями речевого развития…………………………………………………………………………41
3.2 Примерная программа мероприятий для развития связной речи у старших дошкольников с ОНР……………………………………………48
Заключение……………………………………………………………………52
Список литературы…………………………………………………
Департамент образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова»
Дефектологический факультет
Кафедра логопедии
КУРСОВАЯ РАБОТА
Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР средствами театрализованной деятельности.
Выполнила: студентка
Дефектологического факультета
заочного отделения IV курса
Рыжова Т.Ю.
Проверила: к.п.н., доц. Дубровина Т.И.
Москва, 2013
Оглавление
Введение…………………………………………......
Глава1.Теоретические основы изучения развития
связной речи у детей с ОНР………………………………………………………….....
1.1Понятие связной речи и ее значение для
развития ребенка……………………………………………………………
1.2 Развитие связной речи в онтогенезе………………………………….......
1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР………………..14
1.4 Особенности формирования устной речи
у детей с общим недоразвитием речи……………………………………………………………………
Выводы по 1 главе…………………………………………………………………
Глава 2 Организация работы по коррекции
связной монологической речи у старших
дошкольников с ОНР………………………………………………………………………
2.1. Организация и методика проведения исследования……................
2.2. Анализ и интерпретация
2.3. Система работы по развитию связной монологической речи старших дошкольников с ОНР……………………………………………………………31
2.4. Результаты экспериментальной работы по преодолению нарушений монологической речи у старших дошкольников с ОНР……………………36
Выводы по 2 главе…………………………………………………………………
Глава 3.Развитие связной речи у старших дошкольников
средствами театрализованной деятельности………………………………………………
3.1 Театрализованная деятельность как метод
преодоления коммуникативной дезадаптации
у дошкольников с нарушениями речевого
развития…………………………………………………………
3.2 Примерная программа
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение.
Дошкольные и образовательные учреждения и группы для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Детским садам для детей с нарушениями речи принадлежит ведущая роль в их воспитании и развитии, в коррекции и компенсации речевых нарушений, в подготовке этих детей к школе. Коррекционная работа по воспитанию и обучению дошкольников с недостатками речи включает ежедневное проведение фронтальных и индивидуальных занятий, осуществление преемственности в работе логопеда, воспитателя и музыкального руководителя.
К числу важнейших задач
Успешность обучения детей к школе во многом зависит от уровня овладениями связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (монологической и диалогической) речи.
Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с ОНР. Формирование связной речи детей с ОНР в коррекционном детском саде осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и на специальных коррекционных занятиях. Методика работы по развитию связной речи дошкольников с ОНР освещена в ряде научных и научно-методических трудов по логопедии. Как мы знаем, основная деятельность ребёнка – игра. В методической литературе отражены различные виды игр по формированию связной речи детей с ОНР, но недостаточно раскрыт раздел как театрализованная игра в развитии речи детей с ОНР.
Дети с ОНР – это особая категория, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.
Речевые нарушения, возникнув в результате воздействия какого-либо потенциального фактора, сами по себе не исчезают, и при отсутствии специально организованной коррекционной работы могут отрицательно сказаться на дальнейшем развитии ребенка.
К сожалению, в отечественной логопедии на сегодняшний день наиболее приоритетным и особенно полно разработанным является коррекционное направление, фокусирующееся на преодолении возникающих или уже имеющихся нарушений речи. Это наиболее понятно в силу объективно большего страдания ребенка и беспокойства его родных и близких.
Но такое направление отчасти
Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с ОНР. В ходе исследования, я изучила методическую литературу по данной теме и пришла к выводу, что недостаточно разработана система работы по развитию речи детей с ОНР в театрализованной деятельности.
К сожалению, в специальной литературе можно встретить лишь отдельные упоминания о театральной деятельности в развитии речи детей с ОНР.
Цель работы: Разработать пути активизации речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи средствами театрализованной деятельности
Объект исследования: связная монологическая речь дошкольников с ОНР.
