Развитие устной и письменной речи младших школьников при изучении глаголов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:36, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выяснить, что же такое культура речи и как проводится работа по развитию навыков культуры устной и письменной речи у учащихся III класса при изучении глагола.
Предмет: процесс развития устной и письменной речи на уроках русского языка при изучении темы «Глагол».
Объект: Развитие устной и письменной речи младших школьников на уроках русского языка при изучении темы «Глагол».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….…3
Глава I. Психолого-педагогические основы обучения
культуре речи …………………………………………...7
Речь как средство развития мышления…………............7
Задачи и содержание работы по культуре речи в школе………………………………………………………...….9
Требования к речи учащихся………………………………..11
Вывод к главе I…………………………………………………13
Глава II. Лингвистические основы изучения глагола в
начальной школе……………….……………………...14
2.1. Глагол как часть речи…………………………………………14
2.2. Задачи и содержание изучения темы “Глагол” в III классе………………………………………………………………..…16
2.3 Вывод к главе II ………………………………………………..18
Глава III. Методика обучения навыкам культуры
устной и письменной речи учащихся IV
класса при изучении глагола………..…………....19
3.1. Задачи и содержание работы по развитию речи в связи с изучением русского глагола…..………………………..……….19
3.2. Работа над культурой устной и письменной речи
учащихся IV класса…………..….………………………….20
а) Словарная работа в связи с изучением темы “Глагол”
в IV классе……………………..…………….……………...26
б) Работа над словосочетанием и предложением при
обучении глаголу……………………………………………45
в) Связная речь, устный пересказ и письменное изложение…………………………………………………………...51
г) работа по развитию речи в связи с подготовкой к
предстоящему сочинению…………..………………………57
3.3. Речевые ошибки и пути их устранения…………………..63
а) типы ошибок в употреблении глаголов и устранение…………………………………………………….…….63
б) предупреждение речевых орфографических и
пунктуационных ошибок …………………………….…….69
3.4. Эксперимент и его результаты………………………….....71
Заключение…………………………………………………………..80
Библиографический список………………………

Файлы: 1 файл

Казанский Государственный Педагогический Университет.docx

— 88.40 Кб (Скачать файл)

Какие слова в стихотворении  имеют переносное значение?

 

Дождь пошел и непроходит.

 

Дождь идет, хотя не ходит.

 

Он будет лить часы подряд.

На крыше, на дорогу, -

 

Об этом тучи говорят,

 

Хоть говорить не могут. /А.Барто./

В данных предложениях глаголы  употреблены в переносном значении. Составьте предложение, в которых  эти же глаголы были бы употреблены  в прямом значении.

 

В январе, в январе трещат морозы во дворе. Река еще спит. От морозов  Ванюши щеки пламенем горят.

Заменить глагол бежит  близким по смыслу:

 

Время бежит, река бежит, зерно  бежит из мешка, молоко бежит из кастрюли.

 

Надо ли заменять этот глагол в предложении – “Лисица бежит  по полю?”

Объясните значение  выделенных слов:

 

     говорят: часы  стоят,

 

     говорят: часы  спешат,

 

     говорят: часы  идут,

 

     но немножко  отстают.

 

     Мы смотрели  с Мишкой вместе,

 

     а часы висят   на месте. / В. Орлов./

 

Объясните, чего не понимали дети. В каком значении употреблен подчеркнутый глагол. Составьте предложение, употребив эти глаголы в прямом и переносном значениях.

 

1/ - Мама, крапива кусается ?

 

    - Да.

 

    - А как она  лает?

 

2/ Мать приказала ребятам  запереть за ними дверь на  крючок и никого не пускать.  “Так как, - пояснила она, - по городу  ходит скарлатина”. В отсутствие  матери кто-то долго стучался  к ним в дверь.

Приходила скарлатина, но мы ее не пустили./ К. Чуковский./.

Какие выделенные слова употреблены  в переносном значении?

