Рисунок как метод диагностики и коррекции детей из приёмных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 09:12, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – разработать основы использования рисунка в диагностике и коррекции у детей из приёмных семей.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы исследуемой проблемы.
2. Проведение мониторинга личности приёмных детей.
3. Разработка и частичная апробация путей использования рисунка для коррекции депривированных детей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДУЕМОЙ РАБОТЫ
1.1. Приёмные семьи – важнейшее средство решения проблемы социального сиротства…………………………………………………………………………8
1.2. Использование рисунка в психотерапии, в процессе оценки личности: история, сущность………………………………………………………………18
1.3. Проективные графические методы в изучении депривированных детей……………………………………………………………………………..28
2. ПУТИ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ ИЗ ПРИЁМНЫХ СЕМЕЙ
2.1. Изучение и оценка личности детей из приёмных семей……………………………………………………………………………...45
2.2 Кружок по рисованию как путь коррекции депривированных детей………………………………………………………………………………53
2.3 Нетрадиционные технологии на занятиях по изобразительной деятельности детей из приемных семей………………………………………..58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………………………….72
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

курсовая работа!.doc

— 501.00 Кб (Скачать файл)

В-третьих, в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах фактически нет здоровых воспитанников. Около 9 % из них имеют расстройства психо-неврологической сферы, около 15 % - страдают энурезом, около 5 % - заболеваниями  сердечно-сосудистой системы, около 20 % - сколиозом и плоскостопием. Годы, проведенные в интернатном учреждении, формируют у детей агрессивность и вспыльчивость. Эти качества у своих воспитанников отмечают большинство педагогов.

 Обнаружить, оценить, а также  в какой-то мере откорректировать  психологические отклонения, а именно  снять страх, агрессию, депрессию, неуверенность  можно с помощью рисования. Изобразительное  искусство оказывает чрезвычайно  большое влияние на развитие  личности ребенка – его эмоциональное состояние, эстетический вкус, формирование нравственных качеств, умственных способностей. Совершенствуется наблюдательность, воображение, творческие способности, художественный вкус.

Большой потенциал для раскрытия детского творчества имеет авангардное искусство, сюрреализм, кубизм, экспрессионизм. Авангардисты проявили обостренный интерес к уникальности детского мышления и видения мира, отраженных в детских рисунках. Они так же как и дети отражают действительность не так, как ее видят, а как чувствуют и знают; выделяют то, что считают главным; одушевляют неживые объекты и считают, что «детская» изобразительная деятельность развивает не только детей, но и взрослых.

Рисунок может использоваться и в терапии. Существуют ученые – арт-терапевты, которые используют рисунок как помощь в интерпретации и реинтеграции личности пациентов.

Рисунок стал отличной методикой оценки психофизического состояния человека и шансом выразить его насущные проблемы и конфликты, а также откорректировать негативные проявления психики.

Так, с помощью кружковой деятельности с исследуемыми респондентами при помощи определенных методик, тестов и упражнений, связанных с рисованием были выявлены депривированные дети. А также с помошью рисунчатых методик, техник , которые содержали методы коррекции была оказана «первая помощь» таким детям.

Следовательно, можно сделать следующие выводы: во-первых, из большого количества детей с помощью специальных диагностик выделяются дети с различными нарушениями психики, расстройствами психики. Во-вторых, этими же рисунчатыми методиками у респондентов обнаруживаются агрессивность, страх, неуверенность, стресс, и другие негативные явления психики, т.е. обнаруживаем информацию о различных аспектах личности. В-третьих, мы имеем возможность снять различные расстройства психики.

  Во время работы с детьми  очень важно руководствоваться  принципами  индивидуализированного, личностно-ориентированного, гуманного  подхода. Так же следует понимать, что ни какая отдельная процедура  не даст всестороннего понимания эмоциональных и когнетивных факторов, влияющих на поведение человека.

Большинство специалистов, проводящих исследования психики человека, включают рисунок в набор своих техник. Эта методика выдержала проверку временем и доказала свою исключительную полезность, доставляя всесторонние данные о респонденте. Объединяя интерпретацию рисунков с результатами тестов, можно быть уверенным, что получишь правдивую и исчерпывающую информацию, благодаря чему становится возможным и необходимая коррекция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Бубен С.С., Чечет В.В. «Опекунские( приемные) семьи и детские дома  семейного типа – важнейшие  средства решения проблемы социального  сиротства» / «Социальная работа  с ребенком и семьей». – Мн. : «Народная Асвета», 2000. – С. 72-91.

