Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:36, дипломная работа
Цель исследования: выяснить, что же такое культура речи и как проводится работа по развитию навыков культуры устной и письменной речи у учащихся III класса при изучении глагола.
Предмет: процесс развития устной и письменной речи на уроках русского языка при изучении темы «Глагол».
Объект: Развитие устной и письменной речи младших школьников на уроках русского языка при изучении темы «Глагол».
Введение…………………………………………………………….…3
Глава I. Психолого-педагогические основы обучения
культуре речи …………………………………………...7
Речь как средство развития мышления…………............7
Задачи и содержание работы по культуре речи в школе………………………………………………………...….9
Требования к речи учащихся………………………………..11
Вывод к главе I…………………………………………………13
Глава II. Лингвистические основы изучения глагола в
начальной школе……………….……………………...14
2.1. Глагол как часть речи…………………………………………14
2.2. Задачи и содержание изучения темы “Глагол” в III классе………………………………………………………………..…16
2.3 Вывод к главе II ………………………………………………..18
Глава III. Методика обучения навыкам культуры
устной и письменной речи учащихся IV
класса при изучении глагола………..…………....19
3.1. Задачи и содержание работы по развитию речи в связи с изучением русского глагола…..………………………..……….19
3.2. Работа над культурой устной и письменной речи
учащихся IV класса…………..….………………………….20
а) Словарная работа в связи с изучением темы “Глагол”
в IV классе……………………..…………….……………...26
б) Работа над словосочетанием и предложением при
обучении глаголу……………………………………………45
в) Связная речь, устный пересказ и письменное изложение…………………………………………………………...51
г) работа по развитию речи в связи с подготовкой к
предстоящему сочинению…………..………………………57
3.3. Речевые ошибки и пути их устранения…………………..63
а) типы ошибок в употреблении глаголов и устранение…………………………………………………….…….63
б) предупреждение речевых орфографических и
пунктуационных ошибок …………………………….…….69
3.4. Эксперимент и его результаты………………………….....71
Заключение…………………………………………………………..80
Библиографический список………………………
Рассказывание художественных текстов, заученных на память;
Письменное изложение образцовых текстов;
Перестройка данных учителем текстов;
Письменное сочинения разнообразных типов;
Статьи в газете, отзывы о прочитанных книгах, о кинофильмах, то есть в сущности, сочинения особых жанров; деловые бумаги; заявления, объявления, адреса, телеграммы и тому подобное.
Это лишь самое общее перечисление тех видов связных текстов, которыми оперируют младшие школьники. Как видим, разнообразие упражнений довольно велико.
Все это разнообразие дается учащимся почти без теорий, практическими способами. Разнообразие должно соблюдаться, во-первых, в тематике упражнений, во-вторых, в жанрах, в-третьих, в особенностях языка, в-четвертых, в типах самих упражнений.
Только в этом случае будет обеспечена разностороннее развитие мышления и речи учащихся.
Развивать связную речь школьников – это значит прививать им ряд конкретных умений, учить их.
Это, во-первых, умение понять, осмыслить тему, выделить ее, найти ее границы.
Во-вторых, это умение собирать материал, отбирать то, что важно, что относится к теме, и отбрасывать второстепенное.
Следующее третье умение – это умение располагать материал в нужной последовательности, строить рассказ или сочинение по плану.
Четвертое умение – умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, а также исправлять, совершенствовать, улучшать написанное. Каждое упражнение в связном тексте предполагает использование всех этих умений. Но учить всем этим умениям сразу, в одинаковой степени невозможно. Поэтому на каждом уроке должна быть четко определена задача обучения.
Например, предлагается составить устный рассказ в III классе по картине А. Пластова “Первый снег”. Учебные рассказы этого рассказа: обучение рассматриванию картины; использование образных слов и выражений и с прочитанных произведений. Так сказано в учебнике. Учитель может, однако, определить и другие задачи, например, составление сюжета рассказа на основе воображения.
Планировать развитие речи учащихся рекомендуется на длительный срок – лучше всего на год. При этом условии в плане могут быть предусмотрены различные виды упражнений, различные темы. Планируя развития речи учащихся на год, учитель должен решить, как часто следует проводить устные и письменные работы, изложения и сочинения, писать письма, отзывы о прочитанных книгах, заметки в газету, составлять устные рассказы.
Как видим, в развитии связной речи учащихся есть ряд ясных определенных задач, последовательное решение которых и создает систему в работе /21; с. 72-82 /.
Редкий урок проходит без пересказа, поэтому особенно опасен шаблон в этой работе. Разнообразие видов пересказа, варьирование подготовки к нему оживляют уроки, повышают интерес школьников к чтению и в конечном итоге повышают уровень их речевого развития, культуру речи.
Дети должны знать, такие требования школа предъявляют к пересказу. Прежде всего в пересказе должна звучать живая речь самого школьника. Это значит, что образец не должен быть заучен, зазубрен. Но в то же время предъявляется и другое требование: использовать лексику, обороты речи, а от части и синтаксические конструкции, взятые из образцового текста.
Пересказу нужно учить систематически /не просто – “прочитай и перескажи” /. Ведь конечная цель пересказа состоит в том, чтобы человек в жизни мог правильно, достаточно точно, логически стройно и выразительно передать прочитанное, услышанное.
В начальных классах применяются следующие виды пересказа: подробный, близкий к тексту; краткий или сжатый; выборочный; с перестройкой текста; с творческими дополнениями.
В IV классе дети владеют всеми видами пересказа.
Устный пересказ учит школьников
изложению – письменному
Программа предусматривает для IV класса – подробное и сжатое изложение текста из 70-90 слов по плану, составленному самостоятельно, а также изложения прочитанного с изменением формы лица.
Следует особенно подчеркнуть
роль изложения, как упражнения, приобщающего
детей к лучшим образцам языка. Высокохудожественные
тексты, написаны выдающимися мастерами
слова и затем письменно
В этом смысле изложение полезно рядом с сочинением, так как последнее всегда несет в себе опасность некоторого влияния диалектов и просторечия. Так, готовя учащихся к сочинению на тему “В лес за грибами”, учитель проведет в классе изложение текста, в котором есть описание леса, грибов и другое, и это, несомненно повысит качество сочинений, так как дети смогут опереться на опыт мастера, писателя.
Например, проводим с детьми изложение “Где грибы выше леса?”, это изложение текста по плану, составленному коллективно под руководством учителя.
На севере нашей Родины лежит тундра. Летом она покрыта густой травой. Сколько цветов? Голубые незабудки, золотые лютики.
На кочках мягкий мох. Во мху ягоды и грибы.
Удивительное дело? Грибы растут, а леса не видно. Как не видно? У тебя под ногами ивы и березы.
Этим крошкам много лет. Выше грибов они не вырастут. Долгая темная зима мешает, им вырасти.
Орфография: вопросительные и восклицательные предложения.
Анализ: так где же грибы выше леса? Почему деревца не растут? Какие слова в рассказе говорят, что деревья очень малы? Какая зима на Севере? Что появляется в тундру во время короткого лета? Что сказано о цветах?
Составление плана. Учитель дает один пункт плана. Учащиеся рассказывают ее содержание. О чем нужно сказать после этого? Как начинается рассказ? Что еще растет в тундре, кроме цветов?
Примерный план.
Трава и цветы в тундре.
Ягоды и грибы во мху.
Леса не видно.
Эти крошки не вырастут.
Слова для справок: пушица, вырасти.
С этой же целью проводится предварительный языковый анализ текста, предназначенного для изложения: Обращать внимание учащихся на то, какие слова, обороты речи использовал писатель, стремясь нарисовать яркую картину жизни, сильнее и глубже подчеркнуть главную мысль произведения.
В IV классе дети пишут изложения всех видов.
Для того, чтобы изложения служили совершенствованию речи и повышению ее культуры, следует уделять большое внимание словарной работе и орфографической подготовке, тем самым, предупреждая возможные ошибки при написании изложения учащимися.
Все чаще проводятся творческие
изложения, которые развивают
Творческие изложения представляют собой переходную форму от изложения к сочинению.
г/ Работа по развитию речи в
связи с подготовкой к
Сочинения в школе занимают особое место: или в известной степени подчинены другие речевые упражнения.
Сочинение – творческая работа.
