Развитие творческого воображения младших школьников при изучении сказок о животных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 06:33, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования – процесс развития творческого воображения младших школьников. Предмет исследования – методы организации работы над сказкой о животных в процессе развития творческого воображения младших школьников. Цель: совершенствование знакомства со сказками о животных; развитие творческого воображения младших школьников. Гипотеза. В данной работе мы предполагаем возможность развития творческого воображения младших школьников средствами литературы, а именно в процессе работы над сказками о животных.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………........3
Глава 1: Теоретическое обоснование развития творческого воображения младших школьников при изучении сказок о животных….6
1.1 Понятие творческого воображения в психолого педагогической литературе……………………………………………………….6
1.2 Литературоведческий аспект своеобразия жанра сказки о животных………………………………………………………………………….18
1.3 Изучение сказок о животных в современной методической литературе………………………………………………………………………...27
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1……………………………………………………….32
Глава 2: Описание опытно-экспериментальной работы по развитию творческого воображения младших школьников при изучении сказок о животных ………………………………………………………………………..33
2.1 Уровни творческого воображения младших школьников на констатирующем этапе эксперимента ………………………………………….33
2.2 Пути развития творческого воображения младших школьников при изучении сказок о животных ………………………………………………44
2.3 Уровни творческого воображения младших школьников на контрольном этапе эксперимента ……………………………………………....47
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2……………………………………………………….60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………...63

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 744.00 Кб (Скачать файл)

         На основании полученной таблицы,  мы разработали критерии уровней творческого воображения:

18 – 20 баллов – высокий  уровень творческого воображения;

15 – 17 баллов – средний  уровень творческого воображения;

14 и ниже баллов  – низкий уровень творческого  воображения. 

         В процентном соотношении это может выглядеть следующим образом.

                                                                                                                      

Диаграмма уровней  развития творческого воображения

в экспериментальном  классе на этапе констатирующего эксперимента

                                                                                                                        Рис. 2

                      

         Из данной диаграммы видно,  что высокий уровень творческого воображения у 4,5% учащихся, средним уровнем творческого воображения обладают 27,3% учащихся. У 68,2% учащихся низкий уровень творческого воображения.

         Из всего этого можно сделать  вывод, что в целом воображение  ребят в экспериментальном классе развито на уровне ниже среднего. В целом они могут фантазировать, давать необычные ответы на необычные вопросы, но с  ними необходимо проводить занятия по развитию воображения и творческого мышления для более высоких результатов.

         Контрольному классу на этапе констатирующего эксперимента также были предложены методики «Незаконченные фигуры», «Три слова» и «Выведение следствий».

         Методика «Незаконченные фигуры».  Учащимся контрольного класса  раздаются листы бумаги с изображенными на них фигурами (фигуры те же, что и в экспериментальном классе и расположены также). Проанализировав все работы, мы сделали вывод, что в целом с работой справились все испытуемые. Можно выделить несколько человек, которые в своих работах не повторились с другими ребятами. Это Ракова Д. и Лебедев Н. Из предложенных четырех стимульных фигур эти ребята не повторились в трех. Ракова Д. из ломаной линии изобразила «волны моря», из квадрата – «окно», а из круга – «солнечный цветок». Лебедев Н. из предложенной стимульной фигуры треугольник изобразил «пирамиду», из ломаной линии – «грозу», а из круга – «мяч».

         В двух рисунках не повторились  также двое учащихся. Это Федяев  В. – изобразил из стимульной  фигуры квадрат – «ковер»,  а из круга – «гранату»;  Курлаев Д. – из стимульной фигуры круг он изобразил «конверт», а из квадрата – «паутину». В одном рисунке не повторились трое учащихся. Это Бахтеяров В. – из предложенной стимульной фигуры ломаной линии изобразил «червя»; Артамонова А. из стимульной фигуры квадрат изобразила «скворечник»; Комаревцев И. – из предложенной стимульной фигуры круг изобразил «дерево».

         В целом можно отметить работу  Половниковой А. Девочка, соединив  три предложенные стимульных  фигуры – ломаную линию, квадрат  и круг – изобразила человека и дала своему рисунку название – «Грандиолус».

         Все остальные рисунки похожи, много повторов. Из предложенных  фигур в основном рисовали  дома, человеческие лица, либо дорисовывали  человека полностью, ели, геометрические  фигуры (рисунки в приложении 24).

         В процентном соотношении это  может выглядеть следующим образом.