Гипотеза следования: предположение о том, что у детей с ОНР не сформированы навыки связной речи. Использование театрализованных игр как средства развития навыков связной речи позволит повысить эффективность коррекционного обучения.
Задачи исследования:
2.Спланировать и провести констатирующий эксперимент;.
3 Раскрыть виды театрализованной деятельности в детских дошкольных учреждениях с точки зрения способности преодоления речевого недоразвития дошкольника;
4 Выявить и проанализировать
5 Разработать модифицированные
6 Проверить целесообразность и успешность применения тех или иных приемов.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
Речевая деятельность изучается различными науками.
Речевая деятельность есть объект, изучаемый
психолингвистикой и другими науками:
язык есть специфический предмет, реально
существующий как составная часть объекта
(речевой деятельности) и моделируемый
психолингвистами в виде особой системы
для тех или иных теоретических или практических
целей.
Говоря о самой речи, можно выделить по крайней
мере четыре психологически различных
типа речи.
Во-первых, аффективная речь. "Под аффективной
речью имеются в виду восклицания, междометия
или привычные речения.
Вторая форма - устная диалогическая
речь. В ней "исходным начальным этапом
или стимулом к речи является вопрос одного
собеседника; из него (а не из внутреннего
замысла) исходит ответ второго собеседника".
Следующий вид речи - это устная монологическая
речь, наиболее типичная, о которой говорят
психолингвисты, забывая о существовании
других видов устной речи.
И, наконец, четвертый вид - это письменная
монологическая речь. Она также имеет
свою психологическую специфику, ибо,
во-первых, максимально адиалогична (собеседник
в этом случае обычно абсолютно не знаком
с темой высказывания и отделен от пишущего
сколь угодно в пространстве и времени),
во-вторых, максимально осознана и допускает
определенную работу над высказыванием,
постепенное нащупывание адекватной формы
выражения. Развитие устной и письменной
речи школьников - одно из стержневых направлений
в методике преподавания литературы. Обогащение
словарного запаса учащихся на материале
художественных произведений, обучение
связной речи и развитие ее выразительности
- таковы основные задачи, которые решаются
в практической работе словесников и теоретических
исканиях методистов. Большой вклад в
разработку проблемы внесли Ф.И. Буслаев,
В.Я. Стоюнин, В.П. Острогорский, Л.И. Поливанов,
В.П. Шереметевский, В.В. Голубков, А.Д. Алферов,
М.А. Рыбникова, К.Б. Бархин, Н.М. Соколов,
Л.С. Троицкий, С.А. Смирнов, Н.В. Колокольцев,
А.А. Липаев, современные ученые К.В. Мальцева,
М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская, В.Я. Коровина,
О.Ю. Богданова, Н.А. Демидова, Л.М. Зельманова,
Т.Ф. Курдюмова, Н.И. Кудряшев, М.В. Черкезова
и др.
Овладение языком, речью – необходимое условие
формирования социально активной личности.
Научиться ясно и грамматически правильно
строить свою речь, излагать собственные
мысли в свободной творческой интерпретации
в устной и письменной форме, соблюдать
речевую культуру и развивать умение общаться
необходимо каждому человеку.
Однако нельзя не признать, что формирование
навыков связной речи зачастую не имеет
систематического подхода, системы необходимых
упражнений, нужных для этой работы пособий.
Это приводит к тому, что в настоящее время
школа сталкивается с огромной проблемой
безграмотности, несвязности, бедности
не только устной, но и письменной речи
большинства учащихся.
Из анализа литературных источников,
следует что понятие “связная речь” относится
как к диалогической, так и к монологической
формам речи. А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн,
В.П. Глухов считают, что диалогическая
(диалог) – первичная по происхождению
форма речи, возникающая при непосредственном
общении двух или нескольких собеседников
и состоит в основном обмене репликами.
Отличительными чертами диалогической
речи являются:
-эмоциональный контакт говорящих, их
воздействие друг на друга мимикой, жестами,
интонацией и тембром голоса;
-ситуативность.
