Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 06:33, дипломная работа
Объект исследования – процесс развития творческого воображения младших школьников. Предмет исследования – методы организации работы над сказкой о животных в процессе развития творческого воображения младших школьников. Цель: совершенствование знакомства со сказками о животных; развитие творческого воображения младших школьников. Гипотеза. В данной работе мы предполагаем возможность развития творческого воображения младших школьников средствами литературы, а именно в процессе работы над сказками о животных.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………........3
Глава 1: Теоретическое обоснование развития творческого воображения младших школьников при изучении сказок о животных….6
1.1 Понятие творческого воображения в психолого педагогической литературе……………………………………………………….6
1.2 Литературоведческий аспект своеобразия жанра сказки о животных………………………………………………………………………….18
1.3 Изучение сказок о животных в современной методической литературе………………………………………………………………………...27
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1……………………………………………………….32
Глава 2: Описание опытно-экспериментальной работы по развитию творческого воображения младших школьников при изучении сказок о животных ………………………………………………………………………..33
2.1 Уровни творческого воображения младших школьников на констатирующем этапе эксперимента ………………………………………….33
2.2 Пути развития творческого воображения младших школьников при изучении сказок о животных ………………………………………………44
2.3 Уровни творческого воображения младших школьников на контрольном этапе эксперимента ……………………………………………....47
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2……………………………………………………….60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………...63
На основании полученной
18 – 20 баллов – высокий
уровень творческого
15 – 17 баллов – средний
уровень творческого
14 и ниже баллов – низкий уровень творческого воображения.
В процентном соотношении это может выглядеть следующим образом.
Диаграмма уровней развития творческого воображения
в экспериментальном классе на этапе констатирующего эксперимента
Из данной диаграммы видно, что высокий уровень творческого воображения у 4,5% учащихся, средним уровнем творческого воображения обладают 27,3% учащихся. У 68,2% учащихся низкий уровень творческого воображения.
Из всего этого можно сделать
вывод, что в целом
Контрольному классу на этапе констатирующего эксперимента также были предложены методики «Незаконченные фигуры», «Три слова» и «Выведение следствий».
Методика «Незаконченные
В двух рисунках не
В целом можно отметить работу
Половниковой А. Девочка,
Все остальные рисунки похожи,
много повторов. Из предложенных
фигур в основном рисовали
дома, человеческие лица, либо дорисовывали
человека полностью, ели,
В процентном соотношении это
может выглядеть следующим
Диаграмма к методике «Незаконченные фигуры» в контрольном классе на этапе констатирующего эксперимента
Из данной диаграммы видно,
что в 3-х рисунках не
Тест «Три слова». Экспериментатор предлагает младшему школьнику три столбика слов по три слова в каждом и просит его написать наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы в них входили все три слова, а вместе они составляли связный рассказ. Предлагаются те же слова, что и в экспериментальном классе.
По результатам теста мы
В целом ребята справились
с заданием. 10 человек получили
по 5 баллов. Эти работы отличаются
своим остроумием и
Также 10 человек получили по 4
балла. В этих работах
Два человека – Приходько Максим и Демидов Сергей – получили по 3 балла. Это, на наш взгляд, наименее удачные работы. Можно сказать, что ребята не справились с заданием (работы в приложении 25).
Тест «Выведение следствий». Испытуемым предлагается ряд вопросов, начинающихся со слов «Что произойдет…». Предлагаются все вопросы те же самые, что и ученикам экспериментального класса. Задача учеников – дать полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы. Результаты данного теста мы зафиксировали в таблице (приложение 5).
Проанализировав полученные
Шесть человек набрали по 8 баллов.
У этих ребят достаточно
Также восемь человек набрали по 7 баллов. Здесь тоже достаточно неплохие ответы, но времени на их написание ушло гораздо больше.
Два человека – Приходько М. и Степановский А. – набрали всего по 5 баллов. На взгляд, у этих ребят самые неудачные работы (работы в приложении 26).
Проанализировав все
Критерии уровней творческого воображения зафиксированы те же:
18 – 20 баллов – высокий
уровень творческого
15 – 17 баллов – средний
уровень творческого
14 и ниже баллов – низкий уровень творческого воображения.
В процентном соотношении это выглядит следующим образом.
Диаграмма уровней развития творческого воображения
в контрольном классе на этапе констатирующего эксперимента
Из данной диаграммы видно,
что низкий уровень
2.2 Пути развития творческого воображения младших школьников при изучении сказок о животных
Далее был проведен мини-
В задании «Угадай, что за зверь?» детям предлагалась картинка с изображением неопределенных зверей, у которых перепутаны различные части тела. Нужно было угадать, каких зверей хотел изобразить художник. В задачи учащихся входило угадать всех животных, которых хотел изобразить художник (приложение 14). В следующем задании «Как ты считаешь, чьи ушки?» детям предлагался набор рисунков с изображением только ушей различных животных. Детям нужно было определить, кому принадлежат данные уши (приложение 15).
В упражнении «Не может быть» любой из учеников называет что-нибудь невероятное: вещь, явление природы, рассказывает о необычном животном. Выигрывает тот, кто назовет пять таких сюжета подряд, и никто ни разу ему не скажет: «Бывает!»
Упражнение «Термометр». Участники разбиваются на пары. Один из пары закрывает глаза и пытается вызвать ощущение тепла в своей правой или левой (по указанию ведущего) руке, представляя себе, что он держит в ней какой-то нагретый предмет. По истечению некоторого времени партнер внимательно ощупывает обе его руки и пытается определить, которая из них теплее. После каждой такой попытки происходит смена ролей в парах или смена партнера.
Упражнение «Перевоплощение». Участники
удобно располагаются на
Упражнение «Групповая картина»
«Клякса». Белый лист бумаги мы
сложили пополам. Затем на
Игра «Танграм» зародилась
Суть игры состоит в том, что из семи фигурок нужно составить фигурки животных, птиц и т. д.
Также были проведены ряд
Детям предлагалось начало
Необходимо придумать
– законченность;
– яркость и оригинальность образов;
– необычность поворота сюжета;
– неожиданность концовки (приложение 13).
Контрольным упражнением по
Рисование ребенка составляет преимущественный вид детского творчества в раннем возрасте.
При использовании данной
Известно, что пока ребенок рисует, он думает о предмете своего изображения так, как если бы он о нем рассказывал. Поэтому мы предложили школьникам написать сказки про своих несуществующих животных.
Проанализировав рисунки и
Некоторые ребята не сочиняли
сказку, а просто сделали