Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР средствами театрализованной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2015 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Разработать пути активизации речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи средствами театрализованной деятельности
Объект исследования: связная монологическая речь дошкольников с ОНР.
Гипотеза следования: предположение о том, что у детей с ОНР не сформированы навыки связной речи. Использование театрализованных игр как средства развития навыков связной речи позволит повысить эффективность коррекционного обучения.

Содержание работы

Введение…………………………………………...................................................3
Глава1.Теоретические основы изучения развития связной речи у детей с ОНР…………………………………………………………........................................5
1.1Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка…………………………………………………………………………….5
1.2 Развитие связной речи в онтогенезе………………………………….........12
1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР………………..14
1.4 Особенности формирования устной речи у детей с общим недоразвитием речи………………………………………………………………………………18
Выводы по 1 главе……………………………………………………………………………..20
Глава 2 Организация работы по коррекции связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР………………………………………………………………………………21
2.1. Организация и методика проведения исследования……...............................................................................................22
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования………………….....24
2.3. Система работы по развитию связной монологической речи старших дошкольников с ОНР……………………………………………………………31
2.4. Результаты экспериментальной работы по преодолению нарушений монологической речи у старших дошкольников с ОНР……………………36
Выводы по 2 главе…………………………………………………………………………….40
Глава 3.Развитие связной речи у старших дошкольников средствами театрализованной деятельности…………………………………………………………………….41
3.1 Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников с нарушениями речевого развития…………………………………………………………………………41
3.2 Примерная программа мероприятий для развития связной речи у старших дошкольников с ОНР……………………………………………48
Заключение……………………………………………………………………52
Список литературы…………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая (2).doc

— 955.00 Кб (Скачать файл)

- социализации, поскольку приобщает  новое поколение к общечеловеческому  и этническому опыту;     

- креативную, поскольку выявляет, развивает  и реализует творческий потенциал  личности, его образное и абстрактное  мышление;     

- лексико-образную, поскольку формирует  языковую культуру личности, активизирует  и развивает внутреннюю слухоречевую  память ребенка. При слушании  и чтении сказок происходит  интериоризация вербально-знаковых  форм сказок, а при пересказе, драматизации - становление речевой культуры. Развиваются основные языковые функции - экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу);     

- развивающе-терапевтическую, поскольку  имеет психотерапевтический эффект, который Аристотель обозначил термином катарсис (очищение души, умиротворение, снятие стресса).     

Иначе говоря, при работе над спектаклем формируются такие качества личности, как автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение; активность, предполагающая способность владеть инициативой в общении; социальная компетентность, связанная с сопереживанием и содействием, познанием другого человека, выбором адекватных ситуаций, способов общения и поведения.      

Кукольный театр     

Ребенок с удовольствием берет в руки персонажа кукольного театра и от его лица рассказывает о своих мыслях. С помощью куклы он может выразить и отрегулировать собственные переживания. Кукла провоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи.     

Опосредуя с куклами взаимодействие с другими людьми, дети постигают процесс общения со сверстниками. Исполняя роли персонажей с разными характерами, они примеривают на себя различные модели социального поведения.     

Все вышесказанное дает основание утверждать, что применение театрализованной деятельности повышает эффективность психокоррекции задержки речевого развития детей дошкольного возраста за счет комплексного аффективно-коммуникативного воздействия. 

 

 

      3.2Примерная программа  мероприятий для развития связной  речи у старших дошкольников  с ОНР      

Для изучения состояния связной речи детей дошкольного возраста с  ОНР используются следующие методы:

  • Обследование словарного запаса по специальной схеме;
  • Исследование связной речи с помощью серии заданий;
  • Наблюдения за детьми в процессе учебной, предметно-практической, игровой и обиходно-бытовой деятельности в условиях ДОУ;
  • Изучение медико-педагогической документации (данные анамнеза, медицинских и психологических исследований, педагогические характеристики и заключения и т.п.) логопедом.