2. Гоулд Патриция, Остер Джеральд. Рисунок в психотерапии. Методическое  пособие для слушателей курса  «Психотерапия». -  М.: ВЛАДОС, 2000. -  184 с.

3. Социально-педагогическая работа  с детьми, лишенными родительской  опеки: Методические рекомендации для работников интернатов и альтернативных учреждений для детей-сирот / Смагина Л.Л., Каплевич Т.С., Воднева А.К. и др.,; под редакцией Смагиной Л.И. – Мн.: РИПО, 2001. – 159 с.

4. Джон Дилео. Детский рисунок. Диагностика  и интерпретация. Психологический практикум: тесты. – М.: Апрель пресс, ЭКСМО, 2002. -  263 с.

5. Баранова О.О. Рисунок семьи. Диагностика  межличностных отношений детей  в семье // Школьный психолог. – 2001. - №28. – С.2.

6. Гудман Р. Обсуждение и создание  детских рисунков. Практикум по арт-терапии./  Под ред. А.И. Копытина. – СПб., 2000. – 43 с.

7. Уэлсби К. Часть целого: арт-терапия  в школе. // Журнал арт-терепии. -  2000. - №2. – С. 16-34.

8. Ферс Г.М. Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство. СПб.: Европейский дом, 2000. – 342 с.

9. Хоментаускас Г.Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений.// Вопросы психологии. -  1986. - №1. – С. 165-171.

10. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. -  М.: Дидакт, 1992. – 143 с.

11. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. -  М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 243 с.

12. Лосева В.К. Рисуем семью: Диагностика  семейных отношений. М.: А.П.О., 1995. – 56 с.

13. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представ-

лениях восточных славян. — Ленинград: Наука,

1983. – 213 с.

14. Осорина М.В. Секретный мир детей в простран-

стве мира взрослых. — СПб.: Питер, 2000. – 78 с.

15. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. — М.:

Владос, 2003. – 243 с.

16. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. -  М.: ВЛАДОС, 2001. – С. 54-58.

17. Данилина Т.А, Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских  эмоций. Пособие для практических  работников ДОУ. -  М.:ВЛАДОС, 2001. –  С. 53-92.

18. Баркан А.И. Его Величество Ребенок, какой он есть. Тайны и загадки. – М.: Столетие, 1996. – 420 с.

19. Владиславский В. Все начинается  с детства. – Мн.: Выш.шк., 1989. – 192 с.

20. Воспитание без насилия./ Под  ред. И. Кармана, М. Гилат //Кл. рук.: - 2000. - №4. -      с. 3-18.

21. Ефремова И. Д. Семья – величайшая  нравственная ценность: (Работа клуба  с родителями) //Праблемы выхавання. – 2001. - №2. – 112 с.

22. Осипова Е. Дети из нетипичных  семей // Праблемы выхавання. – 1999. - №2. – С. 23-25.

23. Руппекерт А., Шнитт П. Слухи о смерти семьи сильно преувеличены // Семья и школа. – 1994. - №9. – С. 10-13.

24. Сенько Т.В. Психология взаимодействия: Часть вторая: Диагностика и коррекция  личностного поведения : Учебное  пособие. – Мн.: Карандашев, 1998. – 270 с.

25. Сенько Т.В. Психология взаимодействия: Часть третья : Личность в семейном социуме: Учебное пособие. – Мн.: Карандашев, 2000. – 288 с.

26. Социальная работа с ребенком  и семьей: Пособие для учителей  и социальных педагогов, специалистов  органов охраны детства / С. Хессле, В.В. Чечет, И. Юсефсон и др.; Сост. С.С. Бубен. – Мн.: Нар. асвета, 2000. – 176 с.

27. Социальная работа с ребенком  и семьей: Пособие для учителей, соц. Педагогов, специалистов органов  охраны детства / Бубен С.С., Гапонцева  Е.А., Дылян Г.Л. и др.; Сост. Бубен С.С. – Мн.: Нар. асвета, 2000. – 176 с.

