Развитие устной и письменной речи младших школьников при изучении глаголов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:36, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выяснить, что же такое культура речи и как проводится работа по развитию навыков культуры устной и письменной речи у учащихся III класса при изучении глагола.
Предмет: процесс развития устной и письменной речи на уроках русского языка при изучении темы «Глагол».
Объект: Развитие устной и письменной речи младших школьников на уроках русского языка при изучении темы «Глагол».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….…3
Глава I. Психолого-педагогические основы обучения
культуре речи …………………………………………...7
Речь как средство развития мышления…………............7
Задачи и содержание работы по культуре речи в школе………………………………………………………...….9
Требования к речи учащихся………………………………..11
Вывод к главе I…………………………………………………13
Глава II. Лингвистические основы изучения глагола в
начальной школе……………….……………………...14
2.1. Глагол как часть речи…………………………………………14
2.2. Задачи и содержание изучения темы “Глагол” в III классе………………………………………………………………..…16
2.3 Вывод к главе II ………………………………………………..18
Глава III. Методика обучения навыкам культуры
устной и письменной речи учащихся IV
класса при изучении глагола………..…………....19
3.1. Задачи и содержание работы по развитию речи в связи с изучением русского глагола…..………………………..……….19
3.2. Работа над культурой устной и письменной речи
учащихся IV класса…………..….………………………….20
а) Словарная работа в связи с изучением темы “Глагол”
в IV классе……………………..…………….……………...26
б) Работа над словосочетанием и предложением при
обучении глаголу……………………………………………45
в) Связная речь, устный пересказ и письменное изложение…………………………………………………………...51
г) работа по развитию речи в связи с подготовкой к
предстоящему сочинению…………..………………………57
3.3. Речевые ошибки и пути их устранения…………………..63
а) типы ошибок в употреблении глаголов и устранение…………………………………………………….…….63
б) предупреждение речевых орфографических и
пунктуационных ошибок …………………………….…….69
3.4. Эксперимент и его результаты………………………….....71
Заключение…………………………………………………………..80
Библиографический список………………………

Файлы: 1 файл

Казанский Государственный Педагогический Университет.docx

— 88.40 Кб (Скачать файл)

 

  III. По образцу вписать  в таблицу глаголы, синонимичные  данным.

Мчаться  

н 

е 

с 

т 

и 

с 

ь

 

Торопиться 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смеркаться 

 

 

 

 

 

 

 

 

Холить 

 

 

 

 

 

 

 

 

Любить 

 

 

 

 

 

 

 

 

Охранять 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бояться 

 

 

 

 

 

 

 

 

Печалиться 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сиять 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сражаться 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слова для справок: стеречь, спешить, обожать, темнеть, лелеять, пугаться, бороться, скорбеть, блестеть.

 

  IV. Расположить глаголы  по степени усиления обозначаемого  ими    

 

        действия.

Кричал, шептал, говорил.

Мчался, шагал, бежал.

Смеялся, улыбался, хохотал.

Рассвирепел, разозлился, рассердился.

Накрапывал, лил, моросил.

Тлел, горел, полыхал.

Удивил, поразил, ошеломил.

Хвалил, одобрял, превозносил.

 

 

Работа над многозначностью  глагола.

 

 

  I. Прочитать и объяснить  чего не понимали дети. В каком  значении употреблены выделенные  глаголы? Составить и записать  предложения, употребив эти глаголы  в прямом и переносном значении.

– Мама, крапива кусается?

 

     – ДА.

А как она лает?

Мать приказала запереть за ней дверь и крючок и никого не пускать. “Так как, -пояснила она, - по городу ходит скарлатина”. В отсутствие матери кто-то долго стучался в дверь.

 

- Приходила скарлатина, но  мы ее не пустили.

 

                                                                  /К.Чуковский/

 

 

   3.  Списать стихотворение,  подчеркнуть глаголы, употребленные  в переносном значении.

 

Солнышко запело на холодной воле.

 

Поле засопело – пробудилось  поле.

 

Ветерок очнулся, заморгал спросонок,

 

Тополь отряхнулся шумно, как теленок.

 

Море почему-то все еще  зевает …

 

Вот какое утро в Латвии бывает.

 

                                   /М.Гриезане/

 

 

   4. Прочитать стихотворение,  объяснить значение глагола ставить  в выделенных словосочетаниях.

 

Пять рабочих ставят дом,

 

Ставит опыт агроном

 

/Он растит такую рожь  – 

 

С головой в нее войдешь/.

 

Ставит счетчики монтер,

 

Ставит фильмы режиссер.

 

/Снял он сказку “Колобок”,

 

Чтобы ты увидеть мог!/

 

Мама ставит пироги

 

/Подойди и помоги/.

 

А диагноз ставит врач:

 

“Просто насморк. Спи, не плачь!”

 

Если кончиться рассказ,

 

Ставить точку в самый  раз.

