Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 06:33, дипломная работа
Объект исследования – процесс развития творческого воображения младших школьников. Предмет исследования – методы организации работы над сказкой о животных в процессе развития творческого воображения младших школьников. Цель: совершенствование знакомства со сказками о животных; развитие творческого воображения младших школьников. Гипотеза. В данной работе мы предполагаем возможность развития творческого воображения младших школьников средствами литературы, а именно в процессе работы над сказками о животных.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………........3
Глава 1: Теоретическое обоснование развития творческого воображения младших школьников при изучении сказок о животных….6
1.1 Понятие творческого воображения в психолого педагогической литературе……………………………………………………….6
1.2 Литературоведческий аспект своеобразия жанра сказки о животных………………………………………………………………………….18
1.3 Изучение сказок о животных в современной методической литературе………………………………………………………………………...27
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1……………………………………………………….32
Глава 2: Описание опытно-экспериментальной работы по развитию творческого воображения младших школьников при изучении сказок о животных ………………………………………………………………………..33
2.1 Уровни творческого воображения младших школьников на констатирующем этапе эксперимента ………………………………………….33
2.2 Пути развития творческого воображения младших школьников при изучении сказок о животных ………………………………………………44
2.3 Уровни творческого воображения младших школьников на контрольном этапе эксперимента ……………………………………………....47
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2……………………………………………………….60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………...63
Часто в сказках используется эффект неожиданного. Медведь и волк пугаются урчания кота, петух выгоняет лисицу из избушки зайца. Алогизм ситуации в корне меняет привычное представление об образах и характере взаимоотношений персонажей, ведет к комическому осмеянию врагов – медведя, волка, лисы, заставляет пересмотреть отношения между сильным и слабым.
Богатство характеров, по-разному
проявляющих себя в тех или
иных ситуациях, расширяет
Будучи иносказаниями, сказки о животных, в зависимости от состава аудитории, допускают различные толкования. Так, сказка о Теремке будет восприниматься детьми как забавная история, веселая игра; эта же сказка взрослыми будет пониматься иначе. Она может трактоваться и в социальном плане, и применительно к какой-то конкретной ситуации. Можно даже предположить, что иносказательность сказки – отвлечение от ее конкретного содержания – будет тем большей, чем развитей аудитория.
Но сказка остается сказкой.
В том-то и сложность
Но не эти сказки определяют
специфику данной жанровой
Сказки о животных раскрывают
перед человеком тот круг
А. И. Никифоров, исследуя текстовую сторону детских сказок (среди которых большинство – сказки о животных), отмечает небольшой размер текста, стойкость сюжетной схемы, простоту и элементарность сюжета, а также особенности композиции.
Пожалуй, только в сказках о животных композиция отличается такой ярко выраженной функциональностью. Все звенья сюжетов построены таким образом, чтобы с предельной полнотой в коротком эпизоде вскрыть сущность явлений, передать характер взаимоотношений персонажей.
Наиболее просты сказки одноэпизодные. Сами ситуации обусловлены традиционностью характеристик героев. В небольшом эпизоде обыгрываются основные черты персонажей – хитрость лисицы, глупость волка и т. п. Гиперболизация свойств определяет необычность, фантастичность поступков.
В основе сюжетного построения многих сказок лежит мотив встречи.
На многократности встреч строится композиция таких сказок, как «Лиса-плачея», «Ледяная и лубяная хатка», «Колобок» и др. Порядок появления животных («встреч») определен идейным замыслом сказок. Цепочка всегда замыкается встречей с внешне безобидным, но на самом деле смелым (петух) или коварным (лиса) животным, которое и разрешает сюжетный конфликт. Значимость последнего звена является одним из важнейших сюжетных и композиционных приемов этого типа сказок.
Особое своеобразие сказкам
Эти повторы служат
Непредвиденность развязки, разрушающая
логически развивающееся
Особой формой композиции, специфичной
для сказок о животных, является
кумулятивное построение
Той же функциональностью опред
В сказках животные часто
Более традиционны для сказок
о животных эпитеты: медведь
– толстопятый, толстокожий,
При этом становится важным не только что, но и как они говорят. При всей кажущейся свободе построения диалога речевых характеристики создаются использованием определенных традиционных приемов. Один из них – звукоподражание, образуемое особыми созвучиями, четкой обозначенностью интонационных ударений [3].
