Развитие устной и письменной речи младших школьников при изучении глаголов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:36, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выяснить, что же такое культура речи и как проводится работа по развитию навыков культуры устной и письменной речи у учащихся III класса при изучении глагола.
Предмет: процесс развития устной и письменной речи на уроках русского языка при изучении темы «Глагол».
Объект: Развитие устной и письменной речи младших школьников на уроках русского языка при изучении темы «Глагол».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….…3
Глава I. Психолого-педагогические основы обучения
культуре речи …………………………………………...7
Речь как средство развития мышления…………............7
Задачи и содержание работы по культуре речи в школе………………………………………………………...….9
Требования к речи учащихся………………………………..11
Вывод к главе I…………………………………………………13
Глава II. Лингвистические основы изучения глагола в
начальной школе……………….……………………...14
2.1. Глагол как часть речи…………………………………………14
2.2. Задачи и содержание изучения темы “Глагол” в III классе………………………………………………………………..…16
2.3 Вывод к главе II ………………………………………………..18
Глава III. Методика обучения навыкам культуры
устной и письменной речи учащихся IV
класса при изучении глагола………..…………....19
3.1. Задачи и содержание работы по развитию речи в связи с изучением русского глагола…..………………………..……….19
3.2. Работа над культурой устной и письменной речи
учащихся IV класса…………..….………………………….20
а) Словарная работа в связи с изучением темы “Глагол”
в IV классе……………………..…………….……………...26
б) Работа над словосочетанием и предложением при
обучении глаголу……………………………………………45
в) Связная речь, устный пересказ и письменное изложение…………………………………………………………...51
г) работа по развитию речи в связи с подготовкой к
предстоящему сочинению…………..………………………57
3.3. Речевые ошибки и пути их устранения…………………..63
а) типы ошибок в употреблении глаголов и устранение…………………………………………………….…….63
б) предупреждение речевых орфографических и
пунктуационных ошибок …………………………….…….69
3.4. Эксперимент и его результаты………………………….....71
Заключение…………………………………………………………..80
Библиографический список………………………

Файлы: 1 файл

Казанский Государственный Педагогический Университет.docx

— 88.40 Кб (Скачать файл)

 

Кроме того, очень важно  создать атмосферу благожелательного  отношения к вопросам орфоэпии в  классе. На этом фоне развертывается повседневная работа по исправлению орфоэпических  ошибок. Ни одно нарушение правил литературного  произношения не должно оставаться незамеченным. Систематическое исправление учащимся замеченных ими недочетов собственной  речи и речи других содействует формированию привычки обращать внимание на правильность произношение любого слова.

 

Не менее эффективным  средством является индивидуальная работа с учащимися на уроке и  во внеклассное время. С этой целью  преподаватель регистрирует диалектные недочеты, например, стяжение гласных /думат, вместо думает/. Нередко допускается  также недочет морфологического характера: мягкое окончание в форме 3-го лица глаголов /думають, делають/. В  каждом отдельном случае преподаватель  дает специальное задание. Так, чтобы  избежать привычку к стяжению гласных, относящимся к двум слогам, учащиеся упражняются в раздельном произношении слогов по данному образцу: он ду-ма-ет, чи-та-ет, слу-ша-ет. Эти упражнения проводятся как в 1 классе, так и в IV классе. Ведь как ни обидно, но и третьеклассники  допускают такие же ошибки. Преодолеть этот недостаток произношения помогает умение разбираться в основах  глагола, знание, например, того, что  в неопределенной форме глагола  думать основа дума-, в личных формах основа на   , и это должно найти  свое отражение и в произношении личных форм глагола /думает, слушает/.

 

Нормы литературного произношения часто нарушаются неправильной постановкой  ударения в словах. в русском языке  ударение разноместно и подвижно. Например, сторожил – ударение падает на третий слоге, нормировать – на четвертый.

 

Часто мы задумываемся: как  правильно произнести – спала  или спала, звонит или звонит? Конечно, каждый отдельный пример мы можем  проверить по словарю – и без  этого иногда невозможно обойтись. Но все же норма правильного ударения существует, и проще следовать  ей, чем каждый раз обращаться к  справочной литературе.