Диаграмма к  методике «Незаконченные фигуры» в  контрольном классе на этапе констатирующего  эксперимента

                                                                                                                    Рис. 3                                                                                

         Из данной диаграммы видно,  что в 3-х рисунках не повторились  9,1% учащихся, в 2-х рисунках не повторились 9,1% учащихся, в одном рисунке не повторились 13,6% учащихся и полностью повторились в своих рисунках 68,2% учащихся. Оригинального рисунка без повторов не выполнил ни один учащийся.

         Тест «Три слова». Экспериментатор  предлагает младшему школьнику три столбика слов по три слова в каждом и просит его написать наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы в них входили все три слова, а вместе они составляли связный рассказ. Предлагаются те же слова, что и в экспериментальном классе.

         По результатам теста мы составили  таблицу (приложение 4).      

         В целом ребята справились  с заданием. 10 человек получили  по 5 баллов. Эти работы отличаются  своим остроумием и оригинальностью.  Предложения логически выстроены  правильно и в целом получился рассказ.

         Также 10 человек получили по 4 балла. В этих работах прослеживается  правильное логическое сочетание  слов, но не в каждой фразе  использованы все три слова,  хотя работы достаточно интересны. 

         Два человека – Приходько Максим и Демидов Сергей – получили по 3 балла. Это, на наш взгляд, наименее удачные работы. Можно сказать, что ребята не справились с заданием (работы в приложении 25).

         Тест «Выведение следствий». Испытуемым  предлагается ряд вопросов, начинающихся со слов «Что произойдет…». Предлагаются все вопросы те же самые, что и ученикам экспериментального класса. Задача учеников – дать полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы. Результаты данного теста мы зафиксировали в таблице (приложение 5).

           Проанализировав полученные результаты, мы сделали следующие выводы. Максимальное количество баллов  – 9 баллов – набрали четыре  человека. Это Артамонова А., Ракова  Д., Майоров С. и Шукшин И.  Эти ребята получили по 4-5 баллов  за свои оригинальные и необычные ответы, с учетом затраченного времени 1-2 минуты.

         Шесть человек набрали по 8 баллов. У этих ребят достаточно хорошие  работы, необычные ответы, но время  на их написание ребята затратили  больше – 2-3 минуты.

         Также восемь человек набрали по 7 баллов. Здесь тоже достаточно неплохие ответы, но времени на их написание ушло гораздо больше.

         Два человека – Приходько М.  и Степановский А. – набрали  всего по 5 баллов. На взгляд, у  этих ребят самые неудачные  работы (работы в приложении 26).

         Проанализировав все использованные  нами методики на этапе констатирующего  эксперимента в контрольном классе, нами была составлена сводная  таблица (приложение 6).

         Критерии уровней творческого  воображения зафиксированы те же:

18 – 20 баллов – высокий  уровень творческого воображения;

15 – 17 баллов – средний  уровень творческого воображения;

14 и ниже баллов  – низкий уровень творческого  воображения. 

         В процентном соотношении это  выглядит следующим образом.

Диаграмма уровней развития творческого воображения

в контрольном  классе на этапе констатирующего  эксперимента

                                                                                                                        Рис. 4

                           

         Из данной диаграммы видно,  что низкий уровень творческого  воображения отмечается у 68,2% учащихся контрольного класса, средний  уровень творческого воображения  отмечается у 31,8% учащихся. Высокий  уровень творческого воображения не отмечается у учеников данного класса.

 

2.2 Пути развития творческого воображения младших школьников при изучении сказок о животных        

         Далее был проведен мини-формирующий  эксперимент. На данном этапе  эксперимента нами был проведен ряд занятий по развитию творческого воображения в экспериментальном классе. Сюда относятся задания на угадывание объекта по характерным частям («Угадай, что за зверь?», «Как ты считаешь, чьи ушки?»), по контуру («Чья это тень»). Входили такие упражнения как «Не может быть», «Термометр», «Перевоплощения», «Групповая картина», «Клякса», игра «Танграм» (см. приложение). Также были проведены ряд составленных нами уроков на тему «Сказки», а также методика «Завершение рассказа». Контрольным упражнением по развитию творческого воображения мы провели рисуночный тест «Несуществующее животное». В задачи учащихся входило придумать и изобразить такое животное, которого не существует, и дать ему название, а затем написать сказку с этим животное.

         В задании «Угадай, что за зверь?» детям предлагалась картинка с изображением неопределенных зверей, у которых перепутаны различные части тела. Нужно было угадать, каких зверей хотел изобразить художник. В задачи учащихся входило угадать всех животных, которых хотел изобразить художник (приложение 14). В следующем задании «Как ты считаешь, чьи ушки?» детям предлагался набор рисунков с изображением только ушей различных животных. Детям нужно было определить, кому принадлежат данные уши (приложение 15).

