Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР средствами театрализованной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2015 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Разработать пути активизации речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи средствами театрализованной деятельности
Объект исследования: связная монологическая речь дошкольников с ОНР.
Гипотеза следования: предположение о том, что у детей с ОНР не сформированы навыки связной речи. Использование театрализованных игр как средства развития навыков связной речи позволит повысить эффективность коррекционного обучения.

Содержание работы

Введение…………………………………………...................................................3
Глава1.Теоретические основы изучения развития связной речи у детей с ОНР…………………………………………………………........................................5
1.1Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка…………………………………………………………………………….5
1.2 Развитие связной речи в онтогенезе………………………………….........12
1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР………………..14
1.4 Особенности формирования устной речи у детей с общим недоразвитием речи………………………………………………………………………………18
Выводы по 1 главе……………………………………………………………………………..20
Глава 2 Организация работы по коррекции связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР………………………………………………………………………………21
2.1. Организация и методика проведения исследования……...............................................................................................22
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования………………….....24
2.3. Система работы по развитию связной монологической речи старших дошкольников с ОНР……………………………………………………………31
2.4. Результаты экспериментальной работы по преодолению нарушений монологической речи у старших дошкольников с ОНР……………………36
Выводы по 2 главе…………………………………………………………………………….40
Глава 3.Развитие связной речи у старших дошкольников средствами театрализованной деятельности…………………………………………………………………….41
3.1 Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников с нарушениями речевого развития…………………………………………………………………………41
3.2 Примерная программа мероприятий для развития связной речи у старших дошкольников с ОНР……………………………………………48
Заключение……………………………………………………………………52
Список литературы…………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая (2).doc

— 955.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Рис.6. Уровень развития монологической речи детей  контрольной и экспериментальной групп на момент контрольного эксперимента

 

На рисунке использовались следующие обозначения:

1 – средний уровень развития;

2 – ниже среднего;

3 – низкий уровень.


Выводы по II главе.

В ходе констатирующего эксперимента по результатам первичного обследования детей была разработана комплексная система коррекционной работы, направленная на формирование у детей таких умений как:

– передавать смысловую программу заданного текста;

– устанавливать временную последовательность изображенных на картинках событий;

– находить и развивать замысел;

– полностью воспринимать речевое сообщение и выделять его главную мысль;

– опознавать связные высказывания.

Результативность разработанной нами экспериментальной работы определялась на третьем этапе. Повторное обследование показало, что эффективность работы определяется рядом факторов: исходный уровень речевого развития ребенка, наличие или отсутствие в анамнезе сопутствующих нарушений в развитии, которые осложняют речевой дефект, продолжительность и длительность целенаправленной работы с ребенком.

Таким образом, данное исследование подтвердило актуальность выбранной темы и доказало гипотезу о том, что работа по коррекции нарушений монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР будет эффективной при своевременном и комплексном обследование детей с ОНР, при условии взаимодействия логопеда и воспитателя в работе по коррекции нарушений связной речи дошкольников, при увеличении использования наглядных средств и игровых приемов коррекции нарушений монологической речи у старших дошкольников с ОНР.

ГЛАВА 3 РАЗВИТЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ  ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1 Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников с нарушениями речевого развития     

Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание и др., рассматриваются  прежде всего как нарушения общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни  ребенка.     

Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная (театрально-игровая) деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации.     

Театрализованная  деятельность детей дошкольного  возраста включает в себя следующие  разделы:      

- игры в кукольный театр;     

- игры-драматизации;     

- игры-представления (спектакли).     

Как утверждал Л.С. Выготский, драматизация, основанная на действии, совершаемом  самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает  художественное творчество с личными  переживаниями.     

Принципы  коррекционной работы с детьми с ОНР, основанной на театрализованной деятельности, построены на фундаментальных положениях общей, возрастной и специальной психологии о том, что личность – это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения .   

Кроме этого, следует выделить некоторые  специфические принципы:

  • Принцип стимуляции познавательной, исследовательской деятельности,
  • активности ребенка. Имеет место ситуация выбора, незавершенный образ, его неожиданность и проблемность, постановка дальней цели.
  • Принцип творческой, гуманной направленности педагогического процесса, характеризующийся развитием воображения, фантазии.
  • Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, создавать, комбинировать, самостоятельно выбирать мотивы и способы действия.
  • Принцип интегративности, характеризующийся связью:

- театрализованной  с другими видами деятельности (речевой, художественной, музыкальной  и др.), с различными видами  искусств (драматическим, изобразительным);

- детского  и взрослого искусств;

- театральной  игры и совместной созидательной  деятельности педагога и ребенка;

- ребенка  и ребенка, ребенка и продуктов  театральной культуры;

- специально  организованной и самостоятельной  деятельности.

  • 5. Принцип обучения и творчества, означающий целенаправленное и планомерное усвоение ребенком знаний, умений, навыков, а затем использование их для решения творческих задач по этапам:

- ориентировка  ребенка в новой для него  театрализованной деятельности, где  доминирует обучение, внесение элементов  творчества;

- побуждение  к сотворчеству со взрослым, где  обучение и творчество имеют  равноправное значение;

- самостоятельный  поиск решения творческих задач.   

Отметим два механизма психологической  коррекции с помощью театрализованной деятельности:    

- искусство позволяет в своеобразной  символической форме переконструировать  негативную ситуацию, используя креативные способности ребенка;   

- под воздействием искусства появляется  эстетическая реакция, изменяющая  действие аффекта, т.е. негативные  чувства превращаются в свою  противоположность, положительную  эмоцию (Л.С. Выготский).   

