Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 09:12, курсовая работа
Цель исследования – разработать основы использования рисунка в диагностике и коррекции у детей из приёмных семей.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы исследуемой проблемы.
2. Проведение мониторинга личности приёмных детей.
3. Разработка и частичная апробация путей использования рисунка для коррекции депривированных детей.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДУЕМОЙ РАБОТЫ
1.1. Приёмные семьи – важнейшее средство решения проблемы социального сиротства…………………………………………………………………………8
1.2. Использование рисунка в психотерапии, в процессе оценки личности: история, сущность………………………………………………………………18
1.3. Проективные графические методы в изучении депривированных детей……………………………………………………………………………..28
2. ПУТИ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ ИЗ ПРИЁМНЫХ СЕМЕЙ
2.1. Изучение и оценка личности детей из приёмных семей……………………………………………………………………………...45
2.2 Кружок по рисованию как путь коррекции депривированных детей………………………………………………………………………………53
2.3 Нетрадиционные технологии на занятиях по изобразительной деятельности детей из приемных семей………………………………………..58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………………………….72
ПРИЛОЖЕНИЕ
В 1991 –1992 гг. были приняты законы «Об образовании в Республике Беларусь», «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь», «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей». В 1993 г. в Беларуси, первой среди республик бывшего СССР, был принят закон «О правах ребенка», который стал своего рода национальной декларацией прав ребенка. В апреле 1995 г. утвержден «Национальный план действий по охране прав ребенка на 1995-2000 годы». В 1996 г. создана Национальная комиссия по правам ребенка, указами Президента Республики Беларусь утверждены «Основные направления государственной семейной политики» и программа «Дети Беларуси» на 1995 – 2000 годы. В сентябре 1999 г. введен в действие новый Кодекс Республики Беларусь «О браке и семье». В октябре 2000 г. принят в новой редакции Закон Республики Беларусь «О правах ребенка». В мае 2001 г. указом Президента Республики Беларусь утверждена программа «Дети Беларуси» на 2001 – 2005 годы. В мае 2003 года принят Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Однако, несмотря на законодательно обеспеченные основы правового механизма и решения, принимаемые органами исполнительной власти, проблема социального сиротства в республике продолжает обостряться, о чем свидетельствуют приводимые ниже факты. По предварительным данным Министерства статистики и анализа в Республике Беларусь по состоянию на 01.01.2003г. проживало 9 898590 тыс. человек, из них 2 171 480 детей в возрасте до 18 лет, что составляет 21,9% от общей численности населения страны. Наибольшее количество детей проживает в г.Минске (347 869 чел.) и Брестской области (347 209 чел.), наименьшее - в Могилевской (259 746 чел.) и Гродненской (261 716 чел.) областях. [1]
Рис. 1.1 Диаграмма общей численности детей в РБ
На этот же период на учете находилось 28 322 детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки, в возрасте до 18 лет. Из них 13 942 чел. (49,23%) находились на государственной опеке, в том числе 426 чел. – на временной форме опеки (в социальных приютах), 14 380 чел. (51,03%) – на частной опеке. С учетом же находящихся на госопеке детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки, обучающихся в ВУЗах (607 чел.), ССУЗах (683 чел.) и ПТУЗах (3 277 чел.), их общее количество составляло 32 889 чел. Кроме того, на усыновлении находилось 8 929 чел., в т.ч. за границей – 1 865 чел. [1]
Рис. 1.2 Диаграмма данных об опеке детей до 18 лет
Наибольшее количество детей сиротской категории (без учета находящихся на гос. опеке детей-сирот, обучающихся в ВУЗах, ССУЗах и ПТУЗах) проживает в Минской области – 5 478 чел., а наименьшее – в Брестской – 2617 чел. В процентном же отношении (от детского населения области) наибольшее количество детей-сирот проживает в Витебской области – 1,71% (4 772 чел.).
Рис. 1.3 Диаграмма данных об опеке детей после 18 лет
Анализ статистических данных показывает, что на фоне сокращения общего количества детей в возрасте до 18 лет (в среднем на 65,9 тыс. чел. в год, начиная с 1993 года) количество осиротевших и оставшихся без родительской опеки детей увеличивается в среднем на 1,6 тыс. чел. в год. Так в 2002 году по сравнению с 1993 годом количество детей данной категории увеличилось на 15 648 чел. Только за 2002 год их количество увеличилось на 437 чел. при сокращении общего количества детей в возрасте до 18 лет на 80 275 чел.
