Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 06:33, дипломная работа
Объект исследования – процесс развития творческого воображения младших школьников. Предмет исследования – методы организации работы над сказкой о животных в процессе развития творческого воображения младших школьников. Цель: совершенствование знакомства со сказками о животных; развитие творческого воображения младших школьников. Гипотеза. В данной работе мы предполагаем возможность развития творческого воображения младших школьников средствами литературы, а именно в процессе работы над сказками о животных.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………........3
Глава 1: Теоретическое обоснование развития творческого воображения младших школьников при изучении сказок о животных….6
1.1 Понятие творческого воображения в психолого педагогической литературе……………………………………………………….6
1.2 Литературоведческий аспект своеобразия жанра сказки о животных………………………………………………………………………….18
1.3 Изучение сказок о животных в современной методической литературе………………………………………………………………………...27
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1……………………………………………………….32
Глава 2: Описание опытно-экспериментальной работы по развитию творческого воображения младших школьников при изучении сказок о животных ………………………………………………………………………..33
2.1 Уровни творческого воображения младших школьников на констатирующем этапе эксперимента ………………………………………….33
2.2 Пути развития творческого воображения младших школьников при изучении сказок о животных ………………………………………………44
2.3 Уровни творческого воображения младших школьников на контрольном этапе эксперимента ……………………………………………....47
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2……………………………………………………….60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………...63
2.3 Уровни творческого воображения младших школьников на контрольном этапе эксперимента
На этапе контрольного эксперимента нами также было предложено учащимся три методики: методика «Незаконченные фигуры», тест «Три слова», тест «Выведение следствий».
По результатам методики «
Остальные рисунки похожи, много
повторов. В основном из предложенных
фигур изображали дома, использовав
стимульную фигуру квадрат,
Самая неудачная работа, на наш взгляд, у Тарановой Л. Девочка из предложенных четырех фигур только из одной (квадрат) изобразила дом. Остальные стимульные фигуры она не использовала (рисунки в приложении 27).
В процентном соотношении это
можно отразить следующим
Диаграмма к методике «Незаконченные фигуры» на этапе контрольного эксперимента в экспериментальном классе
Из данной диаграммы видно, что нет повторов у 4,8% учащихся, 9,5% учащихся не имеют повторов в трех рисунках, у 19% нет повторов в двух рисунках. В одном рисунке нет повторов у 14,3% учащихся, и полностью повторились в своих рисунках 52, 4% учащихся.
Переведя повторы в рисунках в баллы, мы получим за рисунки, где:
– нет повторов – 5 баллов;
– в 3-х рисунках нет повторов – 4 балла;
– в 2-х рисунках нет повторов – 3 балла;
– в 1-ом рисунке нет повтора – 2 балла;
– рисунок полностью повторился – 1 балл.
Методика «Выведение следствий»
В данной методике принимало участие 22 человека. Максимальное число баллов – 10. Проанализировав данную методику, мы сделали следующие выводы. Больше всех баллов набрали 10 человек, по 9-10 баллов. Эти ребята получили по 4-5 баллов за свои оригинальные ответы с учетом затраченного времени 1-2 минуты. 8 человек набрали по 8 баллов. У этих ребят достаточно необычные ответы, но для их написания они затратили чуть больше времени. Также это работы, где времени на написание затратили мало, но ответы получились не достаточно яркими и оригинальными. И три человека набрали по 7 баллов. Это тоже достаточно хорошие ответы, но времени на их написание испытуемые затратили гораздо больше (работы учащихся в приложении 28).
