Развитие творческих способностей у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и
оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.
Сущность творчества – предугадывании результата, правильно
поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к
действительности, в том, что Склодовская называла чувством природы.
Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и
сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная.

Содержание работы

I. Теоретическая часть
1. Введение
2. Значение периода детства для развития
творческих способностей
3. Развитие интереса к творчеству
4. Виды творческой деятельности
5. Методы развития творческих способностей у детей
II. Практическая часть
6. Заключение
7. Приложение
8. Список литературы

Файлы: 1 файл

Развитие творческих способностей у детей.docx

— 258.35 Кб (Скачать файл)

направленный на  познание  и  творческое  преобразование  окружающего  мира,

включая самого себя.

     Существуют  различные виды творческой деятельности.

 

 

 

|Творческая               |

|деятельность             |

 

 

 

|Декоративно-прикладна|

|я                    |

|                     |

|                     |

|Художественно-эстетич|

|еская                |

 

                 1. ИЗО                                        - музыка

                 2. шитье                                      - вокал

                 3. вязание                                    - хореография

 

                 4. макраме                                   - драм. театр

 

     Среди  декоративно-прикладного творчества  дети любят  заниматься  больше

всего изобразительным  искусством, в частности детское  рисование.

     По  характеру того, что и как изображает  ребенок,  можно  судить  о   его

восприятии   окружающей   действительности,    об    особенностях    памяти,

воображения, мышления.

     Большую  роль в развитии творческих  способностей детей занимают  занятия

по шитью, вязанию.

     Изучив  основы вязания, дети сами комбинируют  узоры, творчески  подходят

к выполнению изделия.

     Раскроив  себе,  изделие  дети  подбирают   оформление  для  изделия,  по

принципу цветовой гаммы.

     В процессе  таких  занятий  у  детей   развивается  логическое  мышление,

творческое воображение.

     Важное  место в  художественно-творческой  деятельности  детей  занимает

музыка.   Детям   доставляет    удовольствие    прослушивание    музыкальных

произведений,  повторение  музыкальных   рядов   и   звуков   на   различных

инструментах. В  дошкольном возрасте впервые зарождается  интерес к  серьезным

занятиям  музыкой,  который  в  дальнейшем  может  перерасти   в   настоящее

увлечение и способствовать  развитию  музыкального  дарования.  Дети  учатся

петь, выполнять  разнообразные ритмические движения под музыку,  в  частности

танцевальные.

      Вокальные   занятия  также  являются  творческой  деятельностью.  Пение

развивает музыкальный  слух и вокальные способности.

      Для   раскрытия  творческих  способностей,   используются   коллективно

разыгрываемые этюды, музыкально-танцевальные импровизации.

 

 

 

               Методы развития творческих способностей  у детей

 

      Есть  великая  формула  «дедушки»   космонавтики   К.Э.   Циолковского,

приоткрывающая  завесу  над  тайной  рождения  творческого  ума:  «Сначала  я

открывал истины, известные многим, затем стал  открывать  истины,  известные

некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще  не известные».

     Видимо, это и  есть  путь  становления   творческих  способностей,  путь

развития изобретательского  и исследовательского таланта.

     Наша  обязанность – помочь ребенку  встать на этот путь.

     Методы  – это  приемы  и  средства,  с  помощью  которых  осуществляется

развитие творческих способностей.

     Одним  из основных принципов обучения  является  принцип  от  простого  к

сложному.  Этот  принцип  заключается  в  постепенном  развитии   творческих

способностей.

      В   процессе  организации  обучения  развитию  творческих  способностей

большое значение придается  общедидактическим принципам:

                                                     - научности

                                                     - систематичности

                               - последовательности

                                                     - доступности

                                                     - наглядности

                                                     - активности

                                                     - прочности

                                  - индивидуального подхода

     Все  занятия по развитию творческих  способностей проводятся в игре.  Для

этого нужны игры нового типа:  творческие,  развивающие  игры,  которые  при

всем своем разнообразии объединены под общим названием  не случайно, они  все

исходят из общей  идеи и обладают характерными творческими  способностями.

 

1. Каждая игра  представляет собой набор задач.

2. Задачи дают  ребенку в разной форме, и  таким образом знакомит его  с

разными способами  передачи информации.

3. Задачи расположены  примерно в порядке возрастания  сложности.

4. Задачи имеют  очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут

возбуждать интерес  в течение многих лет.

5. Постепенное возрастание  трудности задач - способствует  развитию

творческих способностей.

6. Для эффективности  развития творческих способностей  у детей необходимо

соблюдать условия:

- развитие способностей  нужно начинать с самого раннего  возраста;

- задания-ступеньки  создают условия, опережающие  развитие способностей;

- творческие игры  должны быть разнообразны по  своему содержанию, т.к.

создают атмосферу  свободного и радостного творчества.

     Наряду  с принципами используют и  методы:

 

                                   Методы

                          практические

  наглядные

                                  словесные

К практическим методам  относятся упражнения, игры, моделирование.

Упражнения - многократное повторение ребенком практических и  умственных

заданных действий.

Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно-

исполнительские, творческие.

Игровой метод предполагает использование различных компонентов  игровой

деятельности в  сочетании с другими приемами.

Моделирование - это  процесс создания моделей и их использования.

К наглядным методам  относится наблюдение - рассматривание рисунков, картин,

просмотр диафильмов, прослушивание пластинок.

Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ.

В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.

 

 

 

                             Практическая часть.

     Очень  яркое развитие творческих способностей  проявляется на занятиях в

д./о. В д./о, «Умелые  руки», руководителем, которого я являюсь, без

творчества и  способностей нельзя достигнуть высоких  результатов. Именно

благодаря этому  создается своеобразный микроклимат  для развития творческих

сторон.

