Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР средствами театрализованной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2015 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Разработать пути активизации речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи средствами театрализованной деятельности
Объект исследования: связная монологическая речь дошкольников с ОНР.
Гипотеза следования: предположение о том, что у детей с ОНР не сформированы навыки связной речи. Использование театрализованных игр как средства развития навыков связной речи позволит повысить эффективность коррекционного обучения.

Содержание работы

Введение…………………………………………...................................................3
Глава1.Теоретические основы изучения развития связной речи у детей с ОНР…………………………………………………………........................................5
1.1Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка…………………………………………………………………………….5
1.2 Развитие связной речи в онтогенезе………………………………….........12
1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР………………..14
1.4 Особенности формирования устной речи у детей с общим недоразвитием речи………………………………………………………………………………18
Выводы по 1 главе……………………………………………………………………………..20
Глава 2 Организация работы по коррекции связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР………………………………………………………………………………21
2.1. Организация и методика проведения исследования……...............................................................................................22
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования………………….....24
2.3. Система работы по развитию связной монологической речи старших дошкольников с ОНР……………………………………………………………31
2.4. Результаты экспериментальной работы по преодолению нарушений монологической речи у старших дошкольников с ОНР……………………36
Выводы по 2 главе…………………………………………………………………………….40
Глава 3.Развитие связной речи у старших дошкольников средствами театрализованной деятельности…………………………………………………………………….41
3.1 Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников с нарушениями речевого развития…………………………………………………………………………41
3.2 Примерная программа мероприятий для развития связной речи у старших дошкольников с ОНР……………………………………………48
Заключение……………………………………………………………………52
Список литературы…………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая (2).doc

— 955.00 Кб (Скачать файл)

3) выявление соотношения интуитивных и осознанных навыков и умений;

4) выявление уровня сформированности различных видов связных монологических сообщений.

Задания сгруппированы в четыре серии. Обследование проводилось с каждым ребенком индивидуально.

Первое задание направлено на выявление репродуктивных возможностей речи детей. На данном этапе диагностики логопед зачитывает текст дважды, перед повторным чтением дается установка на полный пересказ.

Вторая серия направлена на исследование продуктивных видов связной речи. Она включает в себя два задания:

1. Логопед предлагает детям самостоятельно разложить серию сюжетных картинок в последовательности логического развития события.

2. Детям предлагается составить рассказ по найденной программе.

Третья серия направлена на выявление особенностей построения связного сообщения в условиях частичной заданности:

1. Логопед предлагает детям составить продолжение рассказа по прочитанному зачину.

2. Детям предлагается самостоятельно выбрать тему и реализовать ее в рассказ (творческое рассказывание) без опоры на заданные элементы содержания (зачин или предметные картинки).

Четвертая серия заданий направлена на выяснение состояния ориентировочной деятельности, которая заключается в умении выделять всеобщие, характерные признаки, присущие организации именно этой языковой единицы.

Логопед предлагает детям прослушать, сравнить два отрывка: небольшой по объему рассказ и нетекстовое сообщение (набор слов, отдельное предложение, деформированный вариант рассказа и т.д.) и определить, какой отрывок является рассказом.

Нами были определены следующие критерии для анализа уровня сформированности связной монологической речи детей экспериментальной группы:

1. Полнота и последовательность воспроизведения элементов смысловой программы исходного текста (репродуктивные возможности детей).

2. Продуктивные речевые возможности:

2.1. умение самостоятельно составить смысловую программу связного сообщения по наглядным опорам;

2.2. умение реализовать найденную программу в цельное связное сообщение;

3. Построение связного сообщения оценивается следующим образом:

3.1. составление продолжения рассказа по прочитанному зачину;

3.2. особенности создания самостоятельного инициативного  связного высказывания

4. Способность детей самостоятельно сравнивать заданные образцы в смысловом и языковом отношении.    

На основе полученных результатов обследования в зависимости от степени сформированности монологической речи было выделено две группы детей экспериментальная и контрольная (см. табл. 3).  

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования

Анализируя полученные сведения по общему состоянию речи, мы выявили:

– отягощенный анамнез: у пятерых детей – угроза прерывания беременности и у троих – гипоксия плода.    

– анатомическое строение артикуляционного аппарата: у двоих детей – недостаточное развитие мимической моторики.

