Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 12:49, курсовая работа
Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и
оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.
Сущность творчества – предугадывании результата, правильно
поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к
действительности, в том, что Склодовская называла чувством природы.
Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и
сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная.
I. Теоретическая часть
1. Введение
2. Значение периода детства для развития
творческих способностей
3. Развитие интереса к творчеству
4. Виды творческой деятельности
5. Методы развития творческих способностей у детей
II. Практическая часть
6. Заключение
7. Приложение
8. Список литературы
трех- пяти человек. С такими же карточками можно предложить и другие игры:
1) Незнайка нес слово, но по дороге растерял слоги. В руках у него остался
только первый слог «на» и последний «ка» (выставляются на наборное
полотно). Помогите Незнайке.
Дети вставляют карточку или карточки и читают получившиеся
слова. Здесь учителю необходимо правильно отреагировать на ошибку ученика.
Недостаточно сказать: «Неправильно, подумай!» - и убрать карточку. Слог
надо оставить и прочитать получившееся, обращая внимание детей на то, что
слово не составилось;
2) учитель показывает карточку со слогом, дети его читают про себя, а в
слух произносят
слог, который получился в
поменяли буквы местами.
Игра способствует усвоению
Одновременно с умением читать у детей формируется и умение писать.
Поскольку письмо, как и чтение слоговое, то естественно, основной единицей
письма должен стать слог. По этому после формирования у первоклассников
умения писать отдельные буквы и их соединения переходят к обучению письму,
слогов и слов. При этом основным методическим приемом будет послоговая
диктовка (слог записывается одновременно с его проговариванием). Такая
диктовка является своеобразным алгоритмом, и тренировать детей в выполнении
последовательности определенных действий, целесообразно в коллективной
игре.
Во время общей работы, один ученик (или учитель) может начать
комментарий, а остальные – продолжить. На более позднем этапе обучения
правила игры учитель может изменить и предложить детям найти ошибку в
комментарии, обнаружить и восстановить пропущенное действие. Только тогда,
когда учитель убедится в том, что все дети овладели алгоритмом записи
слога, он может допустить переход на шепотное комментирование.
Подбор обучающих игр на уроке способствует формированию и
развитию психических функций учащихся и требует определенного методического
мастерства учителя начальной школы.
2.4 Формирование элементов
начальных классов
Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой
оставил нам выдающийся
советский педагог В.А.
особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его
мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. «Я
вижу, - писал В.А.Сухомлинский, - воспитательный смысл в том, чтобы ребенок
видел, понимал, ощущал, переживал, постигал, как большую тайну, пробуждение
жизни в природе».
Ничто так не обогащает
Ушинский К.Д. писал: «зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из
впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет
такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым
трудно соперничать».
В.А.Сухомлинский отмечал, что сама природа не воспитывает,
воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился
понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее
богатство, нужно прививать ему эти чувства с раннего возраста.
Систематические экскурсии в
природу – важная и
составная часть учебно-воспитательной работы. Ведь, как признавался
В.А.Сухомлинский, «вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в
парке – дело значительно более сложное, чем провести уроки». О дне
проведения экскурсии
учитель заблаговременно
знакомит их с правилами поведения на экскурсии и с тем, как им необходимо
одеться и что взять с собой для сбора листьев и семян древесных растений.
В предварительной беседе
экскурсия – это тоже урок, который проводится на природе. Главная задача
экскурсии состоит в том, чтобы показать детям знакомый мир с новой, может
быть, неожиданной для них стороны. Не сразу дети в таком возрасте начинают
ощущать свое родство с природой. К сожалению, многие приходят в школу с
очень ограниченными, потребительскими представлениями о ней. Предстоит
длительный и нелегкий путь к их сердцу. Важно осторожно, тонко и
ненавязчиво воздействовать в первую очередь на ощущения детей.
По пути к парку дети проводят наблюдения. Их внимание учитель
обращает на красоту и разнообразие окраски осенней природы: на яркое
голубое небо и плывущие по нему облака, на яркое солнце и пестроту листьев
на деревьях. Малышам
отводится время для
переживания. После этого учитель приступает к постановке перед ними заранее
продуманных вопросов: какая сегодня погода? А какое сегодня небо? и т.д.
Учитель предлагает взять детям по листу дуба и обвести пальцами по краям
пластинки. Ученики замечают большие вырезы по краям листа, разделяющие его
на лопасти. Находят на земле желуди, рассматривают их, узнают, что – это
плод дуба. Знакомятся с органами дерева: стволом, ветками, побегами,
листьями, корнями.
Гораздо сильнее, чем окрик или нотация, воздействует на малышей
сказка, ведь «через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское
творчество – верная дорога к сердцу ребенка», - утверждал В.А.Сухомлинский.
Мальчики окружили большого жука. Учитель начинает рассказывать о красоте,
доброте и пользе для природы этого живого существа.
Вопросы, вклинившиеся в
присмотреться к жуку, заметить его своеобразную красоту. Кроме того, у
детей возникает ощущение непосредственного участия в создании сказки.
Знакомый мир превращается в страну, полную загадок и таинственных событий.
