Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 12:49, курсовая работа
Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и
оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.
Сущность творчества – предугадывании результата, правильно
поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к
действительности, в том, что Склодовская называла чувством природы.
Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и
сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная.
I. Теоретическая часть
1. Введение
2. Значение периода детства для развития
творческих способностей
3. Развитие интереса к творчеству
4. Виды творческой деятельности
5. Методы развития творческих способностей у детей
II. Практическая часть
6. Заключение
7. Приложение
8. Список литературы
Одним из возможных вариантов игры "Хорошо - плохо" стала, может быть,
ее модификация, отражающая диалектический закон перехода количественных
измерений в качественные. Например, конфеты: если съесть одну конфету -
вкусно и приято, а если много - заболят зубы, придётся их лечить.
Желательно, чтобы игра "Хорошо - плохо" стала частью повседневной
жизни ребенка. Для её проведения не обязательно специально отводить время.
В нее можно доиграть на прогулке, во время урока или даже на перемене.
Следующим
этапом формирования
у детей умения чётко формулировать противоречие. Сначала пусть ребёнок
подбирает к заданным словам обратные по смыслу. Например, тонкий - (?)
толстый, ленивый - (?) трудолюбивый, острый - (?) тупой. Затем можно взять
любую пару слов, например, острый - тупой, и попросить детей найти такой
объект, в котором эти свойства присутствуют одновременно. В случае "острый
- тупой " - это нож, игла, все режущие, пилящие инструменты. На последнем
этапе развития диалектичности мышления дети учатся разрешать противоречия,
используя ТРИЗовские способы разрешения противоречий (всего их более
сорока).
Список литературы
1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой
личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994. 60стр.
2. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском
саду). - Дошкольное воспитание. -1994 №1. стр. 17-19.
3. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание.
-1982 №11. стр. 32-38.
4. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы
психологии. - 1990 №4. стр. 5-9.
5. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. -
СПб.: Союз, 1997. 92стр.
6. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М.Мир, 1992. стр. 435-
442.
7. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание,
1994. 157стр.
8. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное
воспитание. - 1967 №12. стр. 73-75.
9 .
Ефремов В.И. Творческое
ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ.
10. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. - Вопросы
психологии. - 1993 №2. стр. 54-58.
11. Крылов Е. Школа творческой личности. - Дошкольное воспитание.
-1992 №№ 7,8. стр. 11-20.
12. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к
диагностике творческих способностей. -1995 № 9 стр. 52-59, № 10 стр. 62-69.
13.
Левин В.А. Воспитание
14.
Лук А.Н. Психология
15.
Мурашковская И.Н. Когда я
1994. 62 стр.
16. Нестеренко А. А. Страна сказок. Ростов-на-Дону: Издательство
ростовского университета. - 1993. 32 стр.
17. Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки, - М.: Молодая
гвардия, 1989. стр. 255-299.
18. Никитин Б. Развивающие игры. - М.:3нание, 1994.
19.
Палашна Т.Н. Развитие
Дошкольное воспитание. -1989 №6. стр. 69-72.
20. Паскаль. Методическое пособие для преподавателей начальной школы и
воспитателей детских садов по курсу "Развитие творчества".
21.
Полуянов Д. Воображение и
22. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. -
Дошкольное воспитание. - 1996 №5. стр. 21-27.
23. Шустерман М.Н., Шустерман З.Г., ВдовинаВ.В. "Поваренная" книга
воспитателя. - Норильск, 1994. 50стр.
Игра, как средство развития творческого начала детей младшего школьного возраста
Министерство образования
КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
Кафедра педагогики и методики начального образования
Допустить к защите в ГАК
“_____”__________ 2003г
Заведующий кафедрой
Микерова Г. Г.
