Развитие творческих способностей у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и
оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.
Сущность творчества – предугадывании результата, правильно
поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к
действительности, в том, что Склодовская называла чувством природы.
Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и
сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная.

Содержание работы

I. Теоретическая часть
1. Введение
2. Значение периода детства для развития
творческих способностей
3. Развитие интереса к творчеству
4. Виды творческой деятельности
5. Методы развития творческих способностей у детей
II. Практическая часть
6. Заключение
7. Приложение
8. Список литературы

Файлы: 1 файл

Развитие творческих способностей у детей.docx

— 258.35 Кб (Скачать файл)

творческого ребенка  часто сопровождается проявлением  оригинальности. Это

еще один важный компонент  творческого начала, выражающий степень

непохожести, нестандартности, необычности.

            Методика Е.А.Панько «Придумай  игру» направлена, на выявление

умений у младших  школьников создавать новую игру, формулировать правила

игры, распределять роли и предвидеть возможные ситуации. Она направлена на

определение способности  к прогнозированию, предвосхищению и обеспечению

возможности более  быстрого решения проблем.

                         Методика «Придумай игру» (автор  Е.А.Панько) [

]

 

                                         Инструкция к проведению

 

            Ученик получает задание на 5 минут  придумать какую-либо игру и

подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы  экспериментатора:

1. Как называется  игра?

2. В чем она  состоит?

3. Сколько человек  необходимо для игры?

4. Какие роли получают  участники в игре?

5. Как будет проходить  игра?

6. Каковы правила  игры?

7. Чем должна будет  закончиться игра?

8. Как будут оцениваться  результаты игры и успехи отдельных  участников?

В ответах младшего школьника оценивается не речь, а  содержание придуманной

игры. В этой связи, спрашивая ученика, необходимо помогать ему – постоянно

задавать наводящие  вопросы, которые, однако, не должны подсказывать ответ.

            В основе способности к развитию  творческого начала лежит такая

личная особенность  как креативность. Многие ученые (А.В.Петровский,

Е.Н.Соколов, Я.Н.Коломинский) определяли креативность как особенность

развития психических  процессов, в частности давали характеристику мышлению

как понимание главного, существенного, беглость (быстрый переход  от одного

способа решения  к другому), гибкость (разнообразие идей), оригинальность

(необычность, остроумность, самостоятельность решения задач), открытость

(многогранное видение), воображение (фантазия – яркая,  образная,

стереотипная).

            Для выявления креативности мы  использовали специальную методику

«Вербальная фантазия» (автор Р.С.Немов) [31].

                                                     Инструкция

            Школьнику дается задание придумать  рассказ (историю, сказку) о

каком-либо живом  существе (человеке, животном) или о  чем-либо ином по

выбору ребенка  и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы

или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до 1 минуты, после этого

ребенок приступает к рассказу.

            В ходе рассказа творчество  ребенка оценивается по следующим

признакам:

1) скорость процессов  воображения;

2) необычность, оригинальность  образов;

3) богатство фантазии;

4) глубина и проработанность  (детализированность) образов;

5) впечатлительность,  эмоциональность образов.

            По каждому из этих признаков  рассказ получает от 0 до 2 баллов.

0 баллов – данный  признак в рассказе отсутствует;

1балл – данный  признак имеется, но выражен  слабо;

2балла – соответствующий  признак выражен достаточно сильно.

 

         3.2 Анализ результатов исследования

 

          На первом этапе исследования  по методике «Дорисовка фигур» (автор

О.М.Дъяченко, А.И.Кирилова) нами выявлено 6 типов решений школьниками

экспериментальных задач на воображение.

0 тип. Этот тип  решения характеризуется тем,  что ученик еще не принимает

задачу на построение образа воображения с использованием заданного

элемента. Он не дорисовывает заданный элемент, а рисует рядом  что-то свое

(свободное фантазирование).

1 тип. Ученик дорисовывает  фигуру на карточке так, что  получается

изображение отдельного субъекта (дерево и т.п.), но изображение  контурное,

схематичное, лишенное деталей.

