Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР средствами театрализованной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2015 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Разработать пути активизации речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи средствами театрализованной деятельности
Объект исследования: связная монологическая речь дошкольников с ОНР.
Гипотеза следования: предположение о том, что у детей с ОНР не сформированы навыки связной речи. Использование театрализованных игр как средства развития навыков связной речи позволит повысить эффективность коррекционного обучения.

Содержание работы

Введение…………………………………………...................................................3
Глава1.Теоретические основы изучения развития связной речи у детей с ОНР…………………………………………………………........................................5
1.1Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка…………………………………………………………………………….5
1.2 Развитие связной речи в онтогенезе………………………………….........12
1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР………………..14
1.4 Особенности формирования устной речи у детей с общим недоразвитием речи………………………………………………………………………………18
Выводы по 1 главе……………………………………………………………………………..20
Глава 2 Организация работы по коррекции связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР………………………………………………………………………………21
2.1. Организация и методика проведения исследования……...............................................................................................22
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования………………….....24
2.3. Система работы по развитию связной монологической речи старших дошкольников с ОНР……………………………………………………………31
2.4. Результаты экспериментальной работы по преодолению нарушений монологической речи у старших дошкольников с ОНР……………………36
Выводы по 2 главе…………………………………………………………………………….40
Глава 3.Развитие связной речи у старших дошкольников средствами театрализованной деятельности…………………………………………………………………….41
3.1 Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников с нарушениями речевого развития…………………………………………………………………………41
3.2 Примерная программа мероприятий для развития связной речи у старших дошкольников с ОНР……………………………………………48
Заключение……………………………………………………………………52
Список литературы…………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая (2).doc

— 955.00 Кб (Скачать файл)

22.  Радуга: Прогр. и руководство для воспитателей сред. группы дет. сада/ Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик, и др.; Сост. Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2004. – 208 с.      

23.  Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.      

24.  Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. - с. 8-12.      

25.  Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя группа) // Дошкольное воспитание, 2004. - N10. - с. 9-14.       

26. Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.  
Приложение 1

Пример планирования работы по придумыванию сказки «Как зайчонок торопился на новогоднюю елку».

1. С  воспитателем дети вспоминают, какие  дикие животные водятся в наших  лесах, составляют рассказы-описания  лисы, зайца, волка, белки, лося  с использованием глагольной лексики: подкрадывается, выслеживает, петляет, ломится через кусты, навострил уши и т.д.

Повторяется и необходимый для описания повадок, характера диких животных словарь  прилагательных: юркая, проворная, неуклюжий, свирепый и т.д. Воспитатель использует загадки, пословицы, поговорки по данной теме, например:

Хозяин  лесной

просыпается весной,

А зимой  под вьюжный вой

Спит  в избушке снеговой.

(Медведь.)

Хожу  в пушистой шубке,

Живу  в густом лесу,

В дупле  на старом дубе

Орешки  я грызу.

(Белка.)

Колючий недотрога

Живет в глуши лесной,

Иголок  очень много,

А нитки  ни одной.

(Еж.)

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне  кур крадет.

(Лиса.)

Трав  копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога  раскинув широко.

(Лось.)

Кто зимой  холодной

В лесу бродит злой, голодный?

(Волк.)

За двумя  зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

У страха глаза велики.

Шила  в мешке не утаишь.

Старый  друг лучше новых двух.

Нет друга  — ищи, а найдешь — береги. Трусливый, как заяц. Хитрый, как лиса. Свирепый, как волк. Маленький, да удаленький.

2.На  следующий день на индивидуальных  занятиях с логопедом дети  пересказывают рассказ Н.Сладкова  «Как медведь сам себя напугал»  со зрительной опорой.

3.Во  второй половине дня дети с  воспитателем придумывают диалоги для действующих лиц этого рассказа, выясняют, что рассказ становится сказкой, стараются придумать для получившейся сказки зачин и концовку.

