Развитие творческих способностей у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и
оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.
Сущность творчества – предугадывании результата, правильно
поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к
действительности, в том, что Склодовская называла чувством природы.
Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и
сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная.

Содержание работы

I. Теоретическая часть
1. Введение
2. Значение периода детства для развития
творческих способностей
3. Развитие интереса к творчеству
4. Виды творческой деятельности
5. Методы развития творческих способностей у детей
II. Практическая часть
6. Заключение
7. Приложение
8. Список литературы

Файлы: 1 файл

Развитие творческих способностей у детей.docx

— 258.35 Кб (Скачать файл)

считать до 10, 20 и  более. Дети любят большие числа, некоторые с гордостью

говорят, что могут  считать до тысячи.

            Родители таких детей часто  высказывают опасения, что их  ребенку

будет скучно на уроках математики, где в начале считают  до десятка.

            Однако наблюдения показывают, что  умение считать до ста и  более

еще не определяет математического  развития ребенка. Нередко первоклассник,

считающий до ста  испытывает серьезные затруднения  при выполнении

арифметических  действий в пределах десятка. Дело в  том, что дети часто

заучивают счет неосознанно, механически, т.е. за названием числа  у них нет

реального представления  о величине этого числа. Такой  счет не развивает

мышление ребенка, а напротив, притупляет его математические способности.

            Причиной трудностей, с которыми  встречаются первоклассники, при

решении задач, является отсутствие ясных временных и  пространственных

представлений, бедность жизненных наблюдений. Многие начинающие школьники

неотчетливо представляют, что означает: одинаково, столько  же, поровну,

больше, меньше, старше, моложе, раньше позже, длиннее, короче; путают

правую и левую  сторону, не могут даже приблизительно определить расстояние

в шагах  от стола  до двери и т.п. .

            Нередко дети даже не имеют  представления, какими мерами

пользуются при  продаже молока, крупы, яиц, овощей и  фруктов.

            В начале школьного обучения  от ребенка не требуется знания

больших чисел. Но до поступления необходимо, чтобы он умел сознательно

считать в пределах десяти, знал прямой и обратный счет первого десятка,

представлял себе состав названного числа, т.е. умел разделить  это число на

слагаемые, решал  простые жизненные задачи, примерно такого типа: «В корзине

лежало пять яблок, сколько там осталось, когда мама взяла от туда два

яблока?»

            Чтобы ребенок считал сознательно,  он должен с каждым понятием  о

числе связывать  определенные представления о той  или иной совокупности

предметов. Так, например, называя число 3, он должен уметь  отсчитывать 3

предмета, пересчитать  их по порядку (1,2,3), сложить в одну группу,

например, 3 листочка, 3 карандаша, нарисовать названное число  кругов,

квадратов.

            Накопление математических навыков  и представлений происходит с

помощью дидактических  игр, в процессе которых младший  школьник приобретает

отчетливые числовые представления и умение ориентироваться  в пространстве,

правильное употребление слов: направо, налево, вверх, вниз, прямо, поровну,

одинаково, пополам.

            Большую пользу приносят игры  и упражнения на составление  фигур

из частей, сопоставление  форм и предметов с геометрическими  образцами. Эти

игры способствуют развитию учебно-важного качества, зрительного анализа.

            Таким образом, игры, используемые  на уроках математики,

способствуют развитию творческого начала личности ребенка  младшего

школьного возраста

(см. приложение Г).

            Разнообразные дидактические игры, используемые на уроках

математики в  начальной школе, позволяют учащимся овладевать различными

способами выполнения заданий. Дидактические игры, направленные на развитие

восприятия формируют  у младшего школьника умение анализировать  предметы по

таким признакам, как  цвет, форма и величина. Другая группа игр,

направленных на развитие внимания, способствует формированию у ребенка

умения сосредотачиваться  на определенных сторонах и явлениях в

действительности.

            Основные свойства внимания, которые  формируются в дошкольном

возрасте и совершенствуются в младшем школьном возрасте –  это его

устойчивость, переключение и распределение. С помощью дидактических  игр

происходит совершенствование  свойств внимания и постепенный  переход от

непроизвольного внимания к произвольному.

            В дидактических играх происходит  развитие памяти ребенка,

мышления, а также  развитие творческих способностей. Творчество во многом

определяется умением  выражать свои чувства, представление  о мире различными

способами.

