Развитие устной и письменной речи младших школьников при изучении глаголов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:36, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выяснить, что же такое культура речи и как проводится работа по развитию навыков культуры устной и письменной речи у учащихся III класса при изучении глагола.
Предмет: процесс развития устной и письменной речи на уроках русского языка при изучении темы «Глагол».
Объект: Развитие устной и письменной речи младших школьников на уроках русского языка при изучении темы «Глагол».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….…3
Глава I. Психолого-педагогические основы обучения
культуре речи …………………………………………...7
Речь как средство развития мышления…………............7
Задачи и содержание работы по культуре речи в школе………………………………………………………...….9
Требования к речи учащихся………………………………..11
Вывод к главе I…………………………………………………13
Глава II. Лингвистические основы изучения глагола в
начальной школе……………….……………………...14
2.1. Глагол как часть речи…………………………………………14
2.2. Задачи и содержание изучения темы “Глагол” в III классе………………………………………………………………..…16
2.3 Вывод к главе II ………………………………………………..18
Глава III. Методика обучения навыкам культуры
устной и письменной речи учащихся IV
класса при изучении глагола………..…………....19
3.1. Задачи и содержание работы по развитию речи в связи с изучением русского глагола…..………………………..……….19
3.2. Работа над культурой устной и письменной речи
учащихся IV класса…………..….………………………….20
а) Словарная работа в связи с изучением темы “Глагол”
в IV классе……………………..…………….……………...26
б) Работа над словосочетанием и предложением при
обучении глаголу……………………………………………45
в) Связная речь, устный пересказ и письменное изложение…………………………………………………………...51
г) работа по развитию речи в связи с подготовкой к
предстоящему сочинению…………..………………………57
3.3. Речевые ошибки и пути их устранения…………………..63
а) типы ошибок в употреблении глаголов и устранение…………………………………………………….…….63
б) предупреждение речевых орфографических и
пунктуационных ошибок …………………………….…….69
3.4. Эксперимент и его результаты………………………….....71
Заключение…………………………………………………………..80
Библиографический список………………………

Файлы: 1 файл

Казанский Государственный Педагогический Университет.docx

— 88.40 Кб (Скачать файл)

Казанский Государственный  Педагогический Университет

 

факультет педагогики и права

 

отделение педагогики и методики начального образования

Кафедра русского языка и  литературы и методики их преподавания

 

 

 

Выпускная квалификационная работа по теме

 

Развитие устной и письменной речи младших школьников при изучении глаголов

 

 

 

 

 

работу выполнила  студентка IV курса 

 

Таланова Ольга

 

 

руководитель

 

                                                                                доцент, кпн Колетвинова Н. Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань

 

2004

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………….…3

 

Глава I. Психолого-педагогические основы обучения

 

              культуре речи …………………………………………...7

Речь как средство развития мышления…………............7

Задачи и содержание работы по культуре речи в школе………………………………………………………...….9

Требования к речи учащихся………………………………..11

Вывод к главе I…………………………………………………13

 

Глава II. Лингвистические  основы изучения глагола в 

 

                начальной школе……………….……………………...14

 

2.1. Глагол как часть  речи…………………………………………14

 

2.2. Задачи и содержание  изучения темы “Глагол” в  III классе………………………………………………………………..…16

 

2.3 Вывод к главе II ………………………………………………..18

 

Глава III. Методика обучения навыкам культуры

 

                 устной и письменной речи учащихся IV

 

                 класса при изучении глагола………..…………....19

 

3.1. Задачи и содержание  работы по развитию речи в  связи с изучением русского  глагола…..………………………..……….19

 

3.2. Работа над культурой  устной и письменной речи 

 

       учащихся IV класса…………..….………………………….20

 

   а) Словарная работа  в связи с изучением темы  “Глагол” 

 

        в  IV классе……………………..…………….……………...26

 

   б) Работа над  словосочетанием и предложением  при 

 

        обучении  глаголу……………………………………………45

 

   в) Связная речь, устный пересказ и письменное  изложение…………………………………………………………...51

 

   г) работа по  развитию речи в связи с  подготовкой к 

 

       предстоящему  сочинению…………..………………………57

 

3.3. Речевые ошибки и  пути их устранения…………………..63

 

   а) типы ошибок  в употреблении глаголов и  устранение…………………………………………………….…….63

 

   б) предупреждение  речевых орфографических и 

 

       пунктуационных  ошибок …………………………….…….69

 

3.4. Эксперимент и его  результаты………………………….....71

 

Заключение…………………………………………………………..80

 

Библиографический список……………………………………....83

 

Приложение………………………………………………………..  88

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Родной язык – этот живая  связь времен. С помощью языка  человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается  к культурному наследию, к современным  процессам духовного развития общества, нации. Значение русского языка в  наше время огромно. Русский язык закрепляется и как средство международного общения, входя в круг мировых  языков. Эти общественные функции  подготовлены всем ходом исторического  развития. Совершенно естественно, что  в наши дни особенно широко ставится задача изучения и научной нормализации русского языка, повышение культуры устной и письменной речи, пропаганды лингвистических знаний в классах.