 

     Для обследования словаря может быть применен специально составленный обследующим  словарный минимум в объеме 250–300 слов. При этом рекомендуется использовать наглядный материал из соответствующих пособий Г.А. Каше и Т.Б. Филичевой, Т.Б. Филичевой и А.В. Соболевой, О.Е. Грибовой и Т.П. Бессоновой, О.Н. Усановой и др. лексический и соответствующий иллюстративный материал отбирается с учетом следующих принципов:

  • Семантического (в словарь – минимум входят слова, обозначающие разные предметы, их части, действия, качественные характеристики предметов; слова, связанные с определением временных и пространственных отношений, например: «далеко-близко», «вверху-внизу», «сначала – потом» и др.;
  • Лексико-грамматического (в словарь включаются слова разных частей речи-существительные, глаголы, прилагательные, наречия, предлоги – в количественном соотношении, характерном для словарного запаса старших дошкольников с нормальным речевым развитием);
  • Тематического, в соответствии, с которым в пределах отдельных разрядов слов лексический материал группируется по темам.

 

     Составление словаря-минимума проводится в соответствии с Типовой программой воспитания и обучения в ДОУ, с учетом лексического материала, который должны усвоить  дети, поступающие в старшие возрастные группы. При обследовании словаря используется прием назывании изображенных на картинках предметов, действий и т.д.     

Наблюдение  за речью детей осуществляется в  процессе игровой, обиходно-бытовой  и учебной деятельности (логопедические занятия и различные виды предметно-практических занятий, воспитательские занятия по родному языку).     

Основное  внимание обращается на наличие и  уровень сформированности у детей  навыков фразовой речи (умение дать краткий и развернутый ответы, задать вопрос педагогу), на особенности  речевого поведения.     

Проводится  запись ответов детей на занятиях монологической речи в виде отдельных  высказываний, коротких сообщений, рассказов. Метод наблюдений дает возможность  получить общее представление об уровне развития спонтанной речи детей, сформированности ее грамматического строя, способности употреблять связные высказывания при общении, передавать ту или иную информацию и т.д.     

В целях комплексного исследования связной  речи детей используются серия заданий, которая включает:

  • Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам («картинки – действия» по терминологии Л.С. Цветковой, 1985);
  • Составление предложения по трем картинкам, связанным тематически;
  • Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);
  • Составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок;
  • Сочинение рассказа на основе личного опыта;
  • Составление рассказа-описания;

 

     С учетом индивидуального уровня речевого развития ребенка программа обследования может быть дополнена доступными заданиями с элементами творчества:

  • Окончание рассказа по заданному началу;
  • Придумывание рассказа на заданную тему;
  • Составление сказки (в приложении 1 можно ознакомиться с примером планирования работы по придумыванию сказки).

 

       Мы разработала цикл мероприятий, направленных на развитие связной речи детей с ОНР:     

Октябрь:     

1.  инсценирование русской народной сказки «Кот, петух и лиса»     

2.  Праздник красок (цель: воспитывать у детей интерес к изобразительному искусству и изобразительной деятельности).     

3.  Приключение в осеннем лесу (с конспектом занятия можно ознакомиться в приложении 2).     

4.  Инсценировка по мотивам сказки К. Чуковского «Муха-цокотуха»     

Ноябрь:

  1. «Как у наших у ворот»
  2. Театрализованное представление «Оранжевая сказка»
  3. Театрализованная инсценировка сказки «Госпожа Кастрюля»
  4. Вечер развлечений «Книга дружит с детворой»

Декабрь:

  1. «Кисонька-мурысонька»
  2. Инсценировка украинской сказки «Рукавичка» (цель: воспитывать у детей интерес к устному народному творчеству)
  3. Инсценировка по мотивам сказки В. Сутеева «Кто сказал Мяу?» 
      1. Новогодний праздник

 

     Январь:

      1. Инсценировка произведения К. Чуковского «Путаница»
      2. Инсценировка сказки «Жадина»
      3. Инсценировка сказки «У телефона»
      4. Праздник вежливости

 

     Февраль:

      1. Инсценировка «Заяц-хвастун» (по мотивам русской сказки)
      2. Инсценировка сказки С.Я. Маршака «Кто колечко найдет»
      3. Спортивный праздник, посвященный 23 февраля
      4. Инсценировка сказки «Поросята»

 

     Март:

      1. Сказка в подарок маме «Принцесса и бабочка»
      2. «Самый красивый наряд на свете» (по мотивам японской сказки)
      3. Инсценировка «Давайте искать весну» (по рассказу Е. Яниковской)
      4. Инсценировка сказки «Лесные новости»

 

     Апрель:

      1. «Привяжу я козлика к белой березке»
      2. Инсценировка по мотивам сказки М. Горького «Воробьишка»
      3. Инсценировка по стихотворению К. Чуковского «Черепаха»
      4. Инсценировка сказки «Где солнышко?»

 

     Май:

    1. Инсценировка по мотивам сказки В. Берестова «Как найти дорожки?»
    2. «Про мышку-воришку и Кота-ротозея» (по мотивам сказки Г. Ладонщикова)
    3. «Мышь и воробей» (по мотивам удмуртской сказки)
    4. Инсценировка по мотивам сказки Сутеева «Под грибом» (в приложении 3 можно ознакомиться с конспектом логопедического занятия по развитию выразительности связного высказывания на основе сказки В. Сутеева «Под грибом»).

 

  

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ     

Дошкольные образовательные учреждения и группы для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Детским садам для детей с нарушениями речи принадлежит ведущая роль в их воспитании и развитии, в коррекции и компенсации речевых нарушений, в подготовке этих детей к школе.     

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими ОНР, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.     

Формирование связной речи детей с ОНР в коррекционном детском саде осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и на специальных коррекционных занятиях. Как мы знаем, основная деятельность ребёнка – игра. В методической литературе отражены различные виды игр по формированию связной речи детей с ОНР, но недостаточно раскрыт раздел как театрализованная игра в развитии речи детей с ОНР. Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности – жизни.      

Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная (театрально-игровая) деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации. А развитие связной речи является одним из способов преодоления этого нарушения. 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  
       

1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2003. - с.27-43.      

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. – 400 с.      

3. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. - с. 4-16.      

4. Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. – С-Пб.: Изд-во ПГПУ им. А.И.Герцена; Изд-во «Союз» 2005. – 138 с.      

5. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.      

6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.      

7. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004. - 255 с.      

8. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М.: Просвещение, 2004. - 102 с.      

9. Воспитание детей в игре /Сост.А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – М.: Просвещение, 2003. – 136 с.      

10.  Выгодский Л.С. Вопросы детской психологии. – С-Пб: Союз, 2006. – 312 с.      

11.  Выгодский Л.И. Из записок конспекта к лекциям по психологии детей дошкольного возраста // Д.Б.Элькомин. Психология игры. – М.: Просвещение, 2004. – 398 с.      

12.  Выгодский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 2006 - № 6. – с.62 – 76.      

13.  Выгодский Л.С.Собрание сочинений. Т.5. - М.: Педагогика, 2003. – 136 с.      

14.  Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2005. - N 1. - с. 18-23.       

15.  Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9. - с. 28-34.      

16.  Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. - М.: Просвещение, 1983. - 143с.      

17.  Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л.А. Венгера, В.М. Хомловской. - М.: Педагогика, 2005. – 312 с.       

18.  Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста.: Автореф. дис.… канд. пед. наук. - М, 2004. – 107 с.      

19.  Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 132 с.      

20.  Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики – 4-е изд. – М.: Изд. МГУ, 2005. – 485 с.      

21.  Лямина Г.М. Формирование речевой деятельности (средний дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 9. - с. 49-55.      

Информация о работе Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР средствами театрализованной деятельности