Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 06:33, дипломная работа
Объект исследования – процесс развития творческого воображения младших школьников. Предмет исследования – методы организации работы над сказкой о животных в процессе развития творческого воображения младших школьников. Цель: совершенствование знакомства со сказками о животных; развитие творческого воображения младших школьников. Гипотеза. В данной работе мы предполагаем возможность развития творческого воображения младших школьников средствами литературы, а именно в процессе работы над сказками о животных.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………........3
Глава 1: Теоретическое обоснование развития творческого воображения младших школьников при изучении сказок о животных….6
1.1 Понятие творческого воображения в психолого педагогической литературе……………………………………………………….6
1.2 Литературоведческий аспект своеобразия жанра сказки о животных………………………………………………………………………….18
1.3 Изучение сказок о животных в современной методической литературе………………………………………………………………………...27
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1……………………………………………………….32
Глава 2: Описание опытно-экспериментальной работы по развитию творческого воображения младших школьников при изучении сказок о животных ………………………………………………………………………..33
2.1 Уровни творческого воображения младших школьников на констатирующем этапе эксперимента ………………………………………….33
2.2 Пути развития творческого воображения младших школьников при изучении сказок о животных ………………………………………………44
2.3 Уровни творческого воображения младших школьников на контрольном этапе эксперимента ……………………………………………....47
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2……………………………………………………….60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………...63
Изучаются малые формы фольклора, в том числе и сказки.
Второй класс
На весь курс отводится 136 часов, они включают изучение сказок.
Третий класс
На курс отводится 102 часа, он включает изучение сказок.
Четвертый класс
Также на курс изучения чтения отводится 102 часа, он включает изучение сказок.
ПРОГРАММА 3. АВТОРЫ: Р.Н. БУНЕЕВ, Е.В. БУНЕЕВА
Цель уроков чтения в
Первый класс
На чтение отводится 40 часов. В первом классе сказки не изучаются
Второй класс
На чтение отводится 136 часов. Сказки изучаются в разделах: «Там на неведомых дорожках…», «Сказка мудростью богата…». Конкретно сказки о животных изучаются в разделе «Сказка – ложь, да в ней намек…».
Третий класс
Четвертый класс
На чтение отводится 102 часа. Сказки
изучаются в разделе «У
Проанализировав несколько
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
Воображение и фантазия
Анализ психологической и
– воображение является одной из форм отражательной действительности сознания;
– специфика отражательной действительности воображения заключается в том, что оно отражает действительность как возможность, вероятность путем переструктурирования имеющегося опыта, т. е. обеспечивает ориентацию человека в вероятностной среде;
– деятельность творческого воображения опосредована потребностями практической преобразующей деятельности человека; прослеживается тесная связь человека с реальной действительностью.
Анализ методической
ГЛАВА 2. Описание опытно-экспериментальной работы по развитию творческого воображения младших школьников при изучении сказок о животных
2.1. Уровни творческого
Данное исследование проводилось на базе …района, в период с 14 ноября 2006 года по 30 декабря 2006 года.
В исследовании принимало
Воображение ребенка
Отсюда следует важный
В экспериментальном классе на этапе констатирующего эксперимента нами были использованы следующие методики:
– методика «Незаконченные фигуры» (П. Торренса);
– тест «Три слова» (Л. Ю. Субботина);
– тест «Выведение следствий» (Л. Ю. Субботина).
В методике «Незаконченные фигуры» детям раздают листы бумаги с нарисованными на них фигурками (кругами, квадратами, треугольниками, различными ломаными линиями и т. д.). У каждого ребенка наборы фигур должны быть одинаковыми. Детям предлагают за 5 – 10 минут пририсовать к фигуркам все, что угодно, так, чтобы получились предметные изображения, но при этом постараться, чтобы не было одинаковых рисунков. Каждый такой рисунок можно подписать, придумав ему необычное название. Данное упражнение выполняло 20 человек – ученики экспериментального класса (рисунки учащихся в приложении 20).
Проанализировав детские
В процентном соотношении это выглядит следующим образом.
Диаграмма к методике «Незаконченные фигуры» в экспериментальном классе на этапе констатирующего эксперимента:
Из данной диаграммы видно, что нет повторов в рисунках у 4,5% учащихся, 13,6% учащихся не повторились в одном рисунке из четырех предложенных, также 4,5% учащихся не повторились в двух рисунках из четырех, 13,6% не повторились в трех рисунках и 63,6% учащихся полностью повторились в своих рисунках.
Переведя повторы в рисунках
в баллы, мы получим за
– нет повторов – 5 баллов;
– в 3-х рисунках нет повторов – 4 балла;
– в 2-х рисунках нет повторов – 3 балла;
– в 1-ом рисунке нет повтора – 2 балла;
– рисунок полностью повторился – 1 балл.
Тест «Три слова». Экспериментатор предлагает младшему школьнику три столбика слов по три слова в каждом и просит его написать наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы в них входили все три слова, а вместе они составляли связный рассказ.
Слова для работы:
Дворец бабушка клоун
Разбойник зеркало щенок
Торт озеро кровать
Каждое предложение
– 5 баллов – остроумная, оригинальная фраза;
– 4 балла – правильное логическое сочетание слов, но не в каждой фразе используются все три слова;
– 3 балла – банальная фраза.
На основе полученных
В целом испытуемые справились с заданием. Из предложенных слов дети составляли в основном повторяющиеся фразы, типа «Клоун лег в кровать…», «Щенок залез под кровать…», «На дворец напали разбойники…». Работы оценивались по пятибалльной системе. Более или менее связный рассказ из использованных слов и полученных фраз составили 7 человек. Это Франк А., Тэйнина А., Горшкова Н., Колмогорова Л., Ю Наталья, Ковалевский К. и Абрамова Л. Они получили по пять баллов. В этих работах прослеживается наиболее правильное логическое сочетание слов и предложений. Рассказы получились более полные и содержательные.
Пять человек – Севрюкова С.,
Коробко В., Лобач С., Кашкина Р.,
Янковская Н. – получили по
четыре балла. В работах этих
ребят прослеживается
Еще одна методика, проводимая
на этапе констатирующего
Список вопросов:
«Что произойдет, если дождь будет лить не переставая?»
«Что произойдет, если все животные начнут говорить человеческим голосом?»
«Что произойдет, если все горы вдруг превратятся в сахарные?»
«Что произойдет, если у тебя вырастут крылья?»
«Что произойдет, если солнце не зайдет за горизонт?»
«Что произойдет, если оживут все сказочные герои?»
«Что произойдет, если люди смогут читать мысли друг друга?»
Для оценки результатов
– 5 минут – 1 балл;
– 4 минуты – 2 балла;
– 3 минуты – 3 балла;
– 2 минуты – 4 балла;
– 1 минута – 5 баллов.
Учитывается качество ответов:
– оригинальный подробный ответ с элементами юмора – 5 баллов;
– необычный ответ с элементами фантазии – 4 балла;
– банальный ответ («Ничего не будет», «Такого не бывает» и т. п.) – 2 балла;
– ответ не по существу или встречным вопросом – 1балл.
Чем меньше баллов наберет школьник, тем больше он нуждается в занятиях по развитию воображения и творческого мышления.
Проанализировав данную
Максимальное число баллов в данном тесте – 10. Чем меньше баллов наберет школьник, тем больше он нуждается в занятиях по развитию воображения и творческого мышления.
Проанализировав полученные
Проанализировав все