Рис 1.4 График роста численности сирот
За 2002 год вновь выявлено 5 223 детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки. Наибольшее количество таких детей (929 чел.) выявлено в Минской области. Около 86% от вновь выявленных являются социальными сиротами. Из них 4 457 чел. (85,33%) получили сиротский статус в связи с лишением их родителей родительских прав. Следует отметить, что процент детей, отобранных у родителей с лишением их родительских прав, растет из года в год. Для сравнения, в 1990 году количество таких детей составляло 24,72% от общего количества вновь выявленных. [1] По данным органов охраны детства в каждом из сельских районов в крайне неблагоприятных условиях в семьях социального риска проживают от 200 до 600 детей, которые при определенных условиях могут пополнить ряды социальных сирот. Из общего количества (13 942 чел.) детей-сирот, воспитывающихся в детских интернатных учреждениях республики, в 2002 году на воспитание в опекунские семьи устроено 160 чел. (1,15%), в приёмные семьи – 141 чел. (1,01%), в детские дома семейного типа - 17 чел. (0,12%) и на усыновление – 734 чел. (5,26%). Из общего количества воспитанников интернатных учреждений всех типов 50,81% составляют дети-сироты. В том числе, количество детей-сирот, воспитывающихся в детских домах, составляет 95,22% от общего количества воспитанников, в домах ребенка – 79,04%, в школах-интернатах - 42,05%, в детских домах-интернатах – 41,71%.[3]
И эти цифры с каждым годом растут. По международным данным около трети всех детей-сирот на земном шаре, проживающих в сиротских учреждениях, приходится на долю России [3]. Число таких детей резко увеличилось после перестройки и продолжает расти. За этим ростом стоит резкий скачок числа ранних отказов, нарастающая алкоголизация и как следствие этого — безнадзорность и насилие в семьях, рост числа детей с отклонениями в развитии. Последние особенно часто попадают в сиротские учреждения, что до сих пор составляло часть официальной государственной политики в нашей стране в отношении детей с различными нарушениями развития. В период тяжелых экономических кризисов с вышеперечисленными проблемами приходилось сталкиваться практически всем государствам. Так, система сиротских учреждений была развита в США во второй половине XIX в. в связи с социальными катаклизмами и обнищанием во время индустриальной революции и гражданской войны. . Со временем под значительным напором и при активном участии общественности была разработана комплексная система мер в виде экономической поддержки одиноких матерей, профилактики ранних отказов, создания приемлемых условий для воспитания в семье детей с отклонениями в развитии. Все эти меры, однако, не решают полностью проблему сиротства, которая остается достаточно актуальной и на Западе.
Экономические подсчеты показали ресурсоемкость и экономическую неэффективность модели воспитания в сиротских учреждениях, и к настоящему времени наиболее развитые страны практически полностью отказались от нее.
Кризис семьи и рост сиротства в нашей стране обусловлены рядом социальных факторов. Это и экономический кризис, который затронул прежде всего наиболее слабые слои общества, привёл к уменьшению или отмене ряда социальных льгот, распространению алкоголизма, наркомании, росту насилия, преступности, жестокости и в конечном итоге к распаду семей; это и в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, загрязнением окружающей среды возрастает число детей-инвалидов, детей с нарушениями психофизического развития, что вызывает растерянность родителей и побеждает некоторых из них бросать детей. [3]
В соответствии с Конвенции ООН о правах ребёнка, Законом «О правах ребёнка» взят курс на определение детей, оставшихся без попечения родителей, в семью. Для решения этой задачи в 1991 г. был создан институт опекунской (приёмной) семьи. Министерство образования совместно с Министерством юстиции, другими министерствами и ведомствами в июле 1991г. утвердило временное положение об опекунской (приёмной) семье. [3]
Под опекунской (приёмной) семьёй понимается семья, которая взяла на воспитание одного ребёнка или несколько детей (до пяти человек), оставшихся без попечения родителей. [3] Из жизни знакомых людей: в жизни 14 летней Светланы и 8 летней Анны г. Минска опекунская семья сыграла определяющую роль. Отец детей умер, мать была лишена родительских прав. После смерти отца, ещё до лишения матери родительских прав, девочки жили у тёти, родной сестры матери. Тётю отличает большое терпение, такт и любовь к детям, заменила племянницам родную мать. В её семье, кроме приёмных, есть и двое родных детей: дочь студентка и сын, ученик средней школы. В школе, где учатся девочки, знают об их судьбе, сочувственно и внимательно относятся к ним. По словам учителей, девочки растут старательными, скромными, совестливыми. И в этом несомненная заслуга опекунской семьи, которая считает приёмных детей своими родными.
Научные исследования ряда отечественных и зарубежных авторов (С.С. Бубен, В.В. Чечет, О. Джеральд и другие) показывают, что дети, выросшие вне семьи, очень сложные и своеобразные. На их чувствах и поведении отражаются результаты материнской депривации (лишения), т.е. отсутствия возможностей непосредственно находится в контакте с матерью, вступать с ней межличностные отношение. [1] Продолжительная депривация, которая начинается в первый год жизни ребёнка и продолжается до трёх – пяти лет, обычно приводит к серьёзным деформациям интеллектуальных и личностных функций, которые в дальнейшем с трудом поддаются исправлению.