Очень важен в арттерапии креативный принцип, т.е. максимальная ориентация детей на творчество, развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности. Также учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:

- снятие  по возможности всех стрессообразующих  факторов;

- раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного  потенциала и творческой активности;

- развитие  реальных мотивов (игра и обучение  проходят не по принуждению,  а радостно, так как театрализованные  игры пользуются у детей неизменной  любовью);

- преобладание внутренних, личностных мотивов над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;

- включение  во внутренние мотивы мотивации  успешности, продвижения вперед.     

Театрализованная  деятельность способствует развитию:

- психофизических  способностей (мимики, пантомимики);

- психических  процессов (восприятия, воображения,  мышления, внимания, памяти и др.);

- речи (монолог, диалог);

- творческих  способностей (умения перевоплощаться,  импровизировать, брать на себя  роль).     

Театрализованная  деятельность помогает формированию следующих  умений и навыков детей:

- разыгрывание  стихов, сказок, рассказов, мини-сценок;

- владение  куклой, игрушкой и всеми доступными  видами театра (би-ба-бо, плоскостным,  теневым, игрушки, пальчиковым  и др.);

- амплификация (обогащение) театрального опыта  (знания о театре, театральных  профессиях, костюмах, атрибутах, терминологии);

- изготовление и подбор атрибутов, кукол и игрушек, элементов костюмов.      

Театральные игры     

Театральная игра направлена на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу и уметь общаться со сверстниками в различных жизненных ситуациях. Данные игры условно можно разделить на общеразвивающие и специальные.     

Общеразвивающие игры учат ребенка умению ориентироваться  в окружающей обстановке, развивают  произвольную память и быстроту реакции, умение согласовывать свои действия с партнерами, активизируют мыслительные процессы. Также они способствуют адаптации детей в коллективе сверстников и создают предпосылки для успешной учебы в школе - в первую очередь за счет актуализации интеллектуального, эмоционально-волевого и социально-психологического компонентов.   

Специальные игры развивают воображение и  фантазию, готовят детей к действию в сценических условиях, где все  является вымыслом. К.С. Станиславский  призывал актеров учиться вере и  правде игры у детей, поскольку они  очень серьезно и искренне способны верить в любую воображаемую ситуацию, легко менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре.     

Упражнения  и этюды     

Любые действия в жизни совершаются  естественно и оправданно. Ребенок  не задумывается над тем, как он, например, поднимает упавший карандаш или кладет на место игрушку. Делать то же самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так просто.

Чтобы быть естественным, необходимо найти  ответы на вопросы почему, для чего, зачем я это делаю? Развивают  эту способность упражнения и этюды     на сценическое  оправдание (умение объяснить,   оправдать любую свою позу или действие нафантазированными причинами – предлагаемыми обстоятельствами).      

Темы  для таких маленьких спектаклей (этюдов) близки и понятны детям (Ссора, Обида, Встреча). Умение общаться с людьми в различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение (Знакомство, Просьба, Благодарность, Угощение, Разговор по телефону, Утешение, Поздравления и пожелания). С помощью мимики и жестов разыгрываются этюды на основные эмоции (Радость, Гнев, Грусть, Удивление, Отвращение, Страх).

Если  этюды разыгрываются по сказкам, вначале необходимо определить характер героя (ленивый или трусливый, добрый или злой, глупый или умный) и сформулировать его речевую характеристику. Каждый сказочный персонаж обладает собственной манерой говорить, которая проявляется в диалогах и делает их живыми и естественными.     

Работа  над этюдами развивает многие качества, в том числе умение действовать  в условиях вымысла и общаться, реагируя на поведение партнера.     

Ритмопластика     

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, которые способствуют развитию естественных психомоторных способностей дошкольников, обретению ими ощущения гармонии с окружающим миром, формированию свободы и выразительности движений, воображения.      

У детей с ОНР наблюдается перенапряжение («зажим») всех или отдельных групп мышц или расслабленность («развязность») движений. Поэтому наряду с упражнениями и играми, направленными на развитие двигательных навыков, проводятся специальные игры в попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц, вплоть до полного расслабления тела, лежа на полу.     

Режиссер  Ф.Ф. Комиссаржевский отмечал, что  не только органы речи, звуки и мышцы лица актера, но и все его тело должно быть технически приспособленным для выражения переживаний. Жесты - важное средство невербальной выразительности. Владение жестом не является врожденным навыком и зависит от воспитания, социальных и национальных особенностей. Работе над выразительностью жестов, поз, мимики отводится значительное время.      

Жест – это самоцель – он лишь показывает то, что невозможно в данной ситуации объяснить словами. Он оправдан, только когда вызывается внутренней потребностью, выражает определенные чувства по отношению к окружающим.     

Речевые игры и упражнения     

Данный  раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и  свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Сюда также включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.     

Таким образом, данные упражнения делятся  на три вида:     

- дыхательные и артикуляционные;      

- дикционные и интонационные;     

- творческие (со словом).     

Заниматься  с дошкольниками специальной  профессиональной подготовкой невозможно, поскольку у них еще недостаточно сформирован дыхательный и голосовой  аппарат. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.     

В коррекционной работе с детьми с ОНР всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.  

Стихотворный  текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. На следующем этапе из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.     

Работа  над спектаклем     

Создание  спектакля с дошкольниками - очень  увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает  в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении.      

Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Русские  народные сказки несут в себе активизирующее воздействие как на речевую деятельность, так и эмоци ональную сферу  ребенка. Чувства, вызываемые сказкой, неустойчивы и выразительны, как и эмоции детей. Сказка базируется на народно-этнической культуре, фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственно-педагогическим потенциалом.      

С социально-педагогической точки зрения сказка выполняет следующие функции:     

Информация о работе Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР средствами театрализованной деятельности