28. Торопепкая Г. Детское горе //Слветская  Белоруссия. – 2000. – 12 февраля. – С. 19.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

                            Рисунок семьи

"Рисунок семьи" - одна из  самых популярных методик, которую  используют психологи в работе  с детишками уже младшего дошкольного  возраста. Данная методика направлена  на выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье. В рисунке дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами.

Среди исследователей нет единого мнения, кто и когда предложил использовать рисунок семьи в психодиагностических целях. Начиная с 30-х годов прошлого столетия эту методику разрабатывали и американские, и европейские, и отечественные ученые.

Развитие методики шло по двум направлениям: изменение инструкции к заданию и расширение диапазона интерпретируемых деталей. Существует множество модификаций применения теста и обработки результатов. Ребенка просят или "нарисовать свою семью" (В.Хьюлс), или "нарисовать семью" (Е. Хаммер), или "нарисовать всех членов своей семьи, занятых чем-либо" (методика "Кинетический рисунок семьи" Р.Бернса).

Некоторые варианты методики предусматривают беседу о персонажах после рисования. Иногда задание дается и ребенку, и взрослым. И тогда появляется возможность сравнить точки зрения на семейные отношения отца, матери и детей.

"Рисунком семьи" пользовались  многие известные исследователи и практики: А..И. Захаров, Е.Т. Соколова, В.С. Мухина, А.С. Спиваковская. Сегодня эта методика популярна как у зарубежных, так и отечественных психологов.

Существует немало систем интерпретации результатов теста "Рисуем семью". И хотя все они дают достаточно точную картину отношений в семье, мы хотим предложить интерпретацию, разработанную отечественным психологом, доктором психологических наук В.К. Лосевой. Символическое истолкование рисунка вполне доступно людям и без педагогического или психологического образования. Заметим лишь, что методика не предназначена для оценки интеллекта ребенка и не дает информации о его готовности или неготовности к школе.

Как понять, дорос ли ребенок до выполнения теста? До тех пор, пока изображенный ребенком человек напоминает шарик с ручкам и ножками (что характерно для всех детей), применять методику рано. Примерно с четырех-пяти лет голову и туловище ребенок начинает рисовать отдельно. Вот с этого моменты можно использовать тест.

Помните, не стоит наводить ребенка на мысль, кого рисовать. Даже если он задаст вопрос, рисовать ли ему бабушку, скажите, что можно изобразить, кого захочется. Дайте ему простой карандаш и стандартный белый лист бумаги. Ни в коем случае нельзя пользоваться ластиком. Если ребенок сочтет рисунок "окончательно испорченным", просто предложите новый лист. Внимательно следите, в каком порядке рисуются люди и предметы. Существует большая психологическая разница в отношении ребенка к тому, кого он нарисовал первым, и кого вообще не изобразил под предлогом "не поместилось".

Попросите автора подписать всех персонажей. Это тоже важный момент. Например, ваша дочь подписывает фигуру старшего брата "Сашенька", а лежащую в коляске сестренку - "младшая сестра". Разница в эмоциональном отношении к ним сразу понятна. Информацию, которую вы получите, нельзя использовать для упреков ( "Почему ты не любишь младшую сестричку?") Если ребенок еще не умеет писать, пусть расскажет, кого он нарисовал.

Обратите внимание и на неодушевленные предметы на рисунке. Это для нас, взрослых, они неодушевленные. В восприятии ребенка мебель, игрушки, телевизор, телефон могут даже вступать в своеобразные "отношения" между собой и персонажами рисунка. И ребенок здесь не так уж и не прав. Просто взрослые зачастую скрывают эмоциональную привязанность к своим "игрушкам". А если вы на рисунке видите папу, который наполовину исчез под капотом машины, и маму, сидящую с телефоном, то даже неспециалисту не составит труда сделать вывод: сколько папа проводит время с машиной, мама - с телефоном, а сколько - с ребенком и друг с другом.

Если на рисунке много предметов и мало людей, то это не свидетельствует об эмоционально бедной среде в семье. Скорее о направленности эмоций на мир вещей. Что тоже не является признаком жадности. Чаще всего ребенок выражает стремление родителей к постоянству, ведь каждая вещь - символ стабильности. 
Как часто, глядя на сына или дочь, мы вздыхаем: и почему мне так трудно с ним (или с ней)? И будем до крайности удивлены, что и ребенок, глядя на нас, задает себе тот же вопрос: почему мне так трудно с этим взрослым? Предложенная методика поможет вам лучше понять друг друга. Надо только довериться интуиции и познакомиться с правилами психологического истолкования рисунка семьи.

