Развитие творческих способностей у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и
оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.
Сущность творчества – предугадывании результата, правильно
поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к
действительности, в том, что Склодовская называла чувством природы.
Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и
сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная.

Содержание работы

I. Теоретическая часть
1. Введение
2. Значение периода детства для развития
творческих способностей
3. Развитие интереса к творчеству
4. Виды творческой деятельности
5. Методы развития творческих способностей у детей
II. Практическая часть
6. Заключение
7. Приложение
8. Список литературы

Файлы: 1 файл

Развитие творческих способностей у детей.docx

— 258.35 Кб (Скачать файл)

трех- пяти человек. С такими же карточками можно предложить и другие игры:

1) Незнайка нес  слово, но по дороге растерял  слоги. В руках у него остался

   только первый  слог «на» и последний «ка» (выставляются на наборное

   полотно). Помогите  Незнайке.

            Дети вставляют карточку или  карточки и читают получившиеся

слова. Здесь учителю  необходимо правильно отреагировать  на ошибку ученика.

Недостаточно сказать: «Неправильно, подумай!» - и убрать карточку. Слог

надо оставить и  прочитать получившееся, обращая  внимание детей на то, что

слово не составилось;

2) учитель показывает  карточку со слогом, дети его  читают про себя, а в

   слух произносят  слог, который получился в результате  того, что они

   поменяли  буквы местами.

            Игра способствует усвоению звуковой  и буквенной форме слога.

Одновременно с  умением читать у детей формируется  и умение писать.

Поскольку письмо, как  и чтение слоговое, то естественно, основной единицей

письма должен стать  слог. По этому после формирования у первоклассников

умения писать отдельные  буквы и их соединения переходят  к обучению письму,

слогов и слов. При этом основным методическим приемом  будет послоговая

диктовка (слог записывается одновременно с его проговариванием). Такая

диктовка является своеобразным алгоритмом, и тренировать  детей в выполнении

последовательности  определенных действий, целесообразно  в коллективной

игре.

            Во время общей работы, один  ученик (или учитель) может начать

комментарий, а остальные  – продолжить. На более позднем  этапе обучения

правила игры учитель  может изменить и предложить детям  найти ошибку в

комментарии, обнаружить и восстановить пропущенное действие. Только тогда,

когда учитель убедится в том, что все дети овладели алгоритмом записи

слога, он может допустить  переход на шепотное комментирование.

            Подбор обучающих игр на уроке  способствует формированию и

развитию психических  функций учащихся и требует определенного  методического

мастерства учителя  начальной школы.

 

       2.4 Формирование элементов экологического  творчества учащихся

начальных классов

            Большое  наследие в области  воспитания детей окружающей  средой

оставил нам выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский. Он придавал

особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его

мнению, природа  лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. «Я

вижу, - писал В.А.Сухомлинский, - воспитательный смысл в том, чтобы  ребенок

видел, понимал, ощущал, переживал, постигал, как большую  тайну, пробуждение

жизни в природе».

            Ничто так не обогащает человека, как общение с природой.

Ушинский К.Д. писал: «зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из

впечатлений моей жизни  глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет

такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым

трудно соперничать».

            В.А.Сухомлинский отмечал, что  сама природа не воспитывает,

воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы  ребенок научился

понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее

богатство, нужно  прививать ему эти чувства  с раннего возраста.

            Систематические экскурсии в  природу – важная и обязательная

составная часть  учебно-воспитательной работы. Ведь, как  признавался

В.А.Сухомлинский, «вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в

парке – дело значительно  более сложное, чем провести уроки». О дне

проведения экскурсии  учитель заблаговременно предупреждает  учеников,

знакомит их с  правилами поведения на экскурсии  и с тем, как им необходимо

одеться и что  взять с собой для сбора  листьев и семян древесных  растений.