 

Ленивое солнце еще спит. Деревья раскачивают свои вершины. Темнота заползает под кусты, залезает в ямки. Вдруг между деревьями  мелькнул огонек, и светлый луч  быстрее белки стал бегать по стволам. Солнце выглянуло из-за горы и покраснело от стыда. Проспало. Оно принялось  старательно раскрашивать пригорки и деревья, зажгло каждую снежинку, выкрасило в оранжевый цвет крышу  школы и в доме стало светло и празднично.

 

/По З.Воскресенской./

Прослушать загадку:

 

Всюду, всюду мы вдвоем

 

неразлучные идем.

 

Мы гуляем по лугам,

 

По зеленым берегам,

 

вниз по лестнице сбегаем,

 

вдоль по улице шагаем…

 

Но чуть вечер на порог,

 

Остаемся мы без ног.

 

А безногим – вот беда! –

 

Ни туда и ни сюда.

 

Что ж, полезем под кровать,

 

будем там тихонько спать.

 

А когда вернутся ноги,

 

вновь поскачем по дороге!

 

                   /К.Чуковский./

 

 

Выделите в этом тексте слова, обозначающие движение.

В тексте указать глаголы, употребленные в переносном значении, объяснить устно значение.

 

Но царевна молодая,

 

Тихомолком расцветая,

 

Между тем росла, росла.

 

Поднялась и расцвела. /П./

 

 

 При изучении глагола  необходимо познакомить учащихся  с фразеологическими оборотами  в практическом плане, то есть  использовать прием перифраза.  Исходным моментом в изучении  фразеологических оборотов является  понимание учащимися явления  многозначности слова, его прямого  и переносного значения. При отборе  фразеологического материала следует  учитывать частность употребления  тех или иных устойчивых сочетаний  в речи, сферу их применения.

 

Прочность усвоения фразеологизмов обеспечивается пониманием их значения, а это достигается:

 

   1/ систематическими  наблюдениями над употреблением  фразеологизмов 

 

       в контексте;

 

   2/  синонимическими  сопоставлениями слова и фразеологического 

 

        оборота  либо фразеологизмов;

 

   3/  усвоением синтаксической  роли, структуры, лексической и 

 

        грамматической  сочетаемости с другими словами  в предложении.

 

На уроке проводятся игры следующего содержания

 

Как еще можно?

 

   к словосочетаниям  подберите глагол, близкий по  значению, в том лице и числе.

 

 

Обведешь вокруг пальца.

 

гладить по головке

 

Клюем носом

 

Вставляет палки в колеса 

Дремать

 

Обмануть

 

Хвалить

 

Мешать

 

устать

 

 

 

Эти положения реализуются  в системе упражнений по фразеологии /21;с.93-97/.

подчеркните устойчивое сочетания, объясните их значение.

 

А ведь, признайся, есть

 

Из кумушек моих таких  кривляк

 

                         Пять-шесть:

 

Я даже их могу на пальцах  перечесть.

 

“Эх, эх” ей Моська отвечает:

 

“Вот то-то мне и духу придает,

 

  Что я совсем без  драки,

 

  Могу попасть в большие  забияки”.

 

                                    /И.Крылов/

 

Испугался старик, взмолился:

 

“Что ты, баба, белены объелась?

 

  Ни ступить, ни молвить  не умеешь,

 

  Насмешить ты целое  царство”.

 

                                                 /А.Пушкин/

 

 

У кумушки глаза и зубы разгорелись.

 

И во весь дух

 

Пошли зайчишки.

 

А я им: у – х!

 

Живей, зверишки!

 

                                   /Н.Некрасов./

 

а как вы понимаете значение подчеркнутых устойчивых словосочетаний? Выпишите их и подберите близкие  по значению слова.

 

Пришел Иван домой, а лягушка  и спрашивает:

 

“Что это ты голову повесил ? ”

 

Игорь так и представил себе, что снял Иван голову и повесил  ее на гвоздь.

 

                                                 /Чуковский./

 

 

Мать говорит дочери после  долгой разлуки:

Как ты похудела, Надюша, один нос остался.

А разве, мама, раньше у меня два носа было, - иронически возражает  дочь.