Кто милее всех на свете?

Хотим сразу предупредить родителей: получив рисунок, вы будете обескуражены. Вам покажется, что рисунок именно вашего ребенка никакая методика объяснить не в силах. Или, наоборот, вы не в силах интерпретировать рисунок только вашего ребенка. Прежде всего возникнет вопрос: чем отличается рисунок в вертикальной плоскости от рисунка в горизонтальной? Ведь в первом случае чаще всего фигуры расположены одна под другой, а во втором - "в ряд"? Как различить эти нюансы - "самый большой человек как самый любимый" и "самый большой человек как обладающий наибольшей властью"? Ответы на эти вопросы придут только с опытом. А пока доверьтесь интуиции.

Единственный совет - не пытайтесь сразу дать толкование деталям. Постарайтесь "увидеть" рисунок в целом. Что прежде всего бросается в глаза? Прежде всего, в глаза бросается "большое"!

Размер изображенного человека (а иногда и предмета) напрямую связан с тем, какое место в душе ребенка занимают отношения с этим человеком. Например, для мальчика, изобразившего бабушку по размеру больше остальных членов семьи, отношения с ней стоят на первом месте. А учитывая, что бабушка не только самая "большая", но и расположена на рисунке "выше" остальных членов семьи, можно предположить, что для ребенка бабушка в семье и самое авторитетное лицо.

Посмотрите, кто на листе (обычно это ярко выражено в рисунке в вертикальной плоскости) расположен выше, а кто - ниже. Наибольшей властью в семье обладает персонаж, который расположен выше всех, хотя он может быть и самым маленьким по размеру. Ниже всех изображен тот, чье влияние в семье минимально.  
 
Расстояние между персонажами связано с дистанцией психологической. Кто ребёнку ближе всех, того он и изобразит рядом. То же самое относится и к другим персонажам. Тех, кого ребёнок воспринимает как близких между собой, будут стоять рядом.

После того, как рисунок закончен, обязательно расспросите, кто есть кто. Возможно, вас ждет сюрприз. Тот персонаж, которого вы приняли за дедушку, окажется не настоящим дедушкой, а Дедом Морозом! Появление вымышленных персонажей свидетельствует о неудовлетворенных потребностях, которые ребенок реализует в своей фантазии. Такому персонажу надо обязательно уделить внимание и подробно расспросить о нем. Из рассказа вы поймете, чего не хватает сыну или дочери в реальной жизни.

Обратите внимание и на отсутствующих персонажей. Вас не должны ввести в заблуждение фразы: "Младшего братика я забыл нарисовать", а для "папы не хватило места". Скорее всего, брат вызывает ревность, а с папой нет эмоционального контакта, его как бы нет в мире ребенка. Может отсутствовать на рисунке и сам автор. И тогда это повод поразмышлять - нет ли у ребенка трудностей самовыражения с близкими людьми? Если "озвучить" чувства, это будет выглядеть примерно так: "Меня здесь не замечают" или "Мне здесь нет места".

Руки, ноги, огуречек - вот и вышел человечек!

У ребенка совершенно особое видение рук! Ведь первоначальная природная функция рук - цепляться за тело мамы, устанавливая с ней тем самым контакт. И лишь пережив отрыв от матери, ребенок открывает для себя другую функцию рук - функцию воздействия на мир. Тогда-то на его рисунках и появляются руки в виде "варежки" или "с пальчиками". И не надо пугаться, если пальчиков окажется не пять, а больше. Это означает, что ребёнок видит себя ( или другого персонажа) более сильным и могущественным, чем других членов семьи. Если пальцев больше на левой руке - то в сфере семейных отношений. На правой - вне семьи - в детском саду, школе или во дворе. Если пальчиков меньше пяти, то ребенок чувствует себя слабее окружающих. И еще одна деталь: чем могущественнее воспринимается персонаж, тем руки у него длиннее.

Персонажи, которые соприкасаются или почти соприкасаются руками, по внутреннему ощущению ребенка находятся в психологическом контакте.