 

Любое отклонение от нормы  является речевой ошибкой.

 

Часто встречается неправильная постановка ударения на основе слова, а не на его окончании в глаголах прошедшего времени единственного  числа женского рода: взяла вместо взяла, спала вместо спала и тому подобное.

 

Надо запомнить:

таких глаголов около 280 /непроизводных  и производных/:                            

 

     брать /собрать,  отобрать, прибрать, убрать …/,

 

     быть, взять,  вить, врать, гнать, гнить, дать, драть, ждать, жить, звать,    

 

     клясть, лгать,  лить, пить, плыть, прясть, рвать,  смыть, ткать.

Только приставка вы –  “перетягивает” ударение на себя: гнала,

 

      прогнала, но  выгнала.

В этих глаголах прошедшего времени единственного числа  мужского и среднего рода и множественного числа ударение совпадает с ударением  в начальной форме: звать –  звал, звало, звали. Но аффикс -ся изменяет ударение в глаголах множественного числа и иногда в глаголах среднего рода единственного числа: забралось, забрались; налилось, налились.

Некоторые глаголы, очень  похожи на перечисленные выше, тоже односложные, но входят в этот ряд: бить-била, брить-брила, жать-жала, знать-знала, злить-злила /60;с.7-9/.

 

 

Подобные сведения сообщаются преподавателям в процессе изучения школьниками соответствующих разделов грамматики и закрепляются упражнениями.

Поставить ударение в словах: повторим, позвоним, осведомить, одолжить, дала, брала, спала, отворить, принять.

 

Образец: позвоним, брала.

Расставьте ударение в  неопределенной форме глагола: багроветь, баловать, бронировать /покрывать броней/, группировать, закупорить, кашлянуть, морщить /лоб/, откупорить, ржаветь, удить.

 

Образец: багроветь.

Вам предложены отрывки из произведений А.С.Пушкина. Выпишите глаголы, образуйте формы прошедшего времени  множественного числа и женского рода единственного числа. Расставьте ударение.

 

  Образец: жил-жили-жила.

 

1. Жил старик со своею  старухой

 

 У самого синего  моря …

 

         2.  Теперь моя череда,

 

              Условия сам назначу,

 

              Задам тебе, важенок, задачу,

 

              Посмотрим, какова у тебя сила.

 

         3.  Три девицы под окном

 

              Пряли поздно вечерком.

 

     4.   … Туча  по небу идет,

 

          Бочка по морю плывет.

 

     5.  Белку  холят, берегут.

 

     6.  … Слуги  белку стерегут …

 

 

Слова, в которых часто  допускаются ошибки, берутся на учет и систематически включаются в упражнения.

 

Воспитание произносительной культура связано с обучение выразительному чтению. Обучение выразительному чтению органически входит в содержание уроков русского языка, так как изучение любой из тем курса русского языка, особенно синтаксиса, заключает в  себе для этого богатые возможности.

 

Необходимо учить школьников правильному интонированию, использованию  в речи пауз и логического ударения, обращая внимание на то, что изменение  интонации приводит к изменению  смысла предложения. Например, при ироническом  произношении предложение Ты не опоздала приобретает значение, противоположное  тому, которое оно выражает своим  словарным составом и синтаксической связью.

 

Основными приемами обучения выразительному чтению являются: показ  образца чтения преподавателем или  мастером художественного слова  записи; хоровое или индивидуальное чтение учащимися с последующим  анализом; чтение по ролям с предшествующим анализом содержания читаемого; запись и прослушивание лучших сочинений  или выступлений учащихся. Использование  всех этих приемов повышает интерес  школьников к выразительному чтению, а следовательно и к урокам русского языка, тем самым повышая  уровень культурной речи /3;с.162-169/.

 

 

а/ Словарная работа в связи  с изучением темы «Глагол» в  IV классе.