4.На  следующем занятии дети придумывают  сказку «Как зайчонок торопился  на новогоднюю елку». Детям  предлагается придумать, кто из действующих персонажей будет чинить препятствия зайчонку, кто будет ему помогать, как добро в конце концов победит зло, как зайчонок простит хитрого лисенка, свирепого волчонка и попросит Деда Мороза дать и им подарки и пригласить их в общий дружный хоровод.

5.Вечером  или на занятии по изодеятельности  дети иллюстрируют сказку своими  рисунками.

6.Работа  над сказкой завершается изготовлением  книжки.

7.Дети  получают задание рассказать  сказку родителям, бабушке, дедушке,  братьям, сестрам.

8.Сказку  предлагается инсценировать.

9.Инсценировку  сказки показывают детям младшей  группы.

10.Сказка  инсценируется с помощью кукол.  Предложенная система работы  над сказкой, придумывание продолжения  сказки, использование рисунков, готового  текста способствуют успешному формированию навыков самостоятельного рассказывания с элементами творчества.

Работа  над сказкой продолжается дома —  родители активно включаются в процесс, используя карточки-задания с  текстами литературных произведений, что помогает закрепить изучаемый материал.  

 

Приложение 2

Театрализованное  занятие в подготовительной группе детей с ОНР “Приключения в  осеннем лесу”

Задачи  занятия:

Коррекционно-развивающие:

  • развитие речи детей и коррекция ее нарушений;
  • развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театрализованную деятельность;
  • развитие вербального воображения, слухового внимания;
  • развитие связной речи.

Коррекционно-обучающие:

  • обучение словообразованию и словоизменению.
  • Коррекционно-воспитывающие:
  • воспитывать чувство сплоченности;
  • воспитывать любовь к природе.

Оборудование: декорации осеннего леса, шапочки-маски  животных (медведь, белочка, еж), листья со слогами, баночки с песком, камушками, водой, элементы для составления  коллажа.

Ход занятия:

Логопед:

Ой, ребята, тише, тише!

Что-то странное я слышу

Гости какие-то к нам спешат,

И как  будто бы шуршат.

Кто бы ни был, заходите!

(Входит  Шуршик)

- Здравствуй, кто ты?

Шуршик:

Я по листве осенней мчался

И каждый листик мне шуршал

И старый дуб до слез смеялся

И Шуршиком меня назвал.

- Я принес  вам приглашение.

Логопед: - Интересно от кого бы оно могло  быть? Прочитаем!

К вам  гостья пришла, золотая пора

Красивым  ковром все вокруг убрала

Деревья украсила пестрой каймой,

Кругом  засияла нарядной листвой,

На праздник свой вас к себе приглашу

Плоды урожая для вас соберу.

- Вы  догадались от кого это приглашение?

Дети: - От Осени.

Логопед: - Осень нас приглашает в гости, вы готовы идти?

- Но  мы же не знаем дорогу, куда  идти, кто нам поможет? Шуршик, ты знаешь, где живет Осень?

Шуршик:- Знаю! Я шел, по трем дорожкам и каждая звучала по-своему. Когда я шел, по дорожке из камней камни громко стучали под моими ногами ударяясь, друг о друга. Потом, я повернул на песчаную дорожку, и до моих ушей доносилось шуршание теплого песка. Потом, я шел вдоль реки, и я слышал под ногами плеск воды. Чтобы не забыть все эти звуки, я принес их с собой.

Логопед: - А вы ребята, сможете, как Шуршик узнать по какой дорожке мы идем?

Игра: “Что шумит в баночке?” 

Логопед: - Ну, вот мы подошли к реке, как же нам переправиться на другой берег?

Шуршик: - Через реку можно переправиться, если построить мост из красивых слов о осени.

(Дети  называют прилагательные и выкладывают  мост)

Логопед: - Ваши красивые слова помогли нам  построить мост и перейти на другой берег. А куда же дальше идти? Ой, ребята, кто-то там за деревьями слышится.

Медведь:

Я в  лесу глухом живу

Неуклюжий, косолапый.

Летом ем малину, мед,

А зимой  сосу я лапу.

