Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР средствами театрализованной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2015 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Разработать пути активизации речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи средствами театрализованной деятельности
Объект исследования: связная монологическая речь дошкольников с ОНР.
Гипотеза следования: предположение о том, что у детей с ОНР не сформированы навыки связной речи. Использование театрализованных игр как средства развития навыков связной речи позволит повысить эффективность коррекционного обучения.

Содержание работы

Введение…………………………………………...................................................3
Глава1.Теоретические основы изучения развития связной речи у детей с ОНР…………………………………………………………........................................5
1.1Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка…………………………………………………………………………….5
1.2 Развитие связной речи в онтогенезе………………………………….........12
1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР………………..14
1.4 Особенности формирования устной речи у детей с общим недоразвитием речи………………………………………………………………………………18
Выводы по 1 главе……………………………………………………………………………..20
Глава 2 Организация работы по коррекции связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР………………………………………………………………………………21
2.1. Организация и методика проведения исследования……...............................................................................................22
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования………………….....24
2.3. Система работы по развитию связной монологической речи старших дошкольников с ОНР……………………………………………………………31
2.4. Результаты экспериментальной работы по преодолению нарушений монологической речи у старших дошкольников с ОНР……………………36
Выводы по 2 главе…………………………………………………………………………….40
Глава 3.Развитие связной речи у старших дошкольников средствами театрализованной деятельности…………………………………………………………………….41
3.1 Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников с нарушениями речевого развития…………………………………………………………………………41
3.2 Примерная программа мероприятий для развития связной речи у старших дошкольников с ОНР……………………………………………48
Заключение……………………………………………………………………52
Список литературы…………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая (2).doc

— 955.00 Кб (Скачать файл)

Нами были определены следующие основные направления коррекционной работы (см.табл.4):

1. Совершенствование деятельности программирования высказывания (формирование навыков выборочного пересказа и ответов на вопросы по тексту).

2. Совершенствование возможностей структурно-языкового оформления высказывания:

– обогащение словарного запаса, увеличение объема воспроизведенного текста за счет введения новых слов и использования авторских выражений;

– формирование навыков грамматического структурирования (обучение построению и употреблению в речи простых предложений, предложений с однородными членами, а также сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, прямой речи);

– формирование умений использования интонационно- 
выразительных средств языка для передачи содержания текста.

3. Создание психологических предпосылок к овладению связной 
монологической речью:

– расширение знаний и представлений об окружающем мире;

– обучение установлению причинно-следственных отношений между наглядно-образными компонентами ситуаций;

– работа по развитию внимания, памяти, работоспособности;

– формирование навыков установления причинно-следственных 
отношений между частями сложного предложения.

4. Формирование навыка программирования речевого высказывания:

– обучение наглядному моделированию смыслового содержания 
текста, при этом эффективно использовать сюжетные и предметные картинки, детские рисунки, карты-схемы;

– формирование навыков деления текста на части, выделение начала, середины, концовки текста.

5. Создание лингвистических предпосылок к овладению связной 
монологической речью:

– обогащение словарного запаса;

– формирование навыков сочетания слов по смыслу;

– уточнение педагогом лексических средств текста, их объяснение 
и формирование навыков правильного употребления в речи;  

– обучение построению предложений (простых, с однородными 
членами, сложносочиненных и сложноподчиненных);

– формирование навыков использования в речи доступных грамматических конструкций.  

Таблица 4.

Система работы по развитию связной монологической речи старших дошкольников с ОНР

 

Этапы работы

Задачи

Направление работы

Ориентиро-вочный

 

(3–4

фронталь-ных занятия)

1. Научить детей на слух узнавать образцы связной речи, отличать их от бессвязных образцов

2. Сформировать у детей первоначальную ориентировку на признаки рассказа

1)сравнение рассказа и набора  слов из него;

2)сравнение рассказа и  бессвязного набора 

предложений;

3)сравнение рассказа и  отдельного 

коммуникативно слабого предложения;

4)сравнение рассказа и  его деформированного  варианта;

5)сравнения рассказа и его некомплектного варианта;

6)сравнение двух нормированных  рассказов,  в которых об одном  и том же предмете или событии  рассказывается по-разному.