 

                                  /Г.Демыкина/

 

 

Все эти упражнения, направленные на овладение лексическими богатствами  родного языка, естественно связаны  и с работой над словосочетанием  и предложением /3;с.174-175/.

 

 

б/. Работа над словосочетанием  и предложением при обучении глаголу.

 

 

Овладеть связной речью  означает прежде всего научиться  самостоятельно отбирать из готового текста нужную конструкцию, обоснованно  заменять одну конструкцию другой. Поэтому в основе работы над словосочетанием  и предложением лежит знание грамматики, в частности синтаксиса как учения о словосочетании и предложении, а также знание основ стилистики.

 

Задача учителя русского языка в работе над словосочетанием  и предложением состоит в том, чтобы научить школьников из ряда возможных выбрать наилучший  способ выражения, то есть ту синтаксическую конструкцию, с помощью которой  можно передать тончайшие смысловые  оттенки. Следовательно, эта работа связана с использованием синтаксических синонимов, то есть привитием синтаксисо - стилистических навыков учащихся.

 

Работа над словосочетанием  и предложением тесно связана  и с работой над словом, так  как “грамматические и лексические  формы и значения органически  связаны, постоянно влияют друг на друга”.

 

Работа над словосочетанием  и предложением проводиться на уроках русского языка в связи с изучением  грамматики, а также на уроках обучающего изложения и сочинения /3;с.178-179/.

 

Словосочетание – это  лексико-грамматическая единица, не выражающая законченной мысли, а создающая  расчлененное обозначение единого  понятия. В словосочетании есть главное  слово и зависимое: синее небо /согласование/, выследили волка /управление/, читать вслух /примыкание/.

 

Установлено, что наибольшее число синтаксических ошибок допускается  учащимися именно в словосочетаниях: это ошибки в управлении и согласовании.

 

В связи с формированием  навыков правильной речи при работе над глагольным словом, целесообразно  предлагать учащимся составлять с глаголом словосочетания и полученные словосочетания включать в предложения. Для составления  глагольных словосочетаний можно пользоваться схемами. По схеме может быть составлено двучленное и многочленное словосочетание, например: овладеть /чем?/, излагать /что?/: овладеть знаниями, овладеть городом, овладеть игрой; излагать доклад, излагать содержание беседы; оросить /что? чем?/ возмущать /кого? чем?/. Оросить землю  водами реки; возмущать окружающих грубостью.

 

Усвоение норм глагольного  управления требует длительного  времени. С третьего рода обучения необходимо начать систематическую работу над  трудными по управлению глаголами.

 

При изучении темы “Глагол” важно сопоставить однокоренные, а также близкие по значению глаголы, управляющие разными падежами существительных, например: касаться /чего?/, прикоснуться /к чему?/, вслушаться/во что?/, прислушаться/к  чему?/, удивляться/чему?/, удивлять/кого? чем?/, радовать/кого? чем?/, радоваться/чему?/, беспокоить/кого? чем?/, беспокоиться/о  ком?/, рассказать/ кому? что?/, /о чем?/; изложить/кому? что?/.

 

Специального внимания требуют  глаголы, при которых учащиеся неправильно  употребляют предлог с падежными  формами существительного:

 

Приехать … /из/ Киева, приехать … /с/ юга. Вернуться … /из/ школы, вернуться  … /с/ фабрики. Прийти … /из/ магазина, прийти … /с/ завода.

 

В процессе изучения глагола  закрепляется и знание норм согласования. Этому будут способствовать задания /41;с.84-86/.

Глаголы, данные в скобках, употребить в прошедшем времени.              Солнце /жучь/ невыносимо. Трава /желтеть  и сохнуть/.

Заменить подчеркнутое существительное  близким по значению и записи его  с тем же глаголом.                                                                     Спектакль начался /представление  началось/; тишина наступила /безмолвие  наступило/; грунт промерз / почва  промерзла/; порт ожил /гавань ожила/.

С какими прилагательными  могут употребляться данные существительные. Составить и записать с ними предложения, употребляя глаголы в прошедшем  времени.                                                          

 

                                         Рельс …

 

                                         Прорубь …

 

                                         Полотенце …

 

 

Ниже приведен словарик словосочетаний, в которых учащиеся допускают  ошибки /главным образом в управлении/.

 

Школьники употребляют:

 

“искать ответ /на вопрос/, искать встречу, искать случай”

 

“бояться грозу, простуду, холодную воду”

 

“просить совет”

 

“беспокоиться за отца”

 

“удивился его словам”

 

“касаться к проводам”

 

“любоваться на закат”

 

“описывать о чем-то”

 

“руководить в колхозе”

 

“оплатить за проезд /в трамвае/”

 

“рад победой”

 

“одеться /чем?/ пальто”

 

“прийти со школы”

 

“не знает задание”.

 

 

В учебнике русского языка  на стр. 183 упражнение 421 и стр. 193 упражнение 446 формируют навыки правильной речи, учат детей правильному употреблению данных словосочетаний в речи (с.205 у. 477; с.203 у.472).

