Развитие творческих способностей у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и
оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.
Сущность творчества – предугадывании результата, правильно
поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к
действительности, в том, что Склодовская называла чувством природы.
Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и
сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная.

Содержание работы

I. Теоретическая часть
1. Введение
2. Значение периода детства для развития
творческих способностей
3. Развитие интереса к творчеству
4. Виды творческой деятельности
5. Методы развития творческих способностей у детей
II. Практическая часть
6. Заключение
7. Приложение
8. Список литературы

Файлы: 1 файл

Развитие творческих способностей у детей.docx

— 258.35 Кб (Скачать файл)

помогающие освоить  выразительные свойства языка (придумывание эпитетов).

Детям предлагалось придумать эпитеты, характеризующие  тот или иной персонаж

сказки.

            Следующие приемы – придумывание  сравнений и синонимов или

антонимов к словам. Выполнение этого задания способствовало развитию

ассоциативных связей. Прием словоизменения помог детям  почувствовать

разницу в оттенках слов.

            Важная роль в развитии творческого  начала принадлежит таким

приемам как сочинение  сказочной истории, которую предлагал  учитель,

придумывание продолжения  знакомой сказки, сочинение сказки по картинке.

            Для развития творческих способностей  в игре, детям предлагались

две роли сказочных  персонажей, несвязанных между собой  общим сюжетом

(Айболит и солдат, принцесса и милиционер). Учащиеся  должны были разыграть

придуманные ими  сюжеты. Это мог быть разговор по телефону или игра

драматизация, игра-фантазия. Остальные дети наблюдали за сверстниками,

потом происходила  смена участников игры.

            Опыт показал, что использование  данного приема заметно

стимулировало общую  речевую и игровую творческую активность детей.

            На третьем этапе (контрольный  эксперимент) мы подвели итоги

проделанной работы по развитию творческого начала средствами игры.

Результаты исследования отражены в сводной таблице.

 

 

Таблица 4 -Уровень  развития творческого начала младших  школьников

средствами игры

                           (по итогам контрольного эксперимента)

 

|                      |   Общее     |     Показатели элементов творчества     |

|Классы                |количество   |                                         |

|                      |учащихся     |                                         |

|                      |             |  Методика 1 |Методика 2 | Методика 3  |

|                      |             |   В. |   Н. |  В. |  Н. |   В. |   Н. |

|1 «а» класс           |             |      |      |     |     |      |      |

|(контрольная группа)  |20           |8     |4     |7    |8    |6     |6     |

|! «б» класс           |             |      |      |     |     |      |      |

|(экспериментальная    |20           |12    |3     |14   |2    |11    |1     |

|группа)               |             |      |      |     |     |      |      |

 

                                                      Рисунок 7

            Таким образом, в результате  проведенных исследований нами  были

зафиксированы изменения  в развитии творческого начала младших  школьников: в

экспериментальной группе значительно увеличилось  количество детей с

высокими показателями элементов творчества; в процентном отношении это

составило 52% от предыдущих показателей в констатирующем эксперименте.

            Данные исследования частично  подтвердили гипотезу о том,  что

развитие творческого  начала младших школьников средствами игры будет

эффективно при  условии систематического использования  игровых методов и

приемов в образовательном  процессе.

 

 

 

           Заключение

 

           В первой главе подчеркивалось, что игра возникает из потребности

ребенка

узнать окружающий его мир, причем жить в этом мире так, как взрослые. Игра,

как способ познания действительности, есть одно из главных  условий развития

детского воображения. Не воображение порождает игру, а  деятельность

ребенка, познающего мир, творит его фантазию, его воображение. Игра

подчиняется законам  реальности, а ее продуктом может  быть мир детской

фантазии, детского творчества. Игра формирует познавательную активность и

саморегуляцию, позволяет  развивать внимание и память, создает  условия для

становления абстрактного мышления. Игра для младших школьников – любимая

форма деятельности. В игре, осваиваются игровые роли, дети обогащают свой

социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях.

            Мы попытались подтвердить выдвигаемую  нами гипотезу: развитие

творческого начала младших школьников средствами игры будет эффективно при

условии:

   - систематического  использования игровых методов  и приемов в

     образовательном  процессе;

   - учета возрастных  и психологических особенностей  детей младшего

     школьного  возраста;

   - создания  комфортных психолого-педагогических  условий, для становления

     гармонично-развитой  подрастающей личности.

           Игровой метод включения школьника  в деятельность предполагает

  личностный подход, когда педагог ориентирован на  личностный подход в

  целом, а не  только на его функции как  ученика. Игра – не развлечение,  а

  особый метод  вовлечения детей в творческую  деятельность, метод

  стимулирования  их активности.