Развитие  связной речи практически-ми методами

 

(индивиду-альная форма  занятий)

1. Научить длительному речевому высказыванию

2. Развивать у детей мотивационную сторону связной речи

 

1)игры на восстановление порядка  серии

 картинок;

2)игры эвристического  характера,

 направленные на поиск  недостающего 

элемента ситуации;

3)игры на развитие замысла

4)ассоциативные игры;

5)игры в небылицы, направленные  на 

адекватный выбор слов, словосочетаний,

предложений.

Знакомство с

правилами строения рассказа

 

(5–7

фронталь-ных занятий)

1. Научить детей рассказывать по законам смысловой связи предложений

2. Научить детей разными средствами соединять предложения в рассказе.

1)рассказывание текста цепной  структуры,

2)знакомство с правилами  смысловой 

дружбы предложений в рассказе

3)соединение предложений  через 

словосочетание;

4)соединение предложений  при помощи 

местоимений;

5)соединение с помощью  местоименных

 наречий;

6)соединение через изменения  одного и того же  слова;

7)соединение предложений  через текстовые синонимы.


 

оконч. табл. 4.

Этапы работы

Задачи

Направление работы

Формирова-ние описатель-ной речи

 

(3–4 фронталь-ных занятия)

1.Развивать у детей исследовательскую  деятельность

2. Научить осознавать те сенсорные каналы, опираясь на которые, ребенок находит признаки предмета

1)рассматривание предмета;

2)составление сенсорно-графического  плана;

3)словарная работа;

4)знакомство с правилами  соединений предложений  в описательном  рассказе.

Автоматиза-ция правил цепного рассказа

 

(5–7

фронталь-ных занятия)

1. Научить детей самостоятельно составлять рассказ с опорой

а) на готовый картинно-графический план;

а) на заголовок рассказа

1)составление рассказа по готовому 

картинно-графическому плану;

2)составление распространенных  предложений 

с помощью прилагательных и наречий;

3)составление разных вариантов  рассказа

 по одной и той  же графической схеме

Закрепление правил в самостоя-тельной монологической речи

 

(5 индиви-дуально-подгруппо-вых  занятий)

1.Научить детей применять правила  при составлении рассказа.

1)составление описательного рассказа

 в условиях проблемной  ситуации;

2)знакомство детей с  понятием «Часть рассказа»;


 

На первом этапе обучаем детей осознавать, что в рассказе есть предмет речи  или событие, о котором повествуется, что в рассказе есть та часть, в которой рассказывается  о том, что рассказывается. Сначала  берется стихотворный материал, так как он помогает научиться  слушать речь, выделять в ней главные компоненты мысли, где название предиката сообщения – повторяется многократно (существительное или глагол), которое обозначается фишкой. На этом этапе отказываемся от синтаксических вопросов (кто это? кто делает? что делает?), а задаем речевые вопросы: о каком предмете? что мы о нем узнали?. Мы использовали парные загадки, подбирая так, чтобы в одной рассказывалось глагольной лексикой, а в другой – системой прилагательных.

На втором этапе использовались  различные игры.

– отобрать из ряда картинок серии только те, которые иллюстрируют прочитанный логопедом рассказ, расположить их логической последовательности; самостоятельно расположить картинки серии и придумать рассказ  определенной эмоциональной установкой;

– найти пропавшую картинку среди фоновых (предложенных), определить ее место;

– выстроить последовательность событий по одной заданной картинке;

– самостоятельно придумать сюжеты с опорой на наглядность;

– придумать к словам логопеда обобщающее слово;

– подбирать слова противоположного значения;

– подбирать слова - синонимы;

– заменить одинаковое слово в словосочетании ил предложении разными словами.

На третьем этапе использовались следующие упражнения:

– рассказывание текста цепной структуры, первоначальный объем которого 6–7 предложений, имеющих ярко выраженную цепную структуру;

– отбор тех картинок, про которые рассказывалось в рассказе;

– запись рассказа картинками:

На четвертом этапе предлагаем ребенку составить сенсорный план к двум рассказам, в которых об одном и том же предмете рассказывается по-разному (в разной последовательности), используя сенсорные маркеры. Затем детям предлагается  составить рассказ с неполным  и полным набором признаков. Далее знакомим с правилами соединений предложений в описательном рассказе. Учим детей чередовать предложения – одно предложение через название, другое – через местоимение.

Пятый этап направлен на автоматизацию правил цепного рассказа.