Большая роль отводится  коллективным работам, где каждый ребенок  вносит в

работу свою лепту, и в результате получается единая картина, которая

занимает одно из мест на выставке.

     В течение  трех лет я использую в своей  работе коллективный метод в

развитии творческих способностей у детей. И намой  взгляд это наиболее

эффективный способ развития творчества.

     Дети  не только делают картины, нот  и сочиняют сказки к этим  картинам.

Великолепно переданы колорит и дух сказки, разнообразие жестов, поз,

выражений лиц, яркая  и пышная растительность. И притом удивительное чувство

композиции, пропорции. Также дети исполняют сложные, многофигурные

композиции. Показывают детям мини-сценки детям из других д./о.

     Важная  роль в развитии творческих  способностей принадлежит педагогу.

Педагог является инициатором  идей. К этому выводу я пришла, основываясь на

опыт своей работы.

     Например, в начале своей трудовой деятельности  мне, хотелось достичь

«все и сразу». Но как?

     На  занятиях мы с детьми стали  делать сразу большие картины,  миновать

начальные периоды. Но в процессе занятий я поняла, что дети еще к этому не

готовы и тогда  со следующего года мы с детьми стали  работать по принципу от

простого к сложному:

1. Выбор сюжета, картины;

2. Цветовая гамма;

3. Подбор материала;

4. Поэтапное выполнение  картины.

     В результате  поэтапной работы нам удалось  достигнуть высоких

результатов. Они  заключаются в том, что взрослые дети стали моими

помощниками, т.е. они  могли без моей помощи обучать  малышей.

Кто они - вундеркинды  или просто дети, способности которых  вовремя замечены

и своевременно развиты?

     Я выбирала  разные направления работы с  детьми, и всегда находились

ученики, достигавшие  очень высоких результатов в  каждом из видов

деятельности.

     Таким  образом: поэтапное выполнение  работы, благотворно влияет на

эффективность развития творческих способностей у детей.

 

 

 

                                 Заключение.

     Универсальные  творческие способности - это  индивидуальные особенности,

качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой

деятельности различного рода.

     Детский  возраст имеет богатейшие возможности  для развития творческих

способностей. К  сожалению, эти возможности с  течением времени необратимо

утрачиваются, поэтому  необходимо, как можно эффективнее  использовать их в

младшем школьном детстве.

     Успешное  развитие творческих способностей  возможно лишь при создании

определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями

являются:

1. Ранее физическое  и интеллектуальное развитие  детей.

2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.

3. Самостоятельное  решение ребенком задач, требующих  максимального

напряжения, когда  ребенок добирается до «потолка»  своих возможностей.

4. Предоставление  ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел,

продолжительности занятий одним делом и т.д.

5.Умная доброжелательная  помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая  обстановка, поощрение взрослыми  стремления

ребенка к творчеству.

     Но  создания благоприятных условий  недостаточно для воспитания  ребенка

с высокоразвитыми  творческими способностями. Необходима усиленаправленная

работа по развитию творческого потенциала у детей. К сожалению,

традиционная существующая в нашей стране система воспитания почти не

содержит мер, направленных на последовательное систематическое  развитие

творческих способностей у детей. Поэтому они (способности) развиваются в

основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития.

     Для   развития творческих способностей  можно предложить следующие меры,

направленные на эффективное  развитие творческих способностей школьников:

1.Введение в программу  школьного воспитания специальных  занятий,

направленных на развитие творческих способностей.

2. На специальных  занятиях по рисованию, музыке, лепке давать детям задания

творческого характера.

3. Управление взрослыми  детской предметной и сюжетно-ролевой,  игровой с

целью развития в  ней воображения детей.

4. Использование  специальных игр, развивающих  творческие способности детей.

5. Работа с родителями.

 

 

 

    Методики  диагностики универсальных творческих  способностей для детей

 

               8-9 лет (авторы: В. Синельников,  В. Кудрявцев)

 

      1. Методика" Солнце в комнате"

       Основание. Реализация воображения.

      Цель. Выявление способностей ребенка  к преобразованию "нереального"  в

"реальное" в  контексте заданной ситуации  путем устранения несоответствия.

      Материал.  Картинка  с  изображением  комнаты,  в  которой   находится

человечек и солнце; карандаш.

      Инструкция  к проведению.

      Психолог, показывая  ребенку  картинку:  "Я  даю  тебе  эту   картинку.

Посмотри внимательно  и  скажи,  что  на  ней  нарисовано".  По  перечислении

деталей изображения  (стол,  стул,  человечек,  лампа,  солнышко  и  т.  д.)

психолог дает следующее  задание:  "Правильно.  Однако,  как  видишь,  здесь

солнышко нарисовано  в  комнате.  Скажи,  пожалуйста,  так  может  быть  или

художник здесь  что-то напутал? Попробуй исправить  картинку  так,  чтобы  она

были правильной".

Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может  просто  объяснить,

что нужно сделать  для "исправления" картинки.

      Обработка  данных.

      В  ходе  обследовании  психолог  оценивает  попытки  ребенка   исправить

рисунок. Обработка  данных осуществляется по пятибалльной системе:

1.  Отсутствие  ответа,  непринятие  задания  ("Не  знаю,  как  исправить",

   "Картинку  исправлять не нужно") - 1 балл.

2. "Формальное  устранение несоответствия (стереть,  закрасить  солнышко)  -2

   балла.

3. Содержательное  устранение несоответствия:

   а) простой  ответ (Нарисовать в другом  месте - "Солнышко  на  улице")  -3

          балла.

   б) сложный  ответ (переделать рисунок - "Сделать  из солнышка лампу") -  4

          балла.

4. Конструктивный  ответ  (отделить  несоответствующий   элемент  от  других,

Информация о работе Развитие творческих способностей у детей