Рисунок как метод диагностики и коррекции детей из приёмных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 09:12, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – разработать основы использования рисунка в диагностике и коррекции у детей из приёмных семей.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы исследуемой проблемы.
2. Проведение мониторинга личности приёмных детей.
3. Разработка и частичная апробация путей использования рисунка для коррекции депривированных детей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДУЕМОЙ РАБОТЫ
1.1. Приёмные семьи – важнейшее средство решения проблемы социального сиротства…………………………………………………………………………8
1.2. Использование рисунка в психотерапии, в процессе оценки личности: история, сущность………………………………………………………………18
1.3. Проективные графические методы в изучении депривированных детей……………………………………………………………………………..28
2. ПУТИ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ ИЗ ПРИЁМНЫХ СЕМЕЙ
2.1. Изучение и оценка личности детей из приёмных семей……………………………………………………………………………...45
2.2 Кружок по рисованию как путь коррекции депривированных детей………………………………………………………………………………53
2.3 Нетрадиционные технологии на занятиях по изобразительной деятельности детей из приемных семей………………………………………..58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………………………….72
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

курсовая работа!.doc

— 501.00 Кб (Скачать файл)

Арт-терапевтический подход к интерпретации детских рисунков не сводится к количественному и качественному анализу формальных признаков, хотя, несомненно, элементы такого анализа присутствуют.

В арт-терапии, в отличие от проективных графических методов, интерпретация сопровождается обратной вербальной связью. Причем диагностика предполагает также рефлексию самого «художника», осознание им содержания своего внутреннего мира. [8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Пути диагностики и  коррекции детей из приемных  семей.

 

2.1. Изучение и оценка  личности детей из приемных  семей.

 

Цель констатирующего эксперимента нашего исследования заключалась в выявлении и оценки психофизического состояния ребенка.

Задачи: 1. Определить основные  графические методики.

     2. Исследовать развитие и психологические аспекты детских рисунков.

              3. Выявить и проанализировать рисунки депривированных детей.

               4. Разработать и экспериментально проверить пути ликвидации психологических проблем у детей из приемных семей.

В работе мы руководствовались принципами гуманистического, индивидуального, личностно-ориентированного подхода.

Исследование проводилось на базе детского сада «Василек» Витебского района. Всего в исследовании принимало участие 35 детей разных возрастных групп, среди которых 7 – приемные дети в возрасте 5-6 лет.  Исследование проводилось со всеми детьми, однако особое внимание уделялось детям из опекунских (приемных семей).

Основные методики, используемые в исследовании:

- методика «Несуществующее животное»,

- методика «Дом – дерево –  человек»,

- тест «Нарисуй человека под  дождем»,

- тест «Нарисуй семью» или («Рисунок  семьи»),

- тест «Художник или мыслитель»,

- тест «Нарисуй человека»,

-техника «Каракули»,

- методика «Кактус».

С помощью теста «Нарисуй человека» мы изучили динамику личности. (Таблица 1.2.)

 

Таблица 1.2. Особенности изображения рисунков депривированных детей и их интерпретация.

 

Методика

   Имена    

    детей

      

                 Рисунок

 

 

            Интерпретация

 

«Нарисуй

человека»

 

Катя Ш.

Человек с большими вытаращенными зубами и глазами

Наличие злости и агрессивности

Рома Т.

Человек в темных тонах

 

Какое-либо беспокойство.

Леша К.

У человека слишком выделенное ухо.

Определенная степень подозрительности

Оксана Т.

Человек с вытаращенными глазами

Общий страх

 

Вова А.

Очень маленький человечек

Незащищенность, страх

Таня А.

Человек со сжатыми губами

Враждебность

Виталик К.

Рисунок человека с большими глазами и с оружием в руках

Ярко выраженная  агрессивность, а также страх


 

 

При помощи теста «Нарисуй человека под дождем» мы выявили факторы, указывающие на наличие стресса. (Таблица 1.3.)

 

Таблица 1.3.

 

 Методика

   Имена    

    детей

 

                

              Рисунок

 

 

         Интерпретация

«Нарисуй человека под дождем»

Вова А.

 

 

Мокрый человек без какого-либо прикрытия

 

 

Незащищенность, отсутствие уважения к самому себе

 

 

 

Таня А.

Худое тело с большой головой

Наличие депрессии и повышенной чувствительности

 

Катя Ш.

Человек в шляпе

Слабая система защиты

 

Рома Т.

Человек со сломанным зонтом

Незащищенность и неуверенность

 

Леша К.