Ноги символизируют опору в реальности и свободу передвижения. Чем больше площадь опоры у ног, тем более персонаж воспринимается твердо стоящим на земле.

Иногда на рисунках встречаются "отрывы" конечностей и голова, нарисованная отдельно от тела. Это сигнал страха - боязнь потерять то, что символизируется "недорисованной" ногой или рукой. Например, недорисованная правая рука может свидетельствовать о боязни потерять свой статус в детском саду или школе.

Разрывы контура - тоже частый элемент рисунка. Разрывы контура чаще можно наблюдать при изображении головы и туловища. Например, разрывы при рисовании головы объясняются следующим образом. Разрыв с правой стороны - восприимчивость к мнению социального окружения. С левой стороны - податливость к давлению семьи. Разрыв линий на макушке - податливость абстрактным нормам и авторитетам. Не доведенные линии снизу и со стороны шеи - недостаточный контроль над собственными влечениями.

Для чего тебе такие большие уши?

Казалось бы, такие мелкие детали как глаза, рот, уши трудны для изображения, и ребенок рисует их так, как может, поэтому никакой смысловой нагрузки они не несут. Но это не так. Персонажей с большими, широко открытыми глазами ребенок считает тревожными, беспокойными, нуждающимися в помощи. Глаза-точечки или щелочки символизируют внутренний запрет на плач, страх попросить о помощи.

Если вы спросите малыша, для чего человеку уши, то, скорее всего, получите вполне разумный ответ - "Чтобы слышать"! Но вот прелюбопытный нюанс, который надо обязательно учитывать, интерпретируя рисунок: слышать не что-либо в принципе, а прежде всего критические замечания и мнение о себе. Персонаж с самыми большими ушками должен слушаться окружающих больше, чем все остальные. А вот персонаж "без ушей" вообще может игнорировать то, что о нем говорят.

Что для ребенка символизирует рот? Это, прежде всего орган для нападения - чтобы кричать, кусаться, говорить обидные вещи. Члены семьи с большими и (или) затемненными ртами воспринимаются ребенком как источник угрозы, связанной с осуждением и словесным воздействием. Кстати, это вовсе не значит, что в данной семье говорят на повышенных тонах. А вот персонажи, рот которых изображен в виде точки или черточки, не имеют возможности влиять на других людей. Часто у таких персонажей нарисованы ещё большие уши - чтобы слушаться.

Шея на рисунке появляется не сразу. Сначала голова как бы "приклеена" к туловищу. Когда же появляется шея и что она символизирует? Шея в графической интерпретации - способность к контролю разума ("головы") над чувствами ("телом"). Когда у ребенка появляется пусть небольшая, но способность контролировать свои чувства, на рисунке появляется шея.

Тот персонаж, у которого шея есть, способен управлять своими чувствами. У кого шеи нет - не способен. 
Иногда встречаются, казалось бы, ставящие в тупик рисунки. Например, у папы и мамы шея отсутствует, а сам автор изображен с шеей. Но это, конечно же, не значит, что ребенок считает способным к контролю только себя. Скорее, это символизирует распространенное среди детей мнение, что контролировать себя и свое поведение нужно только маленьким. Обычно это озвучивается следующей фразой: "Вот когда я вырасту, буду ложиться спать как папа - когда захочу! И конфет есть так много - как мама"!

Если шея длинная и тонкая, то в сознании автора конфликт между разумом и чувствами решается через самоустранение от мира собственных сильных эмоций. Если же короткая и толстая, то данный персонаж мыслится как не имеющий проблем в этой сфере.

Что касается головы, то тут все просто. Самый умный член семьи - самый "головастый".

Кто сидел на моем большом стуле?

И ещё несколько общих замечаний. Иногда вместо членов семьи дети рисуют неодушевленные предметы. К примеру, папа изображен в виде компьютера или удочки. К интерпретации таких рисунков надо подходить с осторожностью. Они не обязательно означают отсутствие эмоционального контакта персонажа с членами семьи. В таких ситуациях надо просто подробнее расспросить ребенка, почему он нарисовал отца именно так.

Принципы линейной дистанции распространяются не только на мир людей, но и на неодушевленные предметы. Вещь, наиболее близко расположенная к персонажу, как считает ребенок, наиболее интересна для него.

