Развитие творческого воображения младших школьников при изучении сказок о животных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 06:33, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования – процесс развития творческого воображения младших школьников. Предмет исследования – методы организации работы над сказкой о животных в процессе развития творческого воображения младших школьников. Цель: совершенствование знакомства со сказками о животных; развитие творческого воображения младших школьников. Гипотеза. В данной работе мы предполагаем возможность развития творческого воображения младших школьников средствами литературы, а именно в процессе работы над сказками о животных.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………........3
Глава 1: Теоретическое обоснование развития творческого воображения младших школьников при изучении сказок о животных….6
1.1 Понятие творческого воображения в психолого педагогической литературе……………………………………………………….6
1.2 Литературоведческий аспект своеобразия жанра сказки о животных………………………………………………………………………….18
1.3 Изучение сказок о животных в современной методической литературе………………………………………………………………………...27
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1……………………………………………………….32
Глава 2: Описание опытно-экспериментальной работы по развитию творческого воображения младших школьников при изучении сказок о животных ………………………………………………………………………..33
2.1 Уровни творческого воображения младших школьников на констатирующем этапе эксперимента ………………………………………….33
2.2 Пути развития творческого воображения младших школьников при изучении сказок о животных ………………………………………………44
2.3 Уровни творческого воображения младших школьников на контрольном этапе эксперимента ……………………………………………....47
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2……………………………………………………….60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………...63

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 744.00 Кб (Скачать файл)


Оглавление:

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………........3

Глава 1: Теоретическое обоснование развития творческого воображения младших  школьников при изучении сказок о  животных….6

                 1.1 Понятие творческого воображения  в психолого педагогической литературе……………………………………………………….6

                 1.2 Литературоведческий аспект своеобразия  жанра сказки о животных………………………………………………………………………….18

                 1.3 Изучение сказок о животных  в современной методической литературе………………………………………………………………………...27

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1……………………………………………………….32

Глава  2: Описание опытно-экспериментальной  работы  по развитию творческого  воображения младших школьников при изучении сказок о животных ………………………………………………………………………..33

              2.1 Уровни творческого воображения младших школьников на констатирующем этапе эксперимента ………………………………………….33

              2.2 Пути развития творческого  воображения младших школьников при изучении сказок о животных ………………………………………………44

              2.3 Уровни творческого воображения младших школьников на контрольном этапе эксперимента ……………………………………………....47

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2……………………………………………………….60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..61

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………...63

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

         Актуальность. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творческой активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

         Проблема развития воображения  детей актуальна тем, что это психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

         Как показали исследования Л.  С. Выготского, В. В. Давыдова, В.  А. Крутецкого, С. Л. Рубинштейна,  Д. Б. Эльконина и др., воображение  выступает не только предпосылкой  эффективного усвоения учащимися нового учебного материал, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, то есть в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в школе. Однако в педагогической психологии вопросы, непосредственно связанные с проблемами формирования и развития творческого воображения у школьников различных возрастов, мало разработаны, недостаточно проведено исследований по изучению возможностей учебных предметов в плане развития творческого воображения младших школьников. А эта область представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании.

         Богатый материал для развития  детского воображения и творчества представляют русские народные сказки, недаром они составляют значительную часть текстов, на которых дети постигают богатства родного языка.  

         Мы обратили свое внимание  на ознакомление с народной  сказкой потому, что именно с  ней ребенок знакомится дома еще в раннем детстве. «Колобок», «Теремок» становятся первыми сказками, которые мамы и бабушки читают ребенку. И в детском саду они знакомятся со сказками. Но сказка в этом возрасте привлекает ребенка только своей яркой образностью и часто юмором. Он еще не задумывается, почему персонажи так поступают.

         Сказка о животных может быть  интересна и сама по себе. Мир  зверей в сказке одухотворен  и домыслен человеческим воображением. Мир зверей предстает в них  как форма выражения мыслей  и чувств человека, его взглядов на жизнь. Говорящие животные, рассуждающие и ведущие себя как люди, становятся поэтической условностью, которая помогает более точному выражению мировосприятия.

         Страна сказки – удивительная  и таинственная, жестокая и добрая, умная и смешная. Заглянув в нее в детстве, люди и в зрелом возрасте часто путешествуют в сказочные миры.

         Сказка – это литературное  произведение, где всегда рассказывается  о чем-то необыкновенном, волшебном.  В сказке всегда идет борьба  добра и зла, честное, доброе всегда побеждает. Она несет в себе элемент нравоучения.

         Объект исследования – процесс развития творческого воображения младших школьников.

         Предмет исследования – методы организации работы над сказкой о животных в процессе развития творческого воображения младших школьников.

         Цель: совершенствование знакомства со сказками о животных; развитие творческого воображения младших школьников.

         Гипотеза. В данной работе мы предполагаем возможность развития творческого воображения младших школьников средствами литературы, а именно в процессе работы над сказками о животных.       