 

 

Словарная работа является важнейшей  составной частью работы по развитию речи в школе. Она проводиться  на уроках русского языка в связи  с изучением грамматики и правописания. На занятиях по литературе и на специальных  уроках по развитию связной речи. В  содержание словарной работы входит:

 

  1/ обогащение словарного  запаса учащихся;

 

  2/ словарно-орфографическая  работа, целью которой является  усвоение  

 

      слова /его  значения и написания/;

 

  3/ знакомство со словом  как средством художественной  выразительности.

 

Приемы обогащения словарного запаса учащихся разнообразны: раскрытие  значения слова путем показа предмета; использование толкового словаря  русского языка; синонимизация; морфологический анализ слов; перевод; перифраз; использование контекста и другие /3;с.169-170/.

 

 Изучение глагола значительно  продвигает речевое развитие  учащихся глагол обозначает не  просто действие, а действие как  активный процесс. Он выражает  движение, развитие и сообщает  высказыванию конкретность, динамичность, энергию. А.М. Пешковский писал,  что “глаголы – это какие-то  “живые” слова, оживляющие все,  к чему они приложены”.

 

Одна из характерных и  замечательных особенностей глагольного  слова – его организующая, конструктивная роль в предложении. Глагольное управление цементирует предложение, оказывает  решающее влияние на сочетание слов, на постановку их в необходимых для  правильного выражения мыслей формах.

 

Само по себе глагольное слово  богато и емко по своему значению. Глагол обладает развитой многозначностью  и омонимичностью. Толковые словари  русского языка отмечают от 3 до 10 и  более значений одного глагола. В  толковом словаре С.И. Ожегова у  глагола брать отмечено 12 значений; стоять – 9 значений, ломать – 5 значений.

 

Богатство значений глагольного  слова усиливается разнообразием  живых значений приставок, а так  же многообразием его синтаксических возможностей. Сравним глаголы брать  и забрать, избрать, разобрать, собрать, перебрать, выбрать. Каждое из них представляет новое слово, подается в новой  словарной статье и имеет подчас не одно, а несколько значений, - так  глагол собрать имеет 10 значений. Вместе с тем глаголы в связи с  различиями синтаксического употребления выражают разные значения, например: глагол бить.

В непереходном значении –  “ударять”: бить молотком;

С винительным падежом  неодушевленного объекта – “ломать, раскалывать, раздроблять”: бить посуду;

С винительным падежом  одушевленного объекта – “разить, наносить поражение и умерщвлять”: бить врага, бить тюленей и другое.

Обогащение словарного запаса учащихся осуществляется двумя основными  путями: через овладение значением  новых, ранее неизвестных детям  слов и через раскрытие богатства  лексических значений слова /21;с.80-81/.

 

Эффективным приемом раскрытия  значения слова является использование  ТОЛКОВОГО СЛОВАРЯ русского языка. Надо прежде всего научить школьников пользоваться словарем, рассмотреть  принципы на основании которых строиться  определение слова. После того как  учащиеся научаться находить объяснение значений слов с помощью преподавателя, необходимо чаще отсылать их к словарю  для нахождения нужных сведений самостоятельно.

 

Библиотека нашей школы  обеспечена словарями С.И. Ожегова, энциклопедическим словарем. Учитель  направляет школьников на самостоятельное  нахождение нужных сведений. Каждый ученик имеет орфографический словарь, к концу четвертого класса учащиеся овладевают умением пользоваться всеми  видами словаря.

 

Объяснить значение глагольных слов, раскрыть их многозначность помогает прием синонимизации. Работа над  глагольной синонимикой, как и вообще над лексической синонимией, должна строиться в направлении расширения пассивного словаря ребенка за счет новых, ранее не известных учащимся слов и все более широкого перевода их из пассивного в активный словарь. Глаголы- синонимы в сознании ребенка  должны быть четко отграничены от однокоренных слов, они должны знать  о недопустимости синонимизации  слов, принадлежащим к разным частям речи (работать, работать). Важно, чтобы  учащиеся уяснили признаки понятия  лексической синонимии: синонимы обозначают одно и тоже понятие; они различаются  оттенками значения или употребления в речи; синонимы – это разнозвучащие  слова; синонимами могут быть лишь слова, относящиеся к одной части  речи.

