Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:36, дипломная работа
Цель исследования: выяснить, что же такое культура речи и как проводится работа по развитию навыков культуры устной и письменной речи у учащихся III класса при изучении глагола.
Предмет: процесс развития устной и письменной речи на уроках русского языка при изучении темы «Глагол».
Объект: Развитие устной и письменной речи младших школьников на уроках русского языка при изучении темы «Глагол».
Введение…………………………………………………………….…3
Глава I. Психолого-педагогические основы обучения
культуре речи …………………………………………...7
Речь как средство развития мышления…………............7
Задачи и содержание работы по культуре речи в школе………………………………………………………...….9
Требования к речи учащихся………………………………..11
Вывод к главе I…………………………………………………13
Глава II. Лингвистические основы изучения глагола в
начальной школе……………….……………………...14
2.1. Глагол как часть речи…………………………………………14
2.2. Задачи и содержание изучения темы “Глагол” в III классе………………………………………………………………..…16
2.3 Вывод к главе II ………………………………………………..18
Глава III. Методика обучения навыкам культуры
устной и письменной речи учащихся IV
класса при изучении глагола………..…………....19
3.1. Задачи и содержание работы по развитию речи в связи с изучением русского глагола…..………………………..……….19
3.2. Работа над культурой устной и письменной речи
учащихся IV класса…………..….………………………….20
а) Словарная работа в связи с изучением темы “Глагол”
в IV классе……………………..…………….……………...26
б) Работа над словосочетанием и предложением при
обучении глаголу……………………………………………45
в) Связная речь, устный пересказ и письменное изложение…………………………………………………………...51
г) работа по развитию речи в связи с подготовкой к
предстоящему сочинению…………..………………………57
3.3. Речевые ошибки и пути их устранения…………………..63
а) типы ошибок в употреблении глаголов и устранение…………………………………………………….…….63
б) предупреждение речевых орфографических и
пунктуационных ошибок …………………………….…….69
3.4. Эксперимент и его результаты………………………….....71
Заключение…………………………………………………………..80
Библиографический список………………………
Какие слова в стихотворении имеют переносное значение?
Дождь пошел и непроходит.
Дождь идет, хотя не ходит.
Он будет лить часы подряд.
На крыше, на дорогу, -
Об этом тучи говорят,
Хоть говорить не могут. /А.Барто./
В данных предложениях глаголы употреблены в переносном значении. Составьте предложение, в которых эти же глаголы были бы употреблены в прямом значении.
В январе, в январе трещат морозы во дворе. Река еще спит. От морозов Ванюши щеки пламенем горят.
Заменить глагол бежит близким по смыслу:
Время бежит, река бежит, зерно бежит из мешка, молоко бежит из кастрюли.
Надо ли заменять этот глагол в предложении – “Лисица бежит по полю?”
Объясните значение выделенных слов:
говорят: часы стоят,
говорят: часы спешат,
говорят: часы идут,
но немножко отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
а часы висят на месте. / В. Орлов./
Объясните, чего не понимали дети. В каком значении употреблен подчеркнутый глагол. Составьте предложение, употребив эти глаголы в прямом и переносном значениях.
1/ - Мама, крапива кусается ?
- Да.
- А как она лает?
2/ Мать приказала ребятам
запереть за ними дверь на
крючок и никого не пускать.
“Так как, - пояснила она, - по городу
ходит скарлатина”. В
Приходила скарлатина, но мы ее не пустили./ К. Чуковский./.
Какие выделенные слова употреблены в переносном значении?
Ленивое солнце еще спит. Деревья раскачивают свои вершины. Темнота заползает под кусты, залезает в ямки. Вдруг между деревьями мелькнул огонек, и светлый луч быстрее белки стал бегать по стволам. Солнце выглянуло из-за горы и покраснело от стыда. Проспало. Оно принялось старательно раскрашивать пригорки и деревья, зажгло каждую снежинку, выкрасило в оранжевый цвет крышу школы и в доме стало светло и празднично.
/По З.Воскресенской./
Прослушать загадку:
Всюду, всюду мы вдвоем
неразлучные идем.
Мы гуляем по лугам,
По зеленым берегам,
вниз по лестнице сбегаем,
вдоль по улице шагаем…
Но чуть вечер на порог,
Остаемся мы без ног.
А безногим – вот беда! –
Ни туда и ни сюда.
Что ж, полезем под кровать,
будем там тихонько спать.
А когда вернутся ноги,
вновь поскачем по дороге!
/К.Чуковский./
Выделите в этом тексте слова, обозначающие движение.
В тексте указать глаголы, употребленные в переносном значении, объяснить устно значение.
