Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 09:12, курсовая работа
Цель исследования – разработать основы использования рисунка в диагностике и коррекции у детей из приёмных семей.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы исследуемой проблемы.
2. Проведение мониторинга личности приёмных детей.
3. Разработка и частичная апробация путей использования рисунка для коррекции депривированных детей.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДУЕМОЙ РАБОТЫ
1.1. Приёмные семьи – важнейшее средство решения проблемы социального сиротства…………………………………………………………………………8
1.2. Использование рисунка в психотерапии, в процессе оценки личности: история, сущность………………………………………………………………18
1.3. Проективные графические методы в изучении депривированных детей……………………………………………………………………………..28
2. ПУТИ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ ИЗ ПРИЁМНЫХ СЕМЕЙ
2.1. Изучение и оценка личности детей из приёмных семей……………………………………………………………………………...45
2.2 Кружок по рисованию как путь коррекции депривированных детей………………………………………………………………………………53
2.3 Нетрадиционные технологии на занятиях по изобразительной деятельности детей из приемных семей………………………………………..58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………………………….72
ПРИЛОЖЕНИЕ
Нами была создана группа, состоящая из 7 приемных детей в возрасте 5-7 лет. Она собиралась 2 раза в неделю. Занятия длились 20-30 минут. Чтобы программа соответствовала снятию напряжения у ребенка, широко использовались психологические упражнения, методы арт-терапии (сказка-терапия), индивидуально творческая работа и др. Для более полного рассмотрения отдельных тем привлекались специалисты: социальный педагог и психолог.
Целью первого занятия было снятие напряжения, неудобства. Дети рисовали на свободную тему. Следующее занятие начиналось с игры-приветствия, были выставлены работы детей, которые рисовали на прошлом занятии. Некоторые занятия проводились социальным педагогом и психологом. Например, шестое занятие проводилось психологом, так как оно было направлено на работу с внутренним миром ребенка. С помощью игры «Цветик-семицветик» мы попытались раскрепостить детей, подготовили к предстоящей беседе. Дети должны были рассказать о семье, о которой давно мечтают. Параллельно психолог приводил доводы, что семья рассказывающего есть та, о которой он мечтает. В конце занятия, для снятия напряжения, дети рисовали свою семью. А на последнем занятии, которое проводилось с целью снятия тревожности, снижения эмоционального напряжения, воспитания уверенности в себе. Для реализации данных задач мы использовали методы арт-терапии. На занятии дети рисовали все то, чего они боятся, изображали свои страхи, рассказывали о них. Сначала им трудно было выразить все на бумаге, но постепенно образы стали приходить «сами собой». Избавление от страшных образов происходило через выбрасывание или уничтожение рисунков. После проводилась сказка-терапия. Дети сочиняли сказку и рисовали к ней рисунок.
Перед проведением такого рода занятий необходимо проводить вводные беседы на тему предстоящего занятия. Дети легче усваивают и понимают, то от них требуется и заинтересовываются. Можно попробовать изображать музыку. Так, детям была предложена веселая и грустная музыкальная фраза, которые изображались на бумаге. Можно также предложить рассмотреть цветы, например, красивую цветущую китайскую розу и злой кактус, а потом зарисовать.
Мы с детьми общались на предложенные темы, высказывали свои идеи, фантазии, грустные мысли, обиды или радости. После таких бесед дети без труда изображали любое задание.
2.3 Нетрадиционные технологии
на занятиях по
В программе кружковой работы предложены циклы занятий на различные темы («Кубизм», «Авангард», «Сюрреалистические игры»). Так, перед проведением цикла занятий по теме «Кубизм» (Таблица было проведено отдельное занятие по ознакомлению детей с кубизмом – одним из направлений в живописи, возникшем в первой четверти 20 века (Пикассо, Феран, Леже, Поль Сезари, Константин Малевич и др.). Были рассмотрены репродукции картин. Детям было рассказано, что кубический период – это реакция на мир машин холодный и бездумный, в котором вынужден жить человек, символическое предупреждение на будущее. Кубизм – это упрощенная форма, видение мира и отображение его в виде геометрических фигур. дети с большим интересом рассматривали картины человеческих тел, разложенных на сумму геометрических форм. Мы вместе думали как мог художник нарисовать ту или иную картину; какое настроение в картине, чувства, вызываемые ими.