Человек на улице под дождем в шапке,  рядом тропинка к дому

боязнь, страх, неуверенность

 

Виталик К.

Человек с оружием, в куртке

Агрессивность


 

 

 

 

 

При помощи известной методики «Дом – Дерево – Человек» мы изучили как интеллектуальные способности, так и степень интеграции личности, зрелости и ее действительности. (Таблица 1.4.)

 

Таблица 1.4.

 

 

Методика

Имена    

    детей

 

               Рисунок

 

           Интерпретация

«Дом – Дерево – Человек»

 

Рисование дома:

Таня А.

Дом без дверей и окон

Отсутствие контактов с другими людьми

Вова А.

Дом с очень большой трубой

Преувеличенная сексуальная сфера

Катя Ш.

Дом без дверей и окон

Отсутствие контактов с другими людьми

Рома Т.

Дом без трубы

Отсутствие тепла в сфере наличия конфликтов с отцом (дядей)

Леша К.

Много дыма из трубы, дом без лестницы

Внутреннее напряжение, рисунок говорит о недоступности в интерперсональных контактах

Оксана

Т.

Дом с большим замком; забор вокруг дома

Наличие защитной позиции, на необходимость эмоциональной защиты


 

 

 

 

Виталик К.

 

 

Рисует очень длинную дорожку около дома на переднем плане; окна в доме с форточками

 

 

Резерв, самоконтроль; ограниченная доступность

 

 

 

Рисование дерева

Таня А.

Очень большое дерево

Склонность к агрессии

Вова А.

Очень маленькое деревцо

Низкая самооценка

Катя Ш.

Деревцо, состоящее лишь из двух линий; ствол и кружки вместо кроны

Импульсивность, изменчивость.

Рома Т.

Дерево со сломанной веткой и с большим дуплом, дерево в шрамах

 Наличие какой-то перенесенной  травмы, болезни или несчастного  случая

Леша К.

Дерево с затемненными плоскостями, сильно обведенными

Защитная враждебность или агрессивное поведение

Оксана Т.

Сильно обозначенный контур дерева

Сильное влияние травмы

Виталик К.

Дерево с корнями

Наличие бурных эмоций


 

Рисование человека

Таня А.

Человек со сложенными на груди руками

Враждебность, подозрительность

Вова А.

Рисунок с человеком, у которого отсутствуют руки

Беспомощность, неприспособленность

Катя Ш.

Человека с большими стопами

Стремление к безопасности

Рома Т.

Человек показан с длинными пальцами

Агрессивность и враждебность

Леша К.

Человек с разными по длине ногами

Противоположные чувства, касающиеся независимости

Оксана Т.

Рисует человека с неровными плечами

Эмоциональная нестабильность

Виталик К.

Человека с широкими плечами

Необходимость в себе чувства силы


 

 

 

Тест «Нарисуй семью» дал возможность выявить отношения в семье, а также личностные отношения респондента к членам своей семьи. (Таблица 1.5.)

 

 

 

 

Таблица 1.5.

 

«Нарисуй семью»

Таня А.

 

Не включает себя в рисунок

Чувство отчужденности

Вова А.

Вова в пустой комнате

Наличие недостатка внимания

Катя Ш.

Персонажи показаны в разных углах комнаты

Недостаток  внимания, общения

Рома Т.

Изображены взрослые за обеденным столом; на противоположных концах длинного стола.

Явные враждебные отношения в семье

Леша К.

Нарисовал взрослых, которые смотрят телевизор

Недостаток внимания и общения

Оксана Т.

Показан пустой стол

Скудность окружения

Виталик К.

Весь рисунок в темных тонах, людей со злыми лицами

Агрессивность и озлобленность.


 

 

 

 

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента показывают наличие различных психофизических состояний детей: агрессивность, страх, неуверенность в себе, подозрительность, недоступность в вербальных контактах, а также присутствует нехватка родительского внимания, тепла, заботы и домашнего уюта. Комплексное изучение детей констатирует необходимость разработки коррекционных программ по ликвидаций последствий социальной и психологической дипривации у детей из приемных семей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Кружок по рисованию  как путь коррекции депривированных детей.

 

 

Учитывая результаты, полученные в ходе констатирующего

эксперимента, следующий этап экспериментальной части нашего исследования заключается в разработке и частичной реализации коррекционных программ для детей из приемных семей по ликвидации негативных последствий дипривации.

На первый план в работе  выдвигались воспитательные и развивающие педагогические воздействия. Целями работы кружковой работы с такими детьми признавались: снятие агрессивности, страха, неуверенности, подозрительности, а также развивать творческое воображение, научить детей рисовать, используя нетрадиционные техники в рисовании.