           Игра как психологическая проблема  дает еще очень много фактов  для

  научной мысли,  еще много предстоит открыть  ученым в этой области. Игра  как

  проблема воспитания  требует неустанных, каждодневных  раздумий родителей,

  требует творчества  и фантазии от нас, педагогов.  Воспитание ребенка – это

  большая ответственность,  большой труд и огромная творческая  радость,

  дающая сознание  полезности нашего существования  на земле.

          Ориентация современной школы  на гуманизацию процесса образования  и

  разностороннее  развитие личности ребенка предполагает  необходимость

  гармоничного  сочетания собственно учебной  деятельности, в рамках которой

  формируются  базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой,

  связанной с  развитием индивидуальных задатков  учащихся, их познавательной

  активности, способности  самостоятельно решать нестандартные  задачи и т.

  п.. Активное  введение в традиционный учебный  процесс разнообразных

  развивающих  занятий, специфически направленных  на развитие личностно-

  мотивационной  и аналитико-синтаксической сфер  ребенка, памяти, внимания,

  воображения  и ряда других важных психических  функций, является в этой

  связи одной  из важнейших задач педагогического  коллектива.

 

 

 

      Список  литературы

1. Анастази А.  Психологическое тестирование / Под  ред. К.М.Гуревича,

   В.И.Лубовского. – М.: Педагогика, 1982.

2. Аникеева Н.  П. Воспитание игрой: кн. Для  учителя. – М.: Просвещение,

   1987.-144с.- (Психологическая  наука – школе).

3. Божович Л.И.  Личность и ее формирование  в детском возрасте. – М., 1968.

4. Бородай Ю.М.  Воображение и теория познания. – М., 1966.

5. Воспитание младшнго  школьника: Пособие для студентов  средних и высших

   учебных заведений,  учителей начальных классов и  родителей / Сост.

   Л.В.Ковинько. – 4-е изд. – М.: Издательский  центр «Академия», 2000.-288с.

6. Выготский Л.  С. Игра и ее роль в психологическом  развитии ребенка:

   Вопросы психологии. – М., 1966. – 541с.

7. Выготский Л.  С. Воображение и творчество  в детском возрасте. – С-Пб.:

   Союз, 1997.

8. Выготский Л.С.  Собрание сочинений в 6-ти томах, - том 4. – М., 1984.-

   828с.

9. Гессен С. И.  Основы педагогики  введение в  прикладную философию. – М.,

   “Школа-Пресс”, 1995., гл. III, - 91с.

10. Гурин В.Е., Солопанова  О.Ю. Основы умственного воспитания  младших

   школьников  в процессе обучения музыки: восприятие, мышление, развитие. –

   Краснодар, 2001. –23с.

11. Гуткина Н.И.  Психологическая готовность к  школе. – М.: Образование,

   1996.

12. Давыдов В. В.  Проблемы развивающего обучения. – М., 1972.

13. Дьяченко О.М.  Воображение дошкольника. – М:  Знание, 1986.

14. Дьяченко О.  М., Лаврентьева Г. В. Психическое  развитие дошкольников. –

   М.:

      Педагогика, 1984. – 128с. (Библиотека для родителей).

15. Доналдсон М.  Мыслительная деятельность детей:  Пер. с англ. / Под ред.

   В.И.Лубовского. – М.: Педагогика, 1985.-192с.

16. Дружинин В.Н.  Психология общих способностей. – С-Пб.: Питер,1999.

17. Ермакова Е.С.  Генезис гибкости мыслительной  деятельности в детском

   возрасте // Психологический  журнал. – 1997.- Т. 18, №3.

18. Заика Е. В.  Комплекс игр для развития  воображения   //  Вопросы

   психологии. – 1993. - №2.

19. Ильенков Э.В.  Философия и культура. – М., 1991.

20. Кино и дети. – М., 1971. –178с.

21. Кравцова Е.Е.  Психологические проблемы готовности  детей к обучению в

   школе. –  М., 1991.

22. Кравцова Е.  Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. Для воспитателя дет.

   сада и  родителей. – М.: Просвещение;  Учебная литература, 1996. – 160с.:

   ил.

23. Краткий психологический  словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского,

   М.Г.Ярошевского.  – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

24.  Крупская Н.  К. Об учителе. Избранные статьи  и речи. – М., 1969. 19с.

25. Кузнецова Л.  В. Гармоничное развитие личности  младшего школьника: Книга

   для учителя.  – М., Просвещение, 1988. – 224с.

26.  Макаренко  А. С. Докладная записка члену  правления коммуны имени Ф.

   Дзержинского. – В кн.: Сочинения. М., 1958, т.Vll, с. 420.