Школьники любят сочинение, любят
за его творческий характер, за то, что
в нем можно привить
Готовясь к устному рассказу и письменному сочинению, школьники учатся:
понимать заданную тему или находить свою собственную;
подходить оценочно к материалу, выражать свое отношение к изображаемому, передавать в тексте сочинения, рассказа собственную позицию;
накапливать материал: наблюдать, выделять главное; осмысливать факты, описывать, передавать свои знания, чувства, намерения;
располагать материал в нужной последовательности, составлять план и придерживаться его;
отбирать нужные слова и другие средства языка, строить синтаксические конструкции и связный текст;
орфографически и
обнаруживать недочеты и ошибки в своем сочинении, а также в речи других учащихся, исправлять свои и чужие ошибки, совершенствовать написанное;
Сочинения как устные /то есть рассказы/, так и письменные различаются по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по жанру и по языку /14;с.114-116/.
Одна из основных задач предмета “Русский язык” – способствовать формированию и развитию у школьников устной и письменной речи. но как это делать?
И психологам, исследующими
проблемы развития речи, и экспериментирующими
учителями – практиками доказано,
что ребенок осваивает
Не так продуктивны изложения, поскольку при таком виде работы ребенку в большей мере приходиться иметь дело с чужим текстом, чем со своим. К тому же необходимость излагать что-либо обычно ничем не мотивирована для ребенка. А собственное “сочинительство” мотивировано либо желанием рассказать что-то, чего не знают другие, либо потребностью “высказать себя”, либо стремление оставить запись “на будущее”, напоминанию самому себе о каком-то интересном событии. Чем раньше дети начнут сочинять, тем лучше /50;с.4/.
Эмоциональность младших школьников позволяет опираться на живое, непосредственное восприятие, на наблюдения, на жизненный опыт детей.
Писать хорошо можно лишь о том, что хорошо знаешь и что волнует тебя. Это же относиться и к устным рассказам. Поэтому важно, чтобы школьники, готовясь к сочинению, имели для него достаточно материала, чтобы они могли выбирать, свободно оперировать материалом.
Подготовка к “сочинению” как письменному, так и устному начинается за несколько дней до самого написания или рассказывания. Независимо от вида сочинения четко выделяются три этапа подготовки к нему:
накопление материала /наблюдение, экскурсии, походы, рассматривания картин, чтение художественных произведений/;
отбор и расположение материала /обсуждение, выделение важного, составление плана/;
словесное, речевое оформление, то есть составление самого текста, его запись, совершенствование, самопроверки и проверка учителем.
При развитии навыков культуры речи важно речевая подготовка текста, запись необходимых слов, орфографическая проверка и прочее, составление отдельных предложений.
Например, во время
подготовки к письму сочинения
по репродукции В.Васнецова “
Коллективно выделяются из текста
опорные слова и
Опорные слова учащиеся выбирают в процессе анализа текста.
Как автор передал мощь и силу Ильи Муромца?
Как подчеркнул богатое происхождение Добрыни Никитича?
Чем отличается Алеша Попович от Ильи Муромца?
Необходимо обратить внимание детей на то, что употребление всех опорных слов не являются обязательным. Который должен стремиться описать картину по-своему.
При изучении глагола в III классе проводится работа над сочинением, описанием /по картине/ .Такие сочинения допускают большую свободу в подборе материала и в его расположении. Ведь роль картины чрезвычайно велика в развитии речи учащихся.
Обучая детей письменному сочинению можно использовать вопросы, опорные слова, опираться на ранее описанные произведения писателей – классиков.
При изучении глагола мы составили текст-описание по репродукции картины К. Ф. Юона “Конец зимы. Полдень”.
Цель: развитие умения воспринимать
картину описательного
Знакомство с картиной (№487). Рассматривание. Обмен мнениями о картине в целом.
Беседа по содержанию картины.
Какую местность изобразил художник? (Видимо, это окраина деревни. За домом поднимаются невысокие холмы, поросшие лесом.)
Опишите подробнее. (На переднем плане деревянный дом. На крыше его еще лежит снег. От дома тянется забор. Он местами разобран. Около забора – поленница дров. Дом окружен высокими стройными березами. Немного дальше, в глубине поляны, видим небольшой домик …)
Прочитайте название картины.
Как художник сумел передать, что это действительно конец зимы, середина дня? (Все залито ярким солнцем. Сероватый пористый снег искриться. От берез протянулись длинные по-весеннему голубые тени. Лес на холмах потемнел. По краям дорожек видны проталины. На крыше дома снег тоже подтаял. Воздух прозрачный. Небо ярко-голубое. Такое небо бывает на пороге весны, в полдень).
Информация о работе Развитие устной и письменной речи младших школьников при изучении глаголов