По сравнению с диалогической, монологическая
речь (монолог) – это связная речь одного
лица, коммуникативная цель которой –
сообщение о каких-либо фактах, явлениях
реальной действительности. А.Р. Лурия,
С.Л. Рубинштейн, А.А. Леонтьев к основным
свойствам монологической речи относят:
односторонний и непрерывный характер
высказывания, произвольность, развернутость,
логическую последовательность изложения,
обусловленность содержания ориентацией
на слушателя, ограниченное употребление
невербальных средств передачи информации.
Особенность этой формы речи состоит в
том, что ее содержание, как правило, заранее
задано и предварительно планируется.
А.А. Леонтьев отмечает, что, являясь особым
видом речевой деятельности, монологическая
речь отличается спецификой выполнения
речевых функций. В ней используются и
обобщаются такие компоненты языковой
системы, как лексика, способы выражения
грамматических отношений, формо- и словообразующие,
а также синтаксические средства. Вместе
с тем в монологической речи реализуется
замысел высказывания в последовательном,
связном, заранее спланированном изложении.
Реализация связного развернутого высказывания
предполагает удерживание в памяти составленной
программы на весь период речевого сообщения,
задействование всех видов контроля за
процессом речевой деятельности с опорой
как на слуховое, так и на зрительное восприятие.
По сравнению с диалогом, монологическая
речь более контекста и излагается в более
полной форме, с тщательным отбором адекватных
лексических средств и использованием
разнообразных синтаксических конструкций.
Таким образом, последовательность и логичность,
полнота и связность изложения, композиционное
оформление являются важнейшими качествами
монологической речи, вытекающими из ее
контекстного и непрерывного характера.
В школьном возрасте основными видами
являются описание, повествование и элементарные
рассуждения .
Однако А.Р. Лурия и ряд других авторов наряду
с существующими различиями отмечают
определенную схожесть и взаимосвязь
диалогической и монологической форм
речи. Прежде всего, их объединяет общая
система языка. Монологическая речь, возникающая
у ребенка на основе диалогической, впоследствии
органично включается в разговор, беседу.
Независимо от формы (монолог, диалог) основным условием
коммуникативности речи является связность.
Для овладения этой важнейшей стороной
речи требуется специальное развитие
у детей навыков составления связных высказываний.
Леонтьев А.А. определяет термин “высказывание”
как коммуникативные единицы (от отдельного
предложения до целого текста), законченные
по содержанию и интонации и характеризующиеся
определенной грамматической или композиционной
структурой . К характеристикам любого
вида развернутых высказываний относятся:
связность, последовательность и логико-смысловая
организация сообщения в соответствии
с темой и коммуникативной задачей.
В специальной литературе выделяются следующие
критерии связности устного сообщения:
смысловые связи между частями рассказа,
логические и грамматические связи между
предложениями, связь между частями (членами)
предложения и законченность выражения
мысли говорящего .
Другая важнейшая характеристика развернутого
высказывания – последовательность изложения.
Нарушение последовательности всегда
негативно отражается на связности сообщения.
Логико – смысловая организация высказывания включает предметно-смысловую
и логическую организацию. Адекватное
отражение предметов реальной действительности,
их связей и отношений выявляется в предметно-смысловой
организации высказывания; отражение
же хода изложения самой мысли проявляется
в его логической организации .
Таким образом, из сказанного следует:
– связная речь – совокупность тематически
объединенных фрагментов речи, находящихся
в тесной взаимосвязи и представляющих
собой единое смысловое и структурное
целое. Связная речь включает в себя две
формы речи: монологическую и диалогическую.
Монолог более сложная форма речи. Это
– связная речь одного лица, служащая
для целенаправленной передачи информации.
Основными видами, в которых осуществляется
монологическая речь являются описание,
повествование и элементарные рассуждения.
Их существенными характеристиками являются
связность, последовательность, логико-смысловая
организация.
Говорение рассматривается как вид речевой деятельности.
