Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 12:49, курсовая работа
Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и
оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.
Сущность творчества – предугадывании результата, правильно
поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к
действительности, в том, что Склодовская называла чувством природы.
Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и
сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная.
I. Теоретическая часть
1. Введение
2. Значение периода детства для развития
творческих способностей
3. Развитие интереса к творчеству
4. Виды творческой деятельности
5. Методы развития творческих способностей у детей
II. Практическая часть
6. Заключение
7. Приложение
8. Список литературы
помогающие освоить выразительные свойства языка (придумывание эпитетов).
Детям предлагалось придумать эпитеты, характеризующие тот или иной персонаж
сказки.
Следующие приемы –
антонимов к словам. Выполнение этого задания способствовало развитию
ассоциативных связей. Прием словоизменения помог детям почувствовать
разницу в оттенках слов.
Важная роль в развитии
приемам как сочинение сказочной истории, которую предлагал учитель,
придумывание продолжения знакомой сказки, сочинение сказки по картинке.
Для развития творческих
две роли сказочных персонажей, несвязанных между собой общим сюжетом
(Айболит и солдат, принцесса и милиционер). Учащиеся должны были разыграть
придуманные ими сюжеты. Это мог быть разговор по телефону или игра
драматизация, игра-фантазия. Остальные дети наблюдали за сверстниками,
потом происходила смена участников игры.
Опыт показал, что
стимулировало общую речевую и игровую творческую активность детей.
На третьем этапе (контрольный эксперимент) мы подвели итоги
проделанной работы по развитию творческого начала средствами игры.
Результаты исследования отражены в сводной таблице.
Таблица 4 -Уровень развития творческого начала младших школьников
средствами игры
(по итогам контрольного
|
| Общее |
Показатели элементов
|Классы
|количество |
|
|учащихся |
| | | Методика 1 |Методика 2 | Методика 3 |
| | | В. | Н. | В. | Н. | В. | Н. |
|1 «а» класс | | | | | | | |
|(контрольная группа) |20 |8 |4 |7 |8 |6 |6 |
|! «б» класс | | | | | | | |
|(экспериментальная |20 |12 |3 |14 |2 |11 |1 |
|группа) | | | | | | | |
Таким образом, в результате проведенных исследований нами были
зафиксированы изменения в развитии творческого начала младших школьников: в
экспериментальной группе значительно увеличилось количество детей с
высокими показателями элементов творчества; в процентном отношении это
составило 52% от предыдущих показателей в констатирующем эксперименте.
Данные исследования частично подтвердили гипотезу о том, что
развитие творческого начала младших школьников средствами игры будет
эффективно при условии систематического использования игровых методов и
приемов в образовательном процессе.
Заключение
В первой главе подчеркивалось,
что игра возникает из
ребенка
узнать окружающий его мир, причем жить в этом мире так, как взрослые. Игра,
как способ познания действительности, есть одно из главных условий развития
детского воображения. Не воображение порождает игру, а деятельность
ребенка, познающего мир, творит его фантазию, его воображение. Игра
подчиняется законам реальности, а ее продуктом может быть мир детской
фантазии, детского творчества. Игра формирует познавательную активность и
саморегуляцию, позволяет развивать внимание и память, создает условия для
становления абстрактного мышления. Игра для младших школьников – любимая
форма деятельности. В игре, осваиваются игровые роли, дети обогащают свой
социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях.
Мы попытались подтвердить
творческого начала младших школьников средствами игры будет эффективно при
условии:
- систематического использования игровых методов и приемов в
образовательном процессе;
- учета возрастных
и психологических
школьного возраста;
- создания
комфортных психолого-
гармонично-развитой подрастающей личности.
Игровой метод включения
личностный подход, когда педагог ориентирован на личностный подход в
целом, а не
только на его функции как
ученика. Игра – не
особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод
стимулирования их активности.
Игра как психологическая
научной мысли, еще много предстоит открыть ученым в этой области. Игра как
проблема воспитания требует неустанных, каждодневных раздумий родителей,
требует творчества и фантазии от нас, педагогов. Воспитание ребенка – это
большая ответственность,
большой труд и огромная
дающая сознание
полезности нашего
Ориентация современной школы
на гуманизацию процесса
разностороннее
развитие личности ребенка
гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой
формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой,
связанной с
развитием индивидуальных
активности, способности
самостоятельно решать
п.. Активное
введение в традиционный
развивающих
занятий, специфически
мотивационной
и аналитико-синтаксической
воображения
и ряда других важных
связи одной
из важнейших задач
Список литературы
1. Анастази А. Психологическое тестирование / Под ред. К.М.Гуревича,
В.И.Лубовского. – М.: Педагогика, 1982.
2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя. – М.: Просвещение,
1987.-144с.- (Психологическая наука – школе).
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
4. Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. – М., 1966.
5. Воспитание младшнго
школьника: Пособие для
учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / Сост.
Л.В.Ковинько. – 4-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.-288с.
6. Выготский Л.
С. Игра и ее роль в
Вопросы психологии. – М., 1966. – 541с.