Тест «Три слова». Испытуемым
предлагались те же слова, что
и на этапе констатирующего
эксперимента. Результаты теста
мы зафиксировали таблице (
Как и на этапе констатирующего эксперимента, испытуемые повторялись во фразах, типа, «На дворец напали разбойники и украли торт…», «Щенок залез под кровать…» и пр. Но в целом, работы получились хорошие. Оригинальных, остроумных фраз, которые вместе составляют более или менее связный текст, получилось больше – у 13 человек. В этих работах прослеживается наиболее правильное логическое сочетание слов и предложений. Рассказы в целом более полны и содержательны. 8 человек получили по 4 балла. Это работы, где логическое сочетание слов правильное, но не в каждой фразе используются все три слова, либо это просто предложения, не связанные в единый рассказ. Один человек – Соснин Влад – набрал всего три балла. На наш взгляд, это менее удачная работа. Здесь нет ни рассказа как такового, ни логики построения предложений (работы в приложении 29).
Проанализировав все работы
Критерии уровней творческого воображения зафиксированы те же:
18 – 20 баллов – высокий
уровень творческого
15 – 17 баллов – средний
уровень творческого
14 и ниже баллов – низкий уровень творческого воображения.
Ниже мы построили диаграммы уровней творческого воображения на начало и конец эксперимента в экспериментальном классе.
Диаграммы уровней творческого воображения в экспериментальном классе
Этап контрольного эксперимента
По данным результатов, нами составлена следующая таблица критериев уровней творческого воображения на начало и конец эксперимента.
Уровни творческого
воображения в экспериментально
Критерии |
Экспериментальный класс | |
На начало эксперимента, % |
На конец эксперимента, % | |
1. высокий уровень |
4,5 |
4,5 |
2. средний уровень |
27,3 |
59,1 |
3. низкий уровень |
68,2 |
36,4 |
По данным таблицы видно, что как в начале, так и в конце эксперимента высокий уровень творческого воображения остался неизменным – 4,5%. Значительно повысился средний уровень творческого воображения – с 27,3% до 59,1%. Также значительно понизился низкий уровень творческого воображения – с 68,2% до 36,4%. Это говорит об эффективности проводимых нами занятий.
На этапе контрольного
Методика «Незаконченные
Три человека не повторились в трех рисунках из предложенных четырех фигур. Это Ракова Д. – из стимульной фигуры кру изобразила «цветок», из квадрата – «скатерть», а из ломаной линии – «корону». Юркова А. из стимульной фигуры треугольник изобразила «сыр», из круга «печенье», а из квадрата – «рамку для фотографий». Андреев Л. из стимульной фигуры квадрат изобразил «телевизор», из треугольника – «летучего змея», а из ломаной линии – «стул».
В двух рисунках не
Три человека не повторились
в одном рисунке. Это Евенко
К. – из предложенной
Все остальные рисунки повторяются. Вновь из предложенной фигуры круг рисовали в основном человеческие лица, либо дорисовывали человека полностью, а из квадрата рисовали дома (рисунки в приложении 30).
В процентном соотношении это выглядит следующим образом.
Диаграмма к методике «Незаконченные фигуры» в контрольном классе на этапе контрольного эксперимента
Из данной диаграммы видно, что нет повторов в рисунках у 4,5% учащихся, в 3-х рисунках не повторились 13,6% учащихся; в 2-х рисунках не повторились 22,7% учащихся. В одном рисунке не повторились также 13,6% и полностью повторились в рисунках 45,4% учащихся.
Переведя повторы в рисунках
в баллы, мы получим за
– нет повторов – 5 баллов;
– в 3-х рисунках нет повторов – 4 балла;
– в 2-х рисунках нет повторов – 3 балла;
– в 1-ом рисунке нет повтора – 2 балла;
– рисунок полностью повторился – 1 балл.
Тест «Три слова». На основании написанных работ мы таблицу выводов (приложение 10).
В целом, с данной работой ребята справились неплохо, но, на наш взгляд хуже, чем на этапе констатирующего эксперимента.
Как и на этапе
Семь человек получили по 5 баллов.
Это действительно остроумные
фразы, чтение которых
Также можно отметить, что некоторые
ребята справились с заданием
лучше, а кто-то, наоборот, хуже. Например,
это видно в работе Демидова
Сергея. На этапе констатирующего
эксперимента он вообще, можно
сказать, не справился с