Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 12:49, курсовая работа
Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и
оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.
Сущность творчества – предугадывании результата, правильно
поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к
действительности, в том, что Склодовская называла чувством природы.
Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и
сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная.
I. Теоретическая часть
1. Введение
2. Значение периода детства для развития
творческих способностей
3. Развитие интереса к творчеству
4. Виды творческой деятельности
5. Методы развития творческих способностей у детей
II. Практическая часть
6. Заключение
7. Приложение
8. Список литературы
необходимость в предварительной оценке ситуаций и выборе среди множества
вариантов и обилия фактов таких, которые имеют существенное влияние на ход
событий. Выбор при этом осуществляется с опорой на ряд критериев, которые
позволяют сузить «зону поиска», сделать его более сокращенным,
избирательным. Мышление, которое, опираясь на критерии избирательного
поиска, позволяет решать сложные, проблемные ситуации, называют
эвристическим [15]. Оно формируется ориентировочно к 12-14 годам. Таким
образом, постепенно формируя все виды мышления с развитием у ребенка
творческого подхода к любой поставленной задаче, мы можем дать ему
возможность для того, чтобы он вырос мыслящей и творческой личностью.
Так же одним из важнейших условий формирования ребенка младшего
школьного возраста является творческое воображение. Подлинное усвоение
любого учебного предмета невозможно без активной деятельности воображения,
без умения представить, вообразить то, о чем пишется в учебнике, о чем
говорит учитель, без умения оперировать наглядными образами. В процессе
развития воображения в младшем школьном возрасте совершенствуется
воссоздающее воображение, связанное с представлением ранее воспринятого или
создание образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т.
д. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с
преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в
новые сочетания, комбинации, также получают дальнейшее развитие.
Весьма распространенно мнение о том, что воображение ребенка
богаче, оригинальнее воображения взрослого, что маленький ребенок вообще
живет наполовину в мире своих фантазий [7]. Однако уже в 30-е годы А. В.
Выготский показал,
что воображение ребенка
приобретения им определенного опыта [2]. Поэтому вряд ли справедливо
говорить о том, что воображение ребенка богаче воображения взрослого.
Просто иногда, не имея достаточно опыта, ребенок по-своему объясняет то, с
чем он сталкивается в жизни, и эти объяснения часто кажутся взрослым
неожиданными и оригинальными. Но если перед ребенком поставить специальную
задачу что-нибудь сочинить, придумать, то многие дети теряются и
отказываются это сделать или выполняют задание традиционно и неинтересно.
Только очень немногие дошкольники могут выполнить задание творчески. Вот
почему воображение ребенка необходимо развивать, и наиболее чувствительный,
«сенситивный», возраст для развития воображения, как отмечал Л.С.Выготский,
- это дошкольное детство.
Игра и учеба – две разные деятельности, между ними имеются
качественные различия. Справедливо замечено еще Н.К.Крупской, что «школа
отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой
деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную
роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между
свободной игрой
и регламентированными
не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы» [8]. В качестве таковых
и выступают дидактические игры. “ Игра должна быть организована так, чтобы
в ней предчувствовался будующий урок” [9].
Задача учителя – сделать
игровой деятельности – к учебной. Решающую роль в этом имеют дидактические
игры.
1.3 Характеристика основных видов игр и их классификация
Игра специфическая детская
игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в
теории и практике стирание граней между самодеятельными и обучающими играми
недопустимо. В дошкольном и младшем школьном возрасте выделяются три класса
игр:
- игры, возникающие
по инициативе ребенка –
- игры, возникающие
по инициативе взрослого,
образовательной и воспитательной целью;
- игры, идущие
от исторически сложившихся
игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более
старших детей.
Каждый из перечисленных
представлен видами и подвидами. Так, в состав первого класса входят: игра –
экспериментирование и сюжетные самодеятельные игры – сюжетно-
образовательная, сюжетно-ролевая, режиссерская и театрализованная. Этот
класс игр представляется наиболее продуктивным для развития
интеллектуальной инициативы, творчества ребенка, которые проявляются в
постановке себе и другим играющим новых игровых задач; для возникновения
новых мотивов и видов деятельности. Именно игры, возникающие по инициативе
самих детей, наиболее ярко представляют игру как форму практического
размышления на материале знаний об окружающей действительности значимых
переживаний и впечатлений, связанных с жизненным опытом ребенка. Именно
самодеятельная игра является ведущей деятельностью в дошкольном детстве.