 

                                          /Чуковский./

 

 

Играя с Жоржем оловянными солдатиками, я сказал про одного из них, что он будет стоять на часах. Жорж схватил солдатика и со смехом помчался туда, где висели стенные  часы.

 

                                                 /Чуковский./

 

К данному роду синонимических фразеологизмов подобрать слова  –  синонимы.

 

Намылить голову, задать жару /перцу/, протереть с писком, разделать  под орех. Зубы заговаривать, водить за нос, кривить душой.

 

Сидеть сложа руки, гонять лодыря, бить баклуши.

 

Разводить тары-бары, молоть вздор.

 

Слова для справок: болтать, бездельничать, ругать, обманывать.

Из данных фразеологизмов подобрать синонимы к словам:

 

дремать, обмануть, грустить, мечтать, главенствовать, заставлять.

 

Слова для справок: повесить нос, витать в облаках, играть первую скрипку, брать за горло, натянуть нос, клевать носом.

Заменить подчеркнутые устойчивые сочетания слов одним словом –  синонимом и указать, какими членами  предложения оно является.

 

Собака рванулось вперед и исчезла из глаз. Раньше ты у  нас бывал, а теперь и носа не показываешь. Мальчишки сломя голову мчались  к реке. Мы не знали кого ввести в  нашу классную футбольную команду, ведь хороших игроков у нас кот  наплакал. Я думал, что город этот находится где-то на краю света. Друзья вопросительно смотрели на меня, но я даже бровью не шевельнул.

списать предложения, заменяя  подчеркнутые слова подходящими  по смыслу устойчивыми словосочетаниями.

 

1/ Отряд убирает класс:  кто парты моет, кто рамы клеит,  один Петя не работает.

 

2/ -Нечего хныкать, -сказала  мама, -ты уж большой, пора умнее  стать.

 

3/ Я выбежал и удивился: в нашем дворе появились новые  качели.

 

4/ Я никак не мог понять, как появились здесь эти игрушки.

 

5/ Одна давнишняя история  вдруг вспомнилась мне.

 

 

К приемам, с помощью которых  учащиеся самостоятельно раскрывают или  уточняют смысл слова, относятся  использование контекста, подстрочных  объяснений и работа со словарем. Говоря о приемах работы с книгой, преподаватель  раскрывает роль подстрочных объяснений. Он указывает, что слово, обозначенное звездочкой или цифрой в тексте, обычно объясняется ниже. Чтобы проверить  умение школьников пользоваться подстрочными замечаниями, предлагается объяснить  значение тех или иных слов или  составить с ними предложения.

 

Правильный выбор приема объяснения слов во многом определяет успех усвоения его детьми. Однако объяснение слова – это лишь первый этап в процессе обогащения словаря  учащихся. Для того, чтобы слово  вошло в активный словарь школьника, нужна дальнейшая серьезная работа /3;с.173/.

 

Работа по обогащению словаря  учащихся будет только тогда успешной, когда учитель будет стремиться вызвать в учениках глубокий и  постоянный интерес к языку. Этому  во многом способствует некоторые элементы этимологического анализа. Вопросами  происхождения слов, несомненно, более  всего уместно заниматься в кружке, а на классных занятиях этимологический  анализ можно и нужно применять  лишь в тех случаях, когда он необходим  как вспомогательное средство для  орфографических, лексических и  тому подобных целей.

 

Внесение некоторых элементов  этимологического анализа прививает  интерес к языку, воспитывает  орфографическую зоркость, развивает  культуру речи /60 с.20/.

 

Организация речевой практики учащихся – необходимое условие  активизации словаря. Такая практика способствует закреплению понимания  слов, сознательному употреблению их в речи. большое место отводится  специальным упражнениям.

 

Упражнение в связи  с изучением грамматических признаков  глагола.

Заменить данные словосочетания глаголами в неопределенной форме.

 

Образец: говорить шепотом  – шептать.

 

 

Испытывать робость, издавать писк. Делать ремонт. Давать разрешение. Приносить в дар. Вести беседу. Делать заявление. Давать совет. Давать оценку. Находиться в зависимости. Произвести осмотр.

Составить предложения с  данными глаголами. Указать род  глагола.