Сказка «Лиса и тетерев» вся
построена на диалоге,
Речь персонажей подчеркнуто
буднично. Но именно тот факт,
что говоря не люди, а животные,
и создает комизм. Живость, особую
выразительность речи придают
обращения, словесные и
Сказки о животных уже давно
сузили сферу бытования, они
рассказываются
Особенности содержания, художественных образов прибауток, ритмичность стиха, игра созвучиями сближают их с песенками сказок о животных.
Дети, пересказывая сказки, почти точно следуют оригиналу, чему способствует небольшой размер сказок и ограниченность числа сюжетов. Это объясняет, почему записи сказок о животных имеют лишь незначительные вариантные различия. Стирание в сказках местных особенностей приводит к установлению единого общерусского репертуара сказок о животных, стабильных в сюжетном построении и поэтике [25].
1.3 Изучение
сказок о животных в
Методика анализа в школе сказок о животных существенно не отличается от анализа реалистических рассказов. Используются те же самые формы и приемы работы с текстом: выборочное чтение, ответ на вопросы и постановка вопросов учащимися, словесное и графическое рисование, составление плана, все виды пересказа, составление сказки по аналогии с прочитанной и некоторые другие.
Школьная практика убеждает в том, что младшие школьники хорошо понимают нереальность поведения животных в сказках, условность сюжета. Они знают, что журавль и лиса не ходят, друг к другу в гости, волк не может по совету лисы опустить свой хвост в прорубь и ловить рыбу и т.д., знают, но с удовольствием остаются в этом сказочном условном мире. И нет педагогических оснований разрушать его. Напротив, нужно так рассказать детям сказку и так организовать беседу, чтобы они на время оказались в этом сказочном мире.
Итак, вначале сказка анализируется, как реалистический рассказ и все направлено на то, чтобы учащиеся ярко восприняли конкретное содержание, правильно представили себе развитие сюжета, мотивы поведения действующих лиц, их взаимоотношения (кто кого поддерживает и почему).
Необходимо особо подчеркнуть,
что в процессе чтения сказок
учитель постоянно работает
Среди сказок о животных, помещенных
в книгах «Родная речь», особо
следует выделить группу
Сказки в начальной школе – это один из видов эпической литературы.
Из литературной природы эпического произведения выводятся методические приемы работы с ним. При анализе любого эпического произведения внимание сосредотачивается на действующих лицах, главных героях произведения, дается их характеристика. Прослеживается сюжетная линия: с чего все началось? Как развивались события? Какой момент повествования является самым важным? Чем все закончилось?
Сказка – один из
Мы проанализировали несколько программ, чтобы увидеть, как изучаются сказки о животных в начальных классах.
ПРОГРАММА 1. АВТОРЫ: В. Г. ГОРЕЦКИЙ, Л. Ф. КЛИМАНОВА
Курс литературного чтения
Второй класс
Данная программа начинается
со второго класса. На весь
курс отводится 136 часов. На
устное народное творчество –
14 часов. Сюда входит изучение
не только сказок о животных,
но и изучение волшебных,
Третий класс
На весь курс отводится 102 часа. На изучение устного народного творчества – 10 часов. Изучение отводится народным сказкам.
Четвертый класс
На весь курс отводится 102 часа. Дети продолжают работать с произведениями фольклора, но отдельно сказки не изучают.
К концу четвертого класса дети должны знать не менее 6 – 7 народных сказок, уметь их пересказать.
ПРОГРАММА 2. АВТОРЫ: О.В. ДЖЕЛЕЛЕЙ
Учебный курс «Чтение и литература» обеспечивает раздел обучения, который входит составной частью в учебный предмет «Родной язык».
Цель курса – формирование
навыка чтения, способов и приемов
работы над текстом и книгой,
знакомство с детской литератур
Первый класс
На чтение отводится 30 часов, из них 8 – на обучение грамоте.