– состояние звукопроизношения: у одного ребенка увулярное «Р», у троих детей – боковое произношение свистящих.

– состояние фонематического восприятия: у четверых детей наблюдается не сформированность фонематического анализа, один ребенок с фонематическим недоразвитием речи (призубный сигматизм свистящих звуков).

Для определения количественной оценки состояния связной речи детей были составлены критерии оценки по пятибалльной шкале (см. прил.2). В результате обследования была составлена таблица,  отражающая состояние связной речи у детей дошкольного возраста (см. табл.1).

Таблица 1.

Результаты обследования связной речи детей дошкольного

возраста с ОНР  (по В.П. Глухову)

(в баллах)

 

Имя ребенка

№ задания


 

   

1

2

3

4

5

6

7


 

1.

Денис С.

3

4

5

3

4

4

3


 

2

Егор Н.

3

2

3

3

1

3

3


 

3

Максим С.

2

3

4

2

2

3

1


 

4

Евгений Б.

2

3

4

3

5

4

3


 

5

Роман Д.

3

4

2

2

2

1

1


 

6

Елена Г.

5

4

5

5

5

5

5


 

7

Полина П.

4

5

4

5

4

5

5


 

8

Дарья Р.

2

1

2

2

3

3

2


 

9

София Р.

3

4

4

5

4

3

2


 

10

Арсен Д.

2

2

1

3

1

2

2


 

11

Вадим К.

4

5

4

4

5

5

4


 

12

Олег Т.

2

1

4

2

2

3

2


 

13

Алина Т.

4

5

5

3

3

2

3


 

14

Эллина В.

1

2

3

2

2

3

2


 

15

Мария Ж.

3

4

4

5

4

3

3


 

16

Борис К.

5

5

4

5

5

5

5


Полученные результаты показали, что многие дети испытывали трудности в самостоятельном составлении высказываний на уровне простой законченной фразы, в связи с чем возникла необходимость в дополнительном вопросе, требующем назвать изображенное действие («Что делает мальчик, девочка?»). У большинства детей при этом отмечались ошибки на употребление словоформ, нарушающие связь слов в предложении, длительные паузы с поиском нужного слова, нарушение порядка слов. У большинства испытуемых наблюдалось сочетание выраженных в разной степени трудностей смыслового и синтаксического характера.

Ещё большие затруднения вызывало у детей с общим речевым недоразвитием  выполнение второго задания. Несмотря на задаваемый всем детям вопрос: «Что сделала девочка?», только один ребенок  смог составить предложение самостоятельно, с учетом взаимосвязи всех трех картинок. Остальным испытуемым задание объяснялось повторно (с указанием на пропущенную картинку), но и после повторения инструкции 3 детям не удалось составить фразу с учетом всех трех смысловых звеньев. У многих отмечались выраженные синтаксические затруднения, 2 испытуемых не справились с заданием.

При оценке выполнения последующих заданий на составление различных видов рассказов нами учитывался ряд общих показателей, характеризующих уровень владения детьми навыками рассказывания. Определялись: степень самостоятельности при составлении рассказа, связность, последовательность и полнота изложения, смысловое соответствие исходному материалу (тексту, наглядно изображенному сюжету и др.) и поставленной речевой задаче, а также особенности фразовой речи. При затруднениях в процессе составления рассказа (перерыв в повествовании, длительные паузы и т.п.) оказывалась помощь в виде последовательного использования стимулирующих, наводящих и уточняющих вопросов.

При выполнении третьего задания один ребёнок  не смог выполнить задание, остальные составили пересказ с той или иной помощью экспериментатора.

Было установлено, что затруднения у детей чаще всего возникали в начале пересказа, при воспроизведении последовательности появления новых персонажей сказки и особенно ритмизированного повтора, представляющего собой предложно-падежную конструкцию. В пересказах почти всех детей наблюдались нарушения связности изложения (неоднократные повторы фраз или их частей, искажения смысловой и синтаксической связи между предложениями, пропуски глаголов, усечение составных частей и т.д.).

У 2-х детей трудности в составлении пересказа носили резко выраженный характер (смысловые ошибки, нарушения связности, пропуски фрагментов текста и т.п.). Исследование выявило низкий уровень фразовой речи, используемой детьми (объём, структура фраз, бедность языковых средств).

Информация о работе Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР средствами театрализованной деятельности