7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С-Пб.:
Союз, 1997.
8. Выготский Л.С.
Собрание сочинений в 6-ти
828с.
9. Гессен С. И. Основы педагогики введение в прикладную философию. – М.,
“Школа-Пресс”, 1995., гл. III, - 91с.
10. Гурин В.Е., Солопанова
О.Ю. Основы умственного
школьников в процессе обучения музыки: восприятие, мышление, развитие. –
Краснодар, 2001. –23с.
11. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Образование,
1996.
12. Давыдов В. В.
Проблемы развивающего
13. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М: Знание, 1986.
14. Дьяченко О. М., Лаврентьева Г. В. Психическое развитие дошкольников. –
М.:
Педагогика, 1984. – 128с. (Библиотека для родителей).
15. Доналдсон М.
Мыслительная деятельность
В.И.Лубовского. – М.: Педагогика, 1985.-192с.
16. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – С-Пб.: Питер,1999.
17. Ермакова Е.С. Генезис гибкости мыслительной деятельности в детском
возрасте // Психологический журнал. – 1997.- Т. 18, №3.
18. Заика Е. В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы
психологии. – 1993. - №2.
19. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.
20. Кино и дети. – М., 1971. –178с.
21. Кравцова Е.Е.
Психологические проблемы
школе. – М., 1991.
22. Кравцова Е.
Е. Разбуди в ребенке
сада и родителей. – М.: Просвещение; Учебная литература, 1996. – 160с.:
ил.
23. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского,
М.Г.Ярошевского. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
24. Крупская Н.
К. Об учителе. Избранные
25. Кузнецова Л.
В. Гармоничное развитие
для учителя. – М., Просвещение, 1988. – 224с.
26. Макаренко А. С. Докладная записка члену правления коммуны имени Ф.
Дзержинского. – В кн.: Сочинения. М., 1958, т.Vll, с. 420.
27. Марцинковская
Г. Д. Диагностика
практической психологии. – М.: Линка – Пресс, 1997. – 176с.:ил.
28. Медведева Е.А.
К вопросу о диагностики
старших дошкольников с задержкой психологического развития в
театрализованных играх (сообщение II) // Дефектология. – 1999.- №4.
29. Мерлин В.С.
Проблемы экспериментальной
записки Пермского педагогического института. – Пермь, 1970.-т.77, 238с.
30. Мир детства: Младший школьник. / Под ред. А.Г.Хрипновой; отв. ред.
В.В.Давыдов. – М.: Педагогика, 1981.-400с.
31. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб.
Заведений:
В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная
психодиагностика. – М.: Просвещение: Владос, 1995.
32. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под.
ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – М., 1988.
33. Педагогическое наследие / И. Г. Песталоцци, Я. А. Каменский, Д. Локк,
Ж. Ж. Руссо. – М., 1987. – 496с.
34. Педагогический поиск. – М.: Педагогика, 1987. – 544с.
35. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов
педагогических вузов: В 2 кн.: Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. –
М.: Владос, 1999. – 576с.
36. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к
практической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М.: Новая
школа, 1996.
37. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца,
Б.Ф.Ломова и др.; Научно-исследовательский институт общей и
педагогической
психологии Академии
Педагогика, 1983.-148с.
38. Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В.В. Давыдова. – М.,
1993. – 336с.
39. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1946 – 590с.
40. Савенков А.И. Основные подходы к разработке концепции одаренности //
Педагогика. – 1998. - №3.
41. Самарин Ю.Л. Способность.: Педагогическая энциклопедия. Т.4. – М.,
1968.-174с.
42. Симановский А.
Э. Развитие творческого
пособие для
родителей и педагогов. –
43. Синельников В.
Исследования воображения и
возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание. – 1993. - №10.
44. Спиваковская А. С. Игра – это серьезно. – М.: Педагогика, 1981. –
144с.: ил. – (Библиотека для родителей).
45. Степанов С. Поиск не закончен // Школьный психолог. – 1999.- №12.
46. Стрекозин В.
П. Актуальные проблемы
учителя. – М.: Просвещение, 1976. – 207с.
47. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – 3-е изд., доп. – М.:
Просвещение, 1990. – 160с.: ил.
48. Субботина Л.
Ю. Развитие воображения детей.
родителелей
и педагогов. – Ярославль:
49. Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника. – М., 1946. – 590с.
50. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радяньска школа, 1969. –
381с.
51. Теплов Б. М.
Психологические вопросы
кн.: Вопросы художественного воспитания. – М., 1947. – 387с.
52. Торшина К. А.
Современные исследования
зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 1998. - №4.
53. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии:
Пособие для студентов пед. институтов, учащихся пед. училищ и колледжей,
воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой. – М.:
Просвещение: Владос, 1995.
54. Фридман Л. М., Волков К. М. Психологическая наука – учителю. – М.,
1985. – 69с.
55. Шардаков М.
Н. Очерки психологии
56. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
57. Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах. – М.: НПО
Информация о работе Развитие творческих способностей у детей