 

           2.3 Творческие игры в работе  над слогом

            Дидактические игры занимают  все больше места на уроке.  Учителю

важно верно определить место дидактической игры в учебном  процессе и ее

цель. Чаще всего  она используется для переключения внимания детей с одного

задания на другое, с целью обработки определенного  способа действия, во

время физминуток,          придавая учебной работе дополнительные

положительные эмоции.

            Все более прочные позиции  в методике, педагогике и психологии

занимает обучение, направленное на развитие понятийного  мышления, при

котором должно происходить  усвоение полноценной теоретической  информации. «

Если мы хотим, - писал  Д.Б.Эльконин, - чтобы обучение в начальной  школе

было развивающим, то мы должны позаботиться, прежде всего, о научности

содержания».

            Обучение грамоте должно начинаться  с сознания у детей общих

представлений о  строении языка, с организации наблюдений за происходящими

процессами, со знакомства с особенностями русской письменности, то есть со

строительства системы  лингвистических знаний учащихся. Такое  обучение не

может обойтись без  освоения специальных лингвистических  понятий.

            Одно из первых фонематических  понятий, с которыми знакомятся

первоклассники, - слог. Оно используется в трех направлениях:

   - для обучения  чтению – мы учим читать  не сразу целыми словами, а  сначала

     по  слогам;

   - для обучения  фонематическому анализу – звучащее  слово делится на слоги,

     а затем  выделяются звуки внутри каждого  слога;

   - для обучения  письму – мы учим детей для  самоконтроля, диктовать себе по

     слогам.

           Познакомить с понятием – значит  познакомить детей с его

  опознавательными  признаками, позволяющими отличить  данное понятие от

  других. Для слога  это:

   - звук или  группа звуков, произносимых на  одном выдохе;

   - слог не  обладает лексическим значением;

   - при нарушении  последовательности слогов слово  искажается или

     превращается  в другое.

           Осознанное усвоение детьми этих  признаков и приведет к

  осознанному  усвоению понятия «слог».

            Для понимания первоклассниками  того, что слог – это группа

звуков, произносимых на одном «толчке воздуха» (первого  из выделенных

признаков), методикой  в разные годы предлагалось много  приемов. Например,

использование горящей  свечи описывал известный русский  методист

А.М.Пешковский. В  качестве примера мы предлагаем обучающую  игру,

рекомендованную П.С.Жедек.

«На стадионе»

- Знаете ли вы, - говорит учитель первоклассникам,  что на футбольных и

хоккейных матчах все  время изучают русский язык? Не верите? Какое слово они

кричат, когда хотят, чтобы команда забила гол? (Шайбу). Правильно. Давайте

и мы крикнем так, как кричат болельщики на стадионе. (Ученики скандируют

шай-бу! Шай-бу) Болельщики кричат слово по слогам.

            Здесь вводится термин, который  детям надо запомнить и потом  не

спутать с уже  известным и очень похожим  – термином «слово».

- Слоги, - продолжает  учитель, - это те кусочки, на  которое делится слово.

А что кричат болельщики, когда команда забила гол? (Молодцы!) Правильно,

они кричат: ма-ла-цы! Ма-ла-цы! Учитель дает образец произношения.

           Необходимо обратить внимание  на то, что при произнесении  слова

по слогам должно сохраняться орфоэпическое произношение. Это требование

часто нарушается сначала  учителями, а вслед за ними и учениками.

            Для знакомства со вторым признаком  слога может быть полезна

такая обучающая  игра или ее интерпретация – на усмотрение учителя.

            Учитель произносит: [ка] – Понятно,  что я хотела сказать?

(Нет.) Дальше учитель  произносит: [ро]. – А теперь, понятно? (Опять нет.)

Аналогично: [ва]. (Непонятно.) – Что я произнесла: слово или  отдельные

слоги? (Слоги.) А  теперь я соединю их вместе и произнесу: «корова». Теперь,

понятно? (Да.) Вывод, который дети делают вместе с учительницей: когда

произносились отдельные  слоги, было непонятно. Как только слоги

соединились, получилось слово.

            На этом же этапе работы  целесообразно поменяться ролями  учителю

с несколькими учениками  или с приемом «доскажи словечко»  прочитать

стихотворение Э.Успенского, а затем продолжить такую же игру.

