Рисунок как метод диагностики и коррекции детей из приёмных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 09:12, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – разработать основы использования рисунка в диагностике и коррекции у детей из приёмных семей.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы исследуемой проблемы.
2. Проведение мониторинга личности приёмных детей.
3. Разработка и частичная апробация путей использования рисунка для коррекции депривированных детей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДУЕМОЙ РАБОТЫ
1.1. Приёмные семьи – важнейшее средство решения проблемы социального сиротства…………………………………………………………………………8
1.2. Использование рисунка в психотерапии, в процессе оценки личности: история, сущность………………………………………………………………18
1.3. Проективные графические методы в изучении депривированных детей……………………………………………………………………………..28
2. ПУТИ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ ИЗ ПРИЁМНЫХ СЕМЕЙ
2.1. Изучение и оценка личности детей из приёмных семей……………………………………………………………………………...45
2.2 Кружок по рисованию как путь коррекции депривированных детей………………………………………………………………………………53
2.3 Нетрадиционные технологии на занятиях по изобразительной деятельности детей из приемных семей………………………………………..58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………………………….72
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

курсовая работа!.doc

— 501.00 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 

Учреждение образования

«Гродненский государственный университет

имени Янки Купалы»

 

 

 

Педагогический факультет

 

Кафедра педагогики и психологии детства

 

Гембарук Виктория Леонидовна

 

 

Рисунок как метод диагностики и коррекции детей из приёмных семей

 

Курсовая работа

 

Специальность 1-01 01 01 – Дошкольное образование

 

 

 

Студентки 3 курса

дневной формы обучения

 

Научный руководитель:

 

                                                                            Кандидат педагогических наук,

                              доцент

 

Сергейко Светлана Антоновна

 

Допущена к защите__________

 

 

Гродно 2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДУЕМОЙ  РАБОТЫ

1.1. Приёмные семьи – важнейшее средство решения проблемы социального сиротства…………………………………………………………………………8

1.2. Использование рисунка в психотерапии, в процессе оценки личности: история, сущность………………………………………………………………18

1.3. Проективные графические методы в изучении депривированных детей……………………………………………………………………………..28

2. ПУТИ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ  ДЕТЕЙ ИЗ ПРИЁМНЫХ СЕМЕЙ

2.1. Изучение и оценка личности  детей из приёмных семей……………………………………………………………………………...45

2.2 Кружок по рисованию как  путь коррекции депривированных детей………………………………………………………………………………53

2.3 Нетрадиционные технологии на  занятиях по изобразительной  деятельности детей из приемных  семей………………………………………..58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………69

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………………………….72

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Сирота при живых родителях... Так говорим мы, вспоминая судьбы множества детей из так называемых неблагополучных семей. Представители государства называют таких родителей биологическими. Само слово это в подобном контексте приобретает какой–то чудовищный смысл. Да, людей, давших ребенку жизнь, но лишивших его любви, тепла, заботы, родными не назовешь.

Сегодня в Беларуси по сведениям, предоставленным заместителем начальника управления социально–культурной политики Совета Министров Республики Беларусь Елены Сиволобовой, 32 тысячи 200 сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, 96 % из них – социальные сироты. Цифра сама по себе пугающая. Но еще страшнее осознавать, что 96% из них имеют биологических родителей. И значит, до недавнего времени были лишены возможности попасть на усыновление в настоящую семью. Анализ статистических данных показывает, что на фоне сокращения общего количества детей в возрасте до 18 лет (в среднем на 65,9 тыс. чел. в год, начиная с 1993 года) количество осиротевших и оставшихся без родительской опеки детей увеличивается в среднем на 1,6 тыс. чел. в год. Так в 2002 году по сравнению с 1993 годом количество детей данной категории увеличилось на 15 648 чел. За 2002 год вновь выявлено 5 223 детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки. Наибольшее количество таких детей (929 чел.) выявлено в Минской области. Около 86% от вновь выявленных являются социальными сиротами. Из них 4 457 чел. (85,33%) получили сиротский статус в связи с лишением их родителей родительских прав. Следует отметить, что процент детей, отобранных у родителей с лишением их родительских прав, растет из года в год.

В результате распада семей ежегодно 40-45 тыс. детей остаются без одного из родителей. В 1999 году 153 ребёнка родились у матерей 15 лет и моложе. Более половины этих детей появились на свет вне брака.