Наблюдения ученых за детьми в возрасте до одного года, которые были разлучены с матерью, показывают, что для них характерны такие проявления, как плач, тоска, отказ от еды, потеря аппетита, похудение, сниженный темп движений, длительная болезненность, бессонница. Прекращение материнской депривации в раннем возрасте может содействовать нормализации внешнего поведения и интеллектуальных функций ребенка [1]
Однако речевое и нравственно-эмоциональное развитие часто тяжело возобновить и поднять на необходимый уровень. Замечено, что чем раньше заканчивается материнская депривация, тем больше шансов на успешное дальнейшее развитие ребенка. Детям которые выросли вне семьи в условиях родительской депривации свойственны:
– поверхностность социальных связей и отсутствие разнообразного общения со взрослыми и сверстниками;
– отсутствие умения управлять эмоциональными реакциями;
– безличностные отношения со взрослыми, неспособность к любви и уважению окружающих людей;
– ограниченность познавательных функций;
– неспособность к богатым эмоциональным переживаниям.
Практика подтверждает, что дети с такими личностными качествами значительно чаще, чем дети, выросшие в семье, становятся антиобщественными элементами, не воспринятыми обществом. Они неразборчивы в связях, в том числе сексуальных. Выпускницы детских домов и школ-интернатов нередко становятся матерями-одиночками. Многие из них не заботятся о своих детях, как в свое время не заботились о них в детстве отец и мать. Почти в каждом детском доме или в школе-интернате есть представители нескольких поколений брошенных в свое время детей.
В связи с этим в опекунских семьях, как и в детских домах семейного типа особенно остро стоит проблема нравственно-эмоционального воспитания. Суть его заключается в том, чтобы сформировать у брошенных детей правильные отношения с приемными родителями, членами их семьи, окружающими людьми, пробудить уважение к самим себе.
Наиболее важные направления в практической деятельности родителей-воспитателей:
1. Установление доброжелательных отношений с приемными детьми.
2. Расширение сферы общения
3. Создание системы работы по развитию способностей и дарований приемных детей.
4. Проведение целенаправленной
работы по нравственно-
5. Воспитание бережного
Особо следует выделить роль социального педагога и социального работника в обеспечении жизнедеятельности опекунских семей. Мировой опыт и практика подтверждают, что зоной первостепенного, повышенного внимания социальной службы, ее работников являются дети и семьи из группы социального риска. Однако при отсутствии в стране разветвленной и стабильной социальной службы выявить семьи, где здоровье и развитие ребенка находится под угрозой, совсем непросто. Важнейшая задача социального педагога, социального работника в этих условиях - выявить такие семьи, оказать социальную и психологическую поддержку детям, вместе с местными органами охраны детства подыскивать оптимальный вариант решения судьбы несовершеннолетних. Вместе с тем, постоянного внимания социального педагога требуют условия проживания и воспитание ребенка в новой, приемной семье, процесс его адаптации, развития, охрана его прав. Следует учитывать, что контроль за охраной прав усыновленных детей, детей в опекунских семьях и детских домах семейного типа осуществляется согласно Закону «О правах ребенка» строго конфидициально [3]
Таким образом, со времени возникновения первых опекунских семей прошло уже более 15-ти лет. Их воспитанниками за эти годы стали более 16-ти тысяч социальных сирот. Большинству из них новая семья подарила родительскую любовь, домашний уют и заботу. Ведь опекунские (приемные) семьи и детские дома семейного типа, как показывает жизнь, – важнейшие средства решения проблем социального сиротства в Беларуси.
1.2. Использование рисунка в психотерапии, в процессе оценки личности: история, сущность
Каждый человек признается единственной, неповторимой и самой высокой ценностью. Заключение о нарушении психофизического развития ребенка не умаляет его человеческой сущности, не отрицает его способности чувствовать, переживать, приобретать социальную компетенцию. Люди с психическими или физическими нарушениями имеют и реализуют право на жизнь среди других людей, как и другие среди них.
Приверженность идеалам гуманизма проявляется в милосердии, терпении, заботе и признании за детьми с отклонениями дополнительных прав и обязанностей перед ними.
Поэтому важнейшим фактором квалифицированной помощи детям с особенностями развития является признание разнообразия их нужд и потребностей, необходимости личностно-ориентированного обучения, психодиагностировании, коррекции и реабилитации.
Так, рисование и другая художественная деятельность всегда были неотделимы от достижений человека. Еще в доисторические времена люди с помощью рисунка и резьбы выражали свои чувства и увековечивали события. Перед тем, как развивался фонетический язык, люди обращались с помощью зрительных символов. Археологи, занимающиеся изучением общественного развития, издавна собирают художественные работы, доказывающие, что человек с незапамятных времен пытался выразить свои чувства и эмоции. Поэтому рисунок следует принимать как основу элементарной коммуникации. [2]
Информация о работе Рисунок как метод диагностики и коррекции детей из приёмных семей