         Для реализации поставленной  цели и проверки выдвинутой  гипотезы в исследовании были  определены следующие задачи:

         1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;

         2. Раскрыть сущность понятия творческого  воображения;

         3. Раскрыть сущность понятия жанра  сказки о животных;

         4. Развивать творческое воображение путем различных меток, а также изучения и написания сказок о животных;

         5. Разработать и провести уроки  по исследуемой теме.

         Методы исследования:

– анализ психолого-педагогической, методической, другой научной литературы;

– организация целенаправленной опытной работы;

– изучение, анализ, обобщение массового опыта в  школе по выявлению реального  состояния проблемы.

         Для решения частных исследовательских  задач использовались также наблюдения, беседы, интервьюирование; анализ документов и продуктов деятельности учащихся.

         Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе СОШ №129 Ленинского района в 3 «А» и 3 «В» классах, количество детей составило 44 человека. 

         Практическая значимость. Материал дипломной работы может быть использован как на практике студентов, так и в работе учителей начальных классов, занимающихся проблемой развития творческого воображения младших школьников.

         Структура и объем дипломной  работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

        

 

 

ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование развития творческого воображения младших  школьников при изучении сказок о  животных

                 1.1 Понятие творческого воображения в психолого-педагогической литературе

         В связи с переходом на новые  программы обучения заметно повысились  требования к развитию мышления  детей, их творческих способностей. Поэтому в настоящее время  способности детей к литературному творчеству не могут не привлекать к себе особого внимания. Следует подчеркнуть, что развитие литературных способностей школьников связано не только с общим умственным развитием, но и эстетическим и эмоциональным воспитанием и, таким образом, оказывает плодотворное влияние на формирование личности в целом [14].

         Развитие творческих способностей  учащихся – одно из требований, предъявляемых к организации  учебного процесса в школе.  Пробудить заложенное в каждом  ребенке творческое начало, помочь  делать первые шаги в творчестве – задача не из легких.

         Как показывают результаты многих  психолого-педагогических исследований  детского творчества, у детей  уже в дошкольном возрасте  проявляется потребность в самовыражении  [27].

         Целесообразность обучения, ориентированного на развитии ребенка, была обоснованна в 30-е годы ХХ века выдающимся русским ученым-психологом Л.С. Выготским.

         Сегодня необходимо гармонично  сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются  базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием интеллектуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.

         Развитие детского творчества  в первую очередь зависит   от чуткого, тактичного, всепонимающего учителя, его творческого потенциала.

         Поэтому перед учителем любой  ступени и любого предмета  стоят следующие задачи:

– замечать любые  творческие проявления учеников;

– создавать  условия для развития творческих способностей  на уроках и во внеклассной работе.

         Открытый диалог на уроке, свободная  мысль являются непременным условием  детского творчества [1]. 

         В психологии творчество –  психический процесс создания  новых ценностей, как бы продолжение  и замена детской игры. Деятельность, результатом которой является создание новых материальных духовных ценностей. Будучи, по сути, культурно-историческим явлением, имеет и психологический аспект – личностный и процессуальный. Предполагает у субъекта наличие способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.

         Творчество как процесс в начале  рассматривалось на основании  самоотчетов деятелей искусства  и науки, в которых особая  роль отводилась озарению, вдохновению и сходным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли. Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процессов творчества: подготовку, созревания, озарения и проверку. Центральным, специфическим творческим моментом считалось озарение – интуитивное схватывание искомого результата.

         Экспериментальные исследования  показали, что интуитивное решение  возникает в предметной деятельности, доступной анализу. Выделяя специфику  психической регуляции процесса  творчества, К. Станиславский выдвинул представление о сверхсознании как высшей концентрации духовных сил личности при порождении творческого продукта.

         С развитием кибернетики предпринимаются  попытки моделировать процессы  творчества на компьютере (эвристическое  программирование). Передача техническим устройствам доступных формализации умственных операций резко повысила интерес к тем процессам творчества, которые невозможно формализировать. Зависимость от них научно-технического прогресса – открытий, изобретений и пр. – направила усилия психологов на разработку методов диагностики  на стимуляцию творчества и творческих способностей [40].     

         Творческой деятельностью называют  такую деятельность человека, которая  создает нечто новое, все равно  будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке [9].

         Всякая деятельность человека, результатом  которой является не воспроизведение  бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет принадлежать к творческому поведению. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, но есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и созидающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новые поведения. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку оно воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.

         Эту творческую деятельность, основанной  на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением [9].

         На сегодня воображение является  одной из важных, но наименее определенной и изученной стороной человеческой психики. О нем много говорится. Все понимают, что в основе активной преобразовательной деятельности человека, да и всего социума, лежит  этот «загадочный психический процесс». Некоторые авторы сводят его к определенным моментам восприятия, мышления и памяти. Для некоторых специалистов понятие «творчество» (творческая деятельность) и «воображение» рядоположены [44].

Информация о работе Развитие творческого воображения младших школьников при изучении сказок о животных