Чаще всего на государственное обеспечение поступают дети старше 7 лет (71% ), реже – от3-х до 7-ми лет (22% ), а малыши до 3-х лет составляют около 7%.

Воспитанниками интернатов становятся ребята, уже сформировавшиеся в личностном и психологическом плане, зачастую с определёнными негативными установками. Российские учёные (ЛисинаМ.И., Дубровина И.В., Елагина М.Т., Гусокова Т.В., Прихожан А.М.) утверждают, что развитие детей, лишённых родительской опеки, имеют ряд качественных негативных особенностей в силу отрицательного опыта родителей (пьянство, аморальное, противоправное поведение и др.). Дети, воспитывающиеся вне семьи, по своему психическому развитию отстают от своих сверстников, характеризуются скрытой или явной раздражительностью так как чувствуют, что остались без семьи по вине родителей.

В соответствии с Конвенции ООН о правах ребёнка, Законом «О правах ребёнка» взят курс на определение детей, оставшихся без попечения родителей, в семью. Для решения этой задачи в 1991 г. был создан институт опекунской (приёмной) семьи. Министерство образования совместно с Министерством юстиции, другими министерствами и ведомствами в июле 1991г. утвердило временное положение об опекунской (приёмной) семье.

Под опекунской (приёмной) семьёй понимается семья, которая взяла на воспитание одного ребёнка или несколько детей (до пяти человек), оставшихся без попечения родителей.

Научные исследования ряда отечественных и зарубежных авторов (С.С. Бубен, В.В. Чечет, О. Джеральд и другие) показывают, что дети, выросшие вне семьи, очень сложные и своеобразные. На их чувствах и поведении отражаются результаты материнской депривации (лишения), т.е. отсутствия возможностей непосредственно находится в контакте с матерью, вступать с ней межличностные отношение. Продолжительная депривация, которая начинается в первый год жизни ребёнка и продолжается до трёх – пяти лет, обычно приводит к серьёзным деформациям интеллектуальных и личностных функций, которые в дальнейшем с трудом поддаются исправлению.

В связи с этим должно проводится психодиагностирование, а также коррекция таких детей (дипривированных), формирование у брошенных детей правильных отношений с приёмными родителями, членами их семьи, окружающими людьми, пробуждение уважения к самим себе.

К сожалению, в психолого-педагогической литературе недостаточно исследована проблема воспитания детей из приемных семей. В основном это наработки шведских, итальянских, английских педагогов, таких как Дж. Дилео, К. Шилоинг, Т. Линдстейн, С. Хессле, К. Юсефсон и др. Рекомендации, разработанные зарубежными специалистами, не совсем адаптированы к условиям воспитания  в нашей стране. Отечественные педагоги еще только начинают работать в этом направлении, но опора берется на исследования зарубежных педагогов и психологов, которые предлагают наработки в области социальной работы, диагностики и коррекции  детей с помощью графических (рисунчатых) методик,  работы социальных педагогов и психологов с приёмной семьёй по проблеме воспитания депривированных детей. Исходя из социально-педагогической значимости и актуальности  разработки проблемы воспитания детей из приемных семей, слабой ее теоретической разработанности обусловили  выбор темы курсовой  работы: «Рисунок как метод диагностики и коррекции детей из приёмных семей».

Цель исследования – разработать основы использования рисунка в диагностике и коррекции у детей из приёмных семей.

Объект исследования - воспитание детей в приёмных семьях.

Предмет исследования – рисунок как средство диагностики и коррекции воспитания детей в приемных семьях.

Гипотеза – реализация социально-педагогической и психологической помощи детям из приемных семей через кружковую деятельность с использованием нетрадиционных рисунчатых техник, способствующие ликвидации травмирующих последствий, возникающих в результате социальной и психологической депривации.

Задачи исследования:

1. Раскрыть теоретические основы исследуемой проблемы.

2. Проведение мониторинга личности приёмных детей.

3. Разработка и частичная апробация путей использования рисунка для коррекции депривированных детей.

Для поставленных задач были поставлены следующие методы исследования: изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, передового отечественного и зарубежного опыта педагогов и психологов по работе с приемными семьями, депривированными детьми, педагогический эксперимент и наблюдение, беседа, тестирование, интервьюирование, методы математической обработки.