Логопед: - Кто это?

Дети: - Медведь.

(Выходит  медведь)

Логопед: - Здравствуй, Михаил Потапыч! Не знаешь ли ты дорогу к поляне, где живет Осень?

Медведь: - Знаю, но покажу, если вы поможете мне  собрать корзину грибов, вот на той поляне. Только смотрите, ядовитые грибы не собирайте!

Логопед: - А мы знаем съедобные грибы.

Под осиной растет, какой гриб? – Подосиновик.

Под березой? – Подберезовик.

Гриб  с волнистой шапкой называется как? – Волнушка.

Название  гриба очень похоже на название домашнего  животного. – Свинушка.

Какой гриб носит название дикого животного? – Лисичка.

Какие грибы можно есть сырыми? – Сыроежки.

А как  называются грибы, растущие на пнях? –  Опята.

Медведь: - Спасибо, ребята, идите по тропинке прямо и дойдете. Осени от меня поклон передайте.

Логопед: - Идем дальше. Осторожно ребята, перед  нами бурелом, пригнитесь пониже, чтобы пройти и не пораниться. Дальше болото – прыгайте по кочкам, чтобы не промочить ноги. Перед нами заросли жгучей крапивы, прижмитесь друг к другу, поднимитесь на носочки, поднимите руки вверх, чтобы не обжечься. Ну, вот мы и прошли все преграды.

- Слышите,  кто-то на дереве стучит?

Белка:

Я мала, шубка пышна

В дупле  живу, орехи грызу.

Логопед: - Кто это может быть?

Дети: - Белка!

(Выходит  белочка)

Логопед: - Здравствуй, белочка, мы шли в гости  к Осени и заблудились, не покажешь ли нам дорогу?

Белка: - Я тоже собиралась к Осени в  гости и собрала по всему лесу листочки, но подул ветер и разбросал  мои листики.

Логопед: - Мы поможем тебе. Ребята, а вы знаете, какой лист с какого дерева упал?

- Если  лист упал с осины, он… (осиновый)

- С березы  – березовый лист

- С тополя - тополиный лист

- С дуба  – дубовый лист

- С клена  – кленовый лист

- Кажется,  мы приближаемся к поляне.

(Слышится  шуршание листьев) 

- Ой, кто  там под кустом шуршит?

Ежик:

Я серый  недотрога

Живу  в глуши лесной,

Иголок  очень много

А ниток  не одной.

Дети: - Это ежик!

Логопед: - Ежик, ты не проведешь нас на поляну к осени?

Ежик: - Проведу, только вот яблочки соберу для Осени, в подарок.

Логопед: - Мы поможем тебе, и за одно поиграем в игру “Назови слова”

Дети  называют: сладкие слова, теплые слова, мокрые слова.

Входит  Осень.

Осень: - Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть. Путь ваш был не легким. Я слышала, что вы знаете много  слов, которые меня украсили. За это  я приготовила вам угощения.

Логопед: - Мы тоже пришли не с пустыми руками.

Дети  читают стихи, загадки, поговорки об Осени.

Все вместе составляем коллаж “Золотая Осень  в лесу”. 

 

Приложение

Конспект  логопедического занятия по развитию выразительности связного высказывания на основе сказки В. Сутеева «Под грибом» (подготовительная к школе группа для детей с ОНР)

Цели:

Обучающие:

формирование  лексико-семантической готовности к составлению рассказа;

распространение предложений с помощью наводящих, подсказывающих вопросов логопеда и  самостоятельно;

формирование  эмоциональной лексики;

отработка дикции;

развитие  речевой интонационной выразительности;

обогащение  речи выразительными средствами русского языка;

развитие  мимики, жеста, пантомимы;

обучение  театрализованным играм и играм-драматизациям по мотивам сказки.

Коррекционные:

развивать произвольное и слуховое внимание;

развивать зрительную и словесно-логическую память и логическое мышление детей;

развитие  общей и мелкой моторики детей.

