Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 12:49, курсовая работа
Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и
оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.
Сущность творчества – предугадывании результата, правильно
поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к
действительности, в том, что Склодовская называла чувством природы.
Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и
сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная.
I. Теоретическая часть
1. Введение
2. Значение периода детства для развития
творческих способностей
3. Развитие интереса к творчеству
4. Виды творческой деятельности
5. Методы развития творческих способностей у детей
II. Практическая часть
6. Заключение
7. Приложение
8. Список литературы
творческого ребенка часто сопровождается проявлением оригинальности. Это
еще один важный компонент творческого начала, выражающий степень
непохожести, нестандартности, необычности.
Методика Е.А.Панько «Придумай игру» направлена, на выявление
умений у младших школьников создавать новую игру, формулировать правила
игры, распределять роли и предвидеть возможные ситуации. Она направлена на
определение способности к прогнозированию, предвосхищению и обеспечению
возможности более быстрого решения проблем.
Методика «Придумай игру» (
]
Ученик получает задание на 5 минут придумать какую-либо игру и
подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экспериментатора:
1. Как называется игра?
2. В чем она состоит?
3. Сколько человек необходимо для игры?
4. Какие роли получают участники в игре?
5. Как будет проходить игра?
6. Каковы правила игры?
7. Чем должна будет закончиться игра?
8. Как будут оцениваться
результаты игры и успехи
В ответах младшего школьника оценивается не речь, а содержание придуманной
игры. В этой связи, спрашивая ученика, необходимо помогать ему – постоянно
задавать наводящие вопросы, которые, однако, не должны подсказывать ответ.
В основе способности к
личная особенность как креативность. Многие ученые (А.В.Петровский,
Е.Н.Соколов, Я.Н.Коломинский) определяли креативность как особенность
развития психических процессов, в частности давали характеристику мышлению
как понимание главного, существенного, беглость (быстрый переход от одного
способа решения к другому), гибкость (разнообразие идей), оригинальность
(необычность, остроумность,
самостоятельность решения
(многогранное видение),
воображение (фантазия – яркая,
стереотипная).
Для выявления креативности мы
использовали специальную
«Вербальная фантазия» (автор Р.С.Немов) [31].
Школьнику дается задание
каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по
выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы
или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до 1 минуты, после этого
ребенок приступает к рассказу.
В ходе рассказа творчество
ребенка оценивается по
признакам:
1) скорость процессов воображения;
2) необычность, оригинальность образов;
3) богатство фантазии;
4) глубина и проработанность (детализированность) образов;
5) впечатлительность, эмоциональность образов.
По каждому из этих признаков рассказ получает от 0 до 2 баллов.
0 баллов – данный
признак в рассказе
1балл – данный признак имеется, но выражен слабо;
2балла – соответствующий
признак выражен достаточно
3.2 Анализ результатов
На первом этапе исследования по методике «Дорисовка фигур» (автор
О.М.Дъяченко, А.И.Кирилова) нами выявлено 6 типов решений школьниками
экспериментальных задач на воображение.
0 тип. Этот тип решения характеризуется тем, что ученик еще не принимает
задачу на построение образа воображения с использованием заданного
элемента. Он не дорисовывает заданный элемент, а рисует рядом что-то свое
(свободное фантазирование).
1 тип. Ученик дорисовывает фигуру на карточке так, что получается
изображение отдельного субъекта (дерево и т.п.), но изображение контурное,
схематичное, лишенное деталей.
2 тип. Изображается
отдельный субъект, но с
3 тип. Изображая отдельный объект, младший школьник уже включает его в
какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая
зарядку).
4тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету
(девочка гуляет с собакой).
5тип. Заданная
фигура используется
она выступала как основная часть картинки, которую рисовал ученик, то
теперь фигура включается как один из второстепенных элементов воплощаемого
образа воображения (треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша,
которым мальчик рисует картину и т.п.).
При этом типе решения ученик проявляет большую свободу в
использовании элементов для создания образов воображения.
В ходе выполнения задания
ребенок может вносить
дополнения, изменения, варьировать и преобразовывать знакомый материал, а
также создавать новые комбинации из усвоенных старых элементов.
Данные исследования
Таблица 1 - Диагностика способов создания рисунков и их оригинальности
|Классы
|Общее |
Типы решения задач
|
|кол-во |(коэффициент оригинальности)
|
|учащихся |
| | |0 тип |1 тип |2 тип |3 тип |4 тип |5 тип |
|1 «а» класс | | 2 | 2 | 5 | 5 | 3 | 3 |
|(контрольная |20 | | | | | | |
|группа) | | | | | | | |
|1 «б» класс | | 4 | 4 | 3 | 3 | 5 | 1 |
|(экспериментал|20 | | | | | | |
|ьная группа) | | | | | | | |
Таким образом, коэффициент
во всех группах оказался тесно связанным с выявленными типами решения
предложенных задач. При этом, чем сложнее был тип решения, способ
манипулирования образами воображения, который применял ребенок, тем выше
оказывался у него коэффициент оригинальности в данной возрастной группе.
