Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 06:33, дипломная работа
Объект исследования – процесс развития творческого воображения младших школьников. Предмет исследования – методы организации работы над сказкой о животных в процессе развития творческого воображения младших школьников. Цель: совершенствование знакомства со сказками о животных; развитие творческого воображения младших школьников. Гипотеза. В данной работе мы предполагаем возможность развития творческого воображения младших школьников средствами литературы, а именно в процессе работы над сказками о животных.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………........3
Глава 1: Теоретическое обоснование развития творческого воображения младших школьников при изучении сказок о животных….6
1.1 Понятие творческого воображения в психолого педагогической литературе……………………………………………………….6
1.2 Литературоведческий аспект своеобразия жанра сказки о животных………………………………………………………………………….18
1.3 Изучение сказок о животных в современной методической литературе………………………………………………………………………...27
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1……………………………………………………….32
Глава 2: Описание опытно-экспериментальной работы по развитию творческого воображения младших школьников при изучении сказок о животных ………………………………………………………………………..33
2.1 Уровни творческого воображения младших школьников на констатирующем этапе эксперимента ………………………………………….33
2.2 Пути развития творческого воображения младших школьников при изучении сказок о животных ………………………………………………44
2.3 Уровни творческого воображения младших школьников на контрольном этапе эксперимента ……………………………………………....47
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2……………………………………………………….60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………...63
Все это взятое вместе и
послужило основанием для того,
чтобы утверждать, будто фантазия
в детском возрасте работает
богаче и разнообразнее, чем
у зрелого человека. Однако взгляд
этот не находит себе
Вот почему продукты
Ребенок может вообразить себе
гораздо меньше, чем взрослый
человек, но он больше
Воображение стремится в силу заложенных в нем импульсов стать творческим, то есть действенным, активным, преображающим то, на что направлена его деятельность. В этом смысле Рибо сравнивает мечтательность и безволие. Для этого автора эта неудачная форма творческого воображения совершенно аналогична бессилию воли. Рибо говорил, что для него «воображение в интеллектуальной сфере соответствует воли в сфере движений. Люди всегда чего-нибудь хотят – будет ли это нечто пустое и важное.
При своей нормальной и полной
форме воля кончается
Идеал является построением
Если принять во внимание то, что указано выше, именно, что воображение есть импульс к творчеству, можно согласиться с положением Рибо, которым он закрепляет свое исследование [9].
1.2 Литературоведческий аспект своеобразия жанра сказки о животных
Сказки о животных любят дети и взрослые. В репертуаре каждой матери есть непременно несколько таких сказок. Бесхитростные сюжеты легко запоминаются, знакомые образы кота, петуха, зайца вызывают живое восприятие и эмоциональный отклик. Поэтизация привычного заставляет ребенка по-новому смотреть на мир.
Мир зверей может быть
Сказки о животных – один
из древнейших жанров
Сказки о животных обладают своей спецификой, выражающейся не только в своеобразии художественных образов, композиции, поэтических приемов, но и в той роли, какую они играют в жизни общества. Сказки о животных вводят человека в круг первых жизненно важных представлений, объясняют сущность многих явлений, знакомят с характерами и взаимоотношениями людей. Эта познавательная сторона ощущается едва ли не во всех сказках. Показывая и объясняя, сказки учат. Но поучение в них облечено в столь совершенную поэтическую форму, так тонко действует на психику, эмоции, обращено больше к чувству, чем к разуму, что позволяет вместе с занимательным сюжетом незаметно усваивать назидание. Дети в деревне часто остаются одни в доме. Бесконечные повторения матери «сиди дома» вряд ли подействуют так, как сам собой напрашивающийся вывод сказки о петухе, который ослушался наказа кота, высунулся в окошко и попался в лапы хитрой лисы.
Все это объясняет
В сказках о животных все буднично и просто. Пространственный мир ограничен обстановкой русской деревни. Число действующих лиц умещается в небольшом перечне хорошо знакомых животных и птиц.
Сказка о животных имеет дело только с горизонтальным плоскостным пространством, она вся развертывается на земле, заполнена земными потребностями и интересами. Круг проблем, которые приходится решать действующим лицам, удивительно заземлен: как выманить петуха из дома, утолить голод и выбраться из ямы-западни, каким образом перезимовать в лесу. Но, очевидно, не эти проблемы определяют особенности содержания. Это лишь ситуации, которые становятся средством выявления характеров персонажей, их взаимоотношений в критические для них моменты [25].
Животные в сказках думают
и говорят. Одухотворение
Таким образом, взаимоотношения говорящих и думающих животных и составляют сущность фантастического в этой группе сказок. Отсюда весь круг изображаемых предметов и явлений, несмотря на ярко выраженный бытовой характер, воспринимается как художественный вымысел. «Жил-был кот да баран, у них был петушок. Вот они пошли лыки драть; пришла лиса под окошко к петушку и говорит: «Петушок, петушок, золотой гребешок...» Петушок выглянул; она его унесла. Он дорогой и кричит: «Кот да баран! Меня лиса несет за высокие горы, за темные леса». Они, услыхали, воротились и отняли петушка». Сказочная условность усилена эмоциональной выразительностью. Юмористическое отношение к персонажам придает даже драматическим событиям (смерть петушка, козлят, лисы), характер веселой небылицы, переводит устрашающие концовки то в легкое назидание, то в план эпической констатации, при которой гибель персонажей изображается как нечто естественное и обычное в этом мире [25].