Воспитательные:

воспитание  у детей дружбы, чувства доброты, отзывчивости, готовности прийти на помощь любому кто попал в беду.

Оборудование: картинки с изображением героев сказки; серии сюжетных картин по сказкам; маски-шапочки  героев сказки; костюмы героев сказки; фонограммы записей звуков ветра, грома, дождя, леса; а/кассета «Здравствуй, осень золотая!»; м/фильм «Под грибом».

Предварительная работа: чтение и просмотр м/фильма В. Сутеева «Под грибом»; знакомство с пословицами о дружбе.

Ход занятия

1. Организационный  момент. Приглашение в царство  грибов.

Логопед: Ребята, я приглашаю вас в лес. А чтобы попасть туда, нужно произнести следующую волшебную чистоговорку.

Дети:

Ес-ес-ес – мы идем в лес.

Су-су-су – тихо осенью в лесу.

Ес-ес-ес – опустел осенний лес.

Су-су-су – грибы берем в лесу.

Ес-ес-ес – листву роняет лес.

Стве-стве-стве – грибы спрятались в траве.

2. Логоритмическое  упражнение под музыку «Грибы»  (Т. Попатенко, М. Пляцковский  «Грибы»).

Логопед: А теперь возьмем корзинки с лукошками  и пойдем собирать грибы.

Дети:

Мы идем дорожками

Узкими  тропинками.

Мы идем с лукошками,

Мы идем с корзинками

Золотым осенним днем

За грибами  в лес идем.

Крепкий подберезовик

Вырос под березою.

Красный подосиновик

Вылез под осиною.

Золотым осенним днем

Мы грибы  в лесу берем.

С полными  лукошками,

С полными  корзинами.

Мы идем дорожками,

Мы идем тропинками.

Золотым осенним днем

Мы грибы  домой несем.

3. Пальчиковая  гимнастика «Много мы грибов  набрали».

Дети:

Много мы грибов набрали,

А потом  пересчитали:

1 –  лисичка,

2 –  свинушка,

3 –  опята,

4 –  чернушка,

5 –  пузатый боровик,

6 - малышка  моховик,

7 –  как шляпа, черный груздь,

8 –  я назад вернусь.

Подберезовик  хорош,

Подосиновик пригож.

А 10 будет  белый –

Всей  корзины нашей гвоздь.

Вы внимательно  искали.

Много мы грибов набрали.

А теперь назад пойдем

И корзины  унесем.

4. Упражнения  на развитие мимики, жеста и элементы пантомимики.

(Дети  одевают шапочки-маски.)

Логопед: Ребята, отгадайте загадки о лесных жителях и изобразите их повадки.

Кто они? Откуда? Чьи?

Льются  черные ручьи:

Дружно  маленькие точки

Строят  дом себе на кочке 

(Муравьи)

Маленький мальчишка

В сером ярмячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

(Воробей)

Маленький рост,

Длинный хвост,

Серая шубка,

Острые  зубки.

(Мышка)

Когда дождик капает,

Она в  болоте квакает.

Кто это  квакушка?

Зеленая….

(Лягушка).

Шевелились  у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул  и улетел.

(Бабочка)

Зимой беленький,

А летом  серенький.

Никого  не обижает,

А всех сам боится.

(Заяц)

Хитрая  плутовка,

Рыжая головка.

Пушистый  хвост – краса

Кто это?

(Лиса)

Землю пробуравил,

Корешок оставил,

Сам на свет явился,

Шапочкой  прикрылся.

(Гриб)

5. Просмотр мультфильма «Под грибом» и беседа по содержанию сказки.

Логопед: Ребята, как называется сказка, где  главные герои муравей, бабочка, мышка, воробей, заяц, лиса, лягушка?

Дети: «Под грибом».

Логопед: Кто автор этой сказки?

Дети: В. Сутеев.

Логопед: Кто главные действующие лица сказки?

Дети: муравей, бабочка, мышка, воробей, заяц, лиса, лягушка

Информация о работе Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР средствами театрализованной деятельности