Чувства обостряются. Теперь фантазию детей не остановить. Сказки, рожденные
в этот момент, показывают, что дети бессознательно начинают ощущать себя
частью природы, а окружающий мир воспринимают как живой, близкий и родной.
Сказку продолжают все вместе.
Притихшие малыши терпеливо
жестоких игр расправит крылья и улетит, как они уверены, к своим детям, и
сопровождают это событие радостными возгласами.
Экскурсия заканчивается игрой:
поют песенку «Во поле береза стояла…»
Так перед детьми «открывается чудесный мир в живых красках,
ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в
красоте, воодушевляющей… сердце, в стремлении делать добро».
В этот день каждый ребенок выбирает себе зеленого друга –
дерево. Но быть настоящим другом, оказывается, нелегко. Этому тоже
приходится учиться.
Урок любви к природе
изобразительного искусства. В их рисунках и поделках сливаются реальный мир
и сказочные образы. Идет процесс мышления и формирования чувств. Следующие
встречи с природой – всегда праздник и новый шаг к познанию мира.
Практика экологического
творческое общение с природой – сильнейший метод всестороннего воспитания и
развития в ребенке лучших человеческих качеств. Уроки творчества среди
природы оставляют неизгладимый след в душе каждого ребенка.
Без участия родителей
экологической культуры у младшего школьника. Действенная, настоящая любовь
к природе возникает у детей лишь тогда, когда ежедневно перед ними пример
положительного отношения к природе взрослого.
Дидактические игры
несомненный интерес для детей младшего школьного возраста, поскольку детям
этого возраста
Особенно интересны предметы и явления окружающего мира. Именно эта детская
любознательность, подогретая темой и содержанием дидактической игры, может
зародить искру для новых поисков, проектов, открытий и станет стимулом для
заинтересованного изучения экологической дисциплины.
С целью формирования, закрепления и проверки полноты и
осознанности усвоения младшими школьниками знаний о правилах поведения по
отношению к природе необходимо проводить дидактические игры (см. приложение
Д).
Игра – это наиболее быстрый
и эффективный способ
учащимися знаний о природе. Используя игру, мы ускоряем, усиливаем процесс
развития ребенка, его приобщения к социальным ценностям.
3 Анализ и проведение опытно-
проблеме
исследования
3.1 Подготовка и проведение
Для изучения творческого
школьном возрасте мы провели исследование, которое проводилось в три этапа.
На первом этапе констатирующего эксперимента мы подобрали методики и
провели диагностическое обследование, направленное на выявление творчества
у младших школьников.
В процессе изучения
что творчество чаще рассматривается как наиболее содержательная форма
психической активности, как универсальная способность, обеспечивающая
успешное выполнение
самых разнообразных видов
Психической основой
воображение, которое возникает уже в дошкольный период. Это важнейшее
новообразование дошкольного детства, с ним связывают зарождение личности
(Л.С.Выготский и В.В.Давыдов).
Важными показателями в
опора на наглядность, использование прошлого опыта, наличие особой
внутренней позиции, позволяющей не приспосабливаться к ситуации, подчинять
ее себе, овладевать ее содержательными особенностями.
Развитие творчества в
детского воображения. Поэтому мы подобрали методики, направленные на
изучение воображения и развития творческого начала детей.
Многие исследователи (Л.С.
Н.А.Ветлугина) указывали на необходимость создания такой предметной среды,
которая бы служила пусковым механизмом, на важную роль на специфических
предметах в развитии творчества у детей.
На втором этапе формирующего эксперимента нами были созданы
необходимые условия
для оснащения развивающей
учебном процессе.
Третий этап – контрольный – был направлен на определение
эффективности использования игры и игровых приемов как средство
формирования творческого начала младших школьников.
В исследовании принимали
(контрольная группа) и 1 «б» класса (экспериментальная группа) СОШ №2 г.
Горячий Ключ.
Для оценки творческой
оригинальности и способа создания рисунков мы использовали методику
разработанную О.М.Дьяченко и А.И.Кириловой "Дорисовка фигур" [14].
Испытуемым предъявлялись
каждой из которых была нарисована фигура. Фигуры представляли собой как
контуры элементов предметных изображений (например, силуэт ствола дерева с
одной веткой, кружок – голова с двумя ушами и т.п.) Ученика просили
дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка.
Количественная обработка
степени оригинальности, необычности изображения. Подсчитывая коэффициент
оригинальности каждого школьника, который был равен количеству рисунков, не
повторяющихся у него и не у кого их детей группы (по характеру
использования заданного для дорисовывания эталона).
Познавательная мотивация
проявляется в форме поисковой активности, более высокой чувствительности,
сензитивности к новизне стимула, ситуации, обнаружения нового в обычном,
высокой избирательности по отношению к исследуемому новому (предмету,
качеству).
Ученые отмечают динамику
творчества ребенка. К 7-8 годам творчество младшего школьника выражается
часто в форме самостоятельно поставленных вопросов и проблем по отношению к
новому, неизвестному,
расширяется и
Это приводит к тому, что уже в младшем школьном возрасте
основным компонентом творческого начала становится проблемность,
обеспечивающая постоянную открытость ребенка к новому и обостряющая
стремления к поиску несоответствий, противоречий.
Решение предложенных и
Информация о работе Развитие творческих способностей у детей