Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 12:49, курсовая работа
Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и
оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.
Сущность творчества – предугадывании результата, правильно
поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к
действительности, в том, что Склодовская называла чувством природы.
Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и
сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная.
I. Теоретическая часть
1. Введение
2. Значение периода детства для развития
творческих способностей
3. Развитие интереса к творчеству
4. Виды творческой деятельности
5. Методы развития творческих способностей у детей
II. Практическая часть
6. Заключение
7. Приложение
8. Список литературы
искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы
драматического и изобразительного искусства. Иногда играм приписывали
магические действия. Таким образом, человеческая игра возникает как
деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и
представляющая
собой воспроизведение
появляется игра взрослых, игра как основа будущей эстетической,
изобразительной деятельности. С чем связано возникновение детской игры ?
Детство существовало не
говорить лишь тогда, когда исчезает возможность непосредственного включения
детей в производственный труд взрослых. К человеческому детству, как к
особому этапу подготовки ребенка к будущей взрослой жизни предъявлялись все
большие и большие требования. Чем выше развитие общества, тем сложнее
становится период подготовки ребенка к взрослой жизни. Игра возникает в
ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в
системе общественных отношений. Она социальна по своему происхождению, по
своей природе [1].
Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе
воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется
под воздействием взрослых. В процессе взаимодействия ребенка с предметным
миром, обязательно
при участии взрослого, не сразу, а на определенном этапе развития этого
взаимодействия и возникает подлинно человеческая детская игра.
«Игра, игровая деятельность, один из видов деятельности,
характерных для животных и человека» – отмечается в Педагогической
энциклопедии [13]. Понятие «игра» («игрища») в русском языке встречается
еще в Лаврентьевской летописи.
В летописи говорится о лесных славянских племенах (радимичи, вятичи),
которые «браци не бываху в них, но игрища между селы, схожахуся на игрища,
на плясания и на все бесовьская игрища, и ту умыкаху жены себе».
По свидетельству Платона, еще
жрецы Древнего Египта
конструированием
специальных обучающих и
игр пополнялся. Платон
в своем «Государстве»
слова: «воспитание» и «игра». Он справедливо утверждал, что обучение
ремеслам и воинскому искусству немыслимо без игры.
Попытку систематического
конце xix века немецкий ученый К. Гросс, считавший, что в игре происходит
предупражне-
ние инстинктов к будущим условиям борьбы за существование (“теория
предупреждения”). К. Гросс называет игры изначальной школой поведения. Для
него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались,
смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни.
Позицию К. Гросса продолжил польский педагог, терапевт и
писатель Януш Корчак, который считал, что игра – это возможность отыскать
себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной. В играх заложена
генетика прошлого, как и в народном досуге – песнях, танцах, фольклоре.
Игра в любую историческую
эпоху привлекала к себе
педагогов. В ней заключена реальная возможность, воспитывать и обучать
ребенка в радости Ж.Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци пытались развить способности
детей в соответствии с законами природы и на основе деятельности,
стремление которой присуще всем детям. Центром педагогической системы
Ф.Фребеля является теория игры.
По Фребелю, детская игра – «зеркало жизни» и «свободное проявление
внутреннего мира. Игра – мостик от внутреннего мира к природе». Природа
представлялась Фребелю в виде единой и многообразной сферы [10].
Д. Ушинский склонялся к
возможностей человека. Он отделял учение от игры и считал его непременной
обязанностью школьника. «Учение, основанное только на интересе, не дает
окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно и
придет многое, что надобно будет взять силой воли» [10]. Однако, соглашаясь
с необходимостью волевых усилий при обучении, не будем снижать и значение
игры и интереса.
Значение игры в развитии и
воспитании личности уникально,
как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и
развить свою личность. Есть основание говорить о влиянии игры на жизненное
самоопределение школьников, на становление коммуникативной неповторимости
личности, эмоциональной стабильности, способности включаться в повышенный
ролевой динамизм современного общества.
Игра всегда выступает как
бы в двух временных
настоящем и будущем. С одной стороны, она предоставляет личности
сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С
другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо
прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются
свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для
выполнения социальных, профессиональных, творческих функций.
В.Л.Сухомлинский писал: « Присмотримся внимательно, какое место занимает
игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре
раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности
личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра
– это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»[20]. В.Л.
Сухомлинский так же
отмечал, что «…духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет
в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества» [20].
Между тем, игра с годами занимает все менее значимое место в
жизни коллективов, где преобладают дети школьного возраста. Одна из причин
тому – недостаточное внимание к разработке теории игры школьников. Ярчайший
образец игровой позиции педагога представляет нам деятельность А.М.
Макаренко. Он писал: «Одним из важнейших путей воспитания я считаю игру. В
жизни детского коллектива
серьезная ответственная и
занимать большое место. И вы, педагоги, обязаны уметь играть» [9].
Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат,
а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя
ситуации проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им,
реальны. «В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети. Играя, они не
только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают».[19]
Эта специфическая особенность игры несет в себе большие
воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, педагог
может программировать определенные положительные чувства играющих детей. «В
игре совершенствуются лишь действия, цели которых значимы для индивида по
их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой
деятельности и в этом ее основное очарование и лишь с очарованием высших
форм творчества сравнимая прелесть» [14].
Таким образом, если игровые действия по своему содержанию
незначимы для ребенка, то он может и не войти в игру, в игровое состояние,
а будет лишь
механически исполнять роль, не переживая связанных с ней чувств. Нельзя
человека «насильно» включить в игру, помимо его воли, как и в процессе
творчества. [17]
Игра, как объект изучения, всегда привлекала к себе внимание
ученых. Большой вклад в теорию игры внесли Е.А.Покровский, П.В.Иванова,
В.Ф.Кудрявцева, В.Н.Харузина, А.Н.Соболева, О.И.Капица, Г.С.Виноградова.
Все эти исследования
относятся к ХIХ – первой трети ХХ вв., ценны, прежде всего, первозданностью
своих материалов, извлеченных из самих глубин народной жизни, включали в
себя описания только тех игр, которые попали в поле зрения наблюдателей.
В 30-е годы ХХ столетия
антологий, которые ставили перед собой задачу ознакомления читателей со
всей массой игр. Лучшей антологией до сих пор остается книга « Игры народов
СССР » В.Н.Всеволодского-
вышедшей в 1933 году.
Вплоть до 70-х годов был перерыв в изданиях такого рода. И вот
в 70-80 годы появились такие труды как: « Игры народов СССР» составители
Л.В.Былеева, В.М.Григорьев – М., 1985; С.К.Якуб «Вспомним забытые игры»,-
М., 1988; Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателей
детского сада. Составитель А.В.Кенеман - М., 1989 и многие другие.
Данные труды антологического характера содержат фактический
материал, благодаря которому педагоги-воспитатели умело, организовывали
учебно-воспитательную работу в детских учреждениях.
Через творчество и игрушки ребенок может успешно освоить многие
элементы и виды человеческой деятельности. Ребенок, мало играющий, теряет в
своем развитии, так как в игре «ребенок всегда выше своего среднего
возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на
голову выше самого себя» [20].
Можно сказать, что игра –
это метод познания
Он направляется внутренними силами и позволяет ребенку в короткие сроки
овладеть первоначальными, но весьма обширными основами человеческой
культуры. Возможно, игра прельщает ребенка своим непостижимым многообразием
ситуаций, требующих от него активного проявления индивмдуальности,
сообразительности, находчивости, творчества. Советский писатель Василий
Белов в своей книге “Лад” высказал мысль: “Каждый ребенок хочет играть, то
есть жить
творчески”.
При изучении развития детей,
видно, что в игре эффективнее,
в других видах деятельности, развиваются все психические процессы.
Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что
в психологии
( Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Запорожец и др.) утвердился взгляд на
игру как на ведущую деятельность в дошкольный период, а также не исчезающую
деятельность в младший школьный период.
А.Н.Леонтьев отмечал, что в игре развиваются новые,
прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив,
являющийся основой возникновения стимула к учебе.
Л.С.Выготский, рассматривая
ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не
исчезает, но наоборот, она пропитывает собою всю деятельность ученика. “ В
школьном возрасте, - отмечал он- игра не умирает, а проникает в отношении
действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении
и труде…”[2].
Вся детская деятельность
степени, слитна и неразделима. Это единство возникает благодаря
воображаемой, условной ситуации, в которой происходит процесс детского
творчества. В игре синтезируется познавательная, трудовая и творческая
активность ребенка. Любое новое знание или умение, побуждает его к действию
с ним. Характер этого действия – игровой, как наиболее близкий и понятный
для детей из их прежнего опыта.
. Ш.А.Амонашвили пишет: “самое интенсивное развитие многих
функций происходит до 7-9 лет ребенка, и поэтому потребность в игре в этом
возрасте особенно сильна, а игра превращается в вид деятельности,
управляющий развитием. В ней формируются личностные качества ребенка, его
отношение к действительности, к людям”[12].
Некоторые психологи считают,
что детские игры нельзя
творческой деятельностью, так как в них не создается ничего нового. Это
так, если подходить к детской игре с теми же мерками, что и к деятельности
взрослого человека, тогда термин “творчество” действительно неуместен. Но
он оправдан, если подойти к решению вопроса с точки зрения развития
ребенка.
Л.С.Выготский заметил у детей дошкольного возраста появление
замысла, что означает переход к творческой деятельности [3]. В раннем
детстве ребенок идет от действия к мысли, у дошкольника уже развивающаяся
способность идти от мысли к действию, воплощать свои замыслы. Это
проявляется во всех видах деятельности, и, прежде всего в игре. Появление
замысла связано
с развитием творческого
Творческий характер игры
копирует жизнь, а, подражая тому, что видит, комбинирует свои
представления. При этом он передает свое отношение к изображаемому, свои
мысли и чувства. Это роднит игру с искусством, но ребенок – не актер. Он
играет для себя, а не для зрителей, он не разучивает роль, а создает ее по
Информация о работе Развитие творческих способностей у детей