Действующие лица сказок – дикие и домашние животные – медведь, волк, заяц, лиса, собака, кошка, коза, а также птицы, рыбы и насекомые. Каждый из персонажей – это образ вполне определенного животного или птицы. Характеристика действующих лиц основана на наблюдениях за повадками, манерой поведения зверя, его внешним обликом. Эта характеристика всегда оценочная, оценка же дается с позиций человека. Так, собака изображается как умное животное, преданное человеку, в коте отмечена леность, петух – криклив, самоуверен и легковесен. Хищные животные противопоставлены домашним животным и человеку. Такая оценочность ведет к обобщенным характеристикам, она объясняет и известные отступления от реальных представлений о характере того или иного зверя. Так, охотники считают волка хитрым и опасным зверем, но в сказке он, напротив, всегда изображается глупым, его легко обмануть – лиса крадет у него масло. «Волк – дурень» – так отзывается о нем сказка. И это понятно, так как сильный и жестокий враг крестьянина должен быть осмеян. Так страшное перестает быть страшным.
Аналогичную оценку получает и медведь, очень ловкий, сильный и неустрашимый зверь. В сказках о медведе его неуклюжесть и неповоротливость переносятся на характер и определяют манеру его поведения. Вздумал медведь с мужиком сеять репу, просит дать ему «верхушки» — и получает ботву. «Мужик всю зиму ел, а медведь с голоду помирал». На другой год посеяли пшеницу. «Теперь ты бери верхушки,— сказал медведь мужику,— а мне коренья». Мужик всю зиму ел, а медведь едва с голоду не помер [25].
К лисе заметно двойственное отношение. Она – разбойница, «кума» медведю и волку, но она умнее и хитрее всех остальных зверей, что не может не вызывать определенной симпатии к ней. Живость и ловкость придают ей обаяние, в отношении к лисе играет роль и эстетический фактор: нарядная, яркая шкурка, изящная узкая мордочка. Основная ее черта – хитрость, которая, видимо, обусловлена ее природной осторожностью. Незаметно пробраться в курятник, стащить петуха, полакомиться в деревне сметаной, воспользоваться добычей более сильного зверя – обычные «проделки» лисы. Уступая в силе и размерах волку и медведю, она, тем не менее, легко обманывает их. Но при всем том лиса стремится сохранить добрые отношения и с медведем, и с волком, а при случае и с человеком. Отсюда ее вторая черта, ставшая нарицательной, – лицемерие.
Лес – это та сфера, где
с наибольшей очевидностью
Хищникам – медведю, волку, лисе – противопоставлены заяц, мышь, лягушка – все мелкие лесные животные и птицы. Здесь сказка использует противопоставление, строящееся по принципу сильный – слабый, хищник – не хищник, антитеза усиливается и чисто зрительным восприятием: большой – маленький.
Вместе с тем сказка показывает столкновение хищников между собой. Несмотря на то, что все они «кумовья», лиса, волк и медведь безжалостны друг к другу: лиса обманывает волка и медведя, подставляя их под удары людей. Такого разобщения нет ни в лагере мелких лесных зверей, ни среди домашних животных. Напротив, их характеризует готовность прийти на помощь друг другу.
Обобщенно-оценочные
Перенесение свойств человека на животных объясняет также, почему введение в сказку о животных образа человека как одного из действующих лиц не противоречит ее художественной системе. В сказке «Вершки и корешки» идет состязание не просто между человеком и медведем, а между знанием и незнанием, созидающей и разрушительной силой. Приоритет всегда отдается человеку. В другой сказке лиса учит мужика, как убить медведя, за услугу же требует мешок кур; мужик в мешке привозит собаку и наказывает вымогательницу.
Таким образом, сказки о
Сказочные образы раскрываются в сюжетном действии. Но каждый из сюжетов разрабатывает характер на основе традиционных представлений об образе. Сюжетные ситуации, внося новые оттенки в традиционные характеры, создают полнокровные образы, обладающие богатством индивидуальных свойств. Так, лиса, встретившись с котом, петухом или волком, всякий раз ведет себя по-разному: то кокетливо, то приторно ласково, то необыкновенно участливо. Но вместе с тем она остается хищницей, помышляющей лишь о своей выгоде. Решив съесть у волка мед, она проявляет не только хитрость, но и выдумку, вдохновенно разыгрывая то роль повитухи, то добродетельной кумы. Волк в сказке – домовитый, добродушный и глуповатый хозяин. Но он не вызывает сочувствия, так как за этой характеристикой стоит традиционное представление о нем как о жестоком хищнике [25].