 

Образец: кончилось /ср.р./ осеннее  ненастье.

 

Кончилась /ж.р./ летняя пора.

 

Грело, грела. Сохло, сохла. Блестело, блестела. Растаяло, растаяла. Сварилось, сварилась. Испортилось, испортилась. Испачкалось, испачкалась.

Вставить вместо существительных  другие, данные в скобках.

 

Изменить по смыслу глаголы. Указать их род.

 

Образец: в городе находился /м.р./ госпиталь.

 

 

а/В городе находилась больница. /госпиталь/.

 

б/На огороде росла капуста /картофель/.

 

в/На кровати лежал матрац /одеяло/.

 

г/Мне понравилась эта  шуба /пальто/.

 

д/На тарелке лежал помидор /яблоко/.

 

е/На небе взошла луна /солнце/.

Прочитать глаголы. Поставить  ударение, списав их. Составить с  глаголами предложения.

 

               Облегчить, ободрить, предложить, положить, начать, упростить.

Выделенные сочетания  заменить глаголами с – тся, -ться.

 

Где нужно, изменить другие слова  в предложении.

 

Образец. Русский народ  гордится своими достижениями в науке.

Русский народ испытывает гордость за свои достижения в науке.

“Спартак” будет вести  борьбу за звание чемпиона.

Слесарь решил дать согласие на перевод в другой цех.

Мы хотим стать друзьями с учениками соседней школы.

Девочки все время говорят  друг с другом шепотом.

 

 

Работа над антонимами.

 

Что хорошо, а что плохо? Записать антонимы, как показано в  образце.

 

Образец.        Хорошо:                Плохо:

 

                       трудиться            лениться 

 

 

Лениться, трудиться; ссориться, мириться; чистить, пачкать; терять, находить; плакать, смеяться; грустить, веселиться; дружить, враждовать; печалиться, радоваться; любить, ненавидеть; заболеть, выздороветь.

Списать предложения парами. Подчеркнуть в каждой паре глаголы  – антонимы.

 

Прилипла к нему рыбка, спросила: ”Чего тебе надобно, старче?”  Ничего не ответила рыбка.

 

Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало.

 

Солнце село за горою. Вдали  погас последний луч заката.

 

В одном окошке зажегся  огонек.

 

  3.  Выписать выделенные  глаголы, радом написать глаголы  – антонимы.

Дедушка, найди мне беленький  грибок.

От вороны карапуз, убежал заохав.

Не слыхивал старик, чтоб рыбка говорила.

С лесенки ответил Вова: “Мама – летчик, что ж такого?”

Посылки и письма провозит сюда зимою упряжка собачья.                А летом дорогой, свободной от льда, приходит и судно рыбачье.

На пустынном полустанке мы выходим на перрон.

Еще не осень, но понятно, что  приближается она.

Заря прощается с землей.

Суровый, подтянутый всадник  коня у ворот привязал.

От сынов тебе далеких  я привез тебе поклон.

 

 

Работа над синонимами.

 

 

    I. Списать предложение.  Подчеркнуть в каждом предложении  глаголы-синонимы.

Затужили старик со старухой, загоревали.

Иван лежит в избушке  – не спится ему, не дремлется.

Смотрит – под кустом старший  брат спит, во всю мочь храпит.

Едем мы с поганым чудом-юдом биться, сражаться, родную землю защищать.

Соскочил он с коня и  принялся мечом сечь да рубить этот колодец. Завыл колодец, заревел  дурным голосом.

 

II. Списать, вставить подходящие  по смыслу глаголы.

 

1. Ласточка … над гнездом.  Над цветами … летали. бабочки.

 

Земля … вокруг солнца. … , … шар голубой. /вращаться, вертеться, крутиться, виться/.

Сестра … свое новое  платье. Пограничники … наши границы. Сторож … колхозное добро. Собака … дом. /охранять, беречь, сторожить/.

Туристы любят … по лесам  и полям. Нечего без дела … из угла в угол. /бродить, слоняться/.

Информация о работе Развитие устной и письменной речи младших школьников при изучении глаголов