Такие занятия развивают творческое воображение; учат детей создавать новые формы и образцы, используя трафареты геометрических фигур, подбирать цветовую гамму.
Перед проведением цикла занятий по теме «Авангард» была проведена беседа по ознакомлению детей с новым понятием. Дети познакомились с художниками-авангардистами: Ложе, Пабло Пикассо, Гончаровым, Паленовой. Дети узнали, что авангардисты стремились воплотить в картинах движение, смех, цвет, аромат.
Дети рисовали, сравнивали, высказывали свои ощущения. Ребята были очень рады, так как почувствовали себя настоящими художниками. Такие занятия развивают творческие способности воображения, учат детей не только изменять, но и преобразовывать, комбинировать прежние знания в новые сочинения, учат находить в пятнах и цветовых сочетаниях образ, настроение, движение, изображать на бумаге.
Перед проведением сюрреалистических игр дети узнали значение слова «сюрреализм» (от французского «сверхреальное, сверхъестественное»). Это значит, что обычные предметы или вещи становятся фантастическими; такие игры развивают в первую очередь воображение детей. А как известно детский возраст – это возраст самого большого воображения. ребята были очень увлечены как процессом, так и результатом своих работ.
Таблица 1.7.
№ |
Тема |
Задание |
1. |
Цикл занятий по теме «Кубизм» 1. «Новые игрушки» |
Предложить детям придумать и нарисовать игрушки , какие не продаются , каких нет на свете , а очень хочется иметь. Использовать геометрические фигуры |
2. «Сказки в кривом зеркале» |
Прочесть или напомнить детям знакомую или новую сказку, подумать всем вместе, что самое интересно ев ней, что каждому хотелось изобразить но изобразить как сказку, увиденную в кривом зеркале, испорченном телевизоре. | |
3. «В стране роботов». |
Предложить помечтать о | |
2. |
Цикл занятий по теме «Авангард» 1. «Тучи по небу летают» |
Предложить представить себе тучи и нарисовать, на что они похожи. Можно использовать метод «кляксографии». |
2. «Придумай и назови». |
Метод монотипии. | |
3. «Весело или грустно». |
Цветовая композиция или | |
4. «Мой сон» |
Изобразить впечатления своего сна. | |
5. «Я- птичка, рыбка, солнышко». |
Предложить детям представить себя на месте какого-нибудь животного, предмета, на фоне музыкального произведения. | |
3. |
Цикл занятий на тему «Сюрриалистические игры». 1. «Чудо-юдо» |
Предложить детям разделится
на подгруппы. На одном листе
бумаги дети по очереди рисуют
нечто (какой либо отдельный образ,
элемент образа, со смыслом или
без него). Следующий дополняет
рисунок первого своим образом,
отталкиваясь от первоначальног |
2. «Хорошо-плохо» |
Предложить детям разделится на две группы - одна рисует город в одном цвете, другая группа - многоцветный город. В конце сделать вывод: в какой стране лучше жить – в одноцветной или многоцветной. |
В программе кружковой работы предложены циклы занятий на различные темы («Кубизм», «Авангард», «Сюрреалистические игры»). Так, перед проведением цикла занятий по теме «Кубизм» было проведено отдельное занятие по ознакомлению детей с кубизмом – одним из направлений в живописи, возникшем в первой четверти 20 века (Пикассо, Феран, Леже, Поль Сезари, Константин Малевич и др.). Были рассмотрены репродукции картин. Детям было рассказано, что кубический период – это реакция на мир машин холодный и бездумный, в котором вынужден жить человек, символическое предупреждение на будущее. Кубизм – это упрощенная форма, видение мира и отображение его в виде геометрических фигур. Дети с большим интересом рассматривали картины человеческих тел, разложенных на сумму геометрических форм. Мы вместе думали как мог художник нарисовать ту или иную картину; какое настроение в картине, чувства, вызываемые ими.