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла.
Поднялась и расцвела. /П./
При изучении глагола
необходимо познакомить
Прочность усвоения фразеологизмов обеспечивается пониманием их значения, а это достигается:
1/ систематическими
наблюдениями над
в контексте;
2/ синонимическими
сопоставлениями слова и
оборота либо фразеологизмов;
3/ усвоением синтаксической роли, структуры, лексической и
грамматической
сочетаемости с другими
На уроке проводятся игры следующего содержания
Как еще можно?
к словосочетаниям подберите глагол, близкий по значению, в том лице и числе.
Обведешь вокруг пальца.
гладить по головке
Клюем носом
Вставляет палки в колеса
Дремать
Обмануть
Хвалить
Мешать
устать
Эти положения реализуются в системе упражнений по фразеологии /21;с.93-97/.
подчеркните устойчивое сочетания, объясните их значение.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк
Пять-шесть:
Я даже их могу на пальцах перечесть.
“Эх, эх” ей Моська отвечает:
“Вот то-то мне и духу придает,
Что я совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки”.
Испугался старик, взмолился:
“Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешить ты целое царство”.
У кумушки глаза и зубы разгорелись.
И во весь дух
Пошли зайчишки.
А я им: у – х!
Живей, зверишки!
а как вы понимаете значение подчеркнутых устойчивых словосочетаний? Выпишите их и подберите близкие по значению слова.
Пришел Иван домой, а лягушка и спрашивает:
“Что это ты голову повесил ? ”
Игорь так и представил себе, что снял Иван голову и повесил ее на гвоздь.
Мать говорит дочери после долгой разлуки:
Как ты похудела, Надюша, один нос остался.
А разве, мама, раньше у меня два носа было, - иронически возражает дочь.
Играя с Жоржем оловянными солдатиками, я сказал про одного из них, что он будет стоять на часах. Жорж схватил солдатика и со смехом помчался туда, где висели стенные часы.
К данному роду синонимических фразеологизмов подобрать слова – синонимы.
Намылить голову, задать жару /перцу/, протереть с писком, разделать под орех. Зубы заговаривать, водить за нос, кривить душой.
Сидеть сложа руки, гонять лодыря, бить баклуши.
Разводить тары-бары, молоть вздор.
Слова для справок: болтать, бездельничать, ругать, обманывать.
Из данных фразеологизмов подобрать синонимы к словам:
дремать, обмануть, грустить, мечтать, главенствовать, заставлять.
Слова для справок: повесить нос, витать в облаках, играть первую скрипку, брать за горло, натянуть нос, клевать носом.
Заменить подчеркнутые устойчивые сочетания слов одним словом – синонимом и указать, какими членами предложения оно является.
Собака рванулось вперед и исчезла из глаз. Раньше ты у нас бывал, а теперь и носа не показываешь. Мальчишки сломя голову мчались к реке. Мы не знали кого ввести в нашу классную футбольную команду, ведь хороших игроков у нас кот наплакал. Я думал, что город этот находится где-то на краю света. Друзья вопросительно смотрели на меня, но я даже бровью не шевельнул.
списать предложения, заменяя подчеркнутые слова подходящими по смыслу устойчивыми словосочетаниями.
1/ Отряд убирает класс: кто парты моет, кто рамы клеит, один Петя не работает.
2/ -Нечего хныкать, -сказала мама, -ты уж большой, пора умнее стать.
3/ Я выбежал и удивился: в нашем дворе появились новые качели.
4/ Я никак не мог понять,
как появились здесь эти
5/ Одна давнишняя история вдруг вспомнилась мне.
К приемам, с помощью которых учащиеся самостоятельно раскрывают или уточняют смысл слова, относятся использование контекста, подстрочных объяснений и работа со словарем. Говоря о приемах работы с книгой, преподаватель раскрывает роль подстрочных объяснений. Он указывает, что слово, обозначенное звездочкой или цифрой в тексте, обычно объясняется ниже. Чтобы проверить умение школьников пользоваться подстрочными замечаниями, предлагается объяснить значение тех или иных слов или составить с ними предложения.
Правильный выбор приема объяснения слов во многом определяет успех усвоения его детьми. Однако объяснение слова – это лишь первый этап в процессе обогащения словаря учащихся. Для того, чтобы слово вошло в активный словарь школьника, нужна дальнейшая серьезная работа /3;с.173/.
Работа по обогащению словаря учащихся будет только тогда успешной, когда учитель будет стремиться вызвать в учениках глубокий и постоянный интерес к языку. Этому во многом способствует некоторые элементы этимологического анализа. Вопросами происхождения слов, несомненно, более всего уместно заниматься в кружке, а на классных занятиях этимологический анализ можно и нужно применять лишь в тех случаях, когда он необходим как вспомогательное средство для орфографических, лексических и тому подобных целей.