            В предварительной беседе учитель  объясняет учащимся, что

экскурсия – это  тоже урок, который проводится на природе. Главная задача

экскурсии состоит  в том, чтобы показать детям знакомый мир с новой, может

быть, неожиданной  для них стороны. Не сразу дети в таком возрасте начинают

ощущать свое родство  с природой. К сожалению, многие приходят в школу с

очень ограниченными, потребительскими представлениями  о ней. Предстоит

длительный и  нелегкий путь к их сердцу. Важно  осторожно, тонко и

ненавязчиво воздействовать в первую очередь на ощущения детей.

            По пути к парку дети проводят  наблюдения. Их внимание учитель

обращает на красоту  и разнообразие окраски осенней  природы: на яркое

голубое небо и плывущие по нему облака, на яркое солнце и  пестроту листьев

на деревьях. Малышам  отводится время для молчаливого  наблюдения и

переживания. После  этого учитель приступает к постановке перед ними заранее

продуманных вопросов: какая сегодня погода? А какое  сегодня небо? и т.д.

Учитель предлагает взять детям по листу дуба и  обвести пальцами по краям

пластинки. Ученики  замечают большие вырезы по краям  листа, разделяющие его

на лопасти. Находят  на земле желуди, рассматривают их, узнают, что – это

плод дуба. Знакомятся с органами дерева: стволом, ветками, побегами,

листьями, корнями.

            Гораздо сильнее, чем окрик  или нотация, воздействует на  малышей

сказка, ведь «через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское

творчество –  верная дорога к сердцу ребенка», - утверждал  В.А.Сухомлинский.

Мальчики окружили большого жука. Учитель начинает рассказывать о красоте,

доброте и пользе для природы этого живого существа.

            Вопросы, вклинившиеся в рассказ,  заставляют учеников

присмотреться к  жуку, заметить его своеобразную красоту. Кроме того, у

детей возникает  ощущение непосредственного участия  в создании сказки.

Знакомый мир  превращается в страну, полную загадок  и таинственных событий.

Чувства обостряются. Теперь фантазию детей не остановить. Сказки, рожденные

в этот момент, показывают, что дети бессознательно начинают ощущать  себя

частью природы, а окружающий мир воспринимают как  живой, близкий и родной.

Сказку продолжают все вместе.

            Притихшие малыши терпеливо ждут, когда объект прежних, иногда

жестоких игр  расправит крылья и улетит, как  они уверены, к своим детям, и

сопровождают это  событие радостными возгласами.

            Экскурсия заканчивается игрой:  учащиеся встают вокруг березы  и

поют песенку  «Во поле береза стояла…»

            Так перед детьми «открывается  чудесный мир в живых красках,

ярких и трепетных  звуках, в сказке и игре, в собственном  творчестве, в

красоте, воодушевляющей…  сердце, в стремлении делать добро».

            В этот день каждый ребенок  выбирает себе зеленого друга  –

дерево. Но быть настоящим  другом, оказывается, нелегко. Этому  тоже

приходится учиться.

            Урок любви к природе продолжается  позже, на уроках труда и

изобразительного  искусства. В их рисунках и поделках сливаются реальный мир

и сказочные образы. Идет процесс мышления и формирования чувств. Следующие

встречи с природой – всегда праздник и новый шаг  к познанию мира.

            Практика экологического воспитания  детей убеждает в том, что

творческое общение  с природой – сильнейший метод  всестороннего воспитания и

развития в ребенке  лучших человеческих качеств. Уроки  творчества среди

природы оставляют  неизгладимый след в душе каждого  ребенка.

            Без участия родителей невозможно  заложить фундамент

экологической культуры у младшего школьника. Действенная, настоящая любовь

к природе возникает  у детей лишь тогда, когда ежедневно  перед ними пример

положительного  отношения к природе взрослого.

            Дидактические игры экологического  содержания представляют

несомненный интерес  для детей младшего школьного  возраста, поскольку детям

этого возраста

Особенно интересны  предметы и явления окружающего  мира. Именно эта детская

любознательность, подогретая темой  и содержанием  дидактической игры, может

зародить искру  для новых поисков, проектов, открытий и станет стимулом для

заинтересованного изучения экологической дисциплины.

            С целью формирования, закрепления  и проверки полноты и

осознанности усвоения младшими школьниками знаний о правилах поведения по

отношению к природе  необходимо проводить дидактические  игры (см. приложение

Д).

            Игра – это наиболее быстрый  и эффективный способ приобретения

учащимися знаний о  природе. Используя игру, мы ускоряем, усиливаем процесс

развития ребенка, его приобщения к социальным ценностям.

 

 

            3 Анализ и проведение опытно-экспериментальной  работы по

проблеме

            исследования

            3.1 Подготовка и проведение педагогического  эксперимента

            Для изучения творческого начала  в процессе игры в младшем

школьном возрасте мы провели исследование, которое  проводилось в три этапа.

На первом этапе  констатирующего эксперимента мы подобрали  методики и

провели диагностическое  обследование, направленное на выявление  творчества

у младших школьников.

            В процессе изучения специальной  литературы мы пришли к выводу,

что творчество чаще рассматривается как наиболее содержательная форма

психической активности, как универсальная способность, обеспечивающая

успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.

            Психической основой творческой  деятельности является

воображение, которое  возникает уже в дошкольный период. Это важнейшее

новообразование дошкольного  детства, с ним связывают зарождение личности

(Л.С.Выготский и  В.В.Давыдов).

            Важными показателями в развитии  функций воображения является

опора на наглядность, использование прошлого опыта, наличие  особой

внутренней позиции, позволяющей не приспосабливаться  к ситуации, подчинять

ее себе, овладевать ее содержательными особенностями.

            Развитие творчества в значительной  степени определяется уровнем

детского воображения. Поэтому мы подобрали методики, направленные на

изучение воображения  и развития творческого начала детей.

            Многие исследователи (Л.С.Выготский,  О.Н.Дьяченко,

Н.А.Ветлугина) указывали  на необходимость создания такой  предметной среды,

которая бы служила  пусковым механизмом, на важную роль на специфических

предметах в развитии творчества у детей.

            На втором этапе формирующего  эксперимента нами были созданы

необходимые условия  для оснащения развивающей среды  младших школьников в

учебном процессе.

            Третий этап – контрольный  – был направлен на определение

эффективности использования  игры и игровых приемов как  средство

формирования творческого  начала младших школьников.

            В исследовании принимали участие  ученики 1 «а» класса

(контрольная группа) и 1 «б» класса (экспериментальная  группа) СОШ №2 г.

Горячий Ключ.

            Для оценки творческой деятельности, продуктивности,

оригинальности  и способа создания рисунков мы использовали методику

разработанную О.М.Дьяченко и А.И.Кириловой "Дорисовка фигур" [14].

            Испытуемым предъявлялись последовательно  двадцать карточек, на

каждой из которых  была нарисована фигура. Фигуры представляли собой как

контуры элементов  предметных изображений (например, силуэт ствола дерева с

одной веткой, кружок – голова с двумя ушами и  т.п.) Ученика просили

дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка.

 

            Количественная обработка результатов  заключалась в выявлении

степени оригинальности, необычности изображения. Подсчитывая  коэффициент

оригинальности  каждого школьника, который был  равен количеству рисунков, не

повторяющихся у  него и не у кого их детей группы (по характеру

использования заданного  для дорисовывания эталона).

            Познавательная мотивация творчества  младшего школьника

проявляется в форме  поисковой активности, более высокой  чувствительности,

сензитивности к  новизне стимула, ситуации, обнаружения  нового в обычном,

высокой избирательности  по отношению к исследуемому новому (предмету,

качеству).

            Ученые отмечают динамику самой  исследовательской активности

творчества ребенка. К 7-8 годам творчество младшего школьника  выражается

часто в форме  самостоятельно поставленных вопросов и проблем по отношению к

новому, неизвестному, расширяется и исследовательский  диапазон учащихся.

            Это приводит к тому, что уже  в младшем школьном возрасте

основным компонентом  творческого начала становится проблемность,

обеспечивающая  постоянную открытость ребенка к  новому и обостряющая

стремления к  поиску несоответствий, противоречий.

            Решение предложенных и самостоятельно (увиденных) проблем у

Информация о работе Развитие творческих способностей у детей