Содержание самодеятельных игр «питается» опытом других видов деятельности
ребенка и содержательным общением с взрослыми.
Второй класс игр включает игры обучающие (дидактические,
сюжетно-дидактические и другие) и досуговые, к которым следует отнести игры-
забавы, игры-развлечения, интеллектуальные. Все игры могут быть и
самостоятельными, но они никогда не являются самодеятельными, так как за
самостоятельностью
в них стоит выученность
ребенка в постановке игровой задачи.
Воспитательное и развивающее значение таких игр огромно. Они
формируют культуру игры; способствуют усвоению социальных норм и правил; и,
что особенно важно, являются, наряду с другими видами деятельности, основой
самодеятельных игр, в которых дети могут творчески использовать полученные
знания.
Дидактические игры – это
специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания
детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении
детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее
влияние игровой деятельности. Использование дидактических игр как средство
обучения младших школьников определяется рядом причин:
1) игровая деятельность
как ведущая в дошкольном
своего значения в младшем школьном возрасте (Л.С.Выготский), поэтому
опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это наиболее
адекватный
путь включения детей в
2) освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно;
3) имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной
устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно произвольным
развитием
памяти, преобладанием наглядно-
Дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов;
4) недостаточно сформирована
познавательная мотивация.
учебной деятельности не соответствуют друг другу. Существуют значительные
трудности адоптации при поступлении в школу. Дидактическая игра во многом
способствует
преодолению указанных
Дидактическая игра имеет
характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются
следующие структурные составляющие дидактической игры:
1)дидактическая задача;
2)игровые действия;
3)правила игры;
4)результат.
Дидактическая задача
воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отображает его
обучающую дея-
тельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с
программными задачами
соответствующих учебных
составить из букв слова, отрабатываются навыки счета.
Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в
дидактической игре
реализуется через игровую
действия, становится задачей самого ребенка.
Игровые действия – основа игры. Чем разнообразней игровые
действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются
познавательные и игровые задачи.
В разных играх игровые
по отношению к играющим. Это, например, ролевые действия, отгадывания
загадок, пространственные преобразования и т.д. Они связаны с игровым
замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации
игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение
дидактической задачи.
Правила игры. Их содержание и
направленность обусловлены
задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием,
игровыми задачами и игровыми действиями.
В дидактической игре правила являются заданными. С помощью
правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности,
поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи –
незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение
конкретной задачи учебного предмета.
Подведение итогов – результат подводится сразу по окончании
игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше
выполнили игровое задание; определение команды – победительницы и т.д. При
этом необходимо отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи
отстающих детей.
При проведении игр необходимо
сохранить все структурные
ты. Так как именно с их помощью решаются дидактические задачи.
Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной
ситуацией, а игрой. Дети и педагог – участники одной игры. Нарушается это
условие, и педагог становится на путь прямого обучения.
Таким образом, дидактическая игра – это игра только для
ребенка, а для взрослого – это способ обучения. Цель дидактических игр –
облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Из сказанного
выше можно сформулировать основные функции дидактических игр:
- функция
формирования устойчивого
связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;
- функция
формирования психических
- функция
формирования собственно
- функция
формирования общеучебных
учебной работы;
- функция
формирования навыков
- функция
формирования адекватных
ролей.
Таким образом, дидактическая игра – сложное, многогранное явление.
Для организации
и проведения дидактической
условия:
- наличие
у педагога определенных
дидактических игр;
- выразительность проведения игры;
- необходимость включения педагога в игру;
- оптимальное сочетание занимательности и обучения;
- средство
и способы, повышающие
следует рассматривать как не самоцель, а как путь, ведущий к выполнению
дидактических задач;
- используемая
в дидактической игре
доступной и емкой.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
1 – игры с предметами
(игрушками, природным
2 – настольные печатные;
3 – словесные игры.
В играх с предметами
Играя
с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие
предметов.
Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами
предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх
решаются задачи на сравнение, классификацию, установлению
последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми
знаниями о предметной
среде задания в играх
упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству,
объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству,
назначению…), что очень важно для развития отвлеченного, логического
мышления.
В игре также используют
Информация о работе Развитие творческих способностей у детей