 

Мы постоянно сталкиваемся и в школе на уроках, и в общении  между собою, и на страницах газет  и журналов – с требованиями культуры речи, соблюдением норм литературного  языка, часто слышим споры о языке. То, что “ непривычно ” и “  ново ” в речи для одного, может  быть единственно возможным для  другого и так далее. Кто же выступает тогда арбитром в спорте? Тот, чей опыт и знания вызывают больше доверия, тот, кто обращается к словарям и справочникам, к данным науке  и языке.

 

Человеку, стремящемуся к  овладению речевой культурой, конечно, не обязательно как ученому знать  в деталях основы “ специальных  ” языковедческих наук: фонетики, морфологии, синтаксиса, лексикологии и других. Но есть целый ряд проблем в  общей науке о языке, который, конечно, должен быть знаком самому широкому кругу людей.

 

Пока мы не познакомимся с  основами науки о языке, с ее главными положениями, мы не сможем глубоко и  серьезно главное – точно/судить о своей собственной речевой  культуре и о культуре речи наших  собеседников /учеников/.

 

Конечно, есть такие скептики, которые считают: “ Как сказал – так и ладно. Все равно  поймут!” Но правы ли они? Можно  ли утверждать, что небрежную, неточную, неряшливую речь правильно поймут? А какие “ неувязки ” выходят  иной раз из-за неправильного толкования, это каждый испытал на собственном  опыте. Значит нельзя руководствоваться  нехитрым правилом “ все равно  поймут ”. Нет, неправильную речь или  трудно понять, или можно понять ошибочно. А неправильно поймешь  – неправильно и поступишь. Значит, культура речи не личное дело каждого  из нас, а общественная потребность  и необходимость.

 

Задача воспитания навыков  культуры речи у учащихся – одна из серьезных задач, стоящих перед  школой. Как было сказано выше, вопросом “ умение говорить ”  посвящаются  статьи во многих журналах и газетах. Однако нельзя не признать, что воспитание навыков культуры речи ведется пока эмпирически, от случая к случаю, не выработана система необходимых  упражнений, нет еще нужных для  этой работы пособий.

 

А речь наших учащихся часто  бессвязна, логически непоследовательна, содержит много стилистических ошибок и, как правило, невыразительна. Ясно, что назрела острая необходимость  преодолеть эти недостатки.

 

Все вышесказанное определили выбор темы исследования.

 

Цель исследования: выяснить, что же такое культура речи и как  проводится работа по развитию навыков  культуры устной и письменной речи у учащихся III класса при изучении глагола.

 

Предмет: процесс развития устной и письменной речи на уроках русского языка при изучении темы «Глагол».

 

Объект: Развитие устной и  письменной речи младших школьников на уроках русского языка при изучении темы «Глагол».

 

В этой работе я опиралась  на работы и исследования известных  педагогов таких, как Ушинский К.Д., Толстой Л.Н., Каменский Я.А., психологов Жинкина Н.И., Божович Л.И., Богоявленского Д.Н., Выготского Л.С., Ананьевой Б.П., профессора Цейтлин С.Н., ученых-орфографистов  Ушакова М.В., Ладыженской Т.А., Баранова М.Г., Светловской Н.С. и др.

 

 

Гипотеза: устная и письменная учащихся совершенствуется, становится логически последовательной, содержащей минимум стилистических ошибок и  выразительной, если:

обеспечить создание речевых  ситуаций, определяющих мотивацию собственной  речи учащихся; развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной  речи и обеспечить речевую практику для учащихся;

обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образование форм, построение конструкций, обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи,

вести постоянную специальную  работу по развитию речи (уровни: произносительный, словарный, морфологический, синтаксический и уровень связной речи, текста), связывая ее с уроками грамматики, чтения, с изучаемым для них  материалом;

 

В соответствии с целью  и гипотезой дипломной работы определены следующие задачи.

 

 

Задачи исследования:

Изучение лингвистической, психолого-педагогической и научно-методической литературы по данному вопросу.

Разработка системы упражнений для эффективного использования  глагола как части речи.

 

 

Исходя из цели и задач  использованы следующие методы:

 

     1/анализ лингвистической,  психолого-педагогической и методической  литературы;

 

     2/наблюдение, анализ, описание.

 

Источниками фактического материала  явились устная и письменная речь учащихся.

 

Базой опытно-экспериментальной  работы была Высокогорская средняя  школа№1 Высокогорского района, 4 класс.

 

Результаты исследования отражены в данной работе, которая  состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (61) и приложений.

 

 

Глава I. Психолого-педагогические основы обучения культуре речи.

 

Речь как средство развития мышления.

