Развитие творческого воображения младших школьников при изучении сказок о животных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 06:33, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования – процесс развития творческого воображения младших школьников. Предмет исследования – методы организации работы над сказкой о животных в процессе развития творческого воображения младших школьников. Цель: совершенствование знакомства со сказками о животных; развитие творческого воображения младших школьников. Гипотеза. В данной работе мы предполагаем возможность развития творческого воображения младших школьников средствами литературы, а именно в процессе работы над сказками о животных.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………........3
Глава 1: Теоретическое обоснование развития творческого воображения младших школьников при изучении сказок о животных….6
1.1 Понятие творческого воображения в психолого педагогической литературе……………………………………………………….6
1.2 Литературоведческий аспект своеобразия жанра сказки о животных………………………………………………………………………….18
1.3 Изучение сказок о животных в современной методической литературе………………………………………………………………………...27
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1……………………………………………………….32
Глава 2: Описание опытно-экспериментальной работы по развитию творческого воображения младших школьников при изучении сказок о животных ………………………………………………………………………..33
2.1 Уровни творческого воображения младших школьников на констатирующем этапе эксперимента ………………………………………….33
2.2 Пути развития творческого воображения младших школьников при изучении сказок о животных ………………………………………………44
2.3 Уровни творческого воображения младших школьников на контрольном этапе эксперимента ……………………………………………....47
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2……………………………………………………….60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………...63

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 744.00 Кб (Скачать файл)

         Тест «Выведение следствий». На  основании написанных работ нами  была составлена таблица выводов  (приложение 11).

         Проанализировав полученные результаты, мы сделали следующие выводы. Самое большое количество баллов – 9 баллов – набрал один человек. Это Майоров Стас. У него, на наш взгляд, самые оригинальные и подробные ответы с элементами юмора, и на их написание он затратил всего 2 минуты.

         Пять человек получили по 8 баллов. Это те ребята, у которых и  времени на написание ушло  немного – 2 минуты, и ответы  получились достаточно необычные.

         Десять человек получили по 7 баллов  и четыре человека по 6 баллов. Эти работы также достаточно интересны и необычны, но времени на их написание ушло гораздо больше. И два человека получили по 5 баллов. Это Приходько Максим и Демидов Сергей. За свои ответы они получили по 2 балла с учетом затраченного времени 3 минуты. На наш взгляд, это самые неудачные работы (работы в приложении 32).

         Проанализировав все использованные нами методики на этапе контрольного эксперимента в контрольном классе, нами была сводная таблица по трем тестам (приложение 12).

         Критерии уровней творческого  воображения зафиксированы те же:

18 – 20 баллов – высокий  уровень творческого воображения;

15 – 17 баллов – средний  уровень творческого воображения;

14 и ниже баллов  – низкий уровень творческого  воображения. 

         Ниже мы построили диаграммы  уровней творческого воображения на начало и конец эксперимента в контрольном классе.

 

 

 

 

 

 

Диаграммы уровней  развития творческого воображения  в контрольном классе

 

этап констатирующего  эксперимента

                                                                                                                            Рис.9

            

                                                                        

                                 Этап контрольного эксперимента

                                                                                                                      Рис. 10

                               

         По данным результатов, нами составлена следующая таблица критериев уровней творческого воображения на начало и конец эксперимента в контрольном классе.

 

Уровни творческого  воображения в контрольном классе

                                                                                                          Таблица 2.                                                                                                                        

Критерии

Экспериментальный класс

На начало эксперимента, %

На конец эксперимента, %

1. высокий уровень  

0

0

2. средний уровень

31,8

22,7

3. низкий уровень

68,2

77,3


 

         По данным таблицы видно, что  как в начале, так и в конце  эксперимента высокий уровень творческого воображения остался неизменным, то есть 0%. Средний уровень творческого воображения понизился на конец эксперимента с 31,8% до 22,7%. Повысился низкий уровень творческого воображения – с 68,2% до 77,3%. Заметим, что в данном классе занятий по развитию творческого воображения мы не проводили.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

 

         Воображение и фантазия являются  высшей и необходимейшей способностью  человека. Вместе с тем, именно  эта способность нуждается в  особой заботе, в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

         Формированию творческого воображения  способствуют различные задания,  моделирующие деятельность воображения.

         На основании полученных результатов в экспериментальном классе, мы можем сделать вывод, что проводимые нами занятия, направленные на развитие творческого воображения, свидетельствуют о позитивных изменениях в деятельности воображения младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

         В нашей дипломной работе мы рассмотрели, как развивается творческое воображение младших школьников при изучении сказок о животных, а также при их написании.

