Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:36, дипломная работа
Цель исследования: выяснить, что же такое культура речи и как проводится работа по развитию навыков культуры устной и письменной речи у учащихся III класса при изучении глагола.
Предмет: процесс развития устной и письменной речи на уроках русского языка при изучении темы «Глагол».
Объект: Развитие устной и письменной речи младших школьников на уроках русского языка при изучении темы «Глагол».
Введение…………………………………………………………….…3
Глава I. Психолого-педагогические основы обучения
культуре речи …………………………………………...7
Речь как средство развития мышления…………............7
Задачи и содержание работы по культуре речи в школе………………………………………………………...….9
Требования к речи учащихся………………………………..11
Вывод к главе I…………………………………………………13
Глава II. Лингвистические основы изучения глагола в
начальной школе……………….……………………...14
2.1. Глагол как часть речи…………………………………………14
2.2. Задачи и содержание изучения темы “Глагол” в III классе………………………………………………………………..…16
2.3 Вывод к главе II ………………………………………………..18
Глава III. Методика обучения навыкам культуры
устной и письменной речи учащихся IV
класса при изучении глагола………..…………....19
3.1. Задачи и содержание работы по развитию речи в связи с изучением русского глагола…..………………………..……….19
3.2. Работа над культурой устной и письменной речи
учащихся IV класса…………..….………………………….20
а) Словарная работа в связи с изучением темы “Глагол”
в IV классе……………………..…………….……………...26
б) Работа над словосочетанием и предложением при
обучении глаголу……………………………………………45
в) Связная речь, устный пересказ и письменное изложение…………………………………………………………...51
г) работа по развитию речи в связи с подготовкой к
предстоящему сочинению…………..………………………57
3.3. Речевые ошибки и пути их устранения…………………..63
а) типы ошибок в употреблении глаголов и устранение…………………………………………………….…….63
б) предупреждение речевых орфографических и
пунктуационных ошибок …………………………….…….69
3.4. Эксперимент и его результаты………………………….....71
Заключение…………………………………………………………..80
Библиографический список………………………
Констатирующий эксперимент.
Задача: Выявить качество знаний учащихся по этому вопросу.
Содержание: учащимся предлагается написать мини-сочинение на тему “Зимние забавы”.
Результаты: после проверки работ мы видим, что ребята допустили следующие ошибки:
Лексико-стилистические:
а) повтор одних и тех же слов
(Ребята вышли во двор и я тоже вышел.);
б) употребление слова в несвойственном ему значении в результате незнания нормативности употребления языковых единиц.
( Я лопатой ложил (клал) в коробку снег.);
в) неумение ограничить литературное слово от просторечного.
(стали вступать (наступали), кидаться снегом (бросать));
морфолого-стилистические:
а) нарушение управления;
б) неудачный порядок слов в предложении
(Я прокатился на санках, была сильная скорость).
Таковы основные типы ошибок, встречающиеся чаще в работах учащихся.
В результате работы были получены следующие результаты:
ВИДЫ ОШИБОК
КОНТРОЛЬНЫЙ КЛАСС
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ КЛАСС
Повтор одних и тех же слов
2
4
Неточное употребление слов
3
3
Нарушение управления
4
6
Неудачный порядок слов в предложении
5
2
Без ошибок
0
0
Успеваемость
100%
100%
Качество знаний
36,8%
40%
Количество учащихся
17
18
Вывод: следует больше уделять внимания работе по развитию навыков устной и письменной речи на примере изучения глагола.
Обучающий эксперимент.
Задачи: пополнение и развитие словаря учащихся; развитие речи детей, углубить знание учащихся о глаголе (лексическое значение); продолжить наблюдение над употреблением глагола в прямом и переносном значении; вести работу над дикцией, артикуляцией звука.
Содержание: При изучении темы были предложены следующие задания.
Задание 1.
Вставить подходящие по смыслу глаголы в прошедшем времени.
Приключение Топтыгина.
Виктор Михайлов …… лесной дорогой на тракторе. Неожиданно на дорогу …… медвежонок. Он …… на задние лапы и удивленно …… на странную машину.
Виктор …… из машины, а медвежонок …… наутек. Но через две-три минуты …… из-за куста. Тут-то он и …… в крепкие руки тракториста.
В кабине медвежонок быстро …… . Он с удовольствием …… булку, …… сладкий чай.
В деревне…… народ. Толпа…… медвежонок, и он …… . Из глаз …… самые настоящие горючие слезы. Медвежонок ….. их лапами.
Виктор…… медвежонка и …… его за околицу. Вскоре малыш…… в густом ельнике.
Слова для справок: ехать, выбежать, сесть, посмотреть, выйти, броситься, показаться, попасть, освоиться, съесть, выпить, собраться, испугать, заплакать, политься, вытирать, пожалеть, отнести, скрыться.
Содержание написано на доске, работа проводиться коллективно.
С этим заданием ребята справились хорошо, затруднений не возникло.
Задание 2. Работа по карточкам.
Поставить ударение в словах:
Повторим, позвоним, осведомить, одолжить, дала, брала, спала, отворить, принять.
Подчеркнуть в тексте синонимы к глаголу смеяться:
Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки лапками, засмеялись добрые старушки, улыбнулись старые зайцы, побывавшие в лапах у лисицы и отведавшие волчьих зубов. Очень уж смешной заяц.
3. Какие слова в
стихотворении имеют
Дождь пошел и не проходит.
Дождь идет, хотя не ходит.
Он будет лить часы подряд
Об этом тучи говорят,
Хоть говорить не могут.
При выполнении этого задания возникли некоторые трудности в постановке ударения в слове осведомить, так как оно редко употребляемо в речи детей.
Задание 3.
Указать прямое значение слов.
Детям предлагаются карточки с заданиями, необходимо стрелкой указать прямое значение слов.
звери
поля
спят
шумят
реки
дети
ребенок
человек
смеется
молчит
лес
моря
песня
щеки
льется
горят
вода
костры
Задание 4. Найди слово.
Расставьте пропущенные буквы. “Поселите” соседа противоположного значения в том же лице и числе.
пачкаешь
встретишь
проводишь чистишь
хвалишь
сядешь
медлишь
торопишь встанешь ругаешь
Задание 5. Подбери слова.
Прочитайте заканчивая предложение глаголами, противоположными по значению. Запишите их.
1. Противники нападают
на ворота, а вратарь их надежно
2. Мачеха свою дочь хвалит, а падчерицу . (ругает).
3. Звезды вспыхнули на мгновение и . (погасли).
4. Детям разрешили играть на улице, но выбегать на дорогу . (запретили).
Сочини сам.
В пустые “окна” вставьте нужные глаголы.
1. Мальчик (взял) с земли упавшее яблоко.
2. Мать (позвала) детей обедать.
3. На дом учитель (задал, задала) несколько задач.
4. Девочка (читает) интересную книгу.
5. Малышка хорошо (спала) всю ночь.
При выполнении данного задания никаких затруднений не возникло.
Задание 6. Кто быстрее?
Послушайте и повторите отчетливо скороговорку сначала в медленном темпе. Теперь повторите ее в быстром темпе.
Усядемся на пригорке
Да расскажем скороговорки.
От топота копыт, пыль пыль по полю летит.
Дятел дуб долбил, да не додолбил.
Течет речка, печет печка.
Кушать хочется, да лень ворочаться.
Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешен!
Эти задания – языколомка – направлены на развитие дикции ребят. Их целесообразно проводить как на уроках чтения, так и на уроках русского языка, а также на внеклассных занятиях по развитию речи детей.
Для проведения первого занятия предлагаем стихотворение.
Послушайте стихотворение и скажите, как надо говорить, чтобы всем было все понятно.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать.
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Контрольный эксперимент.
Задача: Проверить характер знаний учащихся по интересующему нас вопросу.
Содержание: Написание
изложения по коллективно
Задание:
После пожара.
На лесной вырубке случился пожар. Люди погасили огонь.
Лесник стал обходить вырубку. Вдруг он услыхал тихий плач. Около пенька лежал колючий комочек. Правый бок обуглился. Зверек привалился к холодной земельке. По иголкам протянулись две влажные полоски. Ежик плакал.
Лесник взял беднягу домой. Он смазал бок пахучей мазью. Еж больше не стонал. Лесник покормил ежа из пипетки молочком. К вечеру он вынес больного на свежий воздух. Зверек сладко уснул под шелест дождя в моховой постельке. Теперь дело пойдет на поправку.
Слова для справок: обуглился, привалился, пипетка
В результате эксперимента были получены следующие результаты:
4 “А”
4 “Б”
Всего писало (чел.)
17
18
Без ошибок (чел.)
3
2
2 ошибки (чел.)
6
5
3-4 ошибки (чел.)
5
8
Не справилось (чел.)
0
0
Качество знаний (%)
64,3
58,8
Сравнив результаты констатирующего эксперимента, мы можем сделать вывод о том, что в экспериментальном (4 “А”) классе после проведения обучающих уроков качество знаний повысилось на 20 %. А это значит, что разработанная методика способствует заметному укреплению навыков у учащихся культуры устной и письменной речи школьников 3-го класса при изучении глагола, соответствует уменьшению числа ошибок в речи.
Заключение.
Сколько себя помнит человек, всегда задумывался над словом, собственной речью, родным языком. Всегда остро стоял вопрос: “Как правильно говорить?!”
Этот вопрос мы и постарались раскрыть в данной работе.
А.Н.Толстой говорил: “Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти”.
Задачи обучения школьников родному языку определяются прежде всего той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством познания окружающего мира, общения людей и взаимовлияния их друг на друга.
Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие.
Основная задача обучения русскому языку (в ее общей исходной формулировки) – развитие как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.
В начальном курсе русского
языка в последнее десятилетие
все более четко выступают
две взаимосвязанные
В своей работе мы хотели показать борьбу за точность русского слова, за красоту русской речи, что все мы – для кого русский язык дорог – несем ответственность за его чистоту, правильность, точность и выразительность.
Думаю, мне удалось показать в работе, что часто мы говорим небрежно, кое-как пишем, слышим искаженную речь наших учеников и закрываем на это глаза. Хотя знаем, сколько недоразумений возникает из-за небрежного отношения к нашей речи. Как раз эти – то и ошибки и следуют искоренять из речи наших детей.
На примере изучения глагола в 4-ем классе мы попытались раскрыть вопросы по развитию навыков культуры устной и письменной речи учащихся. Мы выявили, ошибки допускаемые при использовании глагола в речи и наметили пути их предупреждения и устранения.
Задачи, намеченные в работе, на наш взгляд, выполнены в основном: изучена литература по теме, обобщен опыт работы учителей, который помог в разработке систем и упражнений, способствующих развитию навыков культуры речи.
Проведенный эксперимент дал положительный результат, тем самым подтвердив гипотезу о том, что для успешного развития навыка культура устной и письменной речи, необходимо стремиться к использованию самых разнообразных методов и приемов обучения.
Данная работа может быть использована учителями при изучении глагола в 4-ем классе, как на уроках, так и на внеклассных занятиях.
Усвоение учащимися
…Когда мелеют реки и вырубаются
леса, человек сооружает
Поиски родников народной речи расчищение засыпанных ими забытых колодцев, обращение к богатствам книжной и устной традиции – таков путь сбережения и обновления главной культурной святыни, которую мы передаем своим потомкам /15; с.291-295/.
Библиографический список.
Аванесов Р.И. русское литературное произношение. – М., 1984
Абидова Н.Г. о развитии письменной речи // русский язык. – 1996.- № 11 с.4.
Ахманова О.С. словарь лингвистических терминов. –М. Издательство Советское просвещение, 1996.
Баринова Я. И другие. Методика русского языка: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Под редакцией Е.А. Бариновой. – М. Просвещение, 1974.
Бебешина Н.Н., Свириденков В.П. развитие речи на уроках русского языка во вспомогательной школе. – М. Просвещение, 1978.
Бондаренко А.А., Каленчук М.Л. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников. – М., 1990.
Васильева А.Н. Основы культуры речи: учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1990.
Величук А.П. и другие. Методика развития речи в начальной школе. – Л., 1982
Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М., 1956
Информация о работе Развитие устной и письменной речи младших школьников при изучении глаголов