 

 

Различите слова:

 

   Надеть на себя (что?) пальто, шапку. 

 

   Надеть (на кого? что?) на сестренку платье.

 

   Одеть (кого? что?) братишку, одеть (чем?) одеялом.

 

 

 

Различайте слова:

 

   Написать (что? о  чем?) сочинение об экскурсии.

 

   Описать (что?) экскурсию.

 

 

 

Различайте слова:

 

Обсудить (обговорить, обдумать, рассмотреть) что? результаты работы, план, маршрут похода.

 

Осудить (признать виновным, вынести неодобрение) кого? товарища за плохой поступок, нарушителя порядка.

 

 

 

Различайте слова:

 

Предоставить – дать возможность  пользоваться чем-либо. Предоставить свободу, слово на собрании, место.

 

Представить: справку, действующих  лиц рассказа, представить к награде.

 

 

  Работа над словосочетанием  ведет учащихся к более высоким  ступеням речевых упражнений  – к составлению предложений,  к связной речи.

 

Предложение – это минимальная  единица речи, представляющая собой  грамматически организованное соединение слов, словосочетаний, обладающее известной  смысловой и интонационной законченностью.

 

Хотя в целом в речи детей преобладает простое предложение, но в письменной речи учащихся IV класса сложные предложения составляют 17-20%, причем более половины из них  сложноподчиненные, преимущественно  с придаточными определительными, изъяснительными  и временными. Начинают использовать и придаточные причины, цели, уступительные, а также сложные бессоюзные предложения, главным образом с отношениями  последовательности действий.

 

Умение строить разнообразные  типы предложений является основой  развития связной речи учащихся.

 

В работе над связным текстом  построение предложений не может  быть целью, оно скорее служит средством. Поэтому нужны специальные упражнения. Их цель – научить школьников строить  предложения в соответствии с  законами синтаксиса, с литературной нормой, разнообразить их структуру, расширять размеры, научить совершенствовать предложения, добиваясь их точности и выразительности.

 

Упражнения с предложениями  могут быть разделены на три группы: упражнения на основе образца, конструктивные и творческие.

 

Упражнения на основе образца, или подражательные предполагают усвоение правильно построенных конструкций, понимание их внутренних связей и  семантики, а также обучение школьников построению таких же или подобных собственных предложений.

 

Так при измерении множественного числа глаголов можно провести игру «Один - много»

 

Замените единственное число  глаголов множественным.

 

Образец: Иволга свистит. –  Иволги свистят.

 

Соловей поет. Сова кричит. Дятел  стучит. Жаворонок звенит. Сорока трещит.

 

При этом заостряется внимание учащихся, что глаголы во множественном  числе имеют окончания -ат (-ят) или -ут (-ют). Это упражнение является ступенькой к различению глаголов I и II спряжения.

 

В конструктивных упражнениях  познавательная задача иная – построение предложений на основе усвоенных  закономерностей. С помощью этих упражнений школьники учатся строить  предложения без образцов, в соответствии с изученными теоретически сведениями по синтаксису, а также на основе практически усвоенных связей. Школьники  учатся также перестраивать предложения, расширять их, объединять 2-3 предложения  в одно, заменять элементы предложений  и тому подобное.

 

 

Например: Солнце светит. Солнце светит ярко. Летнее солнце светит ярко. Над головой ярко светит летнее солнце.

 

 

Творческие упражнения не предполагают ни образца, ни частных  конструктивных задач. Умение строить  предложения в свободных условиях, то есть без конкретного задания, свидетельствует о полном усвоении  синтаксических форм, о сформированности механизмов речи. творческие упражнения особенно ценны в развитии речи школьников /48;с.58-71/.

 

Например: Вставьте нужные слова.

 

В апреле …… последний ……  .

 

Из дальних стран ……  ……  .

 

Они …… свои гнезда.

 

Скоро ……  ……  .

 

Слова для справок: птенцы, вьют, птицы, появятся, снег, прилетят, тает.

 

 

в/ Связная речь, устный пересказ и письменное изложение.

 

 

И словарная работа, и составление  предложений имеют целью подготовку школьников к связной речи.

 

Связной считается такая  речь, которая организована по законам  логики и грамматики, представляет единое целое, имеет тему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более  или менее значительные части, связанные  между собой /39;с.462/.

 

В методике начальной школы  приняты следующие виды связной  речи, принадлежащей самим учащимся /или упражнения по развитию связной  речи/:

 

Развернутые ответы на вопросы /в том числе в беседе/;

 

Различные текстовые упражнения, связанные с анализом прочитанного, с изучением грамматического  материала, с активизацией грамматических форм или лексики, если высказывания /или написанные тексты/ в основном отвечают изложенным выше требованиям; записи по наблюдениям, ведение дневников  погоды и природы, другие дневники;

 

Устный пересказ прочитанного /в его различных вариантах/;

 

Устные рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям, по данному началу и концу и  тому подобное;

Информация о работе Развитие устной и письменной речи младших школьников при изучении глаголов