         В первой главе мы рассмотрели,  что представляет собой творчество  и воображение в детском возрасте.

         Развитие творческого воображения  младшего школьника приобрело  в настоящее время большое  социальное значение. Нашему обществу  нужны не просто грамотные  работники – исполнители, а  специалисты, выполняющие работу  быстро, качественно, красиво, творчески подходя к ней.

         Творческий процесс зависит от  многих факторов. Трудно заставить  учеников сочинять, изобретать, творить  по принуждению. Значение функции  воображения в психическом процессе  велико. Воображение тесно связано  с эмоциями. Богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображения. Активная работа вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. Общеизвестно как дети воспринимают сказки. Они переполнены эмоциями, а игра просто теряет смысл для ребенка, если у нее отсутствует яркий эмоциональный фон и, одновременно игра целиком зиждется на активной деятельности воображения.

         Никакая творческая деятельность  невозможна без фантазии. Творческая  деятельность развивает чувства  детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Последние, в свою очередь, определяют успешность учебы ребенка.

         На основании первой главы  мы провели исследование, где в наши задачи входило исследовать уровни творческого воображения и  развивать творческое воображение младших школьников путем различных методик и написания сказок о животных.

         Данные занятия могут нести  большие обучающие и воспитательные  возможности. Так, например, при  изучении сказки ребенок учится  отличать народную сказку о  животных от других видов сказки и жанров литературы, учится анализировать явления окружающего мира.

         Включение в исследования инсценировки  сказки позволяет поработать  над интонацией речи каждого  персонажа. Драматизация сказок, как правило, нравится детям,  они охотно включаются в игру, и отработка верной интонации речи их не затрудняет.

         Особенностью ребенка младшего  школьного возраста является  чистота и непосредственность  восприятия. Необычна и богата  детская фантазия, воображение, потребность  выдумывать и сочинять. Составление сказок плодотворно влияет на развитие творческих возможностей детей, сближает их с природой, учит любить и беречь ее, развивает наблюдательность и любознательность, воспитывает добрые чувства, оживляет и делает интересным учебный процесс.

         Кроме того, в работе по развитию творческого воображения младших школьников решаются и многие другие задачи: развивается эстетический вкус, формируются патриотические чувства, воспитывается доброе отношение к окружающему миру. При сочинении сказок расширяется словарный запас детей.

         Все будущее человек постигает  при помощи творческого воображения.  И поскольку основная воспитательная  функция педагогической работы  заключается в направлении поведения  школьника по линии подготовки  его к будущему, постольку развитие и упражнения его воображения являются одной из основных сил в процессе осуществления этой цели.