27. Марцинковская  Г. Д. Диагностика психического  развития детей: Пособие по

   практической  психологии. – М.: Линка – Пресс, 1997. – 176с.:ил.

28. Медведева Е.А.  К вопросу о диагностики воображения  и творчества у

   старших дошкольников  с задержкой психологического  развития в

   театрализованных  играх (сообщение II) // Дефектология. – 1999.- №4.

29. Мерлин В.С.  Проблемы экспериментальной психологии  личности. / Ученые

   записки Пермского  педагогического института. –  Пермь, 1970.-т.77, 238с.

30. Мир детства:  Младший школьник. / Под ред. А.Г.Хрипновой;  отв. ред.

   В.В.Давыдов.  – М.: Педагогика, 1981.-400с.

31. Немов Р. С.  Психология: Учебник для студентов  высш. пед. учеб.

   Заведений:  В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая  психология ип

   психодиагностика. – М.: Просвещение: Владос, 1995.

32. Особенности психического  развития детей 6-7 летнего возраста / Под.

   ред. Д.  Б. Эльконина, А. Л. Венгера.  – М., 1988.

33. Педагогическое  наследие / И. Г. Песталоцци, Я.  А. Каменский, Д. Локк,

   Ж. Ж. Руссо.  – М., 1987. – 496с.

34. Педагогический  поиск. – М.: Педагогика, 1987. –  544с.

35. Подласый И.  П. Педагогика. Новый курс: Учебник  для студентов

   педагогических  вузов: В 2 кн.: Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. –

   М.: Владос, 1999. – 576с.

36. Психолог в  детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к

   практической  деятельности / Под ред. Т. В.  Лаврентьевой. – М.: Новая

   школа, 1996.

37. Психологический  словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца,

   Б.Ф.Ломова  и др.; Научно-исследовательский  институт общей и

   педагогической  психологии Академии педагогических  наук СССР. – М.:

   Педагогика, 1983.-148с.

38. Российская педагогическая  энциклопедия. Под ред. В.В. Давыдова. – М.,

   1993. – 336с.

39. Рубинштейн С.  Л. Основы общей психологии. –  М., 1946 – 590с.

40. Савенков А.И.  Основные подходы к разработке  концепции одаренности //

   Педагогика. – 1998. - №3.

41. Самарин Ю.Л.  Способность.: Педагогическая энциклопедия. Т.4. – М.,

   1968.-174с.

42. Симановский А.  Э. Развитие творческого мышления  детей. Популярное

   пособие для  родителей и педагогов. – Ярославль:  Академия развития, 1997.

43. Синельников В.  Исследования воображения и творчества  детей дошкольного

   возраста  в зарубежной психологии // Дошкольное  воспитание. – 1993. - №10.

44. Спиваковская  А. С. Игра – это серьезно. – М.: Педагогика, 1981. –

   144с.: ил. –  (Библиотека для родителей).

45. Степанов С.  Поиск не закончен // Школьный  психолог. – 1999.- №12.

46. Стрекозин В.  П. Актуальные проблемы начального  обучения. Пособие для

   учителя.  – М.: Просвещение, 1976. – 207с.

47. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – 3-е  изд., доп. – М.:

   Просвещение, 1990. – 160с.: ил.

48. Субботина Л.  Ю. Развитие воображения детей.  Популярное пособие для

   родителелей  и педагогов. – Ярославль: Академия  развития, 1997.

49. Сухомлинский  В. А. Духовный мир школьника.  – М., 1946. – 590с.

50. Сухомлинский  В. А. Сердце отдаю детям.  – Киев: Радяньска школа, 1969. –

   381с.

51. Теплов Б. М.  Психологические вопросы художественного  воспитания. – В

   кн.: Вопросы  художественного воспитания. – М., 1947. – 387с.

52. Торшина К. А.  Современные исследования проблемы  креативности в

   зарубежной  психологии // Вопросы психологии. –  1998. - №4.

53. Урунтаева Г.  А., Афонькина Ю. А. Практикум  по детской психологии:

   Пособие для  студентов пед. институтов, учащихся  пед. училищ и колледжей,

   воспитателей  детского сада / Под ред. Г. А.  Урунтаевой. – М.:

   Просвещение:  Владос, 1995.

54. Фридман Л. М., Волков К. М. Психологическая  наука – учителю. – М.,

   1985. – 69с.

55. Шардаков М.  Н. Очерки психологии школьника.  – М., 1955. – 126-139с.

56. Эльконин Д.  Б. Избранные психологические  труды. М., 1989.

57. Эльконин Д.  Б. Психологическое развитие в  детских возрастах. – М.: НПО

Информация о работе Развитие творческих способностей у детей