 

Учебник русского языка располагает  такими упражнениями, которые помогают закрепить занятие о глаголах-синонимах. Так, например упражнение 463 помогает обогатить  словарный запас путем подбора  близких по смыслу слов.

 

463. К данным глаголам  подберите глаголы, близкие по  смыслу. Определите спряжение.

 

Снять, бросать, громыхать, доверять, мерзнуть, доставлять, погасить.

 

Слова для справок: сверкать, верить, кидать, грохотать, принуждать, зябнуть, потушить.

 

После выполнения ряда таких  упражнений учитель предлагает составить  предложение с синонимами, для  того, чтобы показать их смысловой  оттенок.

 

Например. Солнце ярко сияло. В небе сверкала молния.  Погасит  в комнате свет. Погасит сильный  огонь.

 

Понятие о глаголах – синонимах  закрепляется рядом  упражнений, которые  должны быть расположены в системе.

Выписать из текста синонимы к глаголу смеяться.

 

Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки, улыбнулись старые зайцы, побывавшие в лапах  у лисицы и отведавшие волчьих  зубов. 

Выписать глаголы –  синонимы. Какое общее значение они  выражают? Дополнить синонимический ряд  двумя-тремя глаголами.

 

Словно горькая вдовица,

Плачет, бьется в ней царица. / П./

 

Ветер дале побежал,

Королевич зарыдал. /П./

С какими из данных слов лучше  употребить глаголы-синонимы.

 

тихо

 

как белуга           реветь, плакать

 

слегка        

 

от страха             трепетать, робеть

Прочитать текст, отметить его  недостатки и постараться исправить, заменяя глаголы их синонимами.

Давайте играть в жмурки, - сказала Лена.

Согласны, согласны! Будем  играть в жмурки, - сказали все  остальные.

Только не убегайте далеко, - сказала маленькая Катя.

И не прячьтесь так, что  вас и с открытыми глазами  не найдешь, - сказал Петя.

 

Слова для справок: закричать, попросить, предложить, добавить.

Подберите синонимы к подчеркнутым глаголам.

 

  Вы, голубушки-сестрицы,

 

   Выбирайтесь из  светлицы…

 

   Стал он  кликать  золотую рыбку.

 

   Воротился старик  ко старухе.

 

   В сени вышел  царь – отец,

 

    Все пустились  во дворец.

 

            В ноги старухе поклонился,

 

            Молвил, «Здравствуй, грозная царица!»

 

    Ну, теперь твоя  душечка довольна.

Расположить синонимы по принципу усиления действия:

 

трусить, бояться, пугаться, страшиться;

 

пламенеть, гореть, пылать;

 

стучать, бить, колотить.

 

Значение слова можно  раскрыть и путем морфемного анализа. Этот прием ценен тем, что он приучает детей вдумываться в смысловое  значение составляющих его морфем. Так в предложении Буратино остолбенел непонятным для учащихся оказывается  слово остолбенел, но подумав, ученик рассуждает, что в слове  остолбенел корень – столб -, значит, Буратино стал неподвижен, как столб; нет, почти как столб, поскольку в слове есть еще приставка О - / 3; с. 170-171/.

 

Например, Лиса мышковала. Непонятным для учащихся оказывается слово  мышковала, дети рассуждают так, что  лиса любит мышей, значит, мышковала  – это охотилась на мышей.

 

В III классе продолжается работа над повышением речевой культуры, в частности, умение потреблять глаголы  в речи в прямом и переносном значении, то есть учащиеся практически знакомятся с многозначностью глаголов. На уроках русского языка в связи с изучением  глагола можно провести ряд упражнений, которые закрепят понимание прямого  и переносного значения слова  и условий их употребления в речи.

Информация о работе Развитие устной и письменной речи младших школьников при изучении глаголов