_______________________
(подпись)
ИГРА - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Автор дипломной
работы ______________________________
Группа 51 факультет СПИ, спец. 031200 “Педагогика и методика
начального образования”
Научный руководитель,
______________________________
подпись
Нормоконтролер,
______________________________
преп
подпись
Введение…………………………………………………………
1 Теоретические
основы игры как средство
1. Исторические
предпосылки возникновения
2. Общая
характеристика младшего
деятельности…………..………………………………
3. Характеристика основных видов игр и их классификация….……….………20
Игра как средство развития творческого начала учащихся начальных
классов…………...…………………………………………
4. Дидактическая игра как средство активизации внимания и развития
мышления младших
школьников……………………………………..…………
5. Формирование
творческих способностей
наглядного
материала на уроках
6. Творческие
игры в работе над слогом………………
7. Формирование
элементов экологического
классов……………………………………………………………
1. Анализ и проведение
опытно экспериментальной
исследования………………………………………………
1. Подготовка и проведение педагогического эксперимента……………………-
2. Анализ
результатов исследования………………
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А
Приложение В
Приложение С
Введение
Младший школьный возраст
школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода
определяет большие
потенциальные возможности
ребенка...
Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном
детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее
значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть
которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры,
доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Сами по себе
игры становятся новыми. Большой интерес для младших школьников представляют
игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие
возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в
соревнования с другими учащимися.
Участие младших школьников в таких играх способствует их
самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные
мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая
действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех,
выбору альтернатив.
Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор
продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как: Гальперин
П.Я., В.Л.Данило-ва, Запорожец А.В., Эльконин Д.Б..
Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди
этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как
формы общения (Лисина М.И.), либо как формы деятельности, в том числе
усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либо как проявление и
условие умственного развития (Пиаже Ж.)
Каждый из этих подходов, выделяя какую-то сторону игры, в
конечном счете, оказывается недостаточным для объяснения сущности,
специфики детской игры в целом.
Несмотря на то, что игровая деятельность является ведущей в
дошкольном возрасте, значимость ее не снижается и у детей младшего
школьного возраста. Л.С. Выготский отмечал, что в школьном возрасте игра и
занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает
деятельность школьников [2]. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый
источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития»
[2].
Отсюда - сущность проблемы заключается во влиянии игры на
развитие творческих способностей детей, личностных качеств. Игра создает
положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы
протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их
последовательность
и взаимосвязь будут
проблемы.
Актуальность поднятой
педагогов, родителей
в совершенствующихся методах психолого-
воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития
интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.
Определение проблемы и
сформулировать достаточно конкретно цель исследования: разработать и
доказать эффективность
игровых средств для развития творческого начала детей младшего школьного
возраста.
Объект исследования – процесс развития творческого начала
личности средствами игровой деятельности.
Предмет исследования –
начала младших школьников.
Исходя, из этого можно сформулировать следующую рабочую
гипотезу:
развитие творческого
начала младших школьников
тивно при условии:
- систематического использования игровых методов и приемов в
образователь-
ном процессе;
- учета возрастных и психологических особенностей детей младшего
школьного
возраста;
- создание комфортных
психолого-педагогических
гармонично-развитой подрастающей личности.
Из поставленной гипотезы вытекают следующие задачи:
1) изучение специальной литературы по данной проблеме;
2) характеристика
современного состояния
развитии
детей младшего школьного
3) разработка комплекса обучающих игровых средств для учащихся начальных
классов;
4) проведение педагогического
эксперимента по данному
5) обобщение результатов исследования.
В исследовании использовались следующие методы:
- теоретический
анализ литературных
- наблюдение, беседа, тестирование;
- констатирующий
и формирующий эксперимент,
данных.
Теоретическая и практическая значимость исследования
заключается в том, что изучено значение игры как основы развития
творческого начала детей младшего школьного возраста, разработана
вариативная форма использования игр на уроках в начальной школе, которая
апробирована и подтверждена результатами экспериментальной работы.
База исследования: ученики 1 «А» класса СОШ №2 (15 девочек, 5
мальчиков); ученики 1 «Б» класса (12 девочек, 8 мальчиков); СОШ № 2 г.
Горячий Ключ. В экспериментальном исследовании участвовало сорок человек
младшего школьного возраста.
1 Теоретические основы игры как средства обучения
1.1 Исторические предпосылки
Игра – великое изобретение человека; она имеет для его
биологического, социального и духовного развития не меньше, а, может быть,
даже и большее значение, чем огонь и колесо.… В ней, как в зеркале
отображалась история человечества со всеми его трагедиями и комедиями,
сильными и слабыми сторонами. Еще в первобытном обществе существовали игры,
изображавшие войну, охоту, земледельческие работы, переживания дикарей по
поводу смерти раненого товарища. Игра была связана с разными видами
Информация о работе Развитие творческих способностей у детей