Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 12:49, курсовая работа
Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и
оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.
Сущность творчества – предугадывании результата, правильно
поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к
действительности, в том, что Склодовская называла чувством природы.
Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и
сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная.
I. Теоретическая часть
1. Введение
2. Значение периода детства для развития
творческих способностей
3. Развитие интереса к творчеству
4. Виды творческой деятельности
5. Методы развития творческих способностей у детей
II. Практическая часть
6. Заключение
7. Приложение
8. Список литературы
менее заметна. В играх с предметами младшие школьники выполняют задания,
требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов,
нахождение отсутствующего предмета. Играя, они приобретают умения
складывать из частей целое, выкладывать узоры из разнообразных форм.
В дидактических играх широко используются разнообразные
игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, величина, материал из которого
они сделаны. Это помогает учителю упражнять младших школьников в решении
определенных дидактических задач.
Игры с природным материалом
учитель применяет при
таких дидактических игр, как “Чьи следы? “, “От какого дерева лист?”,
“Разложи листья по убывающей величине” и.т.д. В таких играх закрепляются
знания об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы
(анализ, синтез, классификация).
Настольно-печатные игры
различные виды лото, домино. При их использовании решаются различные
развивающие задачи. Так, например, игра, основанная на подборе картинок по
парам. Ученики объединяют картинки не только по внешним признакам, но и по
смыслу.
Подбор картинок по общему
признаку – классификация.
учеников требуется обобщения, установление связи между предметами.
Например,
в игре «Что растет в лесу?» (см. приложение А).
Составление разрезных
умения из отдельных частей составлять целый предмет, логическому мышлению.
Описание, рассказ по картинке с показом действий, движений
направлено на развитие речи, воображения, творчества у младших школьников.
Для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, ученик
прибегает к имитации движений (например, животного, птицы и.т.д.)
В этих играх формируются
ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании
необходимого образа.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В
таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах,
углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать
приобретенные ранее знания о новых связях, в новых обстоятельствах. Дети
самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают
предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят
признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам,
признакам; находят алогизмы в суждениях и др.
С помощью словесных игр у
детей воспитывают желание
умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее,
трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что
его учат.
Для удобства использования
процессе их условно можно объединить в четыре основные группы. В первую
группу входят игры, с помощью которых формируют умение выделять
существенные признаки предметов, явлений: "Отгадай-ка”, “Магазин” и.т.д.
Вторую группу составляют игры,
используемые для развития
сравнивать, сопоставлять, давать правильные умозаключения: “Похож – не
похож”, “Кто больше заметит небылиц” и другие.
Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и
классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей
группе: “Кому что нужно?» “Назови три предмета”, “Назови одним словом” (см.
приложение Б).
В особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания,
сообразительности, быстроты мышления: «Краски», «Летает, не летает» и
другие.
Третий класс игр –
лежат в основе многих игр, относящихся к обучаемым и досуговым. Предметная
среда народных игр также традиционна, они сами, и чаще представлена в
музеях, а не в детских коллективах. Исследования, проведенные в последние
годы, показали, что народные игры способствуют формированию у детей
универсальных родовых и психических способностей человека (сенсомоторной
координации, произвольности поведения, символической функции мышления и
другие), а также важнейших черт психологии этноса, создавшего игру.
Для обеспечения развивающего потенциала игр нужны не только
разнообразные игрушки, особая творческая аура, создаваемая взрослыми,
увлеченными работой с детьми, но и соответствующая предметно-
пространственная среда.
Для педагогов важно продумать поэтапное распределение игр, в
том числе и дидактических, на уроке. В начале урока цель игры –
организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В
середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В
конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока игра
должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной,
увлекательной, включать детей в разные виды деятельности. Следовательно,
игра, может быть проведена на любом этапе урока, а также на уроках разного
типа. Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс,
сочетается и
взаимосвязана с другими
школьников.
2 Игра как средство развития творческого начала учащихся
начальных
классов
2.1 Дидактическая игра как
развития
мышления младших школьников
Виды игр для детей очень разнообразны. Есть такие игры, которые
предназначены специально для развития умственных способностей школьников,
совершенствования и тренировки их памяти и мышления, которые помогают
лучшему усвоению и закреплению приобретенных в школе знаний, пробуждению у
учащихся живого интереса к изучаемым предметам. Таким играм необходимо
уделять постоянное внимание.
В своей совокупности
способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого
воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных
отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у
учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к
самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче,
доводить начатую работу до конца.
К началу младшего школьного возраста игровая деятельность не
теряет своей роли, но содержание и направленность игры меняется (по
сравнению с дошкольным возрастом). В это время большое место занимают игры
с правилами и дидактические игры. В них ребенок учится подчинять свое
поведение правилам, формируются его движение, внимание, умение
сосредоточиться, то есть, развиваются способности, которые особенно важны
для успешного обучения в школе,
Большое значение в учебно-
школьников играет внимание. От того, насколько педагог сможет удерживать
внимание детской
аудитории зависит процесс
игры, направленные на развитие различных аспектов внимания (см. приложение
В).
Для поддержания
обеспечивающей достижение целей обучения, в практической деятельности школ
используются разнообразные
методы и формы организации
учащихся, а так же различные средства обучения. Ведущее место среди
последних принадлежит дидактическим играм.
В дидактических играх младшие
школьники учатся подчинять
поведения правилам, формируются его движения, внимание, умение
сосредоточиться, то есть развиваются способности, которые важны для
успешного обучения в школе.
Дети очень любят разгадывать ребусы и кроссворды. Так, на одном
из занятий, ученикам можно предложить угадать, какие слова зашифрованы в
этом ребусе:
Еще одним развивающим
следующее: детям предлагается написать текст, предварительно восстановив
смысл каждого слова и предложения в целом.
Впыа снге. В лсеу тхио. Мдвдееи злглаеи в брлгеоу и сптя. Блкеи сдтия в
дплуе и грзтыу рхоеи. Зйкаи злзлаеи пдо кстуы. Лзые влкои бгтоаю оп лсеу.
В процессе обучения
наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, рассуждать, обосновывать
выводы, к которым учащиеся приходят в процессе выполнения заданий.
Цель дидактической игры “
Логическое домино “
закреплении знаний детей о свойствах предметов, развитии логического
мышления. Для игры
понадобится набор фигур
два ученика, у которых есть полный набор фигур. Первый ученик кладет на
стол фигуру. Ответный ход второго ученика состоит в том, что он
прикладывает к этой фигуре другую, отличающуюся от нее только одним каким-
либо свойством: формой или величиной. Проигрывает тот, кто первым останется
без фигур. Учитель проходит по рядам и руководит игрой.
Совершенствовать
рыбок “ Наглядный материал, в виде ярких плоских изображений рыбок,
подготовлен для работы на магнитной доске. На каждой рыбке написан пример
на сложение и вычитание. Имеются кормушки с цифрами 5 и 10.
Участники игры, решив примеры, размещают своих рыбок около той
кормушки, цифра
которой соответствует
Дидактические игры на
используются и на уроках природоведения.
Игра «Овощи фрукты» имеет цель закрепить умение детей
классифицировать и называть овощи и фрукты, правильно употреблять глаголы
«класть», «положить». Детей распределяет учитель на две команды с равным
количеством игроков.
Команды садятся на стулья друг против друга. Первые дети из каждой команды
берут в руки маленькие мячи и начинают передавать их своим соседям. Ученики
одной команды, передавая мяч, называют овощи, другой – фрукты. Передача
мяча сопровождается диалогом:
1-й ученик: Положи в корзину овощ.
2-й ученик: Кладу
огурец.(Поворачивается к
произносит: «Положи в корзину овощ».).
3-й ученик: Кладу морковь. Тот, кто повторит название два раза или ошибется
, отдает фант, а по окончании игры выкупает его.
Игра «Каждому овощу – его
листву» состоит из двух
карточек:
1) с картинками овощей;
2) с гербарными листьями этих овощей.
Необходимо быстро соединить соответствующие овощ и листву.
Использование дидактических
школьников активизирует их интерес к учению.
2.2 Формирование творческих
занимательного и наглядного материала на уроках математики
Игра, как известно, сопровождает детей с первых дней
сознательной жизни. Через игру, через свое отношение к игрушке они
осмысливают окружающее. В школьном возрасте игра усложняется, ребенок 7-8
лет находится во власти не только своей фантазии, но все шире вступает
через игру в мало знакомый ему мир другого человека.
Постепенно игра начинает
более осознанный характер, становясь реальным самым доступным средством
познания мира проявления и утверждения себя в нем.
В младших классах игра по-
мест в сознании и деятельности детей. При организации и проведении игр
важно иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению
свободного времени. Подбирать игры надо осмысленно, использовать их в
определенной системе и последовательности, с учетом того, какие именно
психические свойства и качества, необходимые детям они развивают, какие
воспитательные и образовательные задачи решает учитель.
Подготовка ребенка к школе
включает формирование
математических навыков и представлений, развитие математического мышления и
сообразительности. Большинство детей, поступающих в первый класс, умеют
Информация о работе Развитие творческих способностей у детей