На шестом этапе детям предлагается составить описательный рассказ в условиях проблемной ситуации.  Например логопед предлагает детям написать письмо мальчику из Африки и рассказать ему, что такое снег. Затем через серии сюжетных картинок знакомим детей с понятием часть рассказа.

2.4. Результаты экспериментальной  работы по преодолению   нарушений монологической речи  у старших дошкольников с ОНР

 

 

После проведенной работы по развитию связной монологической речи нами был организован контрольный эксперимент, целью которого стало выявление динамики речевого развития детей подготовительной группы и определение эффективности коррекционно-логопедического воздействия.

Диагностика была организована на индивидуальных занятиях по методике В.К. Воробьевой. Нами использовались тексты, аналогичного уровня сложности тем, которые применялись в ходе констатирующего эксперимента. Критерии и система оценок оставалась прежней.

В таблице 5 отражены результаты выполнения детьми заданий на этапе контрольного эксперимента.

Таблица 5.

Сравнительный анализ критериев сформированности связного монологического высказывания детей на констатирующем и контрольном этапах

 

Имя ребенка

№ задания

1

2.1

2.2

3.1

3.2

4

1.

Денис С.

3

3

3

3

2

3

3

3

3

3

2

3

2

Егор Н.

1

2

2

3

2

3

1

2

1

2

1

2

3

Максим С.

1

1

1

2

2

1

1

2

1

1

2

1

4

Евгений Б.

1

2

2

3

2

2

1

2

2

3

1

2

5.

Роман Д.

2

2

1

2

3

3

2

2

2

2

1

1

6

Полина П.

2

3

3

3

3

3

2

2

3

3

2

2

7.

Дарья Р.

2

3

1

2

2

2

1

2

1

1

1

1

8.

София Р.

2

2

1

2

1

2

2

3

2

3

2

3

9

Арсен Д.

1

2

1

1

1

2

2

2

2

2

1

2

10

Вадим К.

3

3

2

2

3

3

3

3

3

3

2

2

11

Олег Т.

2

2

1

1

1

2

1

1

1

2

2

2

12

Алина Т.

2

2

2

2

2

2

3

3

2

2

2

2

13

Эллина В.

1

2

1

1

2

2

2

2

1

1

1

1

14

Мария Ж.

2

3

2

2

2

2

3

3

2

3

2

3


 

Сравнивая результаты констатирующего и контрольного экспериментов, мы пришли к следующим выводам:

  1. в группе испытуемых появились дети со средним уровнем сформированности монологической речи;
  2. группа детей с уровнем ниже среднего уменьшилась с трех до одного человека;
  3. группа детей с низким уровнем уменьшилась с трех до одного;
  4. у каждого ребенка наблюдается положительная динамика в      овладении монологической формой речи.

Проводя качественный анализ, следует отметить, что результативность экспериментальной работы зависела от ряда факторов:

– исходный уровень речевого развития детей;

– наличие сопутствующих нарушений в развитии ребенка;

– систематичность посещения занятий в детском саду;

– участие родителей в коррекционной работе.

Таким образом, проведенное исследование доказало необходимость работы по развитию связной речи и возможность повышения уровня сформированности монологической речи у детей с ОНР в ходе целенаправленного и систематического воздействия. Эффективность работы во многом зависит от индивидуально-типологических особенностей детей, от преемственности в деятельности всех специалистов ДОУ, от участия родителей в педагогическом процессе, от продолжительности специального обучения ребенка.

Для того чтобы подтвердить гипотезу, о том что работа по коррекции нарушений монологической речи детей старшего дошкольного    возраста с ОНР эффективна,  были составлены диаграммы (см. рис.4,5,6), отражающие уровень развития монологической речи детей контрольной и экспериментальной группы на момент констатирующего и контрольного эксперимента.

 

 

Рис. 4. Уровень развития монологической речи детей экспериментальной группы на момент  констатирующего и контрольного эксперимента

 

Рис. 5. Уровень развития монологической речи детей контрольной группы на момент  констатирующего и контрольного эксперимента

 

Анализируя данные представленные на рисунках, можно утверждать, что у детей экспериментальной группы произошли значительные изменения в развитии монологической речи, средний уровень увеличился примерно на 10%.

У детей контрольной группы также произошли изменения, но процент значительно ниже 7%.

Чтобы наглядней представить данную разницу составим, сравнительную диаграмму, уровня развития монологической речи детей обоих групп на момент контрольного эксперимента.

Информация о работе Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР средствами театрализованной деятельности