Принцип вертикальной иерархии распространяется и на мир предметов. Большинство детей в углу листа рисуют солнце. Как ни странно, солнце для ребенка является символом верховной власти и защиты. Если изображена комната, вместо солнца нередко появляется люстра как замещающий источник света и тепла. Члены семьи и предметы, помещенные между автором рисунка и солнцем, видятся конкурентами, мешающими пользоваться в полной мере защитой и опекой.

Изображение большого количества мелких деталей предметов говорит о фиксации ребенка на порядке и правилах, о склонности прятать эмоции в себе, что чревато последующим "взрывом". Обилие на рисунке предметов, относящихся к одной сфере деятельности, подчеркивает значимость этой сферы деятельности для семьи. На рисунке одного ребенка было изображено три компьютера и три письменных стола. В той семье был культ работы мамы, папы и старшего брата.

Взрослые, сидящие в мягких креслах или на диване, означают особую ценность для семьи отдыха и расслабления, но в таких его формах, которые не характерны для ребенка. Ведь дети не любят лежать. Если ребенок изображает много шкафов, да еще с замочными скважинами, можно предположить, что в семье есть тайны, которые от него скрывают.

Обратите внимание на нажим карандаша. Люди, вызывающие у ребенка тревожность, изображаются либо с усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихованными, либо их контур обведен двойной линией. Но иногда можно встретить линию тоненькую, дрожащую. Ребенок как бы не решается изобразить этого персонажа.

И напоследок окиньте взглядом весь рисунок в целом. Как распределены персонажи? Равномерно по всему листу или смещены вверх или вниз? Пространство листа - своего рода аналог жизненного пространства человека. И так же, как в реальной жизни, на листе бумаги ребенок стремится занять собой столько места, сколько, как ему кажется, он "заслуживает". Поэтому если человек "мельчит", это говорит о его низкой самооценке. Если группа маленьких людей изображена в верхней части, а низ листа остался пустым, то низкая самооценка в данном случае сочетается с высоким уровнем притязаний. Человек нам как бы говорит: "Мне в жизни многое хочется, но у меня мало что получается". Если маленькие человечки нарисованы внизу, а верх остался пустым, это свидетельствует не только о низкой самооценке, но и о низком уровне притязаний.

Опираясь на предыдущие правила, каждый родитель сможет проявить способности к символическому истолкованию рисунков, лучше понять ребенка и его проблемы, увидеть нюансы отношений, которые раньше не замечались.

Если в рисунке что-то будет совсем уж не ясным (например, ребенок может изобразить так называемый "римский бюст" - фигуры людей будут изображены по пояс да еще обведены в рамочку) лучше не фантазировать, а вообще отказаться от интерпретации.

Посмотрев на себя и свои отношения с близкими глазами своего сына или дочери, вы сможете найти новые пути для решения проблем и гармонизации отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тест "Рисунок человека".

Поскольку манера рисования во многом определяется особенностями познавательной сферы ребенка, рисунок можно рассматривать как показатель интеллектуального развития. На этой основе американским психологом Ф.Гудинаф был разработан несложный тест "Рисунок человека". Практическое использование этого теста вскоре показало, что его психодиагностические возможности гораздо шире, чем мыслилось его создателю. Действительно, тщательный анализ изображения человеческой фигуры позволяет сделать довольно точное заключение об уровне умственного развития рисовавшего ребенка. Получаемый таким образом тестовый балл вполне сопоставим с широко известным коэффициентом интеллекта. Однако американский психолог Карен Маховер обратила внимание на интересный факт. Оказалось, что одинаковые баллы могут быть получены при анализе рисунков, разительно отличающихся друг от друга. Дальнейшие исследования показали, что особенности рисунка, которые не учитываются при оценке интеллекта, могут явно характеризовать состояние эмоциональной сферы ребенка, его мотивации, личности в целом. Попробуем разобраться, какую информацию несет простой детский рисунок, изображающий человека, и как ее можно психологически истолковать.

