Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 06:33, дипломная работа
Объект исследования – процесс развития творческого воображения младших школьников. Предмет исследования – методы организации работы над сказкой о животных в процессе развития творческого воображения младших школьников. Цель: совершенствование знакомства со сказками о животных; развитие творческого воображения младших школьников. Гипотеза. В данной работе мы предполагаем возможность развития творческого воображения младших школьников средствами литературы, а именно в процессе работы над сказками о животных.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………........3
Глава 1: Теоретическое обоснование развития творческого воображения младших школьников при изучении сказок о животных….6
1.1 Понятие творческого воображения в психолого педагогической литературе……………………………………………………….6
1.2 Литературоведческий аспект своеобразия жанра сказки о животных………………………………………………………………………….18
1.3 Изучение сказок о животных в современной методической литературе………………………………………………………………………...27
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1……………………………………………………….32
Глава 2: Описание опытно-экспериментальной работы по развитию творческого воображения младших школьников при изучении сказок о животных ………………………………………………………………………..33
2.1 Уровни творческого воображения младших школьников на констатирующем этапе эксперимента ………………………………………….33
2.2 Пути развития творческого воображения младших школьников при изучении сказок о животных ………………………………………………44
2.3 Уровни творческого воображения младших школьников на контрольном этапе эксперимента ……………………………………………....47
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2……………………………………………………….60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………...63
Тест «Выведение следствий». На
основании написанных работ
Проанализировав полученные результаты, мы сделали следующие выводы. Самое большое количество баллов – 9 баллов – набрал один человек. Это Майоров Стас. У него, на наш взгляд, самые оригинальные и подробные ответы с элементами юмора, и на их написание он затратил всего 2 минуты.
Пять человек получили по 8 баллов.
Это те ребята, у которых и
времени на написание ушло
немного – 2 минуты, и ответы
получились достаточно
Десять человек получили по 7 баллов и четыре человека по 6 баллов. Эти работы также достаточно интересны и необычны, но времени на их написание ушло гораздо больше. И два человека получили по 5 баллов. Это Приходько Максим и Демидов Сергей. За свои ответы они получили по 2 балла с учетом затраченного времени 3 минуты. На наш взгляд, это самые неудачные работы (работы в приложении 32).
Проанализировав все использованные нами методики на этапе контрольного эксперимента в контрольном классе, нами была сводная таблица по трем тестам (приложение 12).
Критерии уровней творческого воображения зафиксированы те же:
18 – 20 баллов – высокий
уровень творческого
15 – 17 баллов – средний
уровень творческого
14 и ниже баллов – низкий уровень творческого воображения.
Ниже мы построили диаграммы уровней творческого воображения на начало и конец эксперимента в контрольном классе.
Диаграммы уровней развития творческого воображения в контрольном классе
этап констатирующего эксперимента
По данным результатов, нами составлена следующая таблица критериев уровней творческого воображения на начало и конец эксперимента в контрольном классе.
Уровни творческого воображения в контрольном классе
Критерии |
Экспериментальный класс | |
На начало эксперимента, % |
На конец эксперимента, % | |
1. высокий уровень |
0 |
0 |
2. средний уровень |
31,8 |
22,7 |
3. низкий уровень |
68,2 |
77,3 |
По данным таблицы видно, что как в начале, так и в конце эксперимента высокий уровень творческого воображения остался неизменным, то есть 0%. Средний уровень творческого воображения понизился на конец эксперимента с 31,8% до 22,7%. Повысился низкий уровень творческого воображения – с 68,2% до 77,3%. Заметим, что в данном классе занятий по развитию творческого воображения мы не проводили.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
Воображение и фантазия
Формированию творческого
На основании полученных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В нашей дипломной работе мы рассмотрели, как развивается творческое воображение младших школьников при изучении сказок о животных, а также при их написании.
В первой главе мы рассмотрели,
Развитие творческого
Творческий процесс зависит от
многих факторов. Трудно заставить
учеников сочинять, изобретать, творить
по принуждению. Значение
Никакая творческая
На основании первой главы мы провели исследование, где в наши задачи входило исследовать уровни творческого воображения и развивать творческое воображение младших школьников путем различных методик и написания сказок о животных.
Данные занятия могут нести
большие обучающие и
Включение в исследования
Особенностью ребенка младшего школьного возраста является чистота и непосредственность восприятия. Необычна и богата детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять. Составление сказок плодотворно влияет на развитие творческих возможностей детей, сближает их с природой, учит любить и беречь ее, развивает наблюдательность и любознательность, воспитывает добрые чувства, оживляет и делает интересным учебный процесс.
Кроме того, в работе по развитию творческого воображения младших школьников решаются и многие другие задачи: развивается эстетический вкус, формируются патриотические чувства, воспитывается доброе отношение к окружающему миру. При сочинении сказок расширяется словарный запас детей.
Все будущее человек постигает
при помощи творческого
Создание творческой личности, устремленной
в будущее, подготовляется
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК