Развитие творческого воображения младших школьников при изучении сказок о животных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 06:33, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования – процесс развития творческого воображения младших школьников. Предмет исследования – методы организации работы над сказкой о животных в процессе развития творческого воображения младших школьников. Цель: совершенствование знакомства со сказками о животных; развитие творческого воображения младших школьников. Гипотеза. В данной работе мы предполагаем возможность развития творческого воображения младших школьников средствами литературы, а именно в процессе работы над сказками о животных.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………........3
Глава 1: Теоретическое обоснование развития творческого воображения младших школьников при изучении сказок о животных….6
1.1 Понятие творческого воображения в психолого педагогической литературе……………………………………………………….6
1.2 Литературоведческий аспект своеобразия жанра сказки о животных………………………………………………………………………….18
1.3 Изучение сказок о животных в современной методической литературе………………………………………………………………………...27
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1……………………………………………………….32
Глава 2: Описание опытно-экспериментальной работы по развитию творческого воображения младших школьников при изучении сказок о животных ………………………………………………………………………..33
2.1 Уровни творческого воображения младших школьников на констатирующем этапе эксперимента ………………………………………….33
2.2 Пути развития творческого воображения младших школьников при изучении сказок о животных ………………………………………………44
2.3 Уровни творческого воображения младших школьников на контрольном этапе эксперимента ……………………………………………....47
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2……………………………………………………….60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………...63

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 744.00 Кб (Скачать файл)

         Изучаются малые формы фольклора, в том числе и сказки.

 

Второй класс

         На весь курс отводится 136 часов,  они включают изучение сказок.

Третий класс

         На курс отводится 102 часа, он  включает изучение сказок.

 

Четвертый класс

         Также на курс изучения чтения отводится 102 часа, он включает изучение сказок.

           ПРОГРАММА 3. АВТОРЫ: Р.Н. БУНЕЕВ, Е.В.  БУНЕЕВА

         Цель уроков чтения в начальной  школе – научить детей читать  художественную литературу, вызвать  интерес к чтению и заложить  основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать.

 

Первый класс

         На чтение отводится 40 часов.  В первом классе сказки не  изучаются

 

Второй класс

         На чтение отводится 136 часов.  Сказки изучаются в разделах: «Там на неведомых дорожках…», «Сказка мудростью богата…». Конкретно  сказки о животных изучаются  в разделе «Сказка – ложь, да  в ней намек…».

 

Третий класс

         На чтение отводится 102 часа. Сказки изучаются в разделе «И кот ученый свои мне сказки говорил…».

 

Четвертый класс

         На чтение отводится 102 часа. Сказки  изучаются в разделе «У истоков  народной русской литературы»  [26].

         Проанализировав несколько программ, мы сделали вывод, что на изучение сказок о животных отводится очень мало времени. Сказки изучаются в общих чертах, о более полном различии разных видов сказок в программах не дается.

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

 

         Воображение и фантазия присущи  каждому человеку, но люди различаются по направленности этой фантазии. Воображение и фантазия – это важнейшая сторона нашей жизни. Если бы человек не обладал фантазией, он лишился бы всех научных открытий и произведений искусства. Дети не  услышали бы сказок и смогли бы играть во многие игры, и учебную программу дети не усвоили бы без воображения. Проще сказать – лишите человека фантазии и прогресс остановится.

         Анализ психологической и педагогической  литературы позволяет говорить  о следующих особенностях процесса воображения в норме:

– воображение является одной из форм отражательной действительности сознания;

– специфика отражательной  действительности воображения заключается  в том, что оно отражает действительность как возможность, вероятность путем  переструктурирования имеющегося опыта, т. е. обеспечивает ориентацию человека в вероятностной среде;

– деятельность творческого  воображения опосредована потребностями  практической преобразующей деятельности человека; прослеживается тесная связь  человека с реальной действительностью.

         Анализ методической литературы  говорит нам о том, что в  начальной школе изучению конкретно  сказкам о животных отводится  мало времени. 

 

 

 

    

   

 

 

 

ГЛАВА 2. Описание опытно-экспериментальной работы по развитию творческого воображения младших школьников при изучении сказок о животных

                2.1. Уровни творческого воображения  младших школьников на констатирующем  этапе эксперимента 

         Данное исследование проводилось на базе …района, в период с 14 ноября 2006 года по 30 декабря 2006 года.

         В исследовании принимало участие  44 человека: 22 человека – ученики  3-го «А» класса и 22 человека  – ученики 3-го «В» класса. Ученики  3-го «А» класса были зафиксированы  в качестве экспериментального  класса, соответственно, ученики 3-го «В» – контрольного. В наши задачи входило исследовать уровни творческого воображения и  развивать творческое воображение младших школьников путем различных методик и написания сказок о животных.

         Воображение ребенка развивается  постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта. Чем богаче опыт ребенка, чем больше он видел, слышал, пережил, узнал, чем больше впечатлений от окружающей действительности он накопил, тем более богатым материалом располагает его воображение, тем больший простор открывается для его фантазии и творчества, которое активнее и полнее реализуется в играх, сочинительстве сказок и историй, рисовании.

         Отсюда следует важный педагогический  вывод: созданию благоприятных  условий для развития воображения в творчестве детей способствует расширение их реального жизненного опыта, накопление впечатлений.

         В экспериментальном классе на этапе констатирующего эксперимента нами были использованы следующие методики:

–  методика «Незаконченные фигуры» (П. Торренса);

– тест «Три слова» (Л. Ю. Субботина);

– тест «Выведение следствий» (Л. Ю. Субботина).

         В методике «Незаконченные фигуры» детям раздают листы бумаги с нарисованными на них фигурками (кругами, квадратами, треугольниками, различными ломаными линиями и т. д.). У каждого ребенка наборы фигур должны быть одинаковыми. Детям предлагают за 5 – 10 минут пририсовать к фигуркам все, что угодно, так, чтобы получились предметные изображения, но при этом постараться, чтобы не было одинаковых рисунков. Каждый такой рисунок можно подписать, придумав ему необычное название. Данное упражнение выполняло 20 человек – ученики экспериментального класса (рисунки учащихся в приложении 20).

         Проанализировав детские работы, мы можем сделать вывод, что  в целом с заданием справились все испытуемые. Особо отличилась одна девочка – Тэйнина А. Она изобразила из всех предложенных фигур одну,  соединив  все предложенные детали. Испытуемая дала фигуре название – «геометрические горы». Также можно выделить еще несколько человек, которые в своих рисунках не повторились с остальными ребятами. Это Белодедов В. – изобразил «динамит», соединив две предложенные фигуры – треугольник и ломаную линию, и Яновская А. – из ломаной линии изобразила «змея». Горшкова А. из предложенной фигуры квадрат изобразила «рамку для фотографий». Кашкину Р. можно особо отметить – из четырех предложенных фигур она не повторилась в трех, изобразив из круга – «плодовое дерево», из треугольника – «животное», из квадрата – «корзину». Оконечникова А. также из четырех предложенных фигур не повторилась в трех, изобразив из круга – «гнома», из треугольника – «инопланетянина», из ломаной линии – «корону». Также в трех фигурах не повторилась Шабунина А., изобразив из ломаной линии «забор», из треугольника – «летучего змея», а из круга – «озеро». Севрюкова С. не повторилась в двух из четырех предложенных фигурах. Она из круга изобразила «мяч», а из треугольника – «юлу». У всех остальных ребят рисунки похожи, много повторов. В основном из предложенных фигур рисовали «дома», использовав для этого фигуру квадрат; «солнце» – использовали круг; изображали « человеческие лица» или  дорисовывали человека, полностью также использовав круг; из ломаной линии изображали «елки» или «горы».

         В процентном соотношении это выглядит следующим образом.

 

Диаграмма к  методике «Незаконченные фигуры» в  экспериментальном классе на этапе  констатирующего эксперимента:

                                                                                                                        Рис. 1

             

 

 

         Из данной диаграммы видно,  что нет повторов в рисунках  у 4,5% учащихся, 13,6% учащихся не  повторились в одном рисунке  из четырех предложенных, также  4,5% учащихся не повторились в  двух рисунках из четырех, 13,6% не повторились в трех рисунках и 63,6% учащихся полностью повторились в своих рисунках.

         Переведя повторы в рисунках  в баллы, мы получим за рисунки,  где:

– нет повторов – 5 баллов;

– в 3-х рисунках нет  повторов – 4 балла;

– в 2-х рисунках нет  повторов – 3 балла;

– в 1-ом рисунке нет  повтора – 2 балла;

– рисунок полностью  повторился – 1 балл.

         Тест «Три слова». Экспериментатор  предлагает младшему школьнику  три столбика слов по три слова в каждом и просит его написать наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы в них входили все три слова, а вместе они составляли связный рассказ.