         В упражнении «Не может быть» любой из учеников называет что-нибудь невероятное: вещь, явление природы, рассказывает о необычном животном. Выигрывает тот, кто назовет пять таких сюжета подряд, и никто ни разу ему не скажет: «Бывает!»

         Упражнение «Термометр». Участники разбиваются на пары. Один из пары закрывает глаза и пытается вызвать ощущение тепла в своей правой или левой (по указанию ведущего) руке, представляя себе, что он держит в ней какой-то нагретый предмет. По истечению некоторого времени партнер внимательно ощупывает обе его руки и пытается определить, которая из них теплее. После каждой такой попытки происходит смена ролей в парах или смена партнера.

         Упражнение «Перевоплощение». Участники  удобно располагаются на стульях.  Один из них получает указание от ведущего превратится в определенную вещь. Он должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, ощутить ее «характер». От лица этой вещи он начинает рассказ о том, что ее окружает, как она живет, что чувствует, о ее заботах, пристрастиях о ее прошлом и будущем. Закончив рассказ, ведущий дает задание следующему по кругу и т. д.

         Упражнение «Групповая картина». Все участники рассаживаются  в круг. Один из них в руках  держит чистый лист бумаги  и пытается вообразить себе  нарисованную картину. Он начинает детально ее описывать, а все остальные пытаются «увидеть» на листе то, о чем он говорит. Затем лист передается следующему участнику, и он продолжает создание воображаемой картины, дополняя ее «написанное» новыми деталями. Лист передается дальше. Ведущий предупреждает участников, что это должна быть именно картина, а не развивающийся сюжет. Описания же должны быть достаточно подробными для того, чтобы можно было однозначно установить по ним пространственное взаиморасположение деталей. Окончание работы объявляется участником, считающим, что картина уже излишне перегружена деталями.

         «Клякса». Белый лист бумаги мы  сложили пополам. Затем на одну  половинку мы разлили немного  чернил, прижали к ней вторую  половинку и провели по ней рукой. Получилось бесформенное, на первый взгляд, пятно. Далее мы показали этот лист с пятном учащимся. В их задачу входило увидеть какой-либо образ в полученном нами пятне (приложение 17). 

         Игра «Танграм» зародилась несколько  тысячелетий в Китае. Там она называлась «чи-чао-тю», что означает хитроумный узор из семи частей. Фигурки для игры в «Танграм» получаются путем разрезания квадрата по схеме (приложение 18). Лучше, когда части окрашены черным цветом с обеих сторон.

         Суть игры состоит в том, что из семи фигурок нужно составить фигурки животных, птиц и т. д.

         Также были проведены ряд составленных  нами уроков на тему «Сказки» (приложение 16), и методика «Завершение  рассказа». 

         Детям предлагалось начало рассказа, например: «Стоял ясный солнечный день. По лесной тропинке прогуливалась лиса. Вдруг откуда ни возьмись…»

        Необходимо придумать продолжение  рассказа, которое оценивается по  следующим критериям:

– законченность;

– яркость и оригинальность образов;

– необычность поворота сюжета;

– неожиданность концовки (приложение 13).

         Контрольным упражнением по развитию  творческого воображения мы провели  рисуночный тест «Несуществующее  животное». В задачи учащихся  входило придумать и изобразить  такое животное, которого не существует, и дать ему название, а затем написать сказку с этим животное.

         Рисование ребенка составляет  преимущественный вид детского  творчества в раннем возрасте.

         При использовании данной методики  в наши задачи не входило  исследование личности как таковой. Нашей задачей было посмотреть развитость воображения младших школьников при рисовании несуществующего животного.

         Известно, что пока ребенок рисует, он думает о предмете своего  изображения так, как если бы  он о нем рассказывал. Поэтому мы предложили школьникам написать сказки про своих несуществующих животных.

         Проанализировав рисунки и сказки  испытуемых можно сказать, что  в целом сказки о несуществующих  животных получились интересные, содержательные, во многом поучительные. Сюжеты, в основном, направлены на дружбу, на взаимопомощь друг другу. Особенно интересны сами животные. Но несколько человек предпочли не выдумывать животных, а за основу взяли животных – героев мультфильмов. Соответственно и сказки свои они писали как одну из серии мультфильма.

         Некоторые ребята не сочиняли  сказку, а просто сделали энциклопедическое  описание своего животного, что  тоже получилось необычно (приложение 19).

Информация о работе Развитие творческого воображения младших школьников при изучении сказок о животных