На втором этапе
методику Е.А.Панько «Придумай игру». Критерии оценки содержания придуманной
ребенком игры в данной методике были следующие:
1) оригинальность и новизна;
2) продуманность условий;
3) наличие в игре
различных ролей для ее
4) наличие в игре определенных правил;
5) точность критериев оценки успешности проведения игры.
По каждому из критериев
оцениваться от 0 до 2 баллов. Оценка в 0 баллов означает полное отсутствие
в игре любого из пяти перечисленных выше признаков (по каждому из них в
баллах игра оценивается отдельно). 1 балл – наличие, но слабая выраженность
в игре данного признака.
2 балла – присутствие и
игре соответствующего признака.
По всем этим критериям и
признакам придуманная
в сумме может получиться от 0 до 10 баллов. И на основе общего числа
полученных баллов делается вывод об уровне развития фантазии.
Выводы об уровне фантазии:
10 баллов – очень высокий;
8-9 баллов – высокий;
6-7 баллов – средний;
4-5 баллов – низкий;
0-3 балла – очень низкий.
Результаты исследования
Таблица 2 - Оценка содержания придуманной игры
|Классы
|Общее кол-во|Уровень
|
|учащихся |
| | |Очень |Высокий|Средний|Низкий |Очень |
| | |высокий | | | |низкий |
|1 «а» класс | | | | | | |
|(контрольная |20 |4 |3 |5 |5 |3 |
|группа) | | | | | | |
|1 «б» класс | | | | | | |
|(экспериментальна|20 |2 |3 |3 |7 |5 |
|я группа) | | | | | | |
Таким образом, в контрольной группе 7 человек проявили высокий
уровень фантазии в организации и придумывании содержания игры, а в
экспериментальной группе 5 человек, низкий уровень фантазии – в
экспериментальной группе – 12 учащихся, в контрольной – 8.
На третьем этапе
методику Р. С. Немова
«Вербальная фантазия» и
оцениванию элементов фантазии младших школьников.
Оценивание скорости процессов воображения
Если в течение 1 минуты ребенок не придумал сюжет рассказа, то
экспериментатор сам подсказывает ему какой-либо сюжет и за скорость
воображения ставит 0 баллов. Ребенок получает 1 балл, если он сам придумал
рассказ за одну минуту. Если ребенок в течение 1 минуты придумал как
минимум два разных сюжета, это оценивается в 2 балла.
Оценивание необычности,
0 баллов – пересказ ранее увиденного, услышанного;
1 балл – пересказ раннее известного с внесением элементов новизны;
2 балла – самостоятельное придумывание рассказа с новым сюжетом.
При оценивании этого качества
процессов воображения
общее число различных живых существ, предметов, ситуаций и действий,
различных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе
учащегося.
2 балла – число предметов и признаков превышает десять;
1 балл - общее количество деталей от шести до десяти;
0 баллов – признаков в рассказе мало, но не менее пяти.
Оценивание глубины и
Этот показатель определяется по тому, насколько разнообразно в
рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу
(человеку, животному, фантастическому существу), играющему ключевую роль
или занимающему центральное место в рассказе.
0 баллов – центральный объект изображен схематично, без детальной
проработки его аспектов;
1 балл – при описании центрального объекта рассказа его детализация
умеренная;
2 балла – главный
образ расписан достаточно
Оценивание впечатлительности
Этот показатель оценивается по тому, вызывают ли образы в
рассказе интерес и эмоции у слушателя.
0 баллов – образы малоинтересны, банальны.
1 балл – образы
вызывают незначительный
2 балла – образы
вызывают эмоциональную
восхищение, страх).
Таким образом, максимальное
за свое воображение до 10, минимальное – 0.
Данные исследования
Таблица 3 - Оценка элементов фантазии младших школьников
|Классы
| Общее |
Уровень развития фантазии
|
|количество |
|
|учащихся |
| | |Очень |Высокий|Средний |Низкий |Очень |
| | |высокий | | | |низкий |
|1 «а» класс | | | | | | |
|(контрольная |20 |2 |4 |8 |3 |3 |
|группа) | | | | | | |
|1 «б» класс | | | | | | |
|(экспериментальная|20
|группа) | | | | | | |
Из таблицы видно, что
фантазийных элементов, как в контрольной, так и в экспериментальной группе.
Второй этап работы (формирующий эксперимент) включал в себя
приемы, направленные на развитие творческого начала как в дидактической
игре, так и в творческих играх и на стимулирование общей творческой
активности.
К первой группе приемов
Информация о работе Развитие творческих способностей у детей