         Слова для работы:

         Дворец                        бабушка               клоун

         Разбойник                   зеркало                щенок

         Торт                             озеро                  кровать

         Каждое предложение оценивается  по пятибалльной системе:

– 5 баллов – остроумная, оригинальная фраза;

– 4 балла – правильное логическое сочетание слов, но не в каждой фразе используются все три слова;

– 3 балла – банальная  фраза.

         На основе полученных результатов  мы составили таблицу (приложение 1).

         В целом испытуемые справились  с заданием. Из предложенных слов дети составляли в основном повторяющиеся  фразы, типа «Клоун лег в кровать…», «Щенок залез под кровать…», «На дворец напали разбойники…». Работы оценивались по пятибалльной системе. Более или менее связный рассказ из использованных слов и полученных фраз составили 7 человек. Это Франк А., Тэйнина А., Горшкова Н., Колмогорова Л., Ю Наталья, Ковалевский К. и Абрамова Л. Они получили по пять баллов. В этих работах прослеживается наиболее правильное логическое сочетание слов и предложений. Рассказы получились более полные и содержательные.

         Пять человек – Севрюкова С., Коробко В., Лобач С., Кашкина Р., Янковская Н. – получили по  четыре балла. В работах этих  ребят прослеживается правильное  логическое сочетание слов, но  не в каждой фразе и предложении используются все три слова. Также в этих работа не видно более полного рассказа, а просто набор предложений. Остальные ребята получили по три балла. Это наименее удачные работы, нет логически правильного построения фразы, предложения не закончены, рассказ в целом не получился (работы учащихся в приложении 22).

         Еще одна методика, проводимая  на этапе констатирующего эксперимента  в экспериментальном классе это  тест «Выведение следствий». Цель  – исследовать воображение. Испытуемым  предлагается ряд вопросов, начинающихся со слов «Что произойдет…». Задача ученика дать полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.

         Список вопросов:

«Что произойдет, если дождь будет лить не переставая?»

«Что произойдет, если все животные начнут говорить человеческим голосом?»

«Что произойдет, если все горы вдруг превратятся в  сахарные?»

«Что произойдет, если у тебя вырастут крылья?»

«Что произойдет, если солнце не зайдет за горизонт?»

«Что произойдет, если оживут все сказочные герои?»

«Что произойдет, если люди смогут читать мысли друг друга?»

         Для оценки результатов учитывается  фактор времени:

– 5 минут – 1 балл;

– 4 минуты – 2 балла;

– 3 минуты – 3 балла;

– 2 минуты – 4 балла;

– 1 минута – 5 баллов.

         Учитывается качество ответов:

– оригинальный подробный ответ с элементами юмора – 5 баллов;

– необычный ответ  с элементами фантазии – 4 балла;

– банальный ответ («Ничего  не будет», «Такого не бывает» и  т. п.) – 2 балла;

– ответ не по существу или встречным вопросом – 1балл.

         Чем меньше баллов наберет школьник, тем больше он нуждается в занятиях по развитию воображения и творческого мышления.

         Проанализировав данную методику, мы составили таблицу (приложение 2).

         Максимальное число баллов в  данном тесте – 10. Чем меньше баллов наберет школьник, тем больше он нуждается в занятиях по развитию воображения и творческого мышления.

         Проанализировав полученные результаты, мы сделали следующие выводы. Больше всех баллов – 9 баллов  – набрали 7 человек. Это Абрамова Л., Янковская Н., Горшкова Н., Соснин В., Севрюкова С., Лобач С. и Колмогорова Л. Эти ребята за свои оригинальные ответы получили по 4 и 5 баллов, с учетом затраченного времени одна и две минуты. Пять человек набрали по 8 баллов. Это Тэйнина А., Франк А., Шабунина Н., Добрыгина В. и Солдышева Д. У этих ребят неплохие, довольно необычные ответы, но они затратили больше времени на их написание. Семь человек набрали по 7 баллов. У них тоже неплохие ответы, но времени ушло гораздо больше. Три человека набрали всего по 6 баллов. У двоих из них – это Ю Наталья и Гришаткина Н. – очень скудные банальные ответы, за которые они получили по 2 балла. А у Коробко В. в целом ответы не плохие, но из-за времени, а она затратила четыре минуты, она оказалась в отстающих (работы учащихся в приложении 23).

         Проанализировав все использованные  нами методики на этапе констатирующего  эксперимента в экспериментальном  классе, нами была составлена  сводная таблица (приложение 3).

Информация о работе Развитие творческого воображения младших школьников при изучении сказок о животных