Развитие творческого воображения младших школьников при изучении сказок о животных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 06:33, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования – процесс развития творческого воображения младших школьников. Предмет исследования – методы организации работы над сказкой о животных в процессе развития творческого воображения младших школьников. Цель: совершенствование знакомства со сказками о животных; развитие творческого воображения младших школьников. Гипотеза. В данной работе мы предполагаем возможность развития творческого воображения младших школьников средствами литературы, а именно в процессе работы над сказками о животных.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………........3
Глава 1: Теоретическое обоснование развития творческого воображения младших школьников при изучении сказок о животных….6
1.1 Понятие творческого воображения в психолого педагогической литературе……………………………………………………….6
1.2 Литературоведческий аспект своеобразия жанра сказки о животных………………………………………………………………………….18
1.3 Изучение сказок о животных в современной методической литературе………………………………………………………………………...27
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1……………………………………………………….32
Глава 2: Описание опытно-экспериментальной работы по развитию творческого воображения младших школьников при изучении сказок о животных ………………………………………………………………………..33
2.1 Уровни творческого воображения младших школьников на констатирующем этапе эксперимента ………………………………………….33
2.2 Пути развития творческого воображения младших школьников при изучении сказок о животных ………………………………………………44
2.3 Уровни творческого воображения младших школьников на контрольном этапе эксперимента ……………………………………………....47
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2……………………………………………………….60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………...63

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 744.00 Кб (Скачать файл)

         Воображение – универсальная  человеческая способность к построению  новых целостных образов действительности  путем переработки содержания  сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. Воображение – это способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер, благодаря чему он выделился из «царства» животных. Будучи психологической основой творчества, воображение обеспечивает как историческое создание форм культуры, так и освоение их в онтогенезе.

         В психологии воображение рассматривается  в качестве отдельного психического  процесса, наряду с восприятием,  памятью, вниманием и др. В последнее  время все большее распространение получает идущее от И. Канта понимание воображения как всеобщего свойства сознания. При этом акцентируется его ключевая функция в порождении и структурировании образа мира. Воображение детерминирует протекание конкретных познавательных, эмоциональных и др. процессов, конституируя их творческую природу, связанную с преобразованием предметов (в образном плане), предвосхищением результатов соответствующих действий и построением общих схем последних.

         Воображение – это образное  конструирование содержания понятия о предмете еще до того, как сложится одно это понятие. Содержание будущей мысли (способ его построения, заданный через схему действий) фиксируется воображением в виде некоторой существенной, всеобщей тенденции развития целостного объекта. Осмыслить эту тенденцию как генетическую закономерность человек может только посредством мышления [28].

         Для воображения характерно то, что знание еще не оформилось  в логическую категорию, тогда  как своеобразное соотнесение  всеобщего и единичного на чувственном уровне уже произведено. Благодаря этому в самом акте созерцания отдельный факт открывается в своем универсальном ракурсе, обнаруживая свой целостнообразующий по отношению к определенной ситуации смысл. Поэтому в плане воображения целостный образ ситуации строится раньше расчлененной и детализированной картины созерцаемого. Компоненты этого образа осмысленно соединяются друг с другом узами необходимой связи по существу, а не формально (такой способ их соединения присущ мифам и сказкам; в онтогенезе он обнаруживается у детей дошкольного возраста). В итоге эти компоненты приобретают в человеческом сознании новую качественную определенность. Таким образом, воображение не является ни произвольным наделением объекта любыми свойствами, ни простой комбинаторикой элементов прошлого опыта. Один из парадоксов воображения состоит в том, что предметное целое воспроизводится им с самого начала адекватно, фактически безошибочно.

         Ведущим механизмом воображения  служит перенос какого-либо свойства объекта. Эвристичность переноса измеряется тем, насколько он способствует раскрытию специфической целостной природы другого объекта в процессе его познания или создания человеком [28].

         Особую форму воображения образует  мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать мощным мотивирующим фактором творческого поиска.