Такие занятия развивают творческое воображение; учат детей создавать новые формы и образцы, используя трафареты геометрических фигур, подбирать цветовую гамму.
Перед проведением цикла занятий по теме «Авангард» была проведена беседа по ознакомлению детей с новым понятием. Дети познакомились с художниками-авангардистами: Ложе, Пабло Пикассо, Гончаровым, Паленовой. Дети узнали, что авангардисты стремились воплотить в картинах движение, смех, цвет, аромат. Например занятие из цикла «Кубизм».
Программное содержание.
1. Развивать творческое воображение детей, логическое мышление, память.
2. Развивать умение понять другого, входя в определенный образ.
3. Учить при помощи
различных геометрических
Материал. 4 таблички с незаконченными рисунками;
4 таблички со схематическими рисунками; набор различных
геометрических фигур, вырезанных из цветной бумаги.
Ход занятия
Воспитатель. Один мой знакомый художник оставил у меня несколько незаконченных рисунков. Долго я смотрела на них, но так и не поняла, что он хотел нарисовать. Может, вы мне поможете? (Показывает лист бумаги с незаконченными рисунками.)
— Молодцы. А можете вы догадаться, что я сейчас делаю? (Изображает, что читает газету, примеряет новую шапку, играет с котенком, чистит туфли, набирает телефонный номер.)
— Все отгадали. А можете вы показать, что вы чувствуете, когда у вас болит живот; когда на улице очень холодно; когда собаке отдавили лапу; когда кто-то отнимает у тебя мороженое; когда светит солнце?
— А можете назвать одним словом:
а) морковь, капусту, лук, горох;
б) юбку, платье, сарафан, пальто;
в) автобус, самолет, катер, трактор;
г) ель, березу, дуб, осину?
— А можете, используя опорные таблички, придумать загадку про бабочку?
Эта работа может проводиться по подгруппам (дети
объединяются в группы по 3—4 человека, и каждая группа
придумывает свою загадку).
— А теперь будьте очень внимательны. Я в течение короткого времени держу перед вами картину, вы внимательно смотрите на нее и, когда я убираю, вы рисуете точно такую же. Начали...
— И с этим заданием вы справитесь хорошо. А хотите придумать необыкновенный город для наших кошек? А придумывать мы будем так. Мы возьмем другое слово, например, цветок, и вы мне расскажите, какими словами можно описать цветок, а я ваши слова запишу.
Ответы детей: красивый, нежный, яркий, ароматный,
редкий, качающийся, высокий, пышный.
— А теперь я буду читать ваши слова, а вы будете говорить, может ли быть таким город? И как вы его представляете?
Красивый — город, в котором красивые разнообразные дома, много зелени, цветов, красивые фонари, огороды...
Нежный — плавные формы домов, крыш, жители не шумят, заботятся друг о друге...
Ароматный — много цветущих растений, издающих приятные запахи, из домов разносятся приятные запахи пищи...
Качающийся — многие дома на пружинах, на деревьях, есть целые улицы таких домов...
Пышный — широко раскинулся в разные стороны, много пышных деревьев, крыши как широкие колокольчики и т. п.
— Вот такой необыкновенный город мы с вами придумали. А сейчас посмотрите — перед вами цветная бумага разных форм. Каждый из вас придумает и сложит домик для кошки. А мы из этих домиков сложим затем целый город.
Дети выкладывают на своем листе бумаги. Могут наклеивать его у себя, а потом вырезать целостное изображение и переносить на общий лист. Могут наклеивать на общем листе. Город из придуманных детьми домов составляется вечером в свободное время (СХД).
Дети рисовали, сравнивали, высказывали свои ощущения. Ребята были очень рады, так как почувствовали себя настоящими художниками. Такие занятия развивают творческие способности воображения, учат детей не только изменять, но и преобразовывать, комбинировать прежние знания в новые сочинения, учат находить в пятнах и цветовых сочетаниях образ, настроение, движение, изображать на бумаге.
Перед проведением сюрреалистических игр дети узнали значение слова «сюрреализм» (от французского «сверхреальное, сверхъестественное»). Это значит, что обычные предметы или вещи становятся фантастическими; такие игры развивают в первую очередь воображение детей. А как известно детский возраст – это возраст самого большого воображения. ребята были очень увлечены как процессом, так и результатом своих работ.
После окончания кружковых занятий была проведена повторная диагностика с теми же респондентами.
Анализ полученных результатов показал снижение основных психологических проблем респондентов. ( График 1.5)
График 1.5. Ликвидация травмирующего последствия у детей в результате депривации.
Катя Ш.
1. Страх
2. Агрессивность
3. Замкнутость
4. Низкая самооценка
5. Неуверенность
6. Подозрительность, недоверие
Рома Т.
1. Страх
2. Агрессивность
3. Замкнутость
4. Низкая самооценка
5. Неуверенность
6. Подозрительность, недоверие
Леша К.
1. Страх
2. Агрессивность
3. Замкнутость
4. Низкая самооценка
5. Неуверенность
6. Подозрительность, недоверие
Оксана Т.
1. Страх
2. Агрессивность
3. Замкнутость
4. Низкая самооценка
5. Неуверенность
6. Подозрительность, недоверие
Вова А.
1. Страх
2. Агрессивность
3. Замкнутость
4. Низкая самооценка
5. Неуверенность
6. Подозрительность, недоверие
Таня А.
1. Страх
2. Агрессивность
3. Замкнутость
4. Низкая самооценка
5. Неуверенность
6. Подозрительность, недоверие
Виталик К.
1. Страх
2. Агрессивность
3. Замкнутость
4. Низкая самооценка
5. Неуверенность
6. Подозрительность, недоверие
У Кати Ш. рисунки свидетельствуют о снятии стресса, страха, агрессивности. Рисунок человека у нее со всеми частями тела, с улыбкой.
У Ромы Т. наблюдается повышенная самооценка, о чем говорят рисунки с предметами нормальной величины.
Леша К. стал более общительным к окружающим.
Оксана Т. стала доверчивой к сверстникам, перестала замыкаться в себе, о чем свидетельствуют работы без ограждений.
Виталик К. перестал рисовать оружие – стал более уравновешен.
А Вова и Таня А. стали дружелюбны. У Тани спала напряженность, агрессивность. У Вовы спала неуверенность в себе, о чем свидетельствуют их рисунки.
Таким образом, полученные результаты дают право утверждать, что разработанная нами программа для кружковой работы по рисованию , где рисунок использовался как метод коррекции имеет эффективность, а также право на существование. Такой вид деятельности может являться средством коррекции негативных явлений у депривированных детей.
Заключение
Приемные семьи - важнейшее средство решения проблемы социального сиротства. Такая форма устройства детей в семью стала приоритетной в решении проблемы социального сиротства и наиболее перспективной с социально-экономической и морально-психологической точек зрения. Во-первых, содержание одного ребенка в доме ребенка, детском доме или школе-интернате обходится государству значительно дороже, чем в семье. во-вторых, каким бы хорошим не был уход в детском интернатном учреждении, оно никогда не заменит ребенку отца и мать, семейные отношения, родительскую любовь, заботу, ласку.
Информация о работе Рисунок как метод диагностики и коррекции детей из приёмных семей