Внесение некоторых элементов этимологического анализа прививает интерес к языку, воспитывает орфографическую зоркость, развивает культуру речи /60 с.20/.
Организация речевой практики учащихся – необходимое условие активизации словаря. Такая практика способствует закреплению понимания слов, сознательному употреблению их в речи. большое место отводится специальным упражнениям.
Упражнение в связи с изучением грамматических признаков глагола.
Заменить данные словосочетания глаголами в неопределенной форме.
Образец: говорить шепотом – шептать.
Испытывать робость, издавать писк. Делать ремонт. Давать разрешение. Приносить в дар. Вести беседу. Делать заявление. Давать совет. Давать оценку. Находиться в зависимости. Произвести осмотр.
Составить предложения с данными глаголами. Указать род глагола.
Образец: кончилось /ср.р./ осеннее ненастье.
Кончилась /ж.р./ летняя пора.
Грело, грела. Сохло, сохла. Блестело, блестела. Растаяло, растаяла. Сварилось, сварилась. Испортилось, испортилась. Испачкалось, испачкалась.
Вставить вместо существительных другие, данные в скобках.
Изменить по смыслу глаголы. Указать их род.
Образец: в городе находился /м.р./ госпиталь.
а/В городе находилась больница. /госпиталь/.
б/На огороде росла капуста /картофель/.
в/На кровати лежал матрац /одеяло/.
г/Мне понравилась эта шуба /пальто/.
д/На тарелке лежал помидор /яблоко/.
е/На небе взошла луна /солнце/.
Прочитать глаголы. Поставить ударение, списав их. Составить с глаголами предложения.
Облегчить, ободрить, предложить, положить, начать, упростить.
Выделенные сочетания заменить глаголами с – тся, -ться.
Где нужно, изменить другие слова в предложении.
Образец. Русский народ гордится своими достижениями в науке.
Русский народ испытывает гордость за свои достижения в науке.
“Спартак” будет вести борьбу за звание чемпиона.
Слесарь решил дать согласие на перевод в другой цех.
Мы хотим стать друзьями с учениками соседней школы.
Девочки все время говорят друг с другом шепотом.
Работа над антонимами.
Что хорошо, а что плохо? Записать антонимы, как показано в образце.
Образец. Хорошо: Плохо:
трудиться лениться
Лениться, трудиться; ссориться, мириться; чистить, пачкать; терять, находить; плакать, смеяться; грустить, веселиться; дружить, враждовать; печалиться, радоваться; любить, ненавидеть; заболеть, выздороветь.
Списать предложения парами. Подчеркнуть в каждой паре глаголы – антонимы.
Прилипла к нему рыбка, спросила: ”Чего тебе надобно, старче?” Ничего не ответила рыбка.
Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало.
Солнце село за горою. Вдали погас последний луч заката.
В одном окошке зажегся огонек.
3. Выписать выделенные
глаголы, радом написать
Дедушка, найди мне беленький грибок.
От вороны карапуз, убежал заохав.
Не слыхивал старик, чтоб рыбка говорила.
С лесенки ответил Вова: “Мама – летчик, что ж такого?”
Посылки и письма провозит
сюда зимою упряжка собачья.
На пустынном полустанке мы выходим на перрон.
Еще не осень, но понятно, что приближается она.
Заря прощается с землей.
Суровый, подтянутый всадник коня у ворот привязал.
От сынов тебе далеких я привез тебе поклон.
Работа над синонимами.
I. Списать предложение.
Подчеркнуть в каждом
Затужили старик со старухой, загоревали.
Иван лежит в избушке – не спится ему, не дремлется.
Смотрит – под кустом старший брат спит, во всю мочь храпит.
Едем мы с поганым чудом-юдом биться, сражаться, родную землю защищать.
Соскочил он с коня и принялся мечом сечь да рубить этот колодец. Завыл колодец, заревел дурным голосом.
II. Списать, вставить подходящие по смыслу глаголы.
1. Ласточка … над гнездом. Над цветами … летали. бабочки.
Земля … вокруг солнца. … , … шар голубой. /вращаться, вертеться, крутиться, виться/.
Сестра … свое новое платье. Пограничники … наши границы. Сторож … колхозное добро. Собака … дом. /охранять, беречь, сторожить/.
Туристы любят … по лесам и полям. Нечего без дела … из угла в угол. /бродить, слоняться/.
Информация о работе Развитие устной и письменной речи младших школьников при изучении глаголов