Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 06:33, дипломная работа
Объект исследования – процесс развития творческого воображения младших школьников. Предмет исследования – методы организации работы над сказкой о животных в процессе развития творческого воображения младших школьников. Цель: совершенствование знакомства со сказками о животных; развитие творческого воображения младших школьников. Гипотеза. В данной работе мы предполагаем возможность развития творческого воображения младших школьников средствами литературы, а именно в процессе работы над сказками о животных.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………........3
Глава 1: Теоретическое обоснование развития творческого воображения младших школьников при изучении сказок о животных….6
1.1 Понятие творческого воображения в психолого педагогической литературе……………………………………………………….6
1.2 Литературоведческий аспект своеобразия жанра сказки о животных………………………………………………………………………….18
1.3 Изучение сказок о животных в современной методической литературе………………………………………………………………………...27
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1……………………………………………………….32
Глава 2: Описание опытно-экспериментальной работы по развитию творческого воображения младших школьников при изучении сказок о животных ………………………………………………………………………..33
2.1 Уровни творческого воображения младших школьников на констатирующем этапе эксперимента ………………………………………….33
2.2 Пути развития творческого воображения младших школьников при изучении сказок о животных ………………………………………………44
2.3 Уровни творческого воображения младших школьников на контрольном этапе эксперимента ……………………………………………....47
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2……………………………………………………….60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………...63
Оглавление:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава
1: Теоретическое обоснование
1.1 Понятие творческого
1.2 Литературоведческий аспект
1.3 Изучение сказок о животных
в современной методической
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1……………………………………………………….32
Глава
2: Описание опытно-экспериментальной
работы по развитию творческого
воображения младших школьников
при изучении сказок о животных ………………………………………………………………………..
2.1 Уровни творческого воображения младших школьников на констатирующем этапе эксперимента ………………………………………….33
2.2 Пути развития творческого
воображения младших
2.3 Уровни творческого воображения младших школьников на контрольном этапе эксперимента ……………………………………………....47
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2……………………………………………………….60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………...63
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творческой активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Проблема развития воображения детей актуальна тем, что это психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.
Как показали исследования Л.
С. Выготского, В. В. Давыдова, В.
А. Крутецкого, С. Л. Рубинштейна,
Д. Б. Эльконина и др., воображение
выступает не только
Богатый материал для развития
детского воображения и творчес
Мы обратили свое внимание на ознакомление с народной сказкой потому, что именно с ней ребенок знакомится дома еще в раннем детстве. «Колобок», «Теремок» становятся первыми сказками, которые мамы и бабушки читают ребенку. И в детском саду они знакомятся со сказками. Но сказка в этом возрасте привлекает ребенка только своей яркой образностью и часто юмором. Он еще не задумывается, почему персонажи так поступают.
Сказка о животных может быть
интересна и сама по себе. Мир
зверей в сказке одухотворен
и домыслен человеческим
Страна сказки – удивительная и таинственная, жестокая и добрая, умная и смешная. Заглянув в нее в детстве, люди и в зрелом возрасте часто путешествуют в сказочные миры.
Сказка – это литературное произведение, где всегда рассказывается о чем-то необыкновенном, волшебном. В сказке всегда идет борьба добра и зла, честное, доброе всегда побеждает. Она несет в себе элемент нравоучения.
Объект исследования – процесс развития творческого воображения младших школьников.
Предмет исследования – методы организации работы над сказкой о животных в процессе развития творческого воображения младших школьников.
Цель: совершенствование знакомства со сказками о животных; развитие творческого воображения младших школьников.
Гипотеза. В данной работе мы предполагаем возможность развития творческого воображения младших школьников средствами литературы, а именно в процессе работы над сказками о животных.
Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в исследовании были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
2. Раскрыть сущность понятия
3. Раскрыть сущность понятия
4. Развивать творческое воображен
5. Разработать и провести уроки по исследуемой теме.
Методы исследования:
– анализ психолого-педагогической, методической, другой научной литературы;
– организация целенаправленной опытной работы;
– изучение, анализ, обобщение массового опыта в школе по выявлению реального состояния проблемы.
Для решения частных
Опытно-экспериментальная база
Практическая значимость. Материал дипломной работы может быть использован как на практике студентов, так и в работе учителей начальных классов, занимающихся проблемой развития творческого воображения младших школьников.
Структура и объем дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
ГЛАВА
1. Теоретическое обоснование
1.1 Понятие творческого воображения в психолого-педагогической литературе
В связи с переходом на новые
программы обучения заметно
Развитие творческих
Как показывают результаты
Целесообразность обучения, ориентированного на развитии ребенка, была обоснованна в 30-е годы ХХ века выдающимся русским ученым-психологом Л.С. Выготским.
Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием интеллектуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.
Развитие детского творчества в первую очередь зависит от чуткого, тактичного, всепонимающего учителя, его творческого потенциала.
Поэтому перед учителем любой ступени и любого предмета стоят следующие задачи:
– замечать любые творческие проявления учеников;
– создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе.
Открытый диалог на уроке,
В психологии творчество –
психический процесс создания
новых ценностей, как бы
Творчество как процесс в
Экспериментальные
С развитием кибернетики
Творческой деятельностью
Всякая деятельность человека, результатом
которой является не
Эту творческую деятельность, основанной на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением [9].
На сегодня воображение