  Что за ли? Что за мон?

  Никакого смысла.

  А как скажут  лимон –

  Сразу станет  кисло!

            Что за ки? Что за но?-

            Людям не известно.

            А как скажут кино –

           Сразу интересно.

  Что за хал?  Что за ва?

  Вот еще одна  загадка.

  А как скажут  халва –

  Сразу станет  сладко.

          Во время игры учитель может  использовать «ловушку» и досказать

  такой слог, при  котором слова не образуются. Следует обратить внимание

  детей на то, что нелюбые слоги могут соединиться  и образовать слово.

          Можно чередовать индивидуальную  работу и групповую, использовать,

  например, работу  в парах или по рядам при  выполнении такого упражнения -

  игры.

  Учитель произносит  слово, а ученики – другое, поменяв слово местами. Здесь

  также уместно  использование слов – «ловушек»,  при перестановке слоговв

  которых нового  слова не образуется. Например, рады - …, шина -…, нора -…,

  пора -… .

           Одновременно с введением понятия  «слог» первоклассникам

  сообщается и  его условный рисунок (знак), которым  они будут пользоваться.

  Усвоение понятия  «слог» невозможно без одновременной  отработки способа

  действия при  делении слов на слоги. Традиционными  способами выделения

  слогов и определении  их количества считаются произнесение  слова с хлопками

  и прием упора  тыльной стороны ладони в подбородок. Первый способ требует

  ответа до  решения задачи: хлопнуть столько  раз, сколько в слове слогов, –

  поэтому он  может быть использован позднее  как дополнительный.

            Второй прием тоже не может  считаться универсальным, так  как не

все слова, например, синий или птицы – могут  быть правильно разделены на

слоги с его помощью. И здесь опять незаменимым  окажется прием

скандирования, а  игра «На стадионе» поможет освоить  слог как

произносительную  единицу и одновременно отработать способ слогоотделения.

            Важность понятия «слог» состоит  еще в том, что он является

основной единицей чтения, поэтому одна из задач обучения грамоте –

формирование у  детей правильного способа чтения – плавного по слогового.

Чтобы прочитать  слово, ребенку необходимо:

   - опознать  буквы каждого слова;

   - определить, как они читаются в каждой  позиции;

   - осуществить  плавное слоговое чтение;

   - осознать  прочитанное.

            Первоклассники должны осознанно  пользоваться особенностями

слогового (позиционного) принципа русской графики. Вариант  прочтения буквы

зависит от ее окружения, то есть от позиции в слове. Поэтому  и рассуждение

ребенка при чтении открытого слога должно быть таким: «Чтобы прочитать

слог, смотрю на вторую букву. Если эта буква а (о, у, ы), то она командует,

что первую букву  надо читать твердо».

            Для того чтобы такие рассуждения  ребенок проводил осознанно,

чтобы они в конечном итоге способствовали формированию прочного навыка

чтения, рекомендуется  игра "Буква в окошке",  использованием пособия

"абак", где  первой должна появиться буква  гласного в правом окошке. Именно

она и определит  вариант прочтения буквы слева. Организовать такую игру

учитель может со всем классом, по рядам парами и т.д.

            Для тренировки первоклассников  в чтении прямых слогов, кроме

такой подвижной  таблицы, учителя используют карточки отдельных букв и

слогов, а также  стационарные слоговые таблицы, такие  как, например слоговые

таблицы из «Читалочки»  Л.Ф.Климановой, которые одновременно могут быть и

игровым полем.

|   Ва   |    Па   |

|   Та   |    Ми   |

|   Са   |    Ма   |

|   Ле   |    Ня   |

|   Ли   |    ша   |

|                  |

 

|      Ба  |      Тон |      Зар  |

|      За  |      Нан |      лет  |

|      Ня  |       Ян |           |

 

 

 

                                           Рисунок 3

           Подобные слоговые таблицы позволяют  не только потренировать детей

  в чтении, но  и воспитать внимание к слову,  его лексическому значению и

  звукобуквенной  форме.

            Особый вариант слоговых таблиц  представляют собой карточки,

выполненные в виде домино. Играть можно всем классом, парами, группами из

Информация о работе Развитие творческих способностей у детей