Исследования вскрыли психолингвистические
закономерности овладения ребенком родным
языком, в том числе и в процессе развертывания
(реализации) программы порождения речевого
высказывания. В психолого-педагогической,
психолингвистической литературе достаточно
внимания уделено речевой деятельности,
вопросам динамики лексико-семантического
развития детей, при этом о путях формирования
словаря у таких детей говорится только
в общем плане. Раскрывая специфику лексических
навыков, важно отметить, что основными
компонентами их системы является структура
языковых знаков и семантических полей,
которая характеризуется неразрывностью
и целостностью. Слова и понятия неразрывны.
Слово - основная лексическая единица,
выражающая понятие, оно обеспечивает
предметно-содержательный план высказывания
и речи в целом. Словарь, являясь важнейшим
элементом языка, сам по себе языка еще
не составляет. Образно говоря, это строительный
материал для языка, он приобретает значение
лишь при его соединении с грамматическими
правилами. Использование слов в речи
обеспечивается единством звуко-буквенной,
слоговой и морфологической структур.
Овладение словарем - процесс овладения
языком, рассматриваемый в лексическом
аспекте. Элемент языка, включающий содержательные
и формальные признаки, - слово, обладающее
функциями обозначения и обобщения. Без
овладения словарем невозможно овладеть
речью, а тем более связной речью, как средством
общения и орудием мышления. Включенное
в речь слово служит средством коммуникации.
Слова сохраняются в речедвигательной
и речеслуховой памяти и используются
в практике речевого общения. Для этого
слово надо знать, вспомнить, обеспечить
его правильное сочетание с предыдущим
и последующими словами, что обеспечивается
механизмом ситуативного слежения.
Развитие словаря как основы речи, его расширение
и уточнение выполняют развивающую функцию
для формирования познавательной деятельности,
овладения речевыми умениями и навыками.
Полноценное овладение речью предполагает
адекватное усвоение и порождение речи
в единстве формы и содержания, означающего
и означаемого. Конкретное слово уже в
момент появления является одновременно
и звучанием, и значением. Имея свою структуру,
как языковой знак, оно включается в языковую
систему и функционирует в ней по законам
данного языка.
Пассивный запас слов значительно преобладает
над активным и переводится в актив крайне
медленно. Дети не используют имеющийся
у них инвентарь лингвистических единиц,
не умеют оперировать ими.
Понимание лексического значения слова, противопоставление
его другим словам, которые находятся
в смысловой зависимости от данного, введение
слова в систему семантических полей,
умение правильно строить из слов предложение
отражают уровень языковой способности
ребенка и степень сформированности его
логического мышления.
Даже столь конспективно краткое перечисление
качественных особенностей словаря детей
подчеркивает важность проблемы формирования
лексических навыков у детей, необходимость
поиска путей повышения эффективности
коррекционно-воспитательного воздействия,
для чего позиции психолингвистики оказываются
наиболее продуктивными.
Связная речь - это последовательный и логически
связанный ряд мыслей, выраженных конкретными
и точными словами, соединёнными в грамматически
правильные предложения.
Реализация связного развернутого высказывания
предполагает удерживание в памяти составленной
программы на весь период речевого сообщения,
задействование всех видов контроля за
процессом речевой деятельности с опорой
как на слуховое, так и на зрительное восприятие.
Таким образом, последовательность и логичность,
полнота и связность изложения, композиционное
оформление являются важнейшими качествами
монологической речи, вытекающими из ее
контекстного и непрерывного характера
. Независимо от формы (монолог, диалог)
основным условием коммуникативности
речи является связность.
Леонтьев А.А. определяет термин “высказывание”
как коммуникативные единицы (от отдельного
предложения до целого текста), законченные
по содержанию и интонации и характеризующиеся
определенной грамматической или композиционной
структурой . К характеристикам любого
вида развернутых высказываний относятся:
связность, последовательность и логико-смысловая
организация сообщения в соответствии
с темой и коммуникативной задачей. Другая
важнейшая характеристика развернутого
высказывания – последовательность изложения.
Нарушение последовательности всегда
негативно отражается на связности сообщения.