 

 

Современная школа уделяет  много внимания развитию мышления в  процессе обучения. Возникают вопросы: какое место в решении этой задачи принадлежит речи и речевым  упражнениям? Можно ли отождествлять  речевое развитие с развитием  мышления? Мышление не может успешно  развиваться без языкового материала. В логическом мышлении важнейшая  роль принадлежит понятиям, в котором  обобщены существенные признаки явлений. Понятия обозначаются словами, следовательно, в слове понятие обретает необходимую  для общения материальную оболочку.

 

Знание слова, обозначающего  понятие, помогает человеку оперировать  этим понятием, то есть мыслить. Слова  сочетаются в синтаксических конструкциях, позволяя выражать связи, отношения  между понятиями, выражать мысль. Логическое мышление формируется в начальных  классах и развивается, совершенствуется в течении всей жизни человека.

 

Наставник обязан заботиться о том, чтобы дитя вступало в духовное обладание теми сокровищами родного  слова, которые оно усвоило только подражанием, полуосознанно… почему и  употребляет часто некстати, не зная настоящего, точного значения употребляемых  им слов и оборотов. /56; с.44-60 /

 

Мысль человека облекается в  языковые формы. Как бы ни было сложно содержание мысли человека, она находит  стройное воплощение в синтаксических конструкциях и морфологических  формах языка.

 

Таким образом, овладение  языком, запасом слов и грамматических форм создает предпосылки для  развития мышления. Психолог Н.И. Жинкин писал: “ Речь – это канал развития интеллекта… Чем раньше будет  усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания ”. Знание, факты, то есть информация, - материал мышления. Следовательно, и через этот канал  речевое развитие способствует развитию мышления.

 

Однако отождествлять  развитие речи с развитием мышления было бы неправомерно. Мышление шире речи, оно опирается не только на язык. Работа мысли, усложняясь в связи  с трудом, с наблюдением, с другими  видами деятельности, требует обогащения и усложнения речи. Мыслительная работа стимулирует речь.

 

Обогащение речи в свою очередь оказывает положительное  влияние на развитие мышления. Важно, чтобы новые языковые средства, которые  усваивает школьник, наполнялись  реальным смыслом. Это обеспечивает связь мышления и речи.

 

Хорошо известна мысль  Л.С. Выготского о том, что за долго  до школы ребёнок практически  владеет всей грамматикой родного  языка, но он  «не знает, что владеет  ею, выполняемые им операции неосознанны. Ребёнок научается в школе  осознавать, что он делает, и, следовательно, произвольно оперировать своими собственными умениями. Его умения переводятся из бессознательного плана  в план произвольный, намеренный и  сознательный». /9; с. 268/

 

Если школьник не может  облечь свою мысль в речевую оболочку, значит, в самой мысли есть изъяны, и эти изъяны обнаруживаются в  процессе оформления мысли в речевых  формах. Полную четкость мысль приобретает лишь тогда, когда человек может выразить ее в ясной и понятной другим людям языковой форме /с.14;с.13-14/.

 

Задачи и содержание работы по культуре речи в школе.

 

С первых дней обучения начинается работа над культурой речи: дети усваивают, как полагается говорить в школе, на уроке; начинают понимать, что не любое выражение мысли  будет правильным, что мысль следует  выражать чётко, ясно, понятно для  других; приучаются к самоконтролю и наблюдениям над речью других детей, учатся исправлять недочёты чужой  речи. /49; с. 139/

 

В узком лингвистическом  смысле культура речи – это владение языковыми нормами / в произношении, ударении, словоупотреблении, в построении фраз и тому подобное /, а также  умение пользоваться выразительными средствами языка в разных условиях общения  в соответствии с целью и содержанием  речи. но культура речи в более широком  смысле – это и культура чтения, и важнейшая часть общей культуры человека.

 

Само слово “ культура ” /от латинского cultura / буквально значит “возделывание”, “обрабатывание”. Это  то, что “обработано”, “возделано”  и передано нам по наследству нашими предшественниками; это то, что “обрабатывается” и “возделывается”, шлифуется нами, чтобы передать следующим поколениям /15; с.4-5/.

 

Культура речи – прикладной раздел языкознания, в котором рассматриваются  два вопроса: как говорить правильно  и как говорить хорошо. Это сравнительно молодая область науки о языке  сформировалась как самостоятельная  дисциплина после революции под  влиянием социальных сдвигов, происшедших  в нашей стране.

 

Школьный курс родного  языка, основной практической целью  которого является развитие, усовершенствование речевых навыков учащихся, всегда в той или иной мере решая вопросы  культурно-речевые. Культура речи занимает в нем такое же положение, как  и стилистика – это аспект преподавания всех разделов науки о языке, включенных в школьную программу. Такие два  традиционные для школы направления  в работе по развитию речи учащихся, отражают нечто иное, как основную проблему культуры речи /17 ;с.18/.

Информация о работе Развитие устной и письменной речи младших школьников при изучении глаголов