 

Голова на рисунке расценивается как сфера интеллекта, воображения, а также волевого управления "телесными" побуждениями. Уже очень маленький ребенок считает голову чрезвычайно важной частью тела. Он чувствует, что умелость, ум взрослые как-то связывают с головой. Поэтому наделение фигуры маленькой головой свидетельствует о переживании своей интеллектуальной неадекватности (что вовсе не обязательно связано с низким уровнем умственного развития). Нечеткое изображение головы - показатель застенчивости, робости. Если голова изображается в последнюю очередь, возникает подозрение в наличии каких-то межличностных конфликтов.

 

Шея - орган, символизирующий связь между сферой контроля (головой) и сферой влечений (телом). Шея появляется в детских рисунках не сразу. Сначала ребенок рисует голову, непосредственно "приклеенную" к туловищу. Кстати, так рисуют человека и многие взрослые. И вовсе не потому, что ее особенно трудно изобразить, а потому, что в их жизни еще не заняла прочного места та функция, которая на рисунке символизируется шеей, - способность к рациональному самоконтролю. Чрезмерно крупная шея сигнализирует об осознании "телесных" импульсов и старании их контролировать. Длинная тонкая шея - показатель торможения: конфликт между разумом и чувствами решается через самоустранение от мира собственных сильных эмоций. Толстая короткая шея - уступки своим желаниям и слабостям.

 

Плечи и их размеры - признак физической силы и потребности во власти. Поэтому чрезмерно крупные плечи отражают ощущение большой силы, а мелкие, наоборот, - малоценности, ничтожности, причем не только в физическом плане. Угловатые плечи - признак чрезмерной осторожности, повышенной тревожности. Покатые плечи чаще всего отражают сниженный жизненный тонус, уныние, иногда чувство вины.

 

Туловище - средоточие жизненных сил. Изображенное угловатым или квадратным, оно говорит о мужественности. Слишком крупное – о наличии неудовлетворенных потребностей. Ненормально маленькое – о симптоме униженности.

 

Лицо включает глаза, уши, рот и нос. Это рецепторы внешних стимулов - сенсорный контакт с действительностью. Тщательно выделенное, проработанное лицо означает сильную озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом. Подчеркнутый подбородок - потребность в доминировании. Слишком крупный подбородок - стремление компенсировать ощущаемую слабость, нерешительность.

 

Уши - это "орган" восприятия критики и вообще любого мнения другого человека о себе. Уши крупные или слишком подчеркнутые - возможные слуховые галлюцинации. Встречаются в рисунках детей, особо чувствительных к критике, а также озабоченных проблемой послушания. Маленькие уши или отсутствие ушей - стремление не принимать никакой критики, заглушить ее.

 

Глаза, закрытые или спрятанные полями шляпы, - явное стремление избегать неприятных визуальных воздействий. Большие расширенные глаза - тревожность, беспокойство, потребность в защите. Лицо с глазами "точечками" иди "щелочками" несет в себе внутренний запрет на плач, выражение потребности в зависимости.

 

Рот - символ агрессивности (ведь помимо прочего он служит и для того, чтобы кричать, ругаться, кусаться). Особый знак агрессивности - четко нарисованные зубы. Рот наподобие клоунского - вынужденная приветливость, неискренние чувства. Персонаж вообще без рта или со ртом-"точечкой" ("черточкой") не имеет возможности словесно влиять на других людей.

 

Нос многими психологами фрейдистской ориентации трактуется как сексуальный символ. Однако такая трактовка в отношении детей представляется довольно спорной.

 

Конечности - руки и ноги - появляются на рисунке ребенка достаточно рано, пускай и в виде палочек или "сосисок". Для маленького ребенка первоначальная функция руки - "прицепливание" к телу матери, т.е. функция установления контакта с близким человеком. Лишь впоследствии, пережив отрыв от тела матери, ребенок открывает вторую функцию руки - функцию взаимодействия с миром предметов и воздействия на этот мир.

 

Момент, когда ребенок почувствует себя на что-то способным, обнаружить на рисунке просто: у человечка появляется кисть руки, иногда в виде "варежки", иногда с пальцами, причем пальцев не обязательно пять. Если пальцев больше, чем пять, то ребенок чувствует себя более оснащенным, сильным (если на левой руке - то в сфере семейных отношений, если на правой руке - то в мире за пределами семьи: школе, саду, дворе и др.); если меньше - то более слабым, чем окружающие.

Информация о работе Рисунок как метод диагностики и коррекции детей из приёмных семей