2 тип. Изображается  отдельный субъект, но с разнообразными  деталями.

3 тип. Изображая  отдельный объект, младший школьник  уже включает его в

какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая

зарядку).

4тип. Ребенок  изображает несколько объектов  по воображаемому сюжету

(девочка гуляет  с собакой).

5тип. Заданная  фигура используется качественно  по-новому. Если в 1-4 типах

она выступала как  основная часть картинки, которую  рисовал ученик, то

теперь фигура включается как один из второстепенных элементов  воплощаемого

образа воображения (треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша,

которым мальчик  рисует картину и т.п.).

            При этом типе решения ученик  проявляет большую свободу в

использовании элементов  для создания образов воображения.

            В ходе выполнения задания  ребенок может вносить различные

дополнения, изменения, варьировать и преобразовывать  знакомый материал, а

также создавать  новые комбинации из усвоенных старых элементов.

                       Данные исследования представлены  в таблице 1.

 

  Таблица 1 -   Диагностика способов создания  рисунков и их оригинальности

 

 

 

|Классы        |Общее    |       Типы решения задач                       |

|              |кол-во   |(коэффициент оригинальности)                    |

|              |учащихся |                                                |

|              |         |0 тип |1 тип |2 тип  |3 тип  |4 тип   |5 тип  |

|1 «а» класс   |         |   2  |   2  |    5  |    5  |    3   |    3  |

|(контрольная  |20       |      |      |       |       |        |       |

|группа)       |         |      |      |       |       |        |       |

|1 «б» класс   |         |   4  |   4  |    3  |    3  |     5  |     1 |

|(экспериментал|20       |      |      |       |       |        |       |

|ьная группа)  |         |      |      |       |       |        |       |

 

 

 

                                                     Рисунок 4

            Таким образом, коэффициент оригинальности  каждого испытуемого

во всех группах  оказался тесно связанным с выявленными  типами решения

предложенных задач. При этом, чем сложнее был тип  решения, способ

манипулирования образами воображения, который применял ребенок, тем выше

оказывался у  него коэффициент оригинальности в  данной возрастной группе.

            На втором этапе констатирующего  эксперимента мы использовали

методику Е.А.Панько «Придумай игру». Критерии оценки содержания придуманной

ребенком игры в  данной методике были следующие:

1) оригинальность  и новизна;

2) продуманность  условий;

3) наличие в игре  различных ролей для ее участников;

4) наличие в игре  определенных правил;

5) точность критериев  оценки успешности проведения  игры.

            По каждому из критериев придуманная  учеником игра может

оцениваться от 0 до 2 баллов. Оценка в 0 баллов означает полное отсутствие

в игре любого из пяти перечисленных выше признаков (по каждому  из них в

баллах игра оценивается  отдельно). 1 балл – наличие, но слабая выраженность

в игре данного признака. 2 балла – присутствие и отчетливая выраженность в

игре соответствующего признака.

            По всем этим критериям и  признакам придуманная школьником  игра

в сумме может  получиться от 0 до 10 баллов. И на основе общего числа

полученных баллов делается вывод об уровне развития фантазии.

Выводы об уровне фантазии:

10 баллов – очень  высокий;

8-9 баллов – высокий;

6-7 баллов – средний;

4-5 баллов – низкий;

0-3 балла – очень  низкий.

                     Результаты исследования отображены  в таблице 2.

   Таблица 2 -  Оценка содержания придуманной  игры

|Классы           |Общее кол-во|Уровень развития  творческого начала в игре  |

|                 |учащихся    |                                            |

|                 |            |Очень   |Высокий|Средний|Низкий  |Очень  |

|                 |            |высокий |       |       |        |низкий |

|1 «а» класс      |            |        |       |       |        |       |

|(контрольная     |20          |4       |3      |5      |5       |3      |

|группа)          |            |        |       |       |        |       |

|1 «б» класс      |            |        |       |       |        |       |

|(экспериментальна|20          |2       |3      |3      |7       |5      |

|я группа)        |            |        |       |       |        |       |

 

 

 

                                                    Рисунок 5

            Таким образом, в контрольной  группе 7 человек проявили высокий

уровень фантазии в  организации и придумывании содержания игры, а в

экспериментальной группе 5 человек, низкий уровень фантазии – в

экспериментальной группе – 12 учащихся, в контрольной  – 8.