         Воображение включено в процессы самых различных видов человеческой деятельности. Однако в своей развитой форме оно культивируется, прежде всего, средствами искусства – в ходе создания и освоения продуктов художественного творчества. Онтогенетические предпосылки воображения коренятся в определенных видах ориентировочной деятельности детей младенческого и раннего возраста. Одним из ведущих источников развития воображения становится игра дошкольников и младших школьников. В игре у ребенка вырабатывается способность смотреть на мир как бы глазами другого человека, в пределе – всего человеческого рода, что, по мнению ряда исследователей (Э. В. Ильенков, В. В. Давыдов и др.), составляет одну из фундаментальных характеристик воображения.

         В психологии различают произвольное и непроизвольное воображение. Первое проявляется, например, в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты, второе – в сновидениях, так называемых измененных состояниях сознания и т. д. [28].

         Выделяют также воссоздающее  и творческое воображение. Воссоздающее  воображение развертывается на  основе описания, рассказа, чертежа,  схемы, символа или знака. Имеет  в основе создание тех ли  иных образов, соответствующих описанию. Человек наполняет исходный материал имеющимися у него образами.

         Воображение творческое предполагает  самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, новых, реализуемых в оригинальных  и ценных продуктах деятельности [40]. Все согласны, что именно оно толкает писателя на создание произведений, художника – картин, композитора – музыки и т. д. [44]. При этом различают: 1) новизна объектов – если образы и идеи оригинальны и не повторяют чего-либо, имеющегося в опыте других людей; 2) новизна субъективная – если они повторяют ранее созданные, но для данного человека являются новыми и оригинальными.

         Творческое воображение нередко  выступает как временно исполняющее  обязанности логического мышления. Дело в том, что оно направлено на вскрытие реально существующих связей и отношений – как бы вычерпывает знания из предметов и явлений. В строгом смысле логическое мышление возможно, когда имеет достаточно сведений или их можно добыть логическим путем. А если их мало и добыть невозможно, помогают интуиция и творческое воображение, создавая пропущенные звенья и увязывая факты в систему, которая служит в качестве временных «лесов», пока при помощи мышления не будут найдены реальные, соответствующие действительности факты и связи между ними, подтверждающие или отвергающие работу воображения. Такая роль творческого воображения неодинакова в различных областях деятельности: в научном поиске его роль меньше, нежели в литературном творчестве [28].

         Л. С. Выготский (1930) определил воображение как творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга. С. Л. Рубинштейн (1949) считал, что воображение – отлет от прошлого опыта, порождающий образы являющиеся продуктами творческой деятельности и прообразами для нее. В большинстве учебных пособий дается определение воображению как способности сознания строить (предвосхищать) образы будущего на основе использования прошлого опыта [44].

         Обычно под воображением понимается  не совсем то, что подразумевается под этими словами в науке. В житейском обиходе воображением называют все то, что нереально, что не соответствует действительности и что, таким образом не может иметь никакого практического серьезного значения. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. В этом смысле все, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, – все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении [9].

         Если так понимать творчество, то легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве. Один из важных вопросов в детской психологии – это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка. Уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые лучше всего выражаются в играх детей. Например, ребенок, который, сидя на палке, воображает, что едет на лошади, девочка, которая играет с куклой и воображает себя матерью, – все играющие дети представляют примеры самого подлинного, самого настоящего творчества. Конечно, в своих играх они воспроизводят очень многое из того, что они видели. Всем известно, какая огромная роль в играх детей принадлежит подражанию. Игры ребенка очень часто служат отголоском того, что он видел и слышал от взрослых, и тем не менее эти элементы прежнего опыта ребенка никогда не воспроизводятся в игре совершенно так же, как они представлялись в действительности. Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Также точно стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как игра [9].

         Воображение является основой  творчества, появляется во всех сторонах жизни ребенка. Ход развития воображения ребенка тесно связан с речью, основной формой его общения с окружающими. Рассматривая роль воображения  в творческой деятельности ребенка, Выготский пришел к выводу о том, что неверно будет рассматривать воображение как особую функцию, это более сложная функция психологической деятельности, которая является реальным объединением нескольких функций в их своеобразных отношениях.