         Создание творческой личности, устремленной  в будущее, подготовляется творческим  воображением, воплощающимся в настоящем.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Авакумова, В. По дорогам сказки / В. Авакумова // Начальная школа прил. к «ПС». – 2002. – №11. – С. 9 – 12.
  2. Алябьева, Е. А. Развитие воображения и речи детей 4 – 7 лет: Игровые технологии / Е. А. Алябьева. – М.: Сфера, 2005. – 128с.
  3. Аникин, В. П. Русская народная сказка / В. П. Аникин. – М.: Просвещение, 1977. – 208с.
  4. Беловолов В. А. Основы методологии педагогического исследования / В. А. Беловолов, С. П. Беловолова. – Новосибирск: НГПУ, 2007. – 198с.
  5. Бондаренко, С. Сказки с досказками, или изложение с продолжением: их можно использовать как для устной работы, так и для письменной / С. Бондаренко // Начальная школа прил. к «ПС». – 2002. – №13. – С. 14 – 15.
  6. Боричевская, Т. Б. Развитие литературного творчества младших школьников / Т. Б. Боричевская // Начальная школа. – 2001. – №2. – С. 86 – 89.
  7. Бюлер К. Очерк духовного развития ребенка / Под ред. Л. С. Выгодского. – М.: Работник просвещения, 1930. – 119с.
  8. Ведерникова, Н. М. Русская народная сказка / Н. М. Ведерникова. – М.: Наука, 1975. – 134с.
  9. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 96с.
  10. Грабенко, Т. М. Зачем читать детям сказки: Колобок. Ружье и сердце / СПб.: Речь, 2006. – 64с.
  11. Дьяченко, О. М. Об основных направлениях развития воображения у детей / О. М. Дьяченко // Вопросы психологии. – 1988. – №6. – С. 52-59
  12. Ермолаева, М. В. Практическая психология детского творчества / М. В. Ермолаева. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. – 194с.
  13. Кирилова, Г. Д. Начальные формы творческого воображения у детей / Г. Д. Кирилова // Дошкольное воспитание. – 1971. – №2. – С. 41-46
  14. Коршунова, Л. С. Воображение и его роль в познании. / Л. С. Коршунова. – М.: МГУ, 1979. – 145с.
  15. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Академия, 2004. – 464с.
  16. Львова, М. Е. Русская народная сказка на уроках чтения и на внеклассных занятиях / М. Е. Львова // Начальная школа. –2001. –№12. – С. 12 – 17.
  17. Методика обучения чтению / Сост. Т. П. Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 240с.
  18. Михеева, С. В поисках общего языка / С. Михеева // Школьный психолог прил. к «ПС». – 2005. –№9. – С. 31 – 33.
  19. Натадзе, Р. Г. Воображение как фактор поведения / Р. Г. Натадзе. – Тбилиси: , 1972. – 187с.
  20. Никонович, Е. В. Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения / Е. В. Никонович // Начальная школа. – 2005. – №6. – С. 35 – 37.
  21. Новлянская, З. Н. Исследование элементарных проявлений компонентов литературно-творческих способностей в младшем школьном возрасте / З. Н. Новлянская. Автореферат. – М., 1971.
  22. Новлянская, З. Н. Почему дети фантазируют? / З. Н. Новлянская. – М.: Знание, 1978. – 48с.
  23. Новлянская, З. Н. Творческие учебные задания на уроках литературы в начальной школе / З. Н. Новлянская // Психологическая наука и образование. – 1996. –№2. – С. 61 – 67.
  24. Орлова, С. Н. Развитие творческого мышления личности в процессе когнитивной деятельности / С. Н. Орлова. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. д-ра псих. наук. – Новосибирск: НГПУ, 2002 – 36с.
  25. Померанцева, Э. В. Русская народная сказка / Э. В. Померанцева. – М.: Просвещение, 1963 – 128с.
  26. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4). В 2-х ч. Ч.1. /  Сост. Т.В. Игнатьева, Л.А. Вохмянина. – М.: «Просвещение», 2001. – 320с.
  27. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 2001. – 160с.
  28. Психологический словарь / Под ред. Ю. Л. Неймера. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 640с.
  29. Рамзаева, Т. Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах / Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов. – М.: Просвещение, 1979. – 431с.
  30. Речицкая, Е.Г. Развитие творческого воображения младших школьников / Е. Г. Речицкая, Е. А. Сошина. – М.: Владос, 2000. – 128с.
  31. Решетникова, О. Как стать творцом / О. Решетникова // Школьный психолог прил. к «ПС». – 2005. – №9. – С. 12 – 13.
  32. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е. И. Рогов. – М.: Владос, 1996. – 529с.
  33. Родари, Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй / Дж. Родари. – М.: Прогресс, 1978. – 212с.
  34. Родзевич, А. Сказочный ларец / А. Родзевич // Воспитание школьников. – 2002. – №8. – С. 31.
  35. Розет, И. М. Психология фантазии / И. М. Розет. – Минск: Нар. асвета, 1977. – 128с. 
  36. Саломатина, Л. С. Развитие творческих способностей младших школьников в ходе изучения факультативного интегрированного курса по развитию речи «Комплексный анализ текста» (4 класс, программа 1– 4) / Л. С. Саломатина // Образование в современной школе. – 2005. – №6. – С. 17 – 26.
  37. Самарин, Ю. А. Воспитание воображения школьника / Ю. А. Самарин. Л., 1947. – 80с.
  38. Сафронова, Л. И. Значение сказки в решении проблемы литературного образования / Л. И. Сафронова // Начальная школа. – 2004. – №5. – С. 35 –39.
  39. Симановский, А. Э. Развитие творческого мышления детей: Популярное пособие для родителей и педагогов / А. Э. Симановский. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 289с.
  40. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. – М.; Мн.: АСТ; Харвест, 2003. – 800с.
  41. Страхов, И. В. Психология воображения / И. В. Страхов. – Саратов: Саратов. гос. пед. институт, 1971. – 78с.
  42. Субботина, Л. Ю. Развитие вообр<span class="

Информация о работе Развитие творческого воображения младших школьников при изучении сказок о животных