            На третьем этапе констатирующего  эксперимента мы применяли

методику Р. С. Немова «Вербальная фантазия» и разработали  параметры по

оцениванию элементов  фантазии младших школьников.

                         Оценивание скорости процессов  воображения

            Если в течение 1 минуты ребенок  не придумал сюжет рассказа, то

экспериментатор сам  подсказывает ему какой-либо сюжет  и за скорость

воображения ставит 0 баллов. Ребенок получает 1 балл, если он сам придумал

рассказ за одну минуту. Если ребенок в течение 1 минуты придумал как

минимум два разных сюжета, это оценивается в 2 балла.

                      Оценивание необычности, оригинальности  образов

0 баллов – пересказ  ранее увиденного, услышанного;

1 балл – пересказ  раннее известного с внесением  элементов новизны;

2 балла – самостоятельное  придумывание рассказа с новым  сюжетом.

                                  Оценивание богатства фантазии

            При оценивании этого качества  процессов воображения фиксируется

общее число различных  живых существ, предметов, ситуаций и действий,

различных характеристик  и признаков, приписываемых всему  этому в рассказе

учащегося.

 

   2 балла –  число предметов и признаков  превышает десять;

 

1 балл - общее количество  деталей от шести до десяти;

0 баллов – признаков  в рассказе мало, но не менее  пяти.

                          Оценивание глубины и проработанности  образов

            Этот показатель определяется  по тому, насколько разнообразно  в

рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся  к образу

(человеку, животному,  фантастическому существу), играющему  ключевую роль

или занимающему  центральное место в рассказе.

0 баллов – центральный  объект изображен схематично, без  детальной

проработки его  аспектов;

1 балл – при  описании центрального объекта  рассказа его детализация

умеренная;

2 балла – главный  образ расписан достаточно подробно.

                    Оценивание впечатлительности и  эмоциональности

            Этот показатель оценивается  по тому, вызывают ли образы  в

рассказе интерес  и эмоции у слушателя.

0 баллов – образы  малоинтересны, банальны.

1 балл – образы  вызывают незначительный интерес.

2 балла – образы  вызывают эмоциональную реакцию  слушателей (удивление,

восхищение, страх).

            Таким образом, максимальное число  баллов ребенок может получить

за свое воображение  до 10, минимальное – 0.

                 Данные исследования представлены  в таблице 3.

Таблица 3 - Оценка элементов  фантазии младших школьников

|Классы            |  Общее     |             Уровень развития фантазии        |

|                  |количество  |                                              |

|                  |учащихся    |                                              |

|                  |            |Очень   |Высокий|Средний |Низкий   |Очень    |

|                  |            |высокий |       |        |         |низкий   |

|1 «а» класс       |            |        |       |        |         |         |

|(контрольная      |20          |2       |4      |8       |3        |3        |

|группа)           |            |        |       |        |         |         |

|1 «б» класс       |            |        |       |        |         |         |

|(экспериментальная|20          |1       |3      |7       |5        |4        |

|группа)           |            |        |       |        |         |         |

 

 

 

                                                       Рисунок 6

 

 

            Из таблицы видно, что учащиеся  обладают недостаточной глубиной

фантазийных элементов, как в контрольной, так и в  экспериментальной группе.

            Второй этап работы (формирующий  эксперимент) включал в себя

приемы, направленные на развитие творческого начала как  в дидактической

игре, так и в  творческих играх и на стимулирование общей творческой

активности.

            К первой группе приемов относились  творческие задания,

Информация о работе Развитие творческих способностей у детей