         Воображение является крайне  сложным по своему составу процессом. Именно эта сложность составляет главную трудность в изучении процесса творчества и приводит часто к неверным представлениям относительно самой природы этого процесса и его характера как чего-то необычного и совершенно исключительного.

         Для того чтобы дать представления о сложности этой деятельности, остановимся кратко на некоторых моментах, входящих в состав этого процесса.

         В самом начале процесса  стоят  всегда восприятия внешние и  внутренние, составляющие основу  нашего опыта. То, что ребенок видит и слышит, является, таким образом, первыми опорными толчками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого в последствии будет состоять его фантазия. Далее следует очень сложный процесс переработки этого материала. Важнейшими составными частями этого процесса являются диссоциации и ассоциации воспринятых впечатлений. Всякое впечатление представляет собой сложное целое, состоящее из множества отдельных частей. Диссоциация заключается в том, что это сложное целое как бы рассекается на части, отдельные части выделяются преимущественно по сравнению с другими, одни сохраняются, другие забываются. Диссоциация, таким образом, является необходимым условием для будущей деятельности фантазии [9].

         Данные в действительности впечатления видоизменяются, увеличивая или уменьшая свои естественные размеры. Страсть детей к преувеличению, как и страсть к преувеличению взрослых людей, имеет очень глубокие внутренние основания. Эти основания заключаются большей частью в том влиянии, которое оказывает наше внутреннее чувство на внешние впечатления. Мы преувеличиваем потому, что мы хотим видеть вещи в преувеличенном виде, потому, что это соответствует нашей потребности, нашему внутреннему состоянию. А страсть детей к преувеличению прекрасно запечатлелась в сказочных образах.

         Бюлер со всей справедливостью  указывает на то, что в этом  процессе изменения, и в частности  преувеличения, происходит у ребенка  в упражнении оперировании с  величинами [7].

         Игра с числовыми преувеличениями оказывается в высокой степени важной для человека, и живое доказательство этому мы видим в астрономии и других естественных науках, которыми приходится оперировать не маленькими величинами.

         Мы видим, что преувеличение,  как и воображение вообще, одинаково нужно в искусстве, как и в науке. Не будь этой способности, человечество не могло бы создать астрономию, геологию, физику.

         Следующим моментом в составе  процессов воображения является  ассоциация, т. е. объединение  диссоциированных и измененных элементов. Ассоциация может происходить на различной основе и принимать различные формы от чистого субъективного объединения образов до объективно научного. И заключительным и последним моментом предварительной работы воображения является комбинация отдельных образов, приведения их в систему, построения сложной картины. Но на этом деятельность творческого воображения не заканчивается. Полный круг этой деятельности будет завершен тогда, когда воображение воплощается, или кристаллизуется во внешних образах [9].

         Деятельность творческого воображения  оказывается очень сложной и  зависящей от целого ряда самых  различных факторов. Совершенно  понятно, что эта деятельность  не может быть одинакова у  ребенка и у взрослого, потому  что все факторы эти принимают различный вид в различные эпохи детства. Вот почему в каждый период детского развития творческое воображение работает особым образом, свойственным именно данной ступени развития, на которой стоит ребенок. Воображение зависит от опыта, а опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны, и поэтому понятно, что воображение ребенка работает иначе, чем у взрослого.

         Существует мнение, что у ребенка  воображение богаче, чем у взрослого.  Детство считается той порой,  когда фантазия развита наиболее, и, согласно этому взгляду, по мере развития ребенка его воображение и сила его фантазии идут на убыль. Это мнение сложилось потому, что целый ряд наблюдений над деятельностью фантазии дает повод для такого вывода [9].

         Дети могут из всего сделать все, и эта нетребовательность, неприхотливость детской фантазии, которая уже несвободна у взрослого человека, принималась часто за свободу или богатство детского воображения. Далее создание детского воображения резко, ярко расходится с опытом взрослого человека, и отсюда тоже делались заключения, что ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Затем известны неточность, искажение реального опыта, преувеличение и, наконец, охота к сказкам и фантастическим рассказам, свойственная ребенку.

Информация о работе Развитие творческого воображения младших школьников при изучении сказок о животных