Существенное значение для коррекционного учебно-воспитательного процесса  имели до мелочей продуманная программа работы, тщательно отобранные приемы и методы с использованием индивидуального подхода к детям. Так, для достижения поставленных целей были использованы следующие методы: игровой групповой коррекции, индивидуальная коррекционная работа.

Прежде всего, необходимо создание таких внешних условий, которые обеспечат оптимальную уверенность ребенка в успехе, будут способствовать снятию тревоги, агрессивности. На таких занятиях ребенок будет работать сам, помощь взрослого будет только по мере необходимости (разъяснение смысла его деятельности).

Учебные занятия должны быть направлены на коррекцию индивидуальных отличий в психическом развитии, на развитие мыслительных процессов речи, а также на умение сопоставлять прошлое, настоящее и будущее.

В воспитательной работе большое значение имеет преодоление негативного отношения к своим прошлым родителям, преодоление психической травмы после потери родителей, создание доверительных отношений в приемной семье.

При работе с такими детьми существенно-важным является умение побуждать их к разговору, к раскрытию своей души, а также умению понять и выслушать своего собеседника.

Каждый ребенок – индивидуальность, поэтому работа с детьми из приемных семей осуществлялась с учетом индивидуальных особенностей.

Результат констатирующего эксперимента убедил нас в необходимости разработки комплексной программы коррекции, направленной на ликвидацию последствий ( страх, агрессивность, недоверие , замкнутость и др.), возникших в результате социальной и психологической  депривации. Она должна охватывать круг актуальных вопросов, касающихся по устранению негативных психологических свойств личности, изменить отношение ребенка к новой семье, принявшей его, попытаться доказать, что они ( дети) точно такие же дети, как и их сверстники, снять комплекс неполноценности.

На сегодняшний день нет такой единой комплексной программы коррекции, направленной на ликвидацию последствий. На основе изучения зарубежного опыта (Остера Джеральда, Джона Дилео, Роды Келлог, Германа Роршаха, Коррадо Риччи, Гудинафа и др. исследователей детского рисунка) мы разработали свою программу.( Таблица 1.6.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.6.

 

Тема занятия

Указания

1.

Рисунок на свободную тему

     Предлагаю выразить детям то ,что они хотят, не принуждая  к определённым указаниям.

22.

«Мой мир»

   Предлагаю детям выразить свой мир в виде зрительных образов, представленных в цветах, линиях, формах, символах. «Как выглядел бы мир, если бы он был таким, как вам хочется».

3.

«Что я чувствую»

     Нарисовать то , «что вы делаете , когда сердиты; что заставляет  быть сердитыми». Изобразить жуткое место, последний раз, когда плакали, место, которое делает счастливым; передать чувство в те моменты.

 

4.

«Какой я?»

   Нарисовать свой внешний вид, как хотели бы выглядеть, когда  станете старше, когда состаритесь, когда были младше (в каком-то определённом возрасте или вообще).

5.

«Что я чувствую?»

   Обратить внимание на цветок (лист, раковину, картину и т.д.) в  течение двух минут. Использовать  музыку. Изобразить чувства.

6.

«Моя семья и я »

     Нарисовать свою семью в символах, виде животных, мазков краски; семью с изображением каждого, её члена за каким-то занятием; часть самих себя; кто нравится больше или меньше всего; показать внутреннее «Я». Как бы хотели выглядеть в глазах других людей.

7.

«Какой я»

   Нарисовать, что делаете, когда ощущаете печаль, беспокойство, ревность, одиночество.

8.

«Линии»

  Нарисовать «счастливые» линии, «мягкие» линии, линии «печальные», «сердитые», «испуганные».

9.

«Плюс и минус»

  Нарисовать вещи, противоположные  друг другу: слабый - сильный; счастливый – несчастный; печальный – весёлый; хороший – плохой; любить – не любить; добрый – злой; одинокий – не одинокий.

10.

«Какой я»

     Нарисовать себя ребёнком, подростком, взрослым.

11.

«Цветок»

  В течение минуты посмотреть  на цветок. Передать через рисунок чувства.

12.

«Я злюсь»

   Изобразить себя, когда злитесь; что заставляет быть сердитым. Изобразите жуткое место; место , которое делает счастливым.

13.

«Моя реакция»

   Нарисовать своё отношение к  рассказу, поэме, отрывку из музыкального  произведения.

14.

«Мой страх»

   Нарисовать свой страх.

Информация о работе Рисунок как метод диагностики и коррекции детей из приёмных семей