Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 06:33, дипломная работа
Объект исследования – процесс развития творческого воображения младших школьников. Предмет исследования – методы организации работы над сказкой о животных в процессе развития творческого воображения младших школьников. Цель: совершенствование знакомства со сказками о животных; развитие творческого воображения младших школьников. Гипотеза. В данной работе мы предполагаем возможность развития творческого воображения младших школьников средствами литературы, а именно в процессе работы над сказками о животных.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………........3
Глава 1: Теоретическое обоснование развития творческого воображения младших  школьников при изучении сказок о  животных….6
                 1.1 Понятие творческого воображения  в психолого педагогической литературе……………………………………………………….6
                 1.2 Литературоведческий аспект своеобразия  жанра сказки о животных………………………………………………………………………….18
                 1.3 Изучение сказок о животных  в современной методической литературе………………………………………………………………………...27
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1……………………………………………………….32
Глава  2: Описание опытно-экспериментальной  работы  по развитию творческого  воображения младших школьников при изучении сказок о животных ………………………………………………………………………..33
              2.1 Уровни творческого воображения младших школьников на констатирующем этапе эксперимента ………………………………………….33
              2.2 Пути развития творческого  воображения младших школьников при изучении сказок о животных ………………………………………………44
              2.3 Уровни творческого воображения младших школьников на контрольном этапе эксперимента ……………………………………………....47
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2……………………………………………………….60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………...63
         
На основании полученной 
18 – 20 баллов – высокий 
уровень творческого 
15 – 17 баллов – средний 
уровень творческого 
14 и ниже баллов – низкий уровень творческого воображения.
В процентном соотношении это может выглядеть следующим образом.
                              
Диаграмма уровней развития творческого воображения
в экспериментальном классе на этапе констатирующего эксперимента
                              
Из данной диаграммы видно, что высокий уровень творческого воображения у 4,5% учащихся, средним уровнем творческого воображения обладают 27,3% учащихся. У 68,2% учащихся низкий уровень творческого воображения.
         
Из всего этого можно сделать 
вывод, что в целом 
Контрольному классу на этапе констатирующего эксперимента также были предложены методики «Незаконченные фигуры», «Три слова» и «Выведение следствий».
         
Методика «Незаконченные 
         
В двух рисунках не 
         
В целом можно отметить работу 
Половниковой А. Девочка, 
         
Все остальные рисунки похожи, 
много повторов. Из предложенных 
фигур в основном рисовали 
дома, человеческие лица, либо дорисовывали 
человека полностью, ели, 
         
В процентном соотношении это 
может выглядеть следующим 
Диаграмма к методике «Незаконченные фигуры» в контрольном классе на этапе констатирующего эксперимента
                              
         
Из данной диаграммы видно, 
что в 3-х рисунках не 
Тест «Три слова». Экспериментатор предлагает младшему школьнику три столбика слов по три слова в каждом и просит его написать наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы в них входили все три слова, а вместе они составляли связный рассказ. Предлагаются те же слова, что и в экспериментальном классе.
         
По результатам теста мы 
         
В целом ребята справились 
с заданием. 10 человек получили 
по 5 баллов. Эти работы отличаются 
своим остроумием и 
         
Также 10 человек получили по 4 
балла. В этих работах 
Два человека – Приходько Максим и Демидов Сергей – получили по 3 балла. Это, на наш взгляд, наименее удачные работы. Можно сказать, что ребята не справились с заданием (работы в приложении 25).
Тест «Выведение следствий». Испытуемым предлагается ряд вопросов, начинающихся со слов «Что произойдет…». Предлагаются все вопросы те же самые, что и ученикам экспериментального класса. Задача учеников – дать полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы. Результаты данного теста мы зафиксировали в таблице (приложение 5).
           
Проанализировав полученные 
         
Шесть человек набрали по 8 баллов. 
У этих ребят достаточно 
Также восемь человек набрали по 7 баллов. Здесь тоже достаточно неплохие ответы, но времени на их написание ушло гораздо больше.
Два человека – Приходько М. и Степановский А. – набрали всего по 5 баллов. На взгляд, у этих ребят самые неудачные работы (работы в приложении 26).
         
Проанализировав все 
Критерии уровней творческого воображения зафиксированы те же:
18 – 20 баллов – высокий 
уровень творческого 
15 – 17 баллов – средний 
уровень творческого 
14 и ниже баллов – низкий уровень творческого воображения.
В процентном соотношении это выглядит следующим образом.
Диаграмма уровней развития творческого воображения
в контрольном классе на этапе констатирующего эксперимента
                              
         
Из данной диаграммы видно, 
что низкий уровень 
2.2 Пути развития творческого воображения младших школьников при изучении сказок о животных
         
Далее был проведен мини-
В задании «Угадай, что за зверь?» детям предлагалась картинка с изображением неопределенных зверей, у которых перепутаны различные части тела. Нужно было угадать, каких зверей хотел изобразить художник. В задачи учащихся входило угадать всех животных, которых хотел изобразить художник (приложение 14). В следующем задании «Как ты считаешь, чьи ушки?» детям предлагался набор рисунков с изображением только ушей различных животных. Детям нужно было определить, кому принадлежат данные уши (приложение 15).
В упражнении «Не может быть» любой из учеников называет что-нибудь невероятное: вещь, явление природы, рассказывает о необычном животном. Выигрывает тот, кто назовет пять таких сюжета подряд, и никто ни разу ему не скажет: «Бывает!»
Упражнение «Термометр». Участники разбиваются на пары. Один из пары закрывает глаза и пытается вызвать ощущение тепла в своей правой или левой (по указанию ведущего) руке, представляя себе, что он держит в ней какой-то нагретый предмет. По истечению некоторого времени партнер внимательно ощупывает обе его руки и пытается определить, которая из них теплее. После каждой такой попытки происходит смена ролей в парах или смена партнера.
         
Упражнение «Перевоплощение». Участники 
удобно располагаются на 
         
Упражнение «Групповая картина»
         
«Клякса». Белый лист бумаги мы 
сложили пополам. Затем на 
         
Игра «Танграм» зародилась 
Суть игры состоит в том, что из семи фигурок нужно составить фигурки животных, птиц и т. д.
         
Также были проведены ряд 
         
Детям предлагалось начало 
        
Необходимо придумать 
– законченность;
– яркость и оригинальность образов;
– необычность поворота сюжета;
– неожиданность концовки (приложение 13).
         
Контрольным упражнением по 
Рисование ребенка составляет преимущественный вид детского творчества в раннем возрасте.
         
При использовании данной 
Известно, что пока ребенок рисует, он думает о предмете своего изображения так, как если бы он о нем рассказывал. Поэтому мы предложили школьникам написать сказки про своих несуществующих животных.
         
Проанализировав рисунки и 
         
Некоторые ребята не сочиняли 
сказку, а просто сделали