Исследование проводилось на базе Гродненского детского сада  Гродненского района (20013 – 2014 г.г.)

В основу нашего исследования положена теория целостного формирования личности, положение ведущей роли рисунка как специфическом способе отношения к внешнему миру, труды ученых, раскрывающие воспитательную функцию приемной семьи, как социального явления, определяющие пути диагностики и коррекции детей из приемных семей.

Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе (ноябрь 2013-декабрь 2013 г.г.) проводилось изучение и анализ психолого-педагогической зарубежной и отечественной литературы с целью выявления ее научной разработки, изучался опыт работы социальных педагогов и психологов г. Гродно в данном контексте, определялись исходные теоретические положения исследования, накапливались данные о проблемах воспитания детей в приемных семьях, методах диагностики и коррекции депривированных детей.

На втором этапе (март 2014-апрель 2014 г.г.) проводился констатирующий эксперимент с помощью адаптированных методик, выявлялись особенности, проблемы и последствия депривации детей, проживающих в приемных семьях в реальной практике, определялись типичные причины возникновения выявленных проблем, разрабатывались основные положения формирующего эксперимента.

На третьем этапе (апрель 2014-май 2014 г.г.) разрабатывались пути ликвидации психологических проблем у детей из приемных семей, апробировались различные графические (рисунчатые) методики через кружковую деятельность. Шло обсуждение основных положений и результатов исследования. Оформлялись выводы, теоретическая и практическая части дипломной работы.

Апробация работы. Результаты исследования были доложены на методическом консилиуме Гродненского детского сада.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ИССЛЕДУЕМОЙ РАБОТЫ

1.1. Приёмные семьи – важнейшее средство решения проблемы социального сиротства

Одной из острейших социально-экономических и психолого-педагогических проблем в нашей стране, как и на всем постсоветском пространстве, является проблема социального сиротства – явления, при котором дети остаются без родительской опеки при живых родителях.

Сирота при живых родителях... Так говорим мы, вспоминая судьбы множества детей из так называемых неблагополучных семей. Представители государства называют таких родителей биологическими. Само слово это в подобном контексте приобретает какой–то чудовищный смысл. Да, людей, давших ребенку жизнь, но лишивших его любви, тепла, заботы, родными не назовешь.

Еще в начале 20 века Елена Кей утверждала право ребенка на выбор родителей, имея ввиду, право ребенка родиться в семье, где его ждут, любят, будут любить, создавать все условия для счастливого детства. Сегодня в Беларуси по сведениям, предоставленным заместителем начальника управления социально-культурной политики Совета Министров Республики Беларусь Елены Сиволобовой, свыше 32 тысяч 200 детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей. Цифра сама по себе пугающая. Но еще страшнее осознавать, что 96% из них имеют биологических родителей. И значит, до недавнего времени были лишены возможности попасть на усыновление в настоящую семью. [3]

На рубеже XXI века в Республике Беларусь произошли глубокие структурные изменения в социальной и экономической сферах, которые привели к снижению жизненного уровня многих семей. Бедность, безработица, миграция, конфликты на политической почве затронули жизнь и судьбу большого количества людей. Уменьшилось количество браков, увеличилось число разводов. В результате распада семей ежегодно 40-45 тыс. детей остаются без одного из родителей. В 1999 году 153 ребёнка родились у матерей 15  лет и моложе. Более половины этих детей появились на свет вне брака. [3]

В последние годы общество и государство уделяет этой проблеме самое пристальное внимание. С начала 90-х гг. в Республике Беларусь начат активный законотворческий процесс, направленный на обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей. Наметились положительные тенденции к гуманизации социальной политики в области семьи и детства, определились три основные направления этой политики:

1. Формирование нового взгляда  на семью как наиболее благоприятную сферу для развития ребёнка.

2. Создание системы альтернативных  решений в пользу детей, брошенных  родителями.

3. Осуществление мер, предупреждающих  ситуации, в которых родители  бросают ребёнка. [3]

Гуманизация социальной политики в области детства и семьи проявляется в решении проблемы социального сиротства. Признавая приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и важность международного сотрудничества для улучшения положения детей, Республика Беларусь в 1990 г. подписала и ратифицировала Конвенцию о правах ребенка.

